Конспект занятия по «Предметному миру» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Путешествие в прошлое часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по «Предметному миру»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Путешествие в прошлое часов»
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности детей: игровой
Цель: Сформировать представление о часах.
Программное содержание: Познакомить детей с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Активизировать словарь по теме (солнечные, водяные, песочные, огненные и электронные часы). Рассказать детям о том, что часы созданы трудом многих людей, люди усовершенствовали их, чтобы ими было удобно пользоваться. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов. Воспитывать интерес к истории предметов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование: Различные виды часов, цифры.
Планируемые результаты: Познакомились с историей часов.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин. |
II | Основная часть |
| 20 мин. |
1. |
| Беседа «Что такое время?» |
|
2. |
| игра «Живая неделя». |
|
3. |
| Физкультминутка |
|
4 |
| Рассказ «Как появились часы» |
|
III | Заключительная часть |
| 3 мин. |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I Вводная часть
Конец формыЗаняти
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На руке, и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до захода.
Что это?
Дети: Часы.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много интересного о истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? А что такое «время»?
Дети: Год, времена года, время суток, час, минута, секунда, дни.
Воспитатель: А время было всегда?
Дети:(ответы)
Воспитатель: Время было всегда. Не было нас, людей. Время было и бежало вперёд. Само слово «время» произошло от старого русского слова «вертемя».
Что вы слышите в этом слове? Повторите его.
В этом слове угадываются два слова «время» и «вертеть».
Время вертится, движется. Ведь проходит осень, проходит зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.
А сегодня тот же день, что был вчера?
Нет, конечно.
Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний. Какой день недели был вчера? Чем мы занимались вчера? А что будем делать сегодня?(Ответы детей)
Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».
Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу, а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр)
Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет,
который показывает точное время. Что это за предмет?
Дети: Часы.
Воспитатель: Скажите часы существовали всегда?
Ответы детей.
Воспитатель: А как же люди определяли время- Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?
Я расскажу, какие часы были раньше.
Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.
Вставало солнышко- значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, человек заметил, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрел человек, как тень за солнцем бегает и придумал, как думаете, какие часы?
Ответы детей
Начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление- это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?
Дети: Нет солнца- нет тени.
Воспитатель: Узнавали время и по живым часам.
Отгадайте загадку:
Будит рано поутру
Без разбора всю семью.
Пением ласкает слух
Деревенский наш (петух).
Давайте тоже побудем петушками.
Физминутка: «Петушок»
Ходит по двору петух-
Гребешочек аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
На работу всех зовёт!
Ку-ка-ре-ку!
Хотя и кричит петушок в одно и то же время, но и с ним бывали оплошности: то с жёрдочки во сне упадёт, то лисы напугается и поднимет крик раньше времени, а то и голос потеряет.
А вы слышали выражение «Время течёт»?
Что может течь?
Ответы детей.
Воспитатель: Ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах.
В сосуд с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Удобны ли такие часы? Почему?
Дети: Надо постоянно доливать воду.
Воспитатель: «Течёт время» и в песочных часах.
Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлинике. Больные по ним принимают лечебные процедуры.
Представьте, что мы взяли песочные часы на прогулку. Удобно ими было бы пользоваться? Почему?
Дети: Забудем, когда их переворачивать.
Воспитатель: Это электронные часы, их заводить не надо, они всегда показывают точное время.
-В каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?
Ответы детей.
В- ль: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек.
Сегодня вы узнали много интересного из истории часов. Что понравилось на занятие?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС на тему: “Путешествие в Математическое царство”
Конспект занятий НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС на тему: “Путешествие в Математическое царство&rdquo...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие в страну часов"
Программное содержание:- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями;- вызвать интерес к понятию «время»;- формировать умение определять время по часам...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада по теме "Воздух и его свойства"
Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства »...

Конспект занятия по предметному миру в старшей группе. Тема: «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Название тканей.»
Конспект занятия поможет закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда», познакомить детей с классификацией одежды по сезонам - зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей ...

Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система»
космос, солнечная система, конспект занятия по предметному миру, окружающий мир, Юрий Гагарин, космос в детском саду, предметный мир, терешкова, ракета, планеты....

Конспект занятия по «Предметный мир» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Глобус или Земной шар на столе».
Конспект занятия по «Предметный мир»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Глобус или Земной шар на столе» Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграци...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Весна»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Весна»...
