Конспект занятия по «Предметному миру» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Путешествие в прошлое часов»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Исентаева Жания Жексенбаевна

Конспект занятия по «Предметному миру»

в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Путешествие в прошлое часов»

 

Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид деятельности детей: игровой

Цель: Сформировать представление о часах.

Программное содержание: Познакомить детей с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Активизировать словарь по теме (солнечные, водяные, песочные, огненные и электронные часы). Рассказать детям о том, что часы созданы трудом многих людей, люди усовершенствовали их, чтобы ими было удобно пользоваться. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов. Воспитывать интерес к истории предметов. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование: Различные виды часов, цифры.

Планируемые результаты: Познакомились  с историей часов.

 

Структура занятия

 

I

Вводная часть

 

2 мин.

II

Основная часть

 

20 мин.

1.

 

Беседа «Что такое время?»

 

2.

 

игра «Живая неделя».

 

3.

 

Физкультминутка

 

4

 

 Рассказ «Как появились часы»

 

III

Заключительная часть

 

3 мин.

Длительность 25 минут

 

Ход занятия

I Вводная часть

Конец формыЗаняти

Воспитатель: Отгадайте загадку:

На руке, и на стене,

И на башне в вышине.

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода.

Что это?

Дети: Часы.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем много интересного о истории возникновения часов. Для чего люди изобрели часы? А что такое «время»?

Дети: Год, времена года, время суток, час, минута, секунда, дни.

Воспитатель: А время было всегда?

Дети:(ответы)

Воспитатель: Время было всегда. Не было нас, людей. Время было и бежало вперёд. Само слово «время» произошло от старого русского слова «вертемя».

Что вы слышите в этом слове? Повторите его.

В этом слове угадываются два слова «время» и «вертеть».

Время вертится, движется. Ведь проходит осень, проходит зима. И это не та зима, что была в прошлом году, а другая.

А сегодня тот же день, что был вчера?

Нет, конечно.

Давайте сравним день сегодняшний и вчерашний. Какой день недели был вчера? Чем мы занимались вчера? А что будем делать сегодня?(Ответы детей)

Воспитатель: Время не возвращается, а идёт вперёд и только вперёд. Давайте поиграем в игру «Живая неделя».

Возьмите со стола цифры. Под музыку вы будете бегать по кругу, а на сигнал «Раз-два не ленись! Дни недели по порядку становись!» вы должны встать от 1 до 7. Назвать дни недели. (Игра проводится 2 раза, с обменом цифр)

Сегодня, чтобы узнать который час, достаточно посмотреть на один предмет,

который показывает точное время. Что это за предмет?

Дети: Часы.

Воспитатель: Скажите часы существовали всегда?

Ответы детей.

Воспитатель: А как же люди определяли время- Когда спать? Когда вставать? Когда работу начинать?

Я расскажу, какие часы были раньше.

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

Вставало солнышко- значит пора вставать, приниматься за работу, и так до самого вечера. И, вдруг, человек заметил, что тень от предмета движется за солнцем. Смотрел человек, как тень за солнцем бегает и придумал, как думаете, какие часы?

Ответы детей

Начертил круглую площадку под открытым небом, разделил её на 12 делений. 1 деление- это 1 час. Посередине поставил колышек. Ходит по небу солнышко, а по площадке бегает тень от колышка и, словно часовая стрелка, показывает время. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему?

Дети: Нет солнца- нет тени.

Воспитатель: Узнавали время и по живым часам.

Отгадайте загадку:

Будит рано поутру

Без разбора всю семью.

Пением ласкает слух

Деревенский наш (петух).

Давайте тоже побудем петушками.

Физминутка«Петушок»

Ходит по двору петух-

Гребешочек аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

На работу всех зовёт!

Ку-ка-ре-ку!

Хотя и кричит петушок в одно и то же время, но и с ним бывали оплошности: то с жёрдочки во сне упадёт, то лисы напугается и поднимет крик раньше времени, а то и голос потеряет.

А вы слышали выражение «Время течёт»?

Что может течь?

Ответы детей.

Воспитатель: Ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах.

В сосуд с отверстием у дна, наливали воду. Капля за каплей сочилась вода из отверстия в чашу, на стенках которой были сделаны чёрточки-отметки, показывающие сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Удобны ли такие часы? Почему?

Дети: Надо постоянно доливать воду.

Воспитатель«Течёт время» и в песочных часах.

Сделаны песочные часы из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда работают часы, песок сыплется из верхнего пузырька в нижний. Высыпался песок, значит прошло 2 или 10 минут. Часы переворачивают и счёт времени продолжается. Такими часами пользуются и сейчас, например, врачи в поликлинике. Больные по ним принимают лечебные процедуры.

Представьте, что мы взяли песочные часы на прогулку. Удобно ими было бы пользоваться? Почему?

Дети: Забудем, когда их переворачивать.

Воспитатель: Это электронные часы, их заводить не надо, они всегда показывают точное время.

-В каких электроприборах вы могли видеть электронные часы?

Ответы детей.

В- ль: Вот видите, какой сложный путь прошли часы и всё это придумал человек.

Сегодня вы узнали много интересного из истории часов. Что понравилось на занятие?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС на тему: “Путешествие в Математическое царство”

Конспект занятий НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС на тему: “Путешествие в Математическое царство&rdquo...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада на тему "Путешествие в страну часов"

Программное содержание:- познакомить детей с историей возникновения часов, и их разновидностями;- вызвать интерес к понятию «время»;- формировать умение определять время по часам...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада по теме "Воздух и его свойства"

Конспект занятия по окружающему мируобразовательной деятельности в старшей группепо теме: «Воздух и его свойства »...

Конспект занятия по предметному миру в старшей группе. Тема: «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Название тканей.»

Конспект занятия поможет закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда», познакомить детей с классификацией одежды по сезонам - зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей ...

Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система»

космос, солнечная система, конспект занятия по предметному миру, окружающий мир, Юрий Гагарин, космос в детском саду, предметный мир, терешкова, ракета, планеты....

Конспект занятия по «Предметный мир» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Глобус или Земной шар на столе».

Конспект занятия по «Предметный мир»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Глобус или Земной шар на столе» Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграци...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Весна»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада на тему «Весна»...