Конспект занятия по «Предметный мир» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Глобус или Земной шар на столе».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по «Предметный мир»
в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Глобус или Земной шар на столе»
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Вид деятельности детей: игровой
Цель: Познакомить детей с историей появления и использования глобуса.
Программное содержание: Познакомить детей с глобусом, как моделью Земли; Развивать у детей внимательность, наблюдательность; Воспитывать любовь и бережное отношение к нашей планете.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование: Глобус, цветные карандаши, альбомные листы.
Планируемые результаты: Познакомились с историей появления и использования глобуса.
Структура занятия
I | Вводная часть |
| 2 мин. |
II | Основная часть |
| 20 мин. |
1. |
| Рассказ о глобусе |
|
2. |
| Чтение стихотворения |
|
3. |
| Физкультминутка |
|
4 |
| Знаменитые глобусы. |
|
III | Заключительная часть |
| 3 мин. |
Длительность 25 минут
Ход занятия
I Вводная часть
Сейчас многие люди путешествуют, ездят в разные города, разные страны. А в далёкие времена люди путешествовали мало. У них не было современного транспорта, они не знали, куда им идти и ехать. Люди мало знали о планете Земля, на которой мы с вами сейчас живём. Но вот они научились строить корабли: сначала небольшие, потом корабли становились всё больше и больше, они могли отправляться в далёкое плавание по морям и океанам. Иногда приходилось плыть много дней и ночей. В те далёкие времена, о которых я вам рассказываю, мореплаватели ориентировались по звёздам. Но звёзды появляются только ночью и только при хорошей погоде. С древних времён между учёными были споры о форме Земли. Считается, что первым человеком, кто доказал, что Земля круглая был древнегреческий философ Аристотель.
Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажете, о чём оно.
Хоромы у меня невелики,
А шар земной вместили, как ни странно:
Здесь уместились все материки,
Четыре необъятных океана.
Верчу рукою глобус на столе,
Разглядываю страны и границы:
У толстяка на голубом челе
Палитра многоцветная искрится.
Что ни оттенок цвета, то народ;
Что ни страна, то новая окраска…
С материка на материк ползёт
И по морям плывёт моя указка.
Мне шар напоминает силача,
Чья голова укрыта облаками.
Глянь – свесилась Америка с плеча,
Сжал Азию он крепкими руками.
Льды Арктики на спину взгромоздил,
Полярную на лоб надвинул шапку,
Стопы на Антарктиде укрепил
И всю Европу крепко взял в охапку.
Всю Африку – на правое бедро,
Австралию – на левое колено;
Всё зло земли и всё её добро
Вращает неустанно, неизменно.
- О чём, ребята, это стихотворение? (Правильно, о глобусе).
- Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, материки, горы, равнины, страны).
- Посмотрите, ребята, это глобус. Глобус – это модель нашей планеты Земля. Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете: какой формы Земля, много ли на ней воды. Глобус имеет форму шара, значит и наша Земля – это шар.
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
II. Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратетом Малльским.
В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус (обычных размеров) имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно.
Современные глобусы бывают разных видов и размеров. Так например в США создан цифровой глобус, а в Германии первый интерактивный (Мультитач) глобус.
Небесный глобус показывает расположение звёзд зеркально по сравнению с тем, как они видны на небе, поскольку мы смотрим на глобус снаружи, а небесную сферу видим «изнутри». При измерении географическая карта намного удобнее глобуса, поскольку последний требует использования при измерении расстояний гибкой линейки. Некоторые глобусы изначально оборудованы линейками, изогнутыми в виде дуги.
Бельгийским коллекционером Штефаном Миссине, в 2013 году было опубликовано исследование глобуса, вырезанного на страусином яйце. Вырезанный на этом яйце глобус изображает Северную Америку. Датируется глобус 1504 годом. Это старейший глобус, на котором изображена Америка
Голландские послы привезли в подарок Великому князю Московскому Алексею Михайловичу Романову значительный по размерам глобус. Позднее 16-летний Петр, будущий император России затребовал этот глобус себе. Русский царь и его дети могли иметь достаточно ясное представление как о географии Земли на уровне знаний своего времени, так и о ее шарообразной форме.
Знаменитые глобусы:
Земное яблоко (XV век) — старейший глобус в мире.
Ягеллонский глобус из Кракова — один из трёх старейших глобусов, ныне существующих в мире.
Готторпский глобус в Музее М. В. Ломоносова de:Gottorfer Riesenglobus (XVII век)
Страусиное яйцо (1504) — старейший глобус Америки.
Глобус Блау (XVII век) — главный экспонат первого русского музея.
Глобус мира (1982—1987) — самый большой вращающийся глобус. Представляет собой сферу в диаметре 10 м, весом 30 т, находится в местечке Коломбара, недалеко от г. Апечо, округ Пезаро, Италия. Глобус построен из дерева, и его размеры позволяют разместить внутри 600 человек на трех ярусах настилов.
- С чем мы сегодня познакомились? (С глобусом)
- Что такое глобус? (Модель нашей Земли).
- Что изображено на глобусе? (Моря, океаны, горы, равнины, материки, страны). А сейчас мы с вами будем рисовать глобус-макет нашей земли. Дети рисуют глобус- рассказывают о своем рисунке и вывешивают на доску
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами узнали очень много о глобусе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе
Тема: «Посуда для Федоры»...

Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры» 06.07.20
Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»...

Конспект занятия по предметному миру в старшей группе. Тема: «Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Название тканей.»
Конспект занятия поможет закрепить знания детей об обобщающем понятии «одежда», познакомить детей с классификацией одежды по сезонам - зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей ...
Конспект занятия по предметному рисованию в старшей группе
Конспект для проведения занятий по предметному рисованию в старшей группе...

Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система»
космос, солнечная система, конспект занятия по предметному миру, окружающий мир, Юрий Гагарин, космос в детском саду, предметный мир, терешкова, ракета, планеты....

Конспект занятия по «Познавательному развитию» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Продукты на нашем столе».
Конспект занятия по «Познавательному развитию»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Продукты на нашем столе».Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция ...

Конспект занятия по «Предметному миру» в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Путешествие в прошлое часов»
Конспект занятия по «Предметному миру»в старшей группе (5-6 лет)Тема: «Путешествие в прошлое часов» Доминирующая образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция...
