Педагогический проект для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Юные исследователи»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Плаксина Анастасия Александровна

Цель проекта: Формирование представлений об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях через поисково - исследовательскую деятельность у детей 6-7 лет с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально - личностному направления развития детей»

Педагогический проект

для детей 6-7 лет в группе

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

«Юные исследователи»

                                     

                                                                                                                                           Учитель — дефектолог: Плаксина А.А.

                                                                                                                                           Воспитатель: Бабакина О.Г.

                                                                                                       

Шарыпово, 2025

Паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный

Сроки реализации: с 31.03.2025 по 23.05.2025.

Участники проекта: дети 6-7 лет группы «Золушка» с ЗПР, педагоги, родители воспитанников.

Актуальность темы:

Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. Детское экспериментирование - замечательное средство для познания окружающего мира.

В процессе поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, а состоит ещё и из разнообразных объектов неживой природы.

Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким его воспринимает ребенок, особенно контингент детей с ЗПР, существует некоторое различие. Получить правильное представление об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях будет наиболее эффективно через поисково- исследовательскую деятельность.

Проблема:

Скудные и однообразные знания детей в группе об объектах неживой природы в окружающем мире. Неумение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты. Дети не рассуждают и не делают выводы.

Цель проекта:

Формирование представлений об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях через поисково - исследовательскую деятельность у детей 6-7 лет с ЗПР.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для развития интереса детей к познавательно- исследовательской деятельности.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

4. Организовать работу с родителями таким образом, чтобы они активно участвовали в совместной с детьми поисково- исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты:

1. Ребенок с ЗПР имеющий представления об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях;

2. Ребенок в ходе опытов аргументирует, может сделать вывод

3. Предметная среда, способствующая поисково- исследовательской деятельности.

4. Родители- активные участники проекта

Перспективы:

Совершенствовать педагогический профессионализм через применение проектной технологии;

Пополнять предметно – развивающую среду в группе;

Повысить качество взаимодействия с родителями.

Формы работы:

Беседа (приложение2)

Наблюдения

Эксперимент (приложение 3)

Дидактические игры «Мир вокруг нас» (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»)

Сказки о предметах и их свойствах (Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах»)

Экскурсии

Ведение детских дневников наблюдений (О.А.Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет»)

Формы работы с родителями: (приложение 4)

Мастер класс

Консультация

Наглядная информация

Совместное пополнение экологического центра «Мини-лаборатория»

Этапы реализации проекта:

1 этап

Предварительная работа

Изучение методической литературы;

Пополнение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды по теме проекта;

Оценка знаний, умений по теме проекта.

2 этап

Основная работа

Составление плана работы по реализации задач проекта;

Практическая работа по планированию.

3 этап

Заключительная работа

Проведение мониторинга детей;

Анализ успешности проекта.

Этапы и механизмы реализации проекта:

1 этап.

Изучение методической литературы.

Пополнение материала для организации предметно-развивающей среды по теме проекта

1. Пополнение мини-центра экспериментирования

2. Создание коллекции «Минералы- сокровища земли»

3. Пополнение картотеки экспериментов

Оценка знаний, умений по теме проекта (Приложение1)

2 этап.

Основная работа

Составление плана работы по реализации задач проекта;

Практическая работа по планированию.

3 этап.

Заключительный- анализ, представление итогов проекта перед родителями.

Планирование работы по реализации проекта (основная работа - 2 этап)

Виды деятельности

Сроки

Название блока, цель

Беседы

Наблюдения

Эксперимент

О.А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет»

Д/и

Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»)

Сказки

Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах»

Экскурсии

Дневник наблюдений

31.03 — 04.04

«Наша Земля»

Цель: расширять знания детей о неживой природе на нашей планете.

«Что есть на нашей Земле».

«Что окружает нас вокруг и из чего оно состоит?».

«Полезные ископаемые. Что это?».

Наблюдения за объектами неживой природы во время природных явлений (дождь, ветер...)

«Живой-

неживой»

«Небо. Земля. Вода» стр. 38.

«Как солнце искало себе помощников» стр. 55.

Экскурсия в экологический центр «Мини-лаборатория».

Обобщение знаний по блоку «наша Земля»- «Живая и неживая природа на нашей планете».

07.04 — 11.04

«Удивительные камни»

Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

«Свойства камней».

«Где применяются камни?».

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

«Тонет- не тонет» (свойства камней).

«Сколько весит камень?».

Стр. 31.

«Тяжелый-

лёгкий».

«Узнай камень».

«Как царь дочку замуж выдавал». (виды домов). Стр. 42.

Обобщение знаний по блоку «Удивительные камни».

14.04 — 18.04

«Зачем нужна вода»

Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

«Свойства воды»

Цель:

Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды.

Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

«Где применяется вода».

«Почему снег становится грязным».

«Руки станут чище…»- обратить внимание, что вода лучше всего отмывает пыль и грязь.

Наблюдения за водой в разном состоянии.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть).

«Как фильтровать воду» стр 14.

«Водяная мельница».

«Сила воды».

стр 12.

«Превращение воды».

Стр 10-11.

«Где живет вода».

«Твёрдый-

жидкий».

«Лёд. Вода. Пар».

Игры с водой.

«Водяная мельница».

«Труба- дело серьезное».

Стр 51.

«Превращение воды».

«Как образуется иней».

«Сила воды».

21.04 — 25.04

«Бумага – наша помощница»

Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением

«Берегите бумагу».

«Где изобрели бумагу».

«Почему бумага разная?».

Наблюдения в группе, дома…- когда и где нам нужна бумага, можно ли обойтись без неё?

«Свойства бумаги». Стр 20.

Оригами

«Приключения бумажной куклы». Стр 5.

Экскурсия на почту, в библиотеку.

Обобщение знаний о свойствах бумаги.

28.04 — 02.05

«Волшебница соль»

Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует на лёд, на снег. Учить готовить соляной раствор.

«Откуда пришла соль?».

«Какая соль в море».

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

Опыты с солью: растворимость, кристаллизация, меняет вкус пищи, воды.

Рисование солью и клеем.

Чешская сказка про соль.

Экскурсия на кухню д/сада.

Обобщение знаний о свойствах соли.

05.05 — 09.05

«Воздух»

Цель:

Установить, где находится воздух и как его обнаружить.

«Где прячется воздух».

Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный).

«Может ли воздух двигаться, сжиматься?»

стр 4, 5.

«Как воздух помогает плавать».

Стр 6.

«Соловей- разбойник».

«Поймай воздушную струю».

«Где живет воздух».

«Труба- дело серьезное».

Стр 51.

Свеча в банке.

12.05 — 16.05

«Свойства песка»

Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

«Волшебное стекло».

Познакомить детей с увеличительными свойствами стекла, его применении, способах безопасности при работе со стеклом.

«Что мы знаем о пустыне».

Беседа с показом видеофильма о

стеклопроизводстве.

«Что такое лупа».

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Рассматривание предметов через лупу.

Опыты с песком.

«Лупа».

Е.В. Марудова

стр 82.

«Радуга на стене».

Е.В. Марудова

стр 103.

Игры с водой и песком.

Игры на световом столе (рисуем песком).

«Посмотри через разноцветное стекло».

«Стеклянное царство».

Стр 11.

«Фарфоровая сказка».

Стр 14.

Обобщение знаний о свойствах песка.

19.05 — 23.05

«Познакомьтесь – микроскоп»

Цель: формировать представления о микроскопе. Задачи: познакомить детей с прибором - микроскоп; формировать навыки пользования с микроскопом; развивать познавательный интерес.

«Что за прибор микроскоп, зачем он нужен».

Рассматривание различных предметов под микроскопом.

«Компас».

Стр 16. Е.В. Марудова

стр 103.

«Что увидел в микроскоп».

«Железный Дровосек».

Стр 19.

Экскурсия в аптеку.

Что увидел с помощью микроскопа.

«Удивительный металл»

Познакомить детей с разными свойствами магнита.

Просмотр видеофильма

«Чудеса в микроскопе».

«Волшебство в одном магните».

Оглянись вокруг.

«Найди магнит»

(в группе, дома).

«Старуха Ржавчина».

Стр 22.

«Дети Земли».

Стр 24.

Экскурсия с компасом.

Нарисуй маршрут.

Планирование работы с родителями

Мероприятие

Название

Наглядная

информация

«Как помочь детям в познании окружающего мира»

«Увлекательные эксперименты дома»

Консультации

«Веселые эксперименты»

«Экспериментируем дома»

Подведение итогов реализации проекта. Детский мастер — класс

«Научные фокусы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»

Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Проект «Океан и дети» подготовительной группы «Солнышко» совместно с музеем Мирового океана Тема занятия: «Юные исследователи океана»

Цель: Знакомство с работой учёных на НИС «Витязь», океанологическим оборудованием и посещение научных лабораторий...

Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Актуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаКоррекционные задачиПлан мероприятий по реализации проекта...

Педагогический проект: «Путешествие в мастерскую художника» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»

В необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальн...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «

Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...

Паспорт педагогического проекта «Мамочка любимая моя» в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Неваляшки»

По результатам бесед выяснилось, что младшие дошкольники с ЗПР не имеют представление о роли мамы в их жизни. У детей и родителей мало времени для общения, поэтому в ходе проекта, планируется дать воз...