Педагогический проект для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Юные исследователи»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель проекта: Формирование представлений об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях через поисково - исследовательскую деятельность у детей 6-7 лет с ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально - личностному направления развития детей»
Педагогический проект
для детей 6-7 лет в группе
компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Юные исследователи»
Учитель — дефектолог: Плаксина А.А.
Воспитатель: Бабакина О.Г.
Шарыпово, 2025
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации: с 31.03.2025 по 23.05.2025.
Участники проекта: дети 6-7 лет группы «Золушка» с ЗПР, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. Детское экспериментирование - замечательное средство для познания окружающего мира.
В процессе поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира, экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, а состоит ещё и из разнообразных объектов неживой природы.
Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким его воспринимает ребенок, особенно контингент детей с ЗПР, существует некоторое различие. Получить правильное представление об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях будет наиболее эффективно через поисково- исследовательскую деятельность.
Проблема:
Скудные и однообразные знания детей в группе об объектах неживой природы в окружающем мире. Неумение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты. Дети не рассуждают и не делают выводы.
Цель проекта:
Формирование представлений об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях через поисково - исследовательскую деятельность у детей 6-7 лет с ЗПР.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для развития интереса детей к познавательно- исследовательской деятельности.
2. Развивать у детей познавательные способности.
3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
4. Организовать работу с родителями таким образом, чтобы они активно участвовали в совместной с детьми поисково- исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты:
1. Ребенок с ЗПР имеющий представления об объектах окружающего мира в неживой природе, их свойствах и отношениях;
2. Ребенок в ходе опытов аргументирует, может сделать вывод
3. Предметная среда, способствующая поисково- исследовательской деятельности.
4. Родители- активные участники проекта
Перспективы:
Совершенствовать педагогический профессионализм через применение проектной технологии;
Пополнять предметно – развивающую среду в группе;
Повысить качество взаимодействия с родителями.
Формы работы:
Беседа (приложение2)
Наблюдения
Эксперимент (приложение 3)
Дидактические игры «Мир вокруг нас» (Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»)
Сказки о предметах и их свойствах (Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах»)
Экскурсии
Ведение детских дневников наблюдений (О.А.Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет»)
Формы работы с родителями: (приложение 4)
Мастер класс
Консультация
Наглядная информация
Совместное пополнение экологического центра «Мини-лаборатория»
Этапы реализации проекта:
1 этап
Предварительная работа
Изучение методической литературы;
Пополнение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды по теме проекта;
Оценка знаний, умений по теме проекта.
2 этап
Основная работа
Составление плана работы по реализации задач проекта;
Практическая работа по планированию.
3 этап
Заключительная работа
Проведение мониторинга детей;
Анализ успешности проекта.
Этапы и механизмы реализации проекта:
1 этап.
Изучение методической литературы.
Пополнение материала для организации предметно-развивающей среды по теме проекта
1. Пополнение мини-центра экспериментирования
2. Создание коллекции «Минералы- сокровища земли»
3. Пополнение картотеки экспериментов
Оценка знаний, умений по теме проекта (Приложение1)
2 этап.
Основная работа
Составление плана работы по реализации задач проекта;
Практическая работа по планированию.
3 этап.
Заключительный- анализ, представление итогов проекта перед родителями.
Планирование работы по реализации проекта (основная работа - 2 этап) | |||||||||
Виды деятельности | |||||||||
Сроки | Название блока, цель | Беседы | Наблюдения | Эксперимент О.А. Воронкевич «Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет» | Д/и Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром») | Сказки Е.А. Алябьева «Сказки о предметах и их свойствах» | Экскурсии | Дневник наблюдений | |
31.03 — 04.04 | «Наша Земля» Цель: расширять знания детей о неживой природе на нашей планете. | «Что есть на нашей Земле». «Что окружает нас вокруг и из чего оно состоит?». «Полезные ископаемые. Что это?». | Наблюдения за объектами неживой природы во время природных явлений (дождь, ветер...) | «Живой- неживой» «Небо. Земля. Вода» стр. 38. | «Как солнце искало себе помощников» стр. 55. | Экскурсия в экологический центр «Мини-лаборатория». | Обобщение знаний по блоку «наша Земля»- «Живая и неживая природа на нашей планете». | ||
07.04 — 11.04 | «Удивительные камни» Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней. | «Свойства камней». «Где применяются камни?». | В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). | «Тонет- не тонет» (свойства камней). «Сколько весит камень?». Стр. 31. | «Тяжелый- лёгкий». «Узнай камень». | «Как царь дочку замуж выдавал». (виды домов). Стр. 42. | Обобщение знаний по блоку «Удивительные камни». | ||
14.04 — 18.04 | «Зачем нужна вода» Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. «Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды. Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. | Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. «Где применяется вода». «Почему снег становится грязным». | «Руки станут чище…»- обратить внимание, что вода лучше всего отмывает пыль и грязь. Наблюдения за водой в разном состоянии. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть). | «Как фильтровать воду» стр 14. «Водяная мельница». «Сила воды». стр 12. «Превращение воды». Стр 10-11. | «Где живет вода». «Твёрдый- жидкий». «Лёд. Вода. Пар». Игры с водой. «Водяная мельница». | «Труба- дело серьезное». Стр 51. | «Превращение воды». «Как образуется иней». «Сила воды». | ||
21.04 — 25.04 | «Бумага – наша помощница» Цель: познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением | «Берегите бумагу». «Где изобрели бумагу». «Почему бумага разная?». | Наблюдения в группе, дома…- когда и где нам нужна бумага, можно ли обойтись без неё? | «Свойства бумаги». Стр 20. | Оригами | «Приключения бумажной куклы». Стр 5. | Экскурсия на почту, в библиотеку. | Обобщение знаний о свойствах бумаги. | |
28.04 — 02.05 | «Волшебница соль» Цель: познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует на лёд, на снег. Учить готовить соляной раствор. | «Откуда пришла соль?». «Какая соль в море». | Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) | Опыты с солью: растворимость, кристаллизация, меняет вкус пищи, воды. | Рисование солью и клеем. | Чешская сказка про соль. | Экскурсия на кухню д/сада. | Обобщение знаний о свойствах соли. | |
05.05 — 09.05 | «Воздух» Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. | «Где прячется воздух». | Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный). | «Может ли воздух двигаться, сжиматься?» стр 4, 5. «Как воздух помогает плавать». Стр 6. | «Соловей- разбойник». «Поймай воздушную струю». «Где живет воздух». | «Труба- дело серьезное». Стр 51. | Свеча в банке. | ||
12.05 — 16.05 | «Свойства песка» Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. «Волшебное стекло». Познакомить детей с увеличительными свойствами стекла, его применении, способах безопасности при работе со стеклом. | «Что мы знаем о пустыне». Беседа с показом видеофильма о стеклопроизводстве. «Что такое лупа». | Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится). Рассматривание предметов через лупу. | Опыты с песком. «Лупа». Е.В. Марудова стр 82. «Радуга на стене». Е.В. Марудова стр 103. | Игры с водой и песком. Игры на световом столе (рисуем песком). «Посмотри через разноцветное стекло». | «Стеклянное царство». Стр 11. «Фарфоровая сказка». Стр 14. | Обобщение знаний о свойствах песка. | ||
19.05 — 23.05 | «Познакомьтесь – микроскоп» Цель: формировать представления о микроскопе. Задачи: познакомить детей с прибором - микроскоп; формировать навыки пользования с микроскопом; развивать познавательный интерес. | «Что за прибор микроскоп, зачем он нужен». | Рассматривание различных предметов под микроскопом. | «Компас». Стр 16. Е.В. Марудова стр 103. | «Что увидел в микроскоп». | «Железный Дровосек». Стр 19. | Экскурсия в аптеку. | Что увидел с помощью микроскопа. | |
«Удивительный металл» Познакомить детей с разными свойствами магнита. | Просмотр видеофильма «Чудеса в микроскопе». «Волшебство в одном магните». | Оглянись вокруг. | «Найди магнит» (в группе, дома). | «Старуха Ржавчина». Стр 22. «Дети Земли». Стр 24. | Экскурсия с компасом. | Нарисуй маршрут. | |||
Планирование работы с родителями | |||||||||
Мероприятие | Название | ||||||||
Наглядная информация | «Как помочь детям в познании окружающего мира» «Увлекательные эксперименты дома» | ||||||||
Консультации | «Веселые эксперименты» «Экспериментируем дома» | ||||||||
Подведение итогов реализации проекта. Детский мастер — класс | «Научные фокусы» | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста на тему «Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормам поведения в детском коллективе»
Педагогический проектдля детей второй группы раннего возрастана тему«Приобщение детей раннего возраста к правилам и нормамповедения в детском коллективе»...

Проект «Океан и дети» подготовительной группы «Солнышко» совместно с музеем Мирового океана Тема занятия: «Юные исследователи океана»
Цель: Знакомство с работой учёных на НИС «Витязь», океанологическим оборудованием и посещение научных лабораторий...
Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Актуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаКоррекционные задачиПлан мероприятий по реализации проекта...

Педагогический проект: «Путешествие в мастерскую художника» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»
В необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальн...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...

Педагогический проект для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) «Lego Stem – малыши» в рамках инновационной площадки по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации проекта «
Дошкольное воспитание –это возрастной период формирования образных форм сознания. Одним из таких средств обучения в настоящее время, являются конструкторы LEGO. LEGO – конструирование &nda...
Паспорт педагогического проекта «Мамочка любимая моя» в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Неваляшки»
По результатам бесед выяснилось, что младшие дошкольники с ЗПР не имеют представление о роли мамы в их жизни. У детей и родителей мало времени для общения, поэтому в ходе проекта, планируется дать воз...
