Комплексное познавательное занятие для старшей группы на тему : «Прощание с осенью».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Жандетская Ирена Бенедикто

Этот конспект развивает внимание, мышление, память. Расширяет кругозор. Совершенствуются двигательные навыки.  Повышает игровую культуру детей в осенний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Комплексное познавательное занятие для старшей группы на тему : «Прощание с осенью».

Цель: Уточнить и закрепить представления детей о взаимосвязи сезонных изменений в живой и неживой природе.

Задачи: 1. Закрепить знания детей о постепенном понижение температуры воздуха и уменьшение светового дня, изменениям в жизни растений ( увядание трав, изменение окраски листьев, листопад), В образе жизни животных ( некоторые животные и насекомые впадают в спячку: рыбы, ежи, медведи, насекомоядные птицы мигрируют на юг, зимующие птицы переселяются ближе к жилью человека). Осень – это время сбора урожая, заготовки семян дикорастущих растений для корма птицам.

                2.Разивать познавательные способности детей, наглядное моделирование и речь доказательство.

                3. Вызвать эмоциональный отклик на происходящие события, сочувствие к зимующим видам животных.

Материал и оборудование: Эмблемы для викторины(две команды – «Дубки» и «Рябинки»), природный материал – листья и плоды рябины, каштана, дуба, боярышника, ели, липы, клена; «Мешок ощущений»; яблоки для угощения детей; муляжи грибов; сюжетные картинки с изображением природы в сентябре , октябре и ноябре; предметные картинки с изображением зимующих и перелетных птиц (скворец, ласточка, кукушка, синица, снегирь, сорока, ворона, голубь, воробей); костюмы для персонажей (Осень и ее сыновья – Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

                                                                                       Ход занятия:

Под грустную музыку входит Осень:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Осень: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Осень, пришла к вам с ветрами и дождями, с желтыми листьями да с красной рябиной, с пшеницей, овощами и фруктами. Заканчивается моя пора, зима уже стоит на пороге… Вот и я хочу поиграть с вами на прощанье. Вот вам эмблемы «Дубков» и «Рябинок», разделитесь на две команды. Конкурс «Знатоки осени» начинается (баллы выставляются на инфармационном табло)

Осень: Вопрос обеим командам: Как вы понимаете такую поговорку: «Осень – запасиха, Зима – подбериха»? (Ответы детей) Это была разминка, а сейчас к вам придет поиграть да загадки загадать мой сын- первый месяц осени – Сентябрь.

Сентябрь: Лес точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

Теперь Сентябрь молодой

Вступает в пестрый терем свой…

Здравствуйте, ребята! Я самый первый сын Осени, а зовут меня, как вы уже догадались, Сентябрь. Отгадайте, пожалуйста, мою загадку: Осенью в щель забираются, а весной просыпаются? (насекомые). А теперь, кто из двух команд назовет больше всех насекомых, тот и выиграет! Молодцы, ребята! Много насекомых назвали! Скажите, куда же исчезают осенью насекомые? Где бабочки, комары и пчелы? А теперь давайте поиграем. Игра называется «Мешочек ощущений», что же там лежит? (кусок коры, янтарик, шишка, желуди, Каштан, Веточка хвои, яблоко, луковица) За каждый правильный ответ вы получите по одному баллу!

Сентябрь: А, теперь отгадайте мою загадку:

Нам издали красная шапка видна

Лесного обманщика и хвастуна.

Ему к нам в корзинку попасть не придется,

Пусть мухам на гибель в лесу остается. (Мухомор)

А теперь я выдам каждой из команд по одному муляжу грибов, а вы его назовете. За правильный ответ – один балл!

Вот и закончилось мое время, пришел черед моего брата. До свидания, друзья!

Появляется Октябрь.

Октябрь:

Листья в роще пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникли ели,

Зелень мрачную хранят.

Здравствуйте, ребята! Узнали, как меня зовут? Правильно, я Октябрь! Всегда прихожу после Сентября. Как узнать, что пришла моя пора? Когда дни короче, а ночи длиннее в Сентябре или в Октябре? Какой месяц холоднее: Сентябрь или Октябрь? Когда начинается листопад? А вот и мои задания «Знатоки осени»:

1. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это за явление? (Конденсация)

2. Это явление природы бывает только осень. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад)

3. Осенью птицы собираются летать в теплые края, они начинают кружить, громко кричать. Как называются эти группы птиц? (Перелетные)

Посмотрите, ребята, что я вам принес. Это семена растений. Легкие семена-летучки отрываются с веточек деревьев и , кружась, падают вниз. У каких деревьев семена-летучки?? (Клен, липа, береза) А бывают твердые, тяжелые семена, как желуди и каштаны. Некоторые семена находятся в ягодах. Это рябина, шиповник и боярышник. Сейчас мы с ними поиграем.

(Дидактическая игра «Решетка»)

На доске чертят решетку из 9 клеток. В каждую клетку кладут лист или плод дерева. Водящий внимательно рассматривает расположение природных объектов, стараясь запомнить. Затем водящий отворачивается. Октябрь меняет два объекта местами. Если дети отгадали объекты, команда получает 1 балл.

Октябрь прощается с детьми. Появляется Ноябрь.

Ноябрь: Здравствуйте, дорогие ребята! Догадайтесь, ка меня зовут? Да, я – хозяин этого месяца. Найдите ноябрь на картинках. Как вы определили, что это ноябрь? Вот вам задание на конкурс «Знатоки осени». Послушайте мой рассказ:

Пришла осень и всех озадачила. Начала она с ласточек. Все лето гонялись ласточки без забот за комарами и мухами. И вдруг наступили заморозки, исчезли все комары да мухи, и где их теперь искать бедным ласточкам, неизвестно. Что же теперь делать ласточкам? Сбились ласточки в дружную стаю и улетели. Вторым решал свою задачу дрозд. Летом он лакомился личинками и насекомыми на юг, где тепло, где много комаров и мух. А после заморозков попрятались все его «завтраки», «обеды» и «ужины». Как быть дрозду? Не с голоду же умирать? Поменять вкусы, заменить жучков. Червячков на ягоды. Третья задача для Оляпки – водяного воробья. Он не улетает к зиме на юг, как ласточки – крылья коротки. Он не меняет живую еду на ягоды. Как это делает дрозд, а все там же живет у воды. Но вот замерзла вода в реке. Что Оляпке делать? Он тоже решил свою задачу. Нашел он место на речке – речной перекат, где течет быстрая вода, она бурлит между камней даже в мороз, не замерзает.

Предлагаю, ребята. выполнить мое задание: Сгруппируйте птиц по способу питания (картинки птиц, насекомые, семена, ягоды и плоды). (Дети из каждой команды по очереди берут картинки с изображением птиц и кладут ее возле того или иного корма. Правильные ответы оцениваются в один балл.)

Ноябрь подводит итоги и прощается.

Ноябрь: Пора и мне уходить. Не забывайте, ребята, зботиться об оставшихся на зиму птицах, подкармливайте их.

(Появляется Осень)

Осень: А теперь, ребята, хочу послушать, какие стихи и песни вы обо мне знаете. (Дети читают стихи, поют песню)

Осень: Спасибо вам, дорогие друзья, порадовали вы меня! А теперь и я вас хочу наградить!

(Вручает призы победителям и корзину яблок для всех)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени».

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «В гостях у Осени»....

Комплексное итоговое занятие в старшей группе по теме: «Откуда к нам хлеб пришёл?» с использование ИКТ и ТСО

Программное содержаниеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие» (лепка из солёного тес...

Познавательное занятие в старшей группе на тему: «Красавица осень»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и изменения в жизни животных и птиц.Продолжа...

Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Перелетные птицы осенью»

Цель: расширить и углубить знания дошкольников о жизни перелетных птиц в осенний период. Задачи:Образовательные: закреплять и расширять знания детей о перелетных птицах, внешнем виде, п...