Главные вкладки

    Комплексное итоговое занятие в старшей группе по теме: «Откуда к нам хлеб пришёл?» с использование ИКТ и ТСО
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Николаенко Наталья Владимировна

    Программное содержание

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие» (лепка из солёного теста).  

    Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

    Цель занятия: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.

    Задачи:

    Образовательная:

    -Закрепитьи расширить знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

    - закрепить знания детей  о том,   как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит;

    - закрепить название профессий людей, растящих хлеб.

    - закрепить и расширить знания о зерновых культурах, из которых делают муку.

    Воспитательная:

    - воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые, выращивают и пекут хлеб;

    - воспитывать самостоятельность, развивать творчество;

    - воспитывать интерес к народному творчеству;

    Развивающая:

    - обогащать словарный запас по теме "Хлеб";

    - развивать речь детей, внимание, память, мышление;

    - продолжать обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, батонов и т. д.; формировать навыки работы с соленым тестом;

    -закреплять умение детей работать с тестом;

    -развивать мелкую моторику рук.

     

    Предварительная работа: 1.Чтение русских сказок о хлебе « Колосок», «Вершки и корешки», «Легкий хлеб»,чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел». 2.  Рассматривание колосков пшеницы, ржи, овса, гречихи, кукурузы. 3.  Заучивание пословиц о хлебе,знакомство с новыми словами.

    Словообразование: хлеб- хлебороб; трактор – тракторист; комбайн – комбайнёр; пшеница – пшеничный хлеб; рожь – ржаной хлеб; овёс – овсяная каша; кукуруза – кукурузные хлопья.

    Обогащение словаря: рожь, пшеница, овес, гречиха, кукуруза, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка,  хлеборобы, комбайнер, хлебороб, комбайнёр, урожай,элеватор, мука, мукомолы,тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные.


    Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
    Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.

    Оборудование:магнитофон: аудио сказки «Колобок», «Вершки и корешки», «Колосок». Интерактивная доска с презентаций – «Откуда хлеб пришёл»; кукла-Незнайка, солёное тесто, подкладки, стеки, салфетки. Колосок пшеницы,  картинки хлебобулочных изделий для игры,  мука в мешочке.

     

    Ход занятия

    Воспитатель:Ребята к нам сегодня  пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и присядем  на стульчики (заставка – СЛАЙД №1).

     Ребята сейчас я вам предлагаю внимательно послушатьнесколькоотрывок из сказок. И тогда вы догадаетесь, о чём у нас сегодня будет  с вами разговор.

    Как сказка называется? Назовите сказочных героев?

    Дети: Называют название сказки («Колосок» - СЛАЙД №2); «Вершки и корешки» - СЛАЙД № 3); «Колобок» - СЛАЙД №4).

    Воспитатель: Ребята посмотрите на экран,  и скажите, кто из вас уже догадался,  о чём мы будем сегодня говорить?(СЛАЙД №5)

    Дети:О колосках, о хлебе, о зерне.

    Воспитатель: Правильно мы сегодня с вами поговорим о том, как хлеб попадает к нам на стол.

    Раздаётся стук в дверь. Воспитатель вносит Незнайку.

    Незнайка:  Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?

    Дети: Незнайка.

    Незнайка:Ребята, а я вам принёс хлеб  (показывает муку в мешочке).

    Дети: Это не хлеб, а  мука.

    Воспитатель: Ребята посмотрите, а Незнайка расстроился,  и ему стало, грустно он говорит, что ничего не знает о хлебе. Но хотел бы знать  о  том,  как выращивают хлеб,  расскажите. 

    Дети: Да.

    Воспитатель: Слушай Незнайка и запоминай,  ребятам не мешай.

    Ребята посмотрите на экран,  кто сможет  сказать,  какое время года и что происходит в поле.(СЛАЙД №6)

    Дети:Весной на полях тракторист пашет землю железным плугом.

    Воспитатель: Что происходит  дальше? (СЛАЙД №7)

    Дети: Тракторист прикрепляет борону в виде железной расчёски,чтобы разбить комья земли.

    Незнайка:Я понял, я понял, а потом получится хлеб.

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Что же делают дальше? (СЛАЙД №8)

    Дети:Тракторист прикрепляет сеялки и засеивает поля.

    Воспитатель:Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеялив поле

    Физкультминутка.

    «Колоски» (релаксация)

    - Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрна и сажаю в землю (дети присаживаются).

    - Тёплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зёрна росли, росли и стали колосками (дети встают,  поднимают руки вверх).

    - Колоски тянутся к солнышку (дети протягивают руки вверх).

    - Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).

    - И вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.

    Воспитатель: Что нужно для того чтобы зерна проросли и стали колосками? (Солнце, вода, тепло, удобрение). Незнайка, а ты знаешь из чего, состоит колосок? Молчит. Ребята, а  кто из вас сможет выйти и показать и рассказатьиз чего состоит колосок?(СЛАЙД № 9)

    Дети: Колос состоит из стебелька, зерна, чешуек и усиков.

    Воспитатель: Незнайка ты понял, из чего состоит колосок?

    Незнайка: Я понял, понял, из чего состоит, колосок. Вот я вам принёс колосок ржи(показывает колосок пшеницы).

    Воспитатель:Ребята  посмотрите это колосок ржи?

    Дети:Нет. Колос пшеницы.

    Воспитатель:Опять ты Незнайка всё напутал. Ребята, а как вы догадались, что это не рожь, а пшеница?

    Дети: Колос у ржи тонкий с длинными и густыми усиками. У пшеницы колос толстый. Он также имеет усики, но они в период созревания зерна обламываются. Зёрна пшеницы круглые жёлтого цвета, а зёрна ржи длинные серо-зелёного цвета.

    Воспитатель: Колосья и зёрна – это ещё не хлеб. Зерно проходит долгий путь, требуется много труда, чтобы хлеб посеять и убрать. Ребята, а вы любите хлеб?

    Дети:  Да.

    Воспитатель:Ребята, Незнайка посмотрите, что я принесла вам? (показываетна тарелочке кусочки белого и ржаного хлеба). Из зёрен ржи получают тёмную ржаную  муку и пекут  ржаной хлеб, а из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, и пекут белый пшеничный хлеб.

    Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.Пройдём за столы. И  я посмотрю, кто из вас понял какой хлеб пшеничный, а какой ржаной. А ты Незнайка внимательно смотри  и запоминай.

    Дидактическая игра «Что, из какой муки испекли?»

    -Ребята у вас на столах рисунки, вам надо соединить линиями хлебобулочные изделия с колосьями,  из которых они сделаны, пшеницы или ржи.

    А сейчас ребята, давайте посмотрим на экран и проверим, правильно мы сделали или нет (СЛАЙД №10). Кто сделал, не правильно исправляйте.

    Расскажите: - Если батон из ржи, это какой батон? Если калач из пшеницы, это какой будет калач? Если рожок  из пшеницы, это какой будет рожок?Незнайка ты понял, какой хлеб пшеничный, а какой ржаной?

    Незнайка: Понял.

    Воспитатель:Молодцы! Справились с заданием. А сейчас проходим на свои места.

    Слушай дальше Незнайка внимательно и не отвлекай нас. Ну, вот и у нас урожай созрел, посмотрите на экран (СЛАЙД №11). Поле, становится каким?

    Дети:  Поле становится жёлтым, золотым, спелым, сухим, колосистым.

    Воспитатель: Ребята кто выращивает хлеб?Как можно назвать людей, которые участвуют в выращивании хлеба.

    Дети: Хлеборобы.

    Воспитатель:Когда поспевают зерновые культуры, у хлеборобов начинается  (что?)жатва, т. е. – уборка урожая.

     

    Что происходит дальше? (СЛАЙД № 12)

    Дети: Комбайнёрскашивает спелые колосья. Отделяет от колосьев зерно. Эти зерна по  длинному рукаву высыпаются в грузовые машины.  Кто управляет комбайнам? (комбайнёр)

    Воспитатель: Что происходит дальше? (СЛАЙД № 13)

    Дети: Машины везут зерно на элеваторы, для хранения и сушки зерна.

    Незнайка: Я понял, потом будет хлеб.

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Что потом происходит с зерном? (СЛАЙД № 14)

    Дети:Везут на мукомольный завод.  Мукомолы  перемалывают зерно в муку.

    Воспитатель:Ну и это ещё не всё, слушай дальше. Ребята хлеб мы получили или нет? Нет. Что происходит дальше с мукой? (СЛАЙД №15)

    Дети:Муку везутна хлебозавод, пекарню  в магазины в школы в больницу.

    Незнайка:Теперь я всё понял, потом будет хлеб. Ребята, а я вам принёс картинки,здесь везде хлеб.

    Игра «Магазин хлебобулочных изделий».

    Воспитатель: Сейчас мы  посмотрим, какие ты нам принёс картинки(раскладывает на коврике).   Ребята посмотрите внимательно на картинки, Незнайка говорит, что здесь везде хлеб.  А вы как думаете? Пожалуйста,  разместите на одном мольберте те продукты питания, в состав которых входит мука, а на другой мольберт, если есть картинки, в состав которых не входит мука. Дети должны объяснить свой выбор. Ребята давайте с вами рассмотрим, какие здесь продукты? (хлебобулочные изделия, мясные продукты, молочные и т.д.)

    Воспитатель:Опять ты Незнайка всё напутал. А вы ребята молодцы. Справились с заданием.Незнайка понял, какие хлебобулочные изделия?

    Незнайка: Понял, понял.

    Воспитатель:Ребята, давайте незнайке красиво расскажем, какой бывает хлеб. Каждый из вас придумайте слова-признаки.

    Дидактическая игра с колоском,  « А какой он, хлеб?»

    Подбор определений к существительному. Для этого мы встанем в круг. Будем передавать по кругуколосок,и  называть хлеб (какой?)  -  румяный,  свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, пышный, поджаренный, вкусный, приятный, хрустящий, пропечённый, витаминный, полезный, пахучий.

     

    Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Хлеб – это главное богатство нашей страны.А кто знает пословицы про хлеб?(«Хлеб – всему голова», «Плох обед, когда хлеба нет», «Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори», «Без труда хлеба не вырастешь»).

    Как называют людей, которые выращивают хлеб?

    - кто хочет стать хлеборобом?

    А что ты будешь делать?

    Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами превратимся в пекарей, хотите?

    Дети: Да

    Воспитатель:А ты Незнайка смотри и учись.

    Воспитатель:Тогда проходите за столы. Мы будем лепить баранки, хлеб и тортики  для         нашего       магазина.   (СЛАЙД    №16)
    Практическая работа

    Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.

    Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё ¼ часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.

    Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

    Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.

    (Выполнение работы детьми)Положим на поднос и отнесём сушиться.

    Воспитатель: Ребята,  Незнайке пора уходить. Он говорит вам большое спасибо  за  вашу  интересную беседу о   хлебе. 
     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

    Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

    Конспект занятия для старшей группы на тему "Откуда к нам хлеб пришел"

    Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.Активизировать речь детей....

    Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для старшей группы на тему: « Откуда хлеб пришёл »

    Программное содержание: ·         развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели;·         дать представлени...

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".

    Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел"....

    Открытое занятие в старшей группе по теме: «Откуда хлеб пришел?»

    Пополнить и углубить знание детей  о пользе и бережном отношении к хлебу, кто его выращивает и печет, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения....

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Откуда хлеб к нам пришел?"

    Конспект открытого занятия в старшей группе на тему: "Откуда хлеб к нам пришел?"...