Конспект занятия в старшей группе на тему: «Откуда к нам пришёл хлеб?» Возрастная группа: 5 – 6 лет
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Сергеевна Додина

   Цель: формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий. 

- Познакомить детей со способом выращивания хлеба. 

-Учить выполнять движения в определенном темпе,  согласованно со словами педагога

Развивающие:

-Развитие  любознательности, познавательных процессов;

- Развитие  сознания детей, что хлеб- это итог большой работы многих людей.

-Активизировать и расширять словарный запас, грамматический строй речи, диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к хлебу и бережное отношение к труду людей и их результату

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_otkuda_k_nam_prishyol_hleb.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 119»

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Откуда к нам пришёл хлеб?»

Возрастная группа: 5 – 6 лет

Воспитатели: Додина Ирина Сергеевна

Евстюничева Татьяна Николаевна

г.Череповец, 2020 г.

Конспект занятия в старшей группе на тему:

«Откуда к нам  пришёл хлеб?»

Программное содержание:

   Цель: формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнообразием хлебных изделий. 

- Познакомить детей со способом выращивания хлеба. 

-Учить выполнять движения в определенном темпе,  согласованно со словами педагога

Развивающие:

-Развитие  любознательности, познавательных процессов;

- Развитие  сознания детей, что хлеб- это итог большой работы многих людей.

-Активизировать и расширять словарный запас, грамматический строй речи, диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к хлебу и бережное отношение к труду людей и их результату

Материал: хлеб черный и белый, колосья пшеницы и ржи (картинки и настоящие зерна), мучные изделия; Репродукция картины  И. Шишкина "Золотая рожь", мультимедиа – презентация «

Предварительная работа: чтение сказки «Колосок», грамматическая речевая игра «Придумай слово», дидактическая игра «Отгадай профессию», раскрашивание раскрасок по теме «Хлеб. Булочная. Поле», чистоговорки «Ча, ча, ча – наша печка горяча».

Просмотр презентации «Путь хлеба», мультфильма «Легкий хлеб», «История про девочку, которая наступила на хлеб».

Ход занятия:

На столе лежит хлеб:

Воспитатель:

Вот он - хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый золотистый

Словно солнцем налитой!

В каждый дом на каждый стол 

Он пожаловал, пришел.

(Воспитатель предлагает детям понюхать ароматный хлеб)

Воспитатель: ребята, хлеб - это наше богатство. Это главное сокровище жизни! Хлеб дает здоровье и силу людям.

Воспитатель: ребята, а, вы знаете, как и откуда пришел хлеб к нам на стол? 

Ответы детей:

Воспитатель: вспомните сказку "Колосок". С чего она начинается?

Дети: петушок нашел колосок.

Воспитатель: а как появился колосок?

Ответы детей:

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку.

В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду. 
В нем, таких как я, 
Будет целая семья. (Семя)

Воспитатель: Дети, о чем эта загадка?

Дети: о семени.

(на доске появляется картинка с изображением семян пшеницы)

Воспитатель: ребята, вот из такого маленького зернышка, из семени вырастают такие большие колоски.

Воспитатель: как можно назвать колосок для зерен?

Дети: это домик для зерен.

Воспитатель:  а в каждом колоске много зерен, а колосков так много, что растет целое большое поле. Колоски от солнышка берут тепло, созревают, желтеют, становятся золотыми. Дождик их поливает, и от воды колоски растут высокими, а земля - матушка дает им силы - колосья становятся крепкими, наливаются соком и поспевают.

Воспитатель: А сейчас я вам покажу зерна и вы можете их потрогать.

(воспитатель дает детям рассмотреть колос или зерна пшеницы, ржи).

Воспитатель: дети, какие зернышки?

Дети: маленькие, желтые, золотые.

Воспитатель: Дети сейчас вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите о чем оно?

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Будут булки, будут сушки, 
Будут вкусные ватрушки.

Ответы детей:

Физ. минутка:

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами немножко поиграем.

 Представьте, что вы - зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик прошел, и на поле появились первые всходы, (сжатые ладони потянулись вверх).  И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

Работа по репродукции И.Шишкина "Золотая рожь".

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину. Эту картину написал  художник Иван Шишкин. Картина называется "Золотая рожь".

Воспитатель: Что на ней изображено?

Дети: поле зерен, колосья.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Какое огромное поле колосьев на ней изображено, чтобы такое поле колосьев вырастить, мною людей старались, трудились, ухаживали, оберегали поле, охраняли его.

Воспитатель: давайте посмотрим, как растет рожь в поле?

- Как стоят колоски в поле?

Дети: (Рядом, близко, колосок к колоску).

Воспитатель: а почему колоски нагнулись?

Дети: (Ветер их качает).

Гимнастика для глаз и рук:

Воспитатель: Ребята встаньте рядом ровно, как колоски в поле.

Руки, словно колоски, тянутся к солнышку, главки смотрят вверх на колоски. Если нет ветра - колоски стоят ровно. Подул ветер, стал гнуть колоски к земле, они стоят и качаются, не хотят упасть. Глазки следят за колосками, смотрят, то вправо, то влево.

- И вот в конце лета созрели зерна в колосьях. Привезли их на мельницу, обмололи в муку. И стали из муки выпекать разные хлебные изделия. Какие хлебные продукты вы знаете?

Дети: булки, батон, плюшки, пирожки, бублики.

Воспитатель: а сейчас Ваня нам расскажет стихотворение, которое он выучил. Вы все внимательно послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, о каких хлебных продуктах в нем говорится.

Ребенок читает стихотворение:

В булочной у нас баранки, 
Булки, бублики, буханки, 
Пирожки, батоны, плюшки, 
И плетёнки, и ватрушки, 
Курабье, бисквит, печенье, 
Бутерброды, чаи с вареньем, 
Много пряников, конфет, 
Пастила есть и шербет, 
И пирог с начинкой сладкой, 
И полено, и помадка... 
Называйте, не стесняйтесь, 
Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Спасибо, Ваня. Дети, скажите, пожалуйста, а какие хлебные продукты есть в этой булочной?

Ответы детей:

Воспитатель: а сейчас, ребята, я предлагаю вам всем стать мукомолами и поиграть в интересную игру.

Игра “Мукомол”

Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол!
(круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в муку.)
А теперь из муки 
(“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.)
Все, что хочешь пеки! 
Мишке пышке; 
(показывает руками пышную круглую булочку.“Пышка” - пышная высокая, сдобная булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.)
Зайке сапки;
(показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы.“Сайки” - булочки, которые напоминают длинные ушки зайчика.)
Для ежа отличные бублики пшеничные
(педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти, изображая бублик.)

Воспитатель: Дети, вы помните, чем закончилась сказка "Колосок"?

Дети: петушок не пустил мышат за стол. 

Воспитатель: Почему?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Потому что "кто не работает, тот не ест". А петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой замечательный пирог на столе!

Воспитатель: не зря в народе говорят: "Не трудиться - хлеба не добиться". И еще говорят: "Хочешь, есть калачи не сиди на печи".

Воспитатель: А как вы понимаете смысл этих пословиц?

Дети:

Воспитатель: теперь вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Запомните ребята, не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Хлеб ржаной.
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в, полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: разламывает хлеб и дает всем детям попробовать.

В нем-земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем!

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру, которая называется «Назови ласково».

Дидактическая игра: «Назови ласково» 

Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

Калач - … (калачик);

Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

 Батон - …(батончик);

Пряник - …(пряничек);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

Бублик - …(бубличек);

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас дети, садитесь за столы. Перед вами лежат чистые листы бумаги и цветные карандаши.  Я предлагаю вам нарисовать те хлебобулочные изделия, которые можно испечь из муки или ваши любимые изделия.

Дети рисуют.

Воспитатель:

 Итог занятия (рефлексия)

- Ребята, что вам сегодня понравилось на занятии?

- Что узнали нового?

-Сейчас я предлагаю вам сделать выставку ваших рисунков.

В конце занятия можно предложить посмотреть мультфильм «Как делают хлеб» (Машины – комбайны)

Список использованной литературы:

  1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
  2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013.
  3.  Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,  2005.
  4. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
  5. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  7. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17
  8.  Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с.
  9. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008.-144с.
  10. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
  11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
  12. Система экологическое го воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  13.  Соломенникава О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - Мозаика-Синтез, 2006. - 104с.

Список интернет – источников:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/04/21/prezentatsiya-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-starshih-doshkolnikov-otkuda-hleb-prishel-3133143.html
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-hleb-dlja-detei-starshei-grupy.html
  4. http://www.myshared.ru/slide/363679/
  5. Ссылка на обучающий мультфильм https://yandex.ru/video/preview?filmId=8930744416073386181&from=tabbar&parent-reqid=1603181177328025-1135221586077310781000107-production-app-host-man-web-yp-65&text=мультфильм+про+хлеб+для+детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришёл?"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...

Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «В гости к бабушке Оле». Возрастная группа: дети 3-4 лет с задержкой психического развития

Конспект ООД интегрированного вида.Познание на тему: «В гости к бабушке Оле».Возрастная группа: дети 3-4 лет с задержкой психического развития....

Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему: «Дымковская игрушка» для детей средней возрастной группы

В данном материале показаны способы и методы работы с дошкольниками средней группы по формированию представлений о народно-прикладном творчестве на основе интерактивных игр....

Конспект ООД интегрированного вида. Познание на тему: «Путешествие в страну головных уборов». Возрастная группа: дети 5 - 7 лет с задержкой психического развития.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по «Познавательному развитию» для детей с задержкой психического развития в возрасте 5 -7 лет.Тема: «Путешествие ...