Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) по теме

Лоскутова Юлия Владимировна

 

        I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»

      II.            Зарисовка схем (печатание)

    III.            Составление рассказов по схемам  на тему : « Откуда хлеб пришел».

    IV.            Обсуждение рассказа М. Глинской «Хлеб»

      V.            Игра с мячом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya__po_oznak._s_okruzhayushchim.docx54.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

  1. Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»
  2. Зарисовка схем (печатание)
  3. Составление рассказов по схемам  на тему : « Откуда хлеб пришел».
  4. Обсуждение рассказа М. Глинской «Хлеб»
  5. Игра с мячом

 

Программное содержание:

  1. Учить  детей рисовать схемы, а затем по ним составлять рассказ на заданную тему  (Откуда хлеб пришел); развивать умение подбирать для рассказа самое интересное и существенное.
  2. Учить детей образовывать однокоренные слова: хлеборезка, хлебница, хлебный, хлебобулочные; активизировать в речь детей прилагательными.
  3. Напомнить детям о том, что хлеб нужно кушать только за столом, предварительно  вымыв руки.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу ( не крошить, не выбрасывать, брать столько, сколько съешь.
  5. Индивидуальная работа: упражнять в подборе прилагательных.

Предшествующая работа: читали рассказ М. Глинской «Хлеб», учили пословицы о хлебе, рассматривали хлебобулочные изделия, беседовали о культуре поведения за столом.

Материал:  карандаши, бумага, мяч, иллюстрации из серии « Откуда хлеб пришел».

Ход занятия:

Ребята, скажите, почему в народе говорят «хлеб- всему голова»?

Правильно, потому что это один из самых главных продуктов, который мы кушаем каждый день и не можем без него обойтись.

Послушайте стихотворение                «Вот хлеб высок, румян и свеж,

  1. Его ты ежедневно ешь-
  2. Орловский, рижский, заварной,
  3. Пшеничный любишь и ржаной.
  4. Не забывай же никогда
  5. Какого стоило труда
  6. Поднять ту целину
  7. Плугами в трудную весну,
  8. Удобрить землю под зерно,
  9. Чтоб в колос выбилось оно.
  10. А жатва, если зной иль град?
  11. Их много – всяческих преград
  12. Преодолеть нам суждено,
  13. Чтоб в закрома легло зерно.
  14. Запомни же, как дважды два,
  15. Народной мудрости слова:
  16. Кто хлебушком не дорожит,
  17. То мимо жизни пробежит,
  18. И если ты не глух, не слеп,
  19. Цени народный этот хлеб»

Вспомните, ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о трудном пути, который совершает хлеб от зернышка до хлеба на нашем столе.

Я предлагаю вам составить схему в виде рисунков  «путь хлебного зернышка».  Что было сначала? что потом?  (зернышко- колосок- зерно- мука-  тесто- хлеб)

 ( дети рисуют, затем рассказывают по своим рисункам)

Ребята, а какой рассказ о хлебе мы читали?  («хлеб»)

кто написал рассказ?

Какой хлеб дала мама Грише?

Как поступил Гриша, когда его позвали играть?

Почему он так поступил?

Правильно поступил Гриша?   Почему неправильно?

Как Гриша исправил свою ошибку?

А как вы поступили бы на месте Гриши?

Как нужно обращаться с хлебом?

 А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом.

Я буду бросать вам  мяч и задавать вопрос.   А вы будете подбирать родственные слова к слову «хлеб» и возвращать мяч мне.

Назови хлеб ласково.

Крошки хлеба, какие?

Как называется квас из хлеба?

Прибор для резки хлеба.

Посуда для хлеба.

Назови завод, где выпекают хлеб.

КА называются изделия из теста?

Играли хорошо, молодцы!

Скажите, о чем мы говорили на занятии? Что вам понравилось больше всего?

Что самое главное нужно запомнить- на всю жизнь?

Занятие по ознакомлению  с окружающим на тему: «Кошки»

  1. Загадывание загадки.
  2. Просмотр видеосюжета «Сказки тетушки Совы».
  3. Беседа по содержанию  видеосюжета.
  4. д/и «Собери целое».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей происхождения кошки, расширить знания о породах кошек и их ближайших родственниках.
  2. Продолжать учить детей грамотно отвечать на вопросы по содержанию видеосюжета, развивать навыки связаной речи подбирать прилагательные для точного описания пород кошек; активизировать  словарь: сиамская, деревенская, персидская, лиловый британский кот.
  3. Предупредить детей об осторожном обращении с кошками на улице: не брать в руки незнакомых кошек.
  4. Воспитывать любовь к кошкам, желание заботиться о них.
  5. Индивидуальная работа: активизировать на занятии малоактивных детей.

Предшествующая работа:  наблюдение за живым объектом, рассматривали альбом « Дикие домашние кошки»,  читали рассказ Е. Чарушина «Кошка», «Лесной котенок», « Кот и рыбки».

Материал: диск с видеосюжетом, разрезные картинки, иллюстрации с породами кошек, мольберт.

Ход занятия:

Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, о чем мы будем говорить на занятии.                      

 

«Острые ушки на лапках подушки,

Усы как щетинка,

Дугою спинка.

Днем на солнышке лежит.

Ночью бродит ,на охоту ходит»  ( кошка)

Правильно сегодня  поговорить о кошках. Но для начала я предлагаю вам отправиться в гости к тетушке Сове.

(показ ,по мультимедийному устройству ,сюжета « В гостях у тетушки Совы»)

После просмотра дети  делают физкультминутку:

«Несчастная кошка порезала лапу.

Сидит и не шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге.

Шумит и кричит и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит».

А теперь давайте вспомним, о чем нам рассказала тетушка Сова.

Как выглядит кошка? Опишите ее внешний вид.

Назовите повадки кошек.

Кто запомнил, в какой стране впервые появилась кошка?

(если дети затрудняются сказать, то воспитатель сама еще раз повторяет рассказ об истории происхождения кошки).

О каких породах кошек рассказывала тетушка Сова? Назовите их.

Вспомните и назовите ближайших родственников кошек.

Чем отличается обычная домашняя кошка от дикой?

Итог беседы: мы узнали, что кошки необычные существа - они своенравны и ласковы, могут быть пушистыми и гладкошерстными, они хорошие охотники и имеют больших, сильных диких  родственников: тигров, львов, пантер…

Молодцы!

Ребята, нам тетушка Сова прислала фотографии кошек разных пород, но эти фотографии необычные и состоят из нескольких частей. Во время пересылки эти части перепутались. Давайте мы их попробуем собрать и тогда сможем увидеть, кошек, каких пород прислала нам тетушка Сова.

Дети собирают разрезные картинки (д/и «Собери целое»).

Затем воспитатель спрашивает каждого ребенка, какой породы кошка у него получилась.

Вам понравилось в гостях у тетушки Совы? О чем вы сможете рассказать папе и маме?

Занятие закончилось.

Занятие по развитию речи «Кошки».

  1. Сюрпризный момент ( письмо от тетушки Совы)
  2. Викторина на тему: «Что мы знаем о кошках».
  3. Словесная игра «Назови какая».

 Программное содержание:

  1. Продолжать учить детей составлять интересные описательные рассказы на тему « Кошки».
  2. Развивать навыки последовательно излагать свои мысли, придерживаясь плана, правильно строить свою речь, используя сложные предложения; обогащать словарный запас прилагательными, глаголами названиями пород кошек.
  3. Закрепить понятие об осторожном обращении с кошками.
  4. Воспитывать любовь к кошкам, желание делиться своими знаниями о кошках со своими товарищами.
  5. Индивидуальная работа: с Антоном , Кристиной- учить быстро реагировать и отвечать на вопрос.

Предшествующая работа: познакомились с названиями пород кошек, рассматривали альбом о кошках, рисовали кошку движении, читали  сказку В. Сутеева « Кот- рыболов», играли в д/и «Собери целое», посмотрели сказку настольного театра «Кот в сапогах».

Материал: иллюстрации с породами кошек, фишки, мольберт, письмо

Ход занятия:

Ребята , сегодня в наш д/с пришло письмо.  Воспитатель показывает письмо. На конверте нарисована Сова. ( дети догадываются от кого оно).

 Кто хочет прочитать, что там написано?  

 (один из детей умеющий читать выходит и читает)

« Здравствуйте, ребята! Проверьте свои знания о кошках. Вот вам фишки».

Ребята, я предлагаю вам разделиться на две команды. Назовем наши команды кличками кошек. Проверим наши знания о кошках.

За каждый правильный ответ команда будет получать фишку.

Победит та, команда у которой окажется больше фишек. Вы согласны?

( дети называют свои команды)

Самое главное условие: отвечать нужно  быстро, полным ответом, предложениями.

Воспитатель дает задание:

Каждый должен выбрать ту породу кошки, о которой, но хочет рассказать.

 

Барсик

Васька

  1. Где живет кошка?
  2. Выберете любую породу кошки и расскажите о ней:
  3. внешний вид
  4. повадки кошки
  5. чем питается
  6. назовите ближайших родственников кошек
  7. какую, по характеру, кошку вы хотели бы поселить у себя дома?
  1. Какое это животное?
  2. Выберете любую породу кошки и расскажите о ней
  3. внешний вид
  4. повадки кошки
  5. чем питается
  6. назовите ближайших родственников кошек
  7. какую, по характеру, кошку вы хотели бы поселить у себя дома? ней.

Дети составляют описательные рассказы по плану с элементами творческого рассказа. За каждый полный ответ получают фишку.

Молодцы! Все рассказывали очень хорошо , теперь тетушка сова будет очень рада, что у вас хорошие знания о кошках.

Физкультминутка.

А сейчас давайте поиграем в игру: « Назови какая».

Я буду показывать картинку  с изображением домашней или дикой кошки, а вы должны назвать любое ее качество.

Тигр- полосатый, желтый

Персидская кошка-  пушистая, ласковая

Лев- лохматый, хищный

Домашняя кошка-  ловкая, смелая

Пантера-  черная, красивая

Гепард – быстрый, пятнистый.

Молодцы! А теперь подведем итоги. Капитаны команд считают фишки.

Победила дружба!

Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? О чем вы сможете рассказать своим друзьям, маме, папе?

Занятие закончено.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

на тему: « Дикие животные средней полосы».

  1. Сюрпризный момент ( показ игрового поля)
  2. Игра- занятие « Для чего зайцам нужны волки».
  3. Вручение призов.

 Программное содержание:

  1. Закреплять и пополнять знания детей о диких животных средней полосы.
  2. Учить объяснять, что все в природе  взаимосвязано, в ней нет «лишних» или «вредных» животных,  птиц,  насекомых, представителей живой и неживой природы, развивать умение строить высказывания типа рассуждений.
  3. Обратить внимание на осанку во время занятия.
  4. Развивать, и поощрят познавательную активность, интерес к познанию нового.
  5. Индивидуальная работа: с Аней, Настей – развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

 Предшествующая работа: рассматривали альбомы с дикими животными средней полосы, читали рассказы Е. Чарушина « Волчишко», И. Соколова- Микиткова «Листопадничек». В берлоге. В Сутеева «Яблоко», загадывали загадки о животных.

Материал: 

Игровое поле с изображением леса, поля, берега реки, маршруты(синий, красный, желтый), которые ведут в разных направлениях, картинки с изображением разных животных, фишки, кубик.

Ход занятия:

Ребята, вы смотрели мультфильм « Каникулы в Простоквашено»?

Каких героев этого мультика вы знаете?

  Помните,  пес Шарик занимался фотоохотой. И вот он для нас прислал вот такое игровое поле , фотографии животных, фишки  и предлагает нам сыграть в очень интересную игру «Путешествие по тропинкам средней полосы».

Сначала мы разделимся на три команды :синяя, красная и желтая.

Правила игры:

  1. Каждая команда будет двигаться по своей тропинке.
  2. Игроки каждой команды по очереди будут делать ход с помощью кубика.
  3. Каждая команда может передвигаться только на один ход вперед.
  4. Если команда не справилась с заданием, то она пропускает ход.
  5. Каждая остановка-  выполнение задания.

Итак, начнем.  Дети делают ход, передвигают фишки.

На каждой остановке выполняют задания:

  1. Назовите травоядных животных, что означает понятие травоядные?
  2. Назовите животных живущих в воде или рядом с водой .
  3. Назовите всех хищников, объясните, почему их так называют?
  4. Назовите, какие животные меняют окраску с приходом зимы?
  5. Назовите , какие животные впадают в спячку?
  6. Назовите жилища животных.
  7.  У кого какой хвост?
  8. Почему зайцам нужны волки?
  9. Что случится, если медведь не ляжет в спячку?
  10. Что произойдет, если исчезнут комары и мухи?
  11. Что случится, если

  Вот мы добрались до финиша: дом лесника.

Как вы думаете, кто живет в этом доме? Правильно, лесник. Он заботится о диких животных: делает для них кормушки, охраняет лес от браконьеров. Все справились  с заданиями хорошо, молодцы!

Посмотрите ,Шарик приготовил нам подарок: картинки с изображением животных.

Как вы думаете, а можно ли такую игру сделать у себя дома? Расскажите о такой интересной игре маме и вместе с ней сделайте, а затем поиграйте в неё с папой и мамой.

Занятие закончено.

Занятие по развитию речи на тему: « Дикие животные».

  1. Загадывание загадок о лосе и волке.
  2. Составление сравнительных рассказов по двум картинам «Волк» и «Лось».
  3. Печатание
  4. д/и  « Закончи предложение»

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять сравнительные описательные рассказы по двум картинам по плану, с элементом творческого рассказывания.
  2. Продолжать учить детей строить связные высказывания, использовать в речи сложносочиненные предложения, развивать навыки творческого рассказывания; активизировать словарь словами: лось, волк, хищник, травоядный, копыта, рога, злой, голодный, развивать кисть руки.
  3. Обратить внимание на то, что находясь в лесу нельзя уходить далеко от родителей.
  4. Воспитывать убеждение в том, что все в природе взаимосвязано.
  5. Индивидуальная работа: с Ильей, Яной -  учить рассказывать, придерживаясь плана.

Предшествующая работа:  рассматривали картины « Лось», « Волк», читали рассказы Е. Чарушина ,

Сказка Мамина- Сибиряка « Сказка про храброго зайца, длинные уши, короткий хвост», « Зимовье зверей».

Материал:  картины, мольберт,  тетради, мяч.      

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадки тогда, сразу поймете, о ком пойдет речь на занятии.

« Ходит, бродит злой разбойник

Без дубинки и ножа.

Все в лесу его боятся,

Кроме дядюшки ежа».    ( волк)

Воспитатель переворачивает картину с изображением волка.

«Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко».     ( лось)

Переворачивает картину с изображением лося.

Сегодня мы будем сравнивать этих двух диких животных.

  1. Сначала нужно сравнить внешний вид животных,
  2. Потом рассказать об их образе жизни в лесу,
  3. А затем придумать короткий рассказ о то, что могло бы случиться , если бы волк и лось встретились,
  4. Чем могла бы закончиться эта встреча.

Дети рассказывают по картинам, если затрудняются, воспитатель напоминает о последовательности составления рассказа.

Физкультминутка.

А теперь откройте тетради, заштрихуйте  изображение животного .

(Показ – поперечная штриховка) во время  работы с тетрадью воспитатель следит за осанкой, положением карандаша в руке.

А  сейчас давайте поиграем.  Дети встают в круг.

Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

У лисы хвост ….

У зайца короткий хвост, но длинные….

У медведицы рождаются...

Белка зимой…..

На реке строят…..      и т. д.

 Все занимались хорошо, молодцы!

 Что вам больше всего понравилось на занятии? О чем сегодня вы расскажете маме?

                                               Занятие закончено.

 Конспект по ознакомлению с окружающим «Зимушка- зима».

  1. Чтение стихотворения с. Маршака « Сыплет снег охапками».
  2. Беседа с показом иллюстраций, загадывание загадок.
  3. Игра с мячом «слова-родственники».
  4. Игра –практикум «Вырезывание снежинок».

 Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о зиме, зимних месяцах, познакомить с пословицами и поговорками о зиме.
  2. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, правильно строить сложноподчиненные  предложения, подбирать однокоренные слова; активизировать словарь словами: название зимних месяцев, Снегурочка, снег, снежок..
  3. Напомнить детям о том, что снег есть нельзя.
  4. Развивать логическое мышление, эстетическое восприятие.
  5. Индивидуальная работа с Дашей С., Олей М.- помочь справиться с вырезыванием снежинок.

Предшествующая работа: слушали стихи о зиме, вспомнили названия зимних месяцев, рассматривали иллюстрации, загадывали загадки.

Материал: музыка П. И. Чайковского «Времена года», иллюстрации  с изображением зимних явлений природы, мяч, ножницы, заготовка для вырезывания снежинок.

Ход занятия:

Звучит одна из пьес «Времена года». Воспитатель читает стихотворение:

«Сыплет снег охапками

На полях зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло.

А сейчас - гляди, как весело

И белым-бело!

Да, выпал снег и пришла зима. Наступил первый зимний месяц – декабрь.

Летят с небес легкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.

Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз- строит ледяные мосты на реках. Недаром говорят: «ноябрь приходит с гвоздочками, а декабрь с мосточками».

Январь второй зимний месяц. Лютует стужа, трещат морозы, под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень».

«месяц январь- зимы Государь»- так народ говорит. В январе тропинки в лесу белые, лёд на реках синий, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. рисует мороз на стеклах  удивительные узоры.

«На стекле мороз начертил узор,

Серебром нанес белый пышный бор.

Рано поутру подойду к окну,

Буду в том бору слушать тишину.

Чудится ли мне? Или снится сон?

Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон,

Вьётся на снегу свежий лисий  след,

Тает на лугу розовый рассвет.

И дрожит во мгле белый дым берез-

Сказку на стекле начертил Мороз.»

Февраль- последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле поземку. В старину февраль называли «снеговеем».

В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, иногда звенит робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Как вы думаете, какие изменения  происходят в  живой природе?

( ответы детей)

Да, зимой деревья и кустарники стоят без листьев. Они не питаются , не растут, как бы погружаются в глубокий сон. Зимой мало влаги и света, питательных веществ , необходимых растениям. А от холода их защищает пробковая ткань- она не пропускает из дерева ни воды , ни воздуха. Летом деревья откладывают её под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому деревья легче переносят морозы.

Где укрываются от холода животные и птицы?

( ответы детей)

Как вы думаете, трудно ли пережить зиму птицам и животным? Почему?

А что хорошего может быть зимой?  

(ответы детей)

Да, любит народ зиму- зимушку. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить.., а длинными зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки .

Физкультминутка:

 Кругом высокие снега,

Куда я взгляд ни кину.

Метет и кружится пурга.

Вы узнаете зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят узоры серебром.

Вы узнаете зиму?

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Не веселее той поры.

Вы узнаете зиму?

Мы принесли густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?

Игра «слова- родственники»:

А сейчас я предлагаю поиграть с мячом. Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. (можно придумать слова к слову «снег», «мороз»)

Как  называется комок из снега, который бросают, играя? (снежок)

А звёздочка из снега?

Кого лепят дети зимой?

Как называют внучку Деда Мороза?

А цветы, которые первыми вырастают из под снега?

Молодцы!   Приглашаю вас вырезать узорные  снежинки.

Скоро новогодний праздник и мы ими украсим окна.

Скажите, что нового вы узнали на занятии?  О чем сможете рассказать маме и папе?

Все молодцы! Занятие закончено.

Занятие по развитию речи на тему :«Какая бывает зима»

( творческое рассказывание)

  1. Повторение пословиц и поговорок о зиме.
  2. Составление творческих рассказов на тему: « Какая бывает зима».
  3. Печатание
  4. Словесная игра «Кто больше».

Программное содержание:

  1. Продолжать умение совершенствовать умение сочинять короткие сказки и рассказы на заданную тему.
  2. Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии высказываниями; упражнять в подборе определений к существительным, акт. словарь прилагательными: снежная, морозная, пушистый..
  3. Следить за осанкой во время печатания.
  4. Развивать мышление, воображение.
  5. Индивидуальная работа с Кириллом, Антоном- учить соблюдать последовательность в раскрытии сюжета.

Предшествующая работа: рассматривали сюжетные картинки на тему « Зима», читали рассказы и сказки о жизни разных животных в зимнее время года, вели наблюдения в природе, учили стихи  «Снегирь», « Синичка».

Материал: подготовить загадки о зиме, игрушка Слона, тетради, карандаши.

Ход занятия:

Ребята, послушайте загадку :

наступили холода, обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь: в спячку впал в берлоге.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?   (зимой)

 Давайте вспомним о ней пословицы и поговорки.

(ответы детей)

Молодцы!  Воспитатель вынимает игрушку  - Слона.

Спроси однажды у слона:

«Какая бывает зима?»

А что это такое? – удивился Слон.

Давайте расскажем слону, какая бывает зима. Но рассказывать будем от лица разных животных или людей.  Например, «зима бывает очень долгая,- сказал Северный Олень . Она у меня на родине длится целый год. Зимой часто бывают северные сияния – это очень красивое явление ».

У кого  еще можно спросить про зиму?  ( дети предлагают свои варианты)

Подумайте, кто кем будет.

Антон, скажи , кто ты?  Как живешь зимой? Можешь начать с загадки или стихотворения, можешь сравнить, как жил твой зверек или птичка летом и как живет зимой.  Ответив на эти вопросы у вас получится рассказ или сказка. Подумай.         (заслушиваются рассказы 6-7 человек)

В ходе рассказывания воспитатель помогает детям не отвлекаться от темы, обращает внимание на последовательность в раскрытии сюжета, подсказывает более точные слова.

А сейчас я предлагаю вам поработать в тетрадях. (дети выполняют задание)

С заданием справились хорошо, а сейчас поиграем в игру: « Кто больше»

Я буду задавать вопросы, а вы давать как можно больше ответов.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая?

(волшебная, снежная, морозная, холодная, красивая)

Какой лес зимой?

(спящий, сказочный, волшебный, сверкающий)

Какой снег зимой?

(белый, пушистый, серебристый, мягкий, чистый, блестящий,липкий. легкий, скрипучий…)

Какие снежинки?

(ажурные, серебристые, холодные, легкие, кружевные, белые…)

Какой зимний день?

(морозный, холодный, ясный, снежный, короткий)

Какая зимняя ночь?

(темная, морозная, звездная, длинная..)

Лед, какой?

( прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, гладкий, скользкий, голубой).

Все молодцы!  Как вы думаете, Слон теперь узнал какой бывает зима? О чем еще он узнал?

А мне хотелось бы, чтобы ваши мамы тоже узнали какой может быть зима. Я думаю вы им обязательно расскажете .  Занятие закончено.

Занятие по ознакомлению с окружающим на тему :

«Кто приносит новогодние подарки».

  1. Чтение стихотворения о новогоднем празднике.
  2. Беседа с показом иллюстраций.
  3. Хороводная игра «Мы тебя так ждали дедушка Мороз».
  4. Рассказывание стихов.

 

 Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с новогодними традициями народов мира.
  2. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря, развивать диалогическую речь; активизировать словарь детей словами: обычаи, Рождество, новый год, названия стран мира.
  3. Напомнить детям об осторожном обращении с бенгальскими огнями, свечами, гирляндами.
  4. Воспитывать интерес к истории, национальную гордость, чувство причастности к русскому народу.
  5. Индивидуальная работа: с                                  развивать интонационную выразительность при чтении стихотворения.

Предшествующая работа:   беседовали о предстоящем празднике, рассматривали открытки о новом годе, учили стихи, хороводы,  изготавливали игрушку для ёлки, украшали группу.

Материал :  иллюстрации о новом годе.

Ход занятия:

Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком празднике мы сегодня будим разговаривать.

«С высоких стен кремлевской башни

В спокойном звоне полночь бьет,

И, провожая день вчерашний, страна встречает  …(Новый год)!

Немало он путей-дорог

Теперь пройдет, проедет с нами.

Пускай на каждый наш порог

Шагнет богатыми дарами!

Пускай в ученье и в труде

Он помогает вам, ребята,

Жить дружно в мире и богато!»                   ( Е. Тараховская)

Новый год—любимый праздник детей во всем мире.

Всюду, где празднуется Новый год, наряжаются елки, зажигаются свечи, дарятся подарки. Вся новогодняя символика глубоко укоренена в народных традициях. Конечно, главным атрибутом встречи Нового года является праздничная елка.

Обычай украшать елку возник давным-давно. Первое упоминание о новогодней елке относится 1600 году, около 400 лет назад. Она была установлена во французской провинции Эльзас и украшена бумажными розами. Этот обычай переняла Германия, где елку стали увешивать цветными лентами, бумажными полосами и мишурой.  Каждая лента символизировала загаданное желание. Затем возникла идея повесить на елку позолоченные картофелины и яблоки. А 1815году появилась и первая иллюминация.  Это были зажженные свечи. В настоящее время  , в целях безопасности, вместо свечей мы вешаем на елку гирлянды. 1850 году стали делать первые стеклянные украшения,которые используются и сейчас .

 Какие елочные украшения вы знаете?

Вскоре, обычай украшать елки перешел в другие страны мира:в Скандинавию, Россию, а также в страны, где елки вообще не растут—в Италию, Грецию, Испанию, куда их привозили из северных стран.

В каждой стране есть свои новогодние традиции. Например, в Болгарии такой обычай: в момент, когда  новый год возвещает о своем прибытии 12-ым ударом часов, в болгарских домах на три минуты гасят свет.  За это время надо успеть нацеловаться со всеми присутствующими. Болгарские дома украшаются кизиловыми веточками- символом здоровья и счастья.  А 1 января все будут ходить по гостям и с благими пожеланиями хлопать друг друга по спинам такими веточками, украшенными лентами и цветами.

В Швеции считается, что старый год нужно прогонять, а для этого нужно много раз выстрелить в воздух. Вдоволь настрелявшись и навеселившись на маскарадах, шведы собирают ненужную посуду и отправляются в гости к друзьям. Если ты желаешь другу счастья в новом году, то твой долг разбить посуду о его дверь. Он будет очень рад и ответит тебе взаимностью.

В Испании при наступлении нового года принято есть виноград: по одной виноградине на каждый удар часов. Если вы успеете съесть все виноградины и на каждую загадаете желание, то это желание непременно сбудется.

А в Индии новый год встречают в начале лета. Ребята стаскивают к дому сухие ветки, солому, старые вещи. Ночью вспыхивают большие костры. Вокруг них роют и пляшут взрослые и дети.

В России перед приходом Нового года дома наводят порядок, выбрасывают старые, ненужные вещи, украшают дома и ,конечно же , украшают елку. В новогоднюю ночь не спят, а ждут боя  Курантов. После того, как часы пробьют 12 раз  считается , что старый год ушел, и наступил новый. Люди выходят на улицу поздравляют друг друга и пускают в воздух салют.

Еще одна самая главная новогодняя традиция это- новогодние подарки! Их ждут все и взрослые и дети . А кто их приносит?

Ну, конечно, Дед Мороз и Снегурочка. Правда, настоящих Деда Мороза и Снегурочку не видел. На то они и волшебники! Они появляются в новогоднюю ночь, когда все уснут. А утром дети находят подарки.

В некоторых странах детей в новогоднюю ночь навещает родной брат Деда Мороза -- Санта Клаус. В Германии он разъезжает на ослике и оставляет подарки в детских башмачках. Мальчики и девочки в эту ночь обязательно кладут в башмачок сено – угощение для ослика Санта Клауса. В Италии на родине Буратино и Чипполино живет сестра снегурочки –фея Бефанта. В самом нарядном платье вылетает она в новогоднюю ночь на метле.  Прилетит к дому – и сразу к камину, где сушатся детские чулки: в них Бефанта и складывает подарки.

В разных странах новогодние сюрпризы преподносят детям самые разные волшебники. Все они желают им мира , здоровья и счастья.

Вот и к нам , очень скоро придут Дед Мороз и Снегурочка принесут нам долгожданные подарки, а мы с большим удовольствие расскажем стихи и будем водить хороводы у красавицы елки.

Хоровод « Мы тебя так ждали Дедушка Мороз».

А теперь почтем стихи о Новом годе.

(дети по желанию выходят и читают стихи)

Ребята, скажите, что нового вы узнали на занятии?  Какая новогодняя традиция запомнилось больше всего? Какие традиции есть в вашей семье?

Я вас тоже поздравляю с наступающим Новым годом и желаю вам много счастья и много подарков!

Конспект занятия по развитию речи на тему : «Рассказывание по  картине «Подснежники».

  1. Выставка картин на тему «Весна».
  2. Рассказывание по картине «Подснежники».
  3. Печатание.
  4. Словесная игра « Доскажи словечко».

Программное содержание:

  1. Учить детей составлять развернутый рассказ по картине , выделить её основной сюжет и дать название картине. Закрепить знания о приметах весны , её периодах.
  2. Продолжать учить детей использовать в речи  сложноподчиненные  и сложносочиненные предложения, учить подбирать подходящие по смыслу слова. Активизация словаря: подснежники, проталины, серый, рыхлый, грачи, ранняя, названия весенних месяцев.
  3. Напомнить детям о том, что одним уходить далеко от дома нельзя.
  4. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира , усидчивость .
  5. Индивидуальная работа: с Яной, Димой –совершенствовать умение давать логические объяснения отгадкам.

Ход занятия:

Дети, сегодня я приглашаю вас посетить картинную галерею. Внимательно посмотрите и скажите, какое время года изображено на всех картинах? Правильно, на всех картинах – весна.

Рассмотрите все изображения весенней природы. Как вы думаете, какие весенние месяцы мы увидели на этих картинах?  Послушайте загадки и определите о каком месяце я говорю.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

                                                                      Снег худеет, мягко тает,

Грач горластый прилетает.

                          Что за месяц кто узнает?               (март)

О каком месяце я говорю, и какая картина соответствует этой загадке?

Яростно река ревет и разламывает лед,

                                         В  домик свой скворец вернулся ,а в лесу медведь проснулся.

                                             В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришел?              (апрель)

Дети снова отгадывают и дают объяснения своему ответу.

Зеленеет даль полей, запевает соловей,

           В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.

                               Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?                   (май)

Хорошо, вы правильно ответили и объяснили свои ответы.

  А   вот по этой картине мы будем  составлять рассказ.  Внимательно посмотрите на то, что изображено на ней.  Каждый должен придумать свой рассказ. Давайте  назовем людей, которые собирают подснежники.

(дети придумывают рассказы. Воспитатель спрашивает 2-3 детей. Затем предлагает составить совместный рассказ т.е первый ребенок начинает, второй продолжает, третий заканчивает.)

Молодцы!

Физкультминутка:

К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на снегу видны .Видно, очень теплые ноги у весны.

Печатание: откройте тетрадь заштрихуйте  (или обведите  по контуру) цветок. Расположите тетрадь правильно и приступайте к работе. (воспитатель следит за выполнением задания).

Дидактическая игра « Доскажи словечко».

Не спеша огонь тут ходит, землю –матушку обходит,

Светит весело в оконце. Ну . конечно это….( солнце).

В ночь – мороз, с утра- капель, значит на дворе… (апрель).

Золотой и молодой за неделю стал седой.

А денечка через два облысела голова. Спрячу в карманчик  бывший…..(одуванчик).

По весне к нам с юга мчится черная, как ворон птица:

Для деревьев наших врач. Угадай кто это…( грач).

Труд в саду он уважает, гусениц уничтожает!

Есть на дереве дворец: в нем живет с семьей …(скворец).

У грача- граченок , а у скворца- скворченок.

Угадайте ,что за птичка- темненькая невиличка?.

Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.  (ласточка).

Дети, скажите чем  мы занимались на занятии и что вам понравилось больше всего?

Хотелось вам напомнить, что весна- прекрасное время года, много удивительного можно увидеть в лесу, роще. Но ходить одним  туда нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?»

Занятие по развитию речи на тему:«Откуда хлеб пришёл?»...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Конспект занятия для детей 6 - 7 лет "Откуда хлеб пришел"

Данный конспект занятия позволяет познакомить детей с тем, как  в старину вырвщивали хлеб, воспитывает бережное отношение к хлебу. Материал могут использовать в работе воспитатели старших и подго...

Открытое занятие в старшей группе по теме: «Откуда хлеб пришел?»

Пополнить и углубить знание детей  о пользе и бережном отношении к хлебу, кто его выращивает и печет, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения....

Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришел" старший дошкольный возраст

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Откуда хлеб пришёл?"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...