Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тихомирова Елена Николаевна

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_k_nam_hleb_prishel.docx30.27 КБ
PDF icon duhovnyy_mir.pdf2.77 МБ
PDF icon prilozhenie_1.pdf1.95 МБ

Предварительный просмотр:

                   

Занятие на тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»

для воспитанников старшей группы

(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»).

                                                                                                   

                                                         воспитатель МБДОУ ЦРР , д/с №4 «Сказка»

                                                                                 г. Протвино

                                                                    Тихомирова Елена Николаевна

                                       


                           Откуда к нам хлеб пришел?

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская ,  музыкально-художественная.

Задачи: расширять и уточнять представление об окружающем мире,

воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру (к земле) и

уважение к человеческому труду. Расширять представление о труде, как

заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности

людям  за труд, воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать

бережное отношение к хлебу.   Развивать речь ,как средство общения.

Привлечь внимание детей к целесообразности и премудрости устроения

 мира. Дать представление о мире, в котором живет человек, как даре Бога

человеку. Воспитывать чувство благодарности к Создателю мира.

Материалы и оборудование: Добрый мир. Православная культура для

малышей. Книга 1,2011, стр. 37-40, презентация «Откуда берется хлеб?».

                                        Ход занятия.        

Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли в зал, а здесь уже столько гостей!

Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки  и наше замечательное

настроение.

  -Сегодня мы снова отправляемся с вами в путешествие по окружающему

нас доброму и красивому миру.  чем обычно люди путешествуют?

Дети: -На самолете, на поезде, на корабле.

Воспитатель: -А я предлагаю сегодня отправится в путешествие на ковре-

самолете. Вы согласны?

Дети: -Да!

Воспитатель: -Мы с вами уже знаем, что и вода и небо необходимы нам для

жизни. А сегодня мы узнаем еще об одном Божьем творении важном и очень

нужном для всех обитателей Земли. О чем пойдет речь догадайтесь сами.

Загадка: Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я все терплю  и всем

добром плачу. (Земля)

-Ребята,а вы знаете,что наши предки называли землю «кормилицей»  или

«матушкой»? Как вы думаете,почему?

Дети:- На земле растут разные растения,которые можно кушать, овощи,

фрукты, ягоды, грибы.

Воспитатель: -Конечно! Без земли невозможно вырастить хороший урожай.

Поэтому люди бережно обращались с землей: никто не мусорил, не плевал на

землю, не кидался землей.

-Сегодня  я предлагаю вам отправится в далекое прошлое,чтобы узнать,как к

нам на стол попадает то,без чего не обходится ни одна трапеза. Отгадайте,

что это?

Дети:- Это хлеб.

Воспитатель: -Правильно! А теперь нам пора в путь. Рассаживайтесь

поудобнее,а чтобы нам в пути сопутствовала удача, давайте поиграем в нашу

любимую игру «Обнимашки» ( дети по очереди обнимают друг друга и

называют добрыми словами).Ну , а теперь в путь! (музыка взлет).

-Как высоко мы уже поднялись! А что это движется нам на встречу?

Дети: -Облака.

Воспитатель: -И правда! А на что они похожи?

Дети:- На лошадку, на цветок, на сердечко, на бегемота….

Воспитатель: - Ребята, а посмотрите вниз. Обратите внимание на эту

голубую ленточку. Что это может быть?

Дети: -  Река.

Воспитатель:- А зеленое покрывало?

Дети:- Луга.

Воспитатель: -А что это за желтый квадратик? Интересно? А давайте

приземлимся и посмотрим. (Дети встают с ковра, в это время звучит запись

пения птиц).

 -Ребята, я вижу спелые золотые колосья. Да это же пшеничное поле!

(рассматривают колосья).

-Ой, ребята, мне кажется мы здесь не одни…( под народную музыку входит  

второй воспитатель с караваем в руках, с ним двое детей в народных

костюмах, остальные дети садятся на стульчики)

Воспитатель: -В старину гостей встречали

Мягким, пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Вместе с хлебом соль подносим,

Поклонясь отведать просим.

Девочка:-Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый,золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем – здоровье наше, сила,

В нем- чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом теплым на столе,

Люди долго и упорно

 Потрудились на земле.        

Мальчик: -Велика и необъятна наша русская земля,

Урожаями богаты наши нивы и поля.

-По полям,садам и селам, по стране из края в край

Загорелый и веселый ходит новый урожай!

Хочет он, чтоб полной чашей наша жизнь с тобой была,

Чтобы ярче,чтобы краше наша Родина цвела!

Воспитатель: - А хотите посмотреть  откуда к нам хлеб пришел? Тогда

смотрите  внимательно ( слайд шоу «Откуда хлеб пришел»).

Воспитатель: -Это сейчас у человека столько помощников, которые

помогают  ему растить хлеб,а в давние-давние времена все было совсем по-

другому. А хотите узнать как? Тогда смотрите и слушайте.

(Входит первый воспитатель . На ногах лапти, холщовая рубашка,  ситцевая

юбка и косынка на голове, в руках деревянный туес с зернами пшеницы).

Воспитатель:- В давние-давние времена тяжело доставался человеку хлеб.

Сначала пахали деревянной сохой на лошади землю, а потом выходили в

поле с семенами, которые висели у каждого на шее в специально

предназначенных для этого посудинах. Брали оттуда горстями зерно и

кидали во вспаханную землю. После того, как посеяли все зерно,  крестьянам

оставалось только ждать и надеяться на хорошую погоду, ведь только

хорошая погода помогала людям вырастить хороший урожай. (Подносит к

детям туес, дети разглядывают пшеницу, набирают в ладошки, нюхают).

     Физ.минутка «Зернышки»

Дети , присядьте и представьте,что вы маленькие зернышки,которые

посадили в землю.Прошел дождик, пригрело солнышко и зернышко начинает расти.

Подрастает зернышко (дети медленно встают)

Потянулось к солнышку (поднимают руки вверх)

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает (качают руками из стороны в сторону)

Вот как весело играем (медленно опускают руки вниз).        

Воспитатель: -А что нужно, чтобы зернышки взошли?

Дети: - Нужно тепло и влага (дети читают заклички про дождик и солнце).

1.Мочи, мочи, дождь,            

   На нашу рожь,

   На бабушкину пшеницу,

   На дедушкин ячмень,

   Поливай весь день.        

2.Солнце, солнце,

   Выгляни в оконце.

   Дай овсу рост,                

   Чтобы до небес дорос.

3.Дождик, дождик, пуще!

   Дам тебе гущи,

   Хлеба каравай

   Хоть весь день поливай!

Воспитатель: -Ребята, а вы заметили, что люди к окружающей природе  

обращались  с любовью, бережно, называли ласково, как  к живым созданиям

и Бог,видя такое хорошее отношение к природе, посылал людям и дождик и

солнышко. Колоски росли, поспевали и начиналась жатва, уборка урожая.

(Выходит воспитатель в белой одежде, в руках серп).

Воспитатель: - В старину машин не было и люди собирали хлеб вручную ( в

основном только женщины) и называли их – жницами. С утра и до вечера, не

разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок  и  складывали в

снопы. А перед сбором урожая люди надевали белую одежду и наводили в

доме порядок.

(Показ серпа- орудия труда).

-А  после сбора урожая народ благодарил Бога в специальных жнивных песнях:

Ох ,и слава Богу,

Что жито пожали

И в копны поклали.

-Собранный урожай сушили в специальных помещениях (овин), а после

сушки рожь и пшеницу молотили и получали зерна. (Дети рассматривают

зернышки, трогают их).

-Зернышки отвозили на мельницу, там их мололи и получалась мука. (Дети

рассматривают муку, трогают ее).

- И ,только после этого, везли муку домой, а там пекли из нее хлеб, лепешки,

блины, оладышки, пироги и всякие другие хлебобулочные изделия.

-А давайте и мы с вами что-нибудь вкусненькое из теста приготовим.

(Дети подходят к столам, а там заранее подготовлен на каждого ребенка

кусочек теста и влажные салфетки. Дети рассматривают тесто, пробуют его,

лепят фигурки по своему усмотрению, затем складывают готовые изделия на

поднос и воспитатель уносит их «в печку». Пока пироги «пекутся» дети

играют в русскую народную игру «Золотые ручейки». После этого  под

музыку в зал вносятся «испеченные» пирожки и раздаются детям.

Воспитатель: - И так, сегодня вы , ребята, узнали как хлеб попадает к нам на

стол. Легкое ли это дело растить хлеб и выпекать его?        

Дети:         -Нет. Для того, чтобы был урожай, нужно очень много трудиться        .

Воспитатель: - Наши предки это прекрасно знали, поэтому берегли хлеб, не

играли с ним, не выбрасывали остатки, берегли каждую крошку! А кого

люди благодарили за богатый урожай?

Дети: - Бога.

Воспитатель:         - Конечно! Ведь Он – Творец всем плодам, овощам, злакам.

Это Бог помогает людям растить хлеб, посылает дождь, тепло и ясное

солнышко. А вы,ребята, как теперь будете относиться к хлебу?

Дети:         - Мы теперь будем очень аккуратно его кушать, не крошить, не

оставлять и не бросать!                

Воспитатель: - Молодцы! Ну вот и подошло к концу еще одно наше

путешествие. Благодаря вам оно получилось таким интересным . Спасибо

вам , ребята , за это! А что нового вы узнали сегодня?

Дети:         - Мы узнали как выращивали хлеб наши предки и как выращивают

его сейчас. Сколько разных машин и людей трудятся на полях , элеваторах и

хлебозаводах.

Воспитатель: -А что вам запомнилось больше всего?        

Дети: -Старинные орудия труда, разные машины,которые помогают людям, а

еще  самим лепить разные пирожки.

Воспитатель: -А сейчас вы можете попробовать наши пирожки. Приятного

аппетита!

        

 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию для детей старшей группы "постройки нашего города"

Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, познакомить с сооружениями культуры и досуга....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"

Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....

Конспект занятия по духовно-православному воспитанию для детей старшей группы

Цель: Дать детям понять, что такое «отчий дом». Формировать у детей представление о доме, семье, семейных праздниках и традициях. Совершенствовать умения работать с тканью и нитью, выполня...

Рекомендации для родителей по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Откуда пришла книга».

Читаем ребёнку   стихотворение:Сегодня день у нас особый!Я познакомлю вас, друзья,С предметом, без которогоПрожить на свете нам нельзя. Загадайте  ребенку,  загадку.Не куст, а с ли...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Откуда к нам пришёл хлеб?» Возрастная группа: 5 – 6 лет

 Цель: формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.Задачи:Обучающие:- Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнооб...

Программа духовно-нравственного кружка «Родничок» для детей старшей группы

СодержаниеЦели и задачи реализации программыЦель: Формирование   основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией через  приобщение детей к истокам  и традици...

Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»

Конспект занятия по духовно -  нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...