Методическая разработка "Мир камня"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ловцова Татьяна Ивановна

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи: Познакомить детей с профессией геолога. Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.  Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельностьЦель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи: Познакомить детей с профессией геолога. Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.  Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельностьЦель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи: Познакомить детей с профессией геолога. Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.  Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие

в подготовительной группе

«Мир камня»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.

Задачи: Познакомить детей с профессией геолога. Обогащать и расширять знания о полезных ископаемых и их свойствах.  Закреплять навыки исследовательской деятельности: умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ. Закреплять правила безопасности при проведении опытов.

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: 4. Воспитывать любознательность, умение аргументировать свой ответ. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: камни, стаканы с водой, салфетки, лупы, подносы с камнями.

Ход занятия. Дети входят в зал

Воспитатель: Здравствуйте. Ребята! Очень рада вас видеть. Напомните мне какое время года на улице, какой месяц сегодня. Подскажите, мне какой праздник мы отмечаем 22 апреля?

Дети: «День Земли»

Воспитатель: Как вы думаете, почему этот праздник важен?

Дети: это напоминание всем, чтобы берегли землю и заботились о ней

Воспитатель: Слайд 1 – (Планета земля) 

Наша планета - Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля -

Дом наш родимый, ребята!

Воспитатель: На праздник всегда дарят подарки. Я приготовила для их вас, и он лежит в этой коробке.

Дети: это камень!

Воспитатель: А почему именно камень я вам выбрала для подарка?

Дети

Воспитатель: Земля — это каменная планета и камни окружают нас повсюду. Существует огромное множество камней. Хотите узнать побольше о камнях, а значит и о планете Земля? Тогда в путь! А путь нам укажет карта, мой второй подарок.  Согласны! Первая остановка – Музей камней! Идем!

Дети: ДАААА

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело

Музей камней. 

Воспитатель: Где можно найти камни?

Дети: Во дворе, на улице, на берегу озера, речки, моря, в земле и т.д.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли наука, изучающая камни?

Дети: ГЕОЛОГИЯ. Она изучает Землю и полезные ископаемые.

Воспитатель: А главная профессия в геологии – Геолог. Что вы знаете о ней?

Дети: Геологи – это люди, которые ищут, изучают и исследуют полезные ископаемые — это разные камни и минералы: золото, алмазы, нефть, воду, соль.

Воспитатель: Работа у геологов трудная, им приходится жить в палатках, приходится ходить пешком, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Геологов называют – исследователями недр земли.  

И в нашем музее камни появились с помощью геологов.

У каждого камня есть свое название, каждый камень описан – какой он, где найден. Давайте внимательно рассмотрим камни.

А тут нет камней, ячейки пусты, а рядом -экспонат не из музея. Это рюкзак геолога, и в нем есть инструменты.  Я догадалась, нам предлагают самим стать геологами, найти полезные ископаемые – камни и пополнить коллекцию камней в музее.

Воспитатель: А самое главное мы узнаем - «ЧТО ТАКОЕ КАМЕНЬ?», какими они бывают и какую пользу приносят человеку. На карте стрелочка указывает –«Месторождение». В путь!!! контейнеры с разным грунтом – песок, камни, смешанный грунт.

Воспитатель:  У нас будет трудная работа. Нам понадобятся руки – сделаем пальчиковую гимнастику!

Пальчиковая гимнастика «Моя Земля

Как велика моя земля, (сжимают-разжимают пальцы)

Как широки просторы! (руки разводят в стороны)

Озёра, реки и моря, (загибаем пальцы на обеих руках начиная с больших)

Поля, леса и горы! (делаем из рук «горы» над головой)

Воспитатель: Вспомните, что такое полезные ископаемые?

Дети: Полезные ископаемые— это природные богатства, которые добывают из земли или с поверхности и приносят пользу человеку.

Воспитатель: Задача для детей: Перед вами месторождения полезных ископаемых, надо аккуратно исследовать месторождение и найти полезные камни. Можно использовать инструменты геолога – это руки, молотки, кисти лопаточки. (Дети исследуют грунт, находят камни).

Дети: мы нашли!!!!

Воспитатель: Что можете рассказать о них? Где человек может их использовать?

Дети: У меня камень, который используют в строительстве, у меня может использовать ювелир, моим камнем можно рисовать.

Воспитатель: Все что вы сказали, надо проверить. Следующая остановка на карте «Центр исследования», где изучают камни. В путь!!!

(Дети переходят на др. станцию, садятся за столы, перед каждым ребенком лежит набор камней, тех, что нашли дети, лупы, тряпочки и др.)

Воспитатель: Перед началом работы вспомним, какие правила надо соблюдать при проведении исследовательской деятельности.

1. Внимательно слушать, высказываться по очереди, не перебивать.

2. Не брать ничего в рот и не пробовать на язык.

3. Не кричать и не шуметь.  

Воспитатель: (перед каждым ребенком камни, которые нашли дети. Мрамор 2 камня). Внимательно рассмотрим камни. Есть ли одинаковые?

Дети: Они разные по размеру, цвету. Нет одинаковых камней.

Воспитатель: Возьмите камни, которые человек использует в строительстве. Можете назвать их?

Дети: Гранит, мрамор

Воспитатель: И почему именно эти камни используют?

Дети: Потому, что они очень твердые, прочные, шершавый.

Воспитатель: Докажите, что они прочные, крепкие.

Дети: Если взять камень в руку и сжать крепко-крепко. Он не изменил он форму. Или постучать камнем по камню то с нами ничего не произойдет. Значит он твердый. (Помещаем на мольберт обозначение – мнемоквадрат)!!!!!!

Воспитатель: Как вы думаете, отличаются ли гранит и мрамор друг от друга?

Дети:…

Воспитатель: Проверим! Возьмите лупы, внимательно рассмотрите с начала гранит. Что вы видите?

Дети: Гранит – камень, много мелких зерен. Они разные по цвету и разного вида. Мрамор, как и гранит, состоит из

!!Воспитатель: В состав гранита входят три разных камня: кварц, слюда и полевой шпат.  А теперь рассмотрите мрамор.

Дети: Мрамор, как и гранит, состоит из разных камней.

Воспитатель: Мрамор, он состоит из кальцита, известняка и примесей, которые придают ему разную окраску.  

Игра Р.Р.: «Скажи какой мрамор» передавая камень его друг другу, дети внимательно рассматривают, выделяют и называют признаки предмета. Это – мрамор, он розовый, твердый, белый и т.д.

Воспитатель: Гранит и мрамор использовали для строительства и у нас в нашем городе. Возведены - Александровская колонна на Дворцовой площади, Исаакиевский собор, Прачечный мост через Фонтанку и другие старинные арочные мосты, Плиты тротуаров и парапеты набережных. (размещаем картинки построек на мольберте)

Мрамор использовали для строительства - Мраморного дворца, станций метро. В Летнем дворце – статуи.

Воспитатель: Продолжим исследования. Какие еще камни используют в строительстве?

Дети: Игра Р.Р.: «Скажи какой мрамор»

Воспитатель: Сравним их

!!!!!Известняк беловато-серого цвета, состоит из мелких частичек, скреплённых между собой. Он очень прочный. Мел - белый известняк. Мел твёрдый, но хрупкий, его легко сломать. Когда им пишут, он крошится, сыпется.

Воспитатель: Эксперимент! Что будет, если опустить мел и известняк в воду?  (Помещаем в воду мел и известняк)

Дети: Мел утонул в воде, размок. Полностью в воде не растворяется, а смешивается с ней, слегка окрашивая её и оседая на дно. Известняк – утонул, потому что тяжелый, ничего не изменилось, если вынуть и вытереть – известняк останется сухим.

Воспитатель: Вывод? 

Дети: Известняк – камень, а мел – нет. Камни тяжелые и не впитывают воду.!!

Воспитатель: Оба твёрдые образования. Известняк твердый потому, что имеет примеси (глины, доломита, кварца), а мел состоит из чистого карбоната кальция и это горная порода, а не камень.

Воспитатель: Устали, предлагаю, немного отдохнуть.

Физминутка: «Мы геологами станем!»

Мы геологами стали

Да? Да! (Хлопок над головой)

Будут все гордиться нами

Да? Да! (Хлопок над головой)

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (Показ руками)

Бурная река (Показ руками)

Её не обойдешь (Топают ногами)

Её не пролетишь (Крылья)

Надо напрямик: (ходьба на месте)

Мы все сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели

Да? Да! (Хлопок над головой)

 Баночка для опыта

Воспитатель: Как вы думаете, камни могут изменить цвет?  Предложите детям взять 2 одинаковых камня, один положить в емкость с водой. Вытащите камни из воды. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие.                                          Дети: Мокрые камешки стали темнее, они могут менять цвет.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли камень издавать звуки? Как нам

это проверить? Постучите разными камешками друг о друга. Похожи ли

звуки, которые при этом получаются?

Дети: Тяжелые камни издают звук громкий, маленькие – тонкий, легкие –

тихий. Разные камни издают звуки, не похожие друг на друга.

Воспитатель: Мы нашли еще цветные камни. Их используют ювелиры. Потрогайте руками, с помощью лупы внимательно рассмотрите их. Найдите отличие от камней, которые используют в строительстве. Что это за камни, какие они?

Дети: Они гладкие, разного цвета и формы, имеют однородный состав. Камни очень красивы, блестят.

Воспитатель: И они называются?

Дети: Минералы или самоцветами.

Воспитатель: На Земле существует порядка пяти тысяч минералов. Среди них есть очень драгоценные камни. Это….                                                                                             !!Дети: алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит.                                       Воспитатель: Полудрагоценными камни. Это…                                                             !!Дети: топаз, аметист, гранат, опал и т. д.                                                        !!Воспитатель: Из них ювелиры изготавливают серьги, броши, браслеты. Драгоценные минералы до сих пор добывают вручную. Многие минералы получили оригинальные названия благодаря своему цвету. Например, красный гематит именуют в честь крови, пирит получил наименование от слова «огонь» за счёт способности высекать искры при ударе, малахит похож по цвету на листок мальвы, а гранат – на зёрна из плодов гранатового дерева.                                                                                    Воспитатель: ИГРА: попробуйте назвать – Какие….?

Бусы из бирюзы – бирюзовые,                                                                                                           браслет из граната – гранатовый,                                                                                                              серьги с рубином- рубиновые и т.д.                                                                            Воспитатель: Возьмите самоцвет, прикоснитесь им к щеке и скажите, они холодные или теплые?                                                                                                                                Дети: Холодные                                                                                                                Воспитатель: Зажмите камень в кулаке и подержите. Прикоснитесь им к щеке и скажите - Что изменилось?                                                                                                              Дети: Он стал теплым                                                                                           Воспитатель: Как вы думаете почему?                                                                                             Дети: камни могут нагреваться и сохранять тепло.                                                       Воспитатель: А теперь, попробуйте посмотреть через камень, как через стекло!                                             Дети: Камень не прозрачный, не увидишь ни чего.                                                                                                                                                                                

Воспитатель: У нас осталось еще 2 камня, которые мы нашли                                                                                     Дети: Это карандаши, мы ими рисуем.                                                                     Воспитатель: Правильно. Но почему они здесь, среди камней?                                                !!!!Но мы не сможем ими рисовать если не будет внутри стержня. Стержень карандаша - это ГРАФИТ, и это минерал. Он серо-чёрный, блестит, мягкий. Что бы им рисовать, люди придумали ему рубашку, благодаря которой графит на ломается.                                                                                                                   Воспитатель: Есть черный камень. Что вы можете рассказать о нем?                                                                                                                                     Дети: Уголь — полезное ископаемое. Это остатки погибших деревьев и растений. Уголь чёрный, блестящий, бугристый, не пахнет. Да, уголь — это камень.  И им тоже можно рисовать! (рисуют углем и карандашом - графит, проверяют можно ли рисовать ими)                                                                                                                   Воспитатель: Молодцы! Это каменный уголь. Это топливо, он прекрасно горит. Уголь используется - из него получают краски, мыло, лекарства, пластмассовые игрушки. Обратите внимание на ваши руки, уголь пачкается и трудно смывается.            Воспитатель: Как много вы сегодня сказали о камнях! Какой вывод мы сделаем – «Что же такое камень?»

Дети: Камень, это кусок горной породы – это твёрдое ископаемое (выкапываемый из глубины земли). Под воздействием холода, ветра, дождей горы разрушаются. Небольшие куски гор - это и есть камни. И имеют свойства: Имеют разный размер и цвет. Твердый. Тяжелый. Гладкий или шершавый. Сохраняет тепло. Не прозрачный. Не впитывает воду. Не имеет запаха. Его можно обрабатывать.

Воспитатель: Молодцы! Продолжим! По карте нам надо вернемся в музей и пополним его найденными камнями.  (Дети кладут в ячейки камни)

Осталось написать название камней. Какой минерал можно использовать?           Дети: Графит

Воспитатель: я напишу название камней, а вы прочтете.  

Следующая остановка  на карте - мастерская (Дети переходят в мастерскую)

Мы ребята хоть куда

Для игры и для труда

Все вопросы зададим

Мы ответы знать хотим!

Мастерская. Среди камней есть еще один не обычный камень, и это..

Дети: Галька

Воспитатель: Рассмотрите ее, какие особенности гальки? Как можно отличить гальку?

Дети: Галька — гладкий круглый или овальный камень, у которого нет острых краёв. Скруглённую форму камню придаёт вода, поэтому галька встречается у рек, озёр, морей.

Воспитатель: Камень считался не только украшением, но и талисманом, приносящим удачу, счастье. Вот и вам предлагаю заняться творчеством и создать талисман для себя.

 (Дети рисуют на гальке)

Воспитатель: Берегите свой талисман, и он будет вас беречь и охранять. Вы можете положить его в руки и загадать самое заветное желание. Оно обязательно сбудется!

ПИМЕАМ2Н

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проект одного дня мир камня"

Презентация методической разработки "Проект одного дня мир камня"...

Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Кладовая Земли. Камни".

Предлагаю методическую разработку, содержащую опыты по исследованию свойств и состава камней. Знакомство с камнями способствует расширению кругозора детей....

Методическая разработка познавательно- исследовательский проект "Люди и камни" для подготовительной группы

Идея этого проекта была подсказана детьми. Их очень интересовали камни, которые они в большом количестве собирали на улице. Мне показалось, что надо использовать этот интерес для решения актуальных за...

Конспект по экспериментальной деятельности "Эти удивительные камни" (в рамках методической темы)

Конспект по экспериментальной деятельности "Эти удивительные камни" знакомит со свойствами камней, формирует элементарные представления о разнообразии камней, развивает познавательную исслед...

Методическое пособие "Всё о камнях"

Авторское методическое пособие. В нем собраны образ и сведения об основных видах камней и минералов, которые помогут в коллекционировании систематезировать знания и класифицировать предметы коллекции....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Знакомство со свойствами камней". Методическая разработка.

Расширение знаний детей о свойствах камней в процессе познавательно-эксперимнтальной деятельности....

Методическая разработка на тему: Комплексное занятие в старшей группе «Мир удивительных камней».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи &ndash...