Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Это занятие поможет : 

расширить и закрепить   представлений  детей о космосе.

 

Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром, кратер.

 Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опытов показать, как появляются кратеры, взлетают ракеты.

 Воспитывать чувство гордости за свою страну, космонавтов; заботу и доброе отношение к своей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_ftskm_kosmom_ulanova.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Путешествие в космос»

Цель: Расширение и закрепление представлений детей о космосе.

Задачи:

Образовательная.

Уточнить и систематизировать у детей полученные знания элементарных представлений о космосе, Солнечной системе. Продолжать обогащать речевой словарь детей: космос, планета, созвездие, космодром, кратер.

Развивающая.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность: с помощью опытов показать, как появляются кратеры, взлетают ракеты.

Воспитательная.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, космонавтов; заботу и доброе отношение к своей планете.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.

Давайте встанем в круг, поприветствуем друг друга.

Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Здравствуй, Солнце! (руки вверх)

Здравствуй, небо! (руки в стороны)

Здравствуй, вся моя Земля! (потопали на месте)

Мы проснулись очень рано и приветствуем тебя! (хлопают в ладоши)

- Ребята, а вы знаете какой праздник отмечается 12 апреля? Какое важное событие произошло в этот день? (ответы детей)

Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день космонавтики.

Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях.

- Ребята, кого отправили наши ученые в космос раньше, чем человека?

Верно, прежде чем отправить в космическое путешествие человека, в космос отправили собак. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю.

-Почему первой полетела собака, а не человек? Какие собаки побывали в космосе? (ответы детей)показ иллюстраций

- 12 апреля 1961 года (63 года назад) впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.(показ иллюстрации)

Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос? (ответы детей)

Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.(показ иллюстрации)

- Космические корабли облетали вокруг земли и возвращались на землю. Откуда берут старт космические корабли? (с космодрома, показ иллюстрации)

- Что такое космос? (Весь мир, который находится за пределами Земли. Это очень высоко и там нет воздуха, небо совсем черное, на черном небе видны звезды, планеты (показ иллюстраций)

II. Основная часть.

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие, чтобы больше узнать о космосе.

- Согласны?

- Но сначала отправимся в Центр подготовки космонавтов. Как вы думаете, что же там делают? (ответы детей). (исследуют здоровье, проходят различные испытания, занимаются спортом)

- Давайте проверим, какие вы быстрые и ловкие. Мы сыграем в игру, где по моей команде нужно занять место в ракете, для этого встать парами прижавшись спиной друг к другу. (пара не успевшая занять место, встают в позу ракеты)

П/и «Ждут нас быстрые ракеты»

«Ждут нас быстрые ракеты, для прогулок по планетам

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет — опоздавшим места нет

1,2,3 — беги» (встать на деталь по 2 человека)

Молодцы! Отличные ракеты у вас получились!

Дети садятся обратно

- Ребята, а как же ракета может так высоко подняться? (ответы детей)

Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос. (воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).

- Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух. Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень — самая маленькая и легкая.

Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли.(показ иллюстрации)

- А вот и наша ракета, на которой мы отправимся в космос.

(выношу «ракету» на середину коврика)

Проходим в ракету, начинаем обратный отчет. 5, 4, 3….

- Ой! Кажется, мы что-то забыли! Чем космонавты, совершая полет, защищают свое тело? ( космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром)

-Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. В скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля)

Тогда надеваем скафандр.(имитируем надевание скафандра)

Обратный отсчет. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Пока наша ракета поднимается в космос, я предлагаю послушать вам сказку « О солнце и ее детях»

«В одном небесном доме жила женщина и было у нее 9 детей, которых она очень любила. Дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит — прибежали только 6. Где еще 3? И давай повсюду их разыскивать, а детки забылись, заигрались, и так каждый день. Устала бедная мать и обратилась к волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать, и заявила, что 9 непослушных детей превратятся в шары и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии друг от друга.

Дальше всего от матери будут непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе — более послушные. С тех пор так и повелось: ходят вокруг мамы-солнышка 9 планет и никуда убежать не могут»

- Наша ракета поднялась очень высоко и видно всю семью солнца — Солнечную систему (показ плаката)

- Почему семью солнца называют Солнечной системой? Верно, потому что главным является солнце. В семье царит порядок, никто не толкается, не мешает друг другу. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг солнца.

Как называется дорожка, по которой бежит планета? (Дорожка, по которой бежит планета, называется орбита).

- Сколько дорожек? Дорожки орбиты одинаковые или вы заметили различия? Как вы думаете ребята, какая планета быстрее проходит вокруг солнца?

Путь вокруг солнца у всех разный: быстрее всех движется Меркурий, а дольше всех — Нептун.

За какое время планеты совершают полный круг вокруг солнца? ( за 1 год)

Ребята, вы большие молодцы! Все мы знаем , что хороший космонавт должен быть не только умным, но и сильным, выносливым, поэтому я предлагаю вам сделать физминутку.

Физминутка «Ракета»

Дети проходят за столы!

Давайте назовём все планеты Солнечной системы.

А. Хайт

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идет по счету,

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Назовите первую от солнца планету, что вы знаете?

«Залит он лучам горячего света, так много ему достается лучей

Что эта планета днем других горячей.

Так быстро Меркурий бежит по орбите, как будто торопит -

«Меня догоните»

- Как называется 2 планета от солнца?

«В честь богини красоты названа Венера ты.

В темных небесах сияешь, красотой всех озаряешь»

- Название 3 планеты узнаете, если отгадаете загадку

«Эта планета — любимый наш дом,

На ней мы с рождения до смерти живем.

Планета прекрасна: моря, океаны, цветы и деревья там, разные страны

И солнце сияет с зари до заката

Что за планета, скажите ребята?»

- Следующая планета выглядит красной, почему и как называется?

« Марс — таинственная планета

Она по размеру — чуть больше луны

Из-за кроваво-красного цвета,

Назвали планету в честь бога Войны».

- Меркурий, Венера, Земля, Марс — что общего у всех таких разных планет? (твердая оболочка)

- Все остальные планеты состоят из чего? (из газа) назовите их?

Юпитер – самая большая из планет солнечной системы, Сатурн – планета, известная своими кольцами)

- Поверхность твердых планет состоит из кратеров, хотите посмотреть как они образуются?

3) Опыт: «Образование кратеров на поверхности планеты».

Воспитатель: Представьте себе, что мука - поверхность планеты, а шар — метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности? ( ямы, углубления - кратер). Почему образовался кратер?

Вывод: Метеорит тяжелый, а поверхность планеты мягкая, покрыта слоем пыли, поэтому образовался кратер.

Ребята, кто мне может сказать, что такое звезда?

Огромный шар раскаленного светящегося газа, цвет звезды зависит от температуры. Очень горячие — голубые, средние — желтые, холодные — красные. Звезды соединены в созвездия. Какие вы знаете? (показать некоторые иллюстрации.)

4) Упражнение «Собери созвездие»

Наклейте звезды, дай имя своему созвездию

III. Заключительная часть.

А теперь пройдите , пожалуйста, и займите свои места в ракете.

Наша ракета возвращается на Землю. Посадка.

Когда космонавты возвращаются на землю, они заново учатся ходить, помогают им специальные упражнения и массаж. Сядьте в круг, развернитесь «паровозиком». Будем рисовать на спине друг друга.

Вышло солнышко (рисуем круг 2-3 раза)

От него расходятся лучи (рисуем лучики)

Вышли тучки (поглаживаем спину)

Пошел маленький дождь, пошел сильный дождь,

Вышли тучки (поглаживаем спину)

Вышло солнышко (рисуем круг)

Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей).

А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей).

Вам понравилось путешествовать? Какие задания вам понравилось выполнять?

Мне было приятно с вами путешествовать: вы были очень любознательными, внимательными, сильными, ловкими. Вы успешно прошли подготовку в космонавты. Я награждаю вас медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в старшей группе "Путешествие по Космосу"

Беседа с презентацией для уточнения знаний детей по теме "Космос", задание на оринтировку на плоскости листа, Физ. минутка "Космонавт", загадки "Солнечная система", пальчиковая гимнастика "Планеты", р...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему: «Весна идёт»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группена тему: «Весна идёт»...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Путешествие в космос"

План-конспект занятия включает в себя полный сценарий проведения занятия по математике на тему "Космос"...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе "Волшебница Зима"

Расширять представления дошкольников о красоте зимней природы...

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Мир комнатных растений»...

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе «Путешествие в страну Здоровья».

Цель: формирование у детей представления о здоровом образе жизни.Задачи:- дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;- подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здо...

Конспект ОД по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие в космос».

Тема: «Путешествие в космос».Цели: Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе....