Мастер класс для педагогов "Экологические игры"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

«Человек и природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет. И еще: природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушить людям, убеждать людей — с самого детства! — в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму».

Н. СЛАДКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_utyata_2025.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №104 с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Педагогическое мероприятие с педагогами:

мастер-класс для воспитателей по экологии на тему: «Экологические игры»

«Человек и природа. Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдется без нас, а вот мы без нее — нет. И еще: природа не может сама себя погубить. Погубить ее можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушить людям, убеждать людей — с самого детства! — в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму».

Н. СЛАДКОВ

                                   Подготовили и провели воспитатели:

 Волкова М.С., Фединцева Л.В.

                                                   

Санкт-Петербург

2025 год

Цель:

- развивать речь, воображение, умение работать в команде педагогов детского сада.

- закреплять знания воспитателей о задачах, формах, методах и приемах работы с детьми экологического воспитания, распространение нетрадиционных методов и форм в работе с детьми.

Задачи: - Развивать познавательный интерес у педагогов;

               - Побуждать педагогов использовать в своей деятельности новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию;

                -Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного опыта.

               

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен и полезен педагогам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста для развития социально-коммуникативных навыков, использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты: расширение и закрепление знаний  методов и приемов работы педагогов по экологическому воспитанию,  закрепление у педагогов интереса и положительного настроя на работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Методы и приемы: игровой, творческий, практический, исследовательский.

Материалы и оборудование: дидактические игры, оформленный методический уголок, муз.центр, презентация, глобус, записи музыки, овощи и фрукты для упражнения «Угадай запах», оформление группы для проведения мероприятия.

 Актуальность: с развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным и к концу уже XX столетия приобрело планетарный характер. Природа сама уже не может залечивать нанесенные ей раны.

Ещё вчера мы и не подозревали, что мир так изменился, что Земля уже далеко не цветущий сад! Ещё совсем недавно люди со спокойной совестью охотились, ловили рыбу, собирали охапки лесных цветов, грибы, ягоды.  Ещё вчера мы всерьёз не задумывались: а хватит ли будущим поколениям чистой воды и чистого воздуха. Еще вчера… А сегодня? Сложившиеся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И, нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Поэтому считаю необходимым уделять больше времени экологическому воспитанию подрастающего поколения.  

Просмотр презентации

Слайд 1. Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных

Слайд 2. Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений

Слайд 3. За одну минуту вырубаются 20 гектаров тропических лесов

Слайд 4. 5 миллиардов тонн углекислого газа ежегодно выбрасываются в атмосферу Земли

Слайд 5. Сотни поселений ощущают нехватку питьевой воды

Слайд 6. Каждый час земля пополняется бытовыми отходами.

Слайд 7. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым человеком планеты Земля!

Слайд 8. А реки! Эти голубые артерии, питающие озера, моря, океаны!? Сегодня многие реки Земли превратились в кладбища рыб. Реки наполнились мусором, нефтью, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, обрывками пластика, пеной стиральных порошков.

Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него.

Воспитатели (с глобусом) читают стихотворение:

Смотрю на глобус - шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим - не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус — шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

          Уважаемые коллеги! Главная цель экологического воспитания - это создание условий для формирования основ экологической культуры  дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.

-Что является ведущим видом деятельности дошкольника?

- Правильно, игра. Поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда. Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания.

       Наших детей надо учить любить природу. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания.

- Предлагаем Вам для разминки вспомнить или узнать интересные факты о природе.

 

Фрагмент игры «Что? Где? Когда?». 

  1. Кто может пить ногой? (Лягушка)
  2. У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца)
  3. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
  4. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)
  5. Название, какого растения говорит, где оно живет? (Подорожник)
  6. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
  7. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
  8. Когда еж не колется? (Когда только родился)
  9. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)
  10. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
  11. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
  12. Кто это – Алиса и Базилио? (Лиса и кот)
  13. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
  14. Дышит ли цыпленок в яйце? (Дышит)
  15. Кто тяжелее – самая большая акула или слон? (Акула)
  16. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
  17. Растет ли дерево зимой? (Нет)
  18. Какую траву любят кошки? (Валериану)
  19. Лысеющий на ветру цветок? (Одуванчик)
  20. У какого животного цвет жира зеленый? (У крокодила)
  21. Какую ягоду называют «родной сестрой малины»? (Ежевику)
  22. У кого самый чуткий нос? (У бабочки)
  23. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
  24. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
  25. Какая птица умело подражает голосам разных птиц? (Скворец)
  26. Дорога через горный хребет (Перевал)

  1. Дидактическое упражнение «Что бывает желтым?» (можно брать каждый день недели разный цвет)

- Задаем детям вопрос «Что бывает в природе желтого цвета?», можно называть  растения и животных, природные явления, что вспомните. (солнце, цыпленок, лимон, банан, кукуруза, гриб лисичка, перец болгарский, помидоры, черешня, одуванчик, нарцисс, роза и т.д.)

- Можно предложить детям, разделенным на подгруппы, черно-белые картинки и попросить выбрать из них, что бывает желтым, красным, голубым и после выбора раскрасить картинки в правильный выбранный цвет.

  1. Экологическая игра «Оживи картинку» (по методу ТРИЗ). В этой игре особая роль отводится развитию воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Благодаря воображению ребенок может представить себе явление, животное или предмет, которого раньше не видел. Основная задача – развитие способности создавать оригинальные образы путем дорисовывания предложенных фигур. Играя в эту игру, дети приобретают оригинальный склад мышления, уверенность при выполнении задания, творческий подход, создают более яркие, богатые и оригинальные образы воображения. Они с удовольствием фантазируют, активнее занимаются творчеством, научаются выходить за рамки предложенных вариантов. Предлагаем Вам поиграть в эту игру и дорисовать одну из геометрических фигур так, чтобы картинка «ожила».

  1. Упражнение «Песенный вернисаж»

Предложить педагогам разделиться на команды. Вспомнить и поочередно спеть песни о растениях, животных, воде, природных явлениях и тому подобное. Выигрывает та команда, которая спела песню последняя.

При затруднении или во втором туре, можно предложить прослушать музыку в миноре и назвать, о чем или о ком эта песня. (В лесу родилась елочка, во поле береза стояла, в траве сидел кузнечик, черный кот, пропала собака по кличке дружок, песенка львенка, песенка про зайцев, облака белогривые лошадки, лесной олень, 33 коровы, три белых коня, течет река Волга, рябиновые бусы)

  1. Упражнение «Отгадай по вкусу или по запаху» (лук, чеснок, яблоко, мандарин, лимон, хлеб и т.д.)

Приготовить предметы для упражнения, предложить понюхать и угадать с закрытыми глазами или попробовать на вкус с закрытыми глазами. Побуждать вспоминать, что как пахнет или что напоминает знакомый вкус.

5. «Педагогическая змейка»

Воспитатель: для определения вашего понимания сущности экологии я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экология-это», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

Рефлексивно-оценочный вывод

     На этом наш мастер - класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили многое в памяти об экологическом воспитании. Использование всех видов игр в комплексе позволяет эффективно решать задачи экологического развития детей дошкольного возраста. На протяжении всего тренинга атмосфера в коллективе была доброжелательная, большинство вас активно и увлеченно участвовали в решении заданий. Благодаря такими вашими личностными качествами педагогов как юмор, открытость и коммуникабельность данное мероприятие прошло легко и непринужденно. Желаю вам успехов в работе над экологическим воспитанием дошкольников.

        И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку методической и художественной литературы, которая пригодится в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Список использованной литературы:

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников

Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.

Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).

 Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мастер-класс «Казачьи народные игры. Игры, развивающие ловкость, точность движения, меткость»

В нашем детском саду разработана программа по приобщению детей к народной культуре казаков. Мастер-класс разработан для воспитателей ДОУ, которые приобщают детей дошкольного возраста к культурно...

Мастер-класс по интерактивной игре на тему: «Игра – это весело!»

Задачи: -обогащать эмоциональный опыт детей; -учить детей позитивно относиться к себе; -учить невербальным способам общения; -создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжел...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его....