Конспект занятия. "Прогулка в осенний лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жумагулова Лариса Леонидовна

 

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 

ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4.docx381.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 3 «Колосок»

        

 

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Выполнила:

Жумагулова Лариса Леонидовна.

 

 

                                                          Акбулак -2019г.

                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, стремительный темп жизни общества привели не только к изменениям политических и экономических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной  среды в целом. Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи и общества,  негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.

Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость. В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.  Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания.

       Федеральный государственный стандарт дошкольного образования   (ФГОС ДО)  2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:

  • развитием любознательности и познавательной мотивации;
  • формированием познавательных действий;
  • становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формированием первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях;
  • ознакомлением с миром природы;
  • о малой родине и Отечестве;
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
  • об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие, как образовательная область включает в себя: 

- Формирование элементарных математических представлений. 

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 

- Ознакомление с предметным окружением. 

- Ознакомление с социальным миром. 

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. 

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельности самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности закладываются   в дошкольном детстве, через развитие познавательной активности ребенка.

         Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - это важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  И задача педагогов дошкольного образования поддерживать,  приумножать и развивать это стремление у детей дошкольного возраста. 

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Занятие  «Прогулка в осенний лес» проходит в рамка календарно-тематического планирования.  

 

           

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной деятельности

«Прогулка в осенний лес»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательное  развитие

3.

Доминирующий вид

деятельности детей

Познавательно-исследовательская

4

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Беседа:  Обращение к опыту наблюдения детьми  прихода  осени, (Загадка) обсуждение неповторимой красоты и удивительного преображения природы осенью, формирование любви, бережного отношения к родной природе, способности любоваться ее красотой.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:          

Обсуждение о безопасном поведении  во время прогулки в лесу, о форме одежды в соответствии с погодными условиями …

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Занимательные игровые ситуации ( Загадки, Игра «Времена года», сюрпризный момент, организация двигательной активности, экспериментирование

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Наглядные методы

Репродукции: «Осень»  Васильев Ф.А., «Золотая осень» Крымов Н. ,  мнемотаблицы для памяти,  игровой набор  «Времена года»

Словесные методы

Ситуативное общение (загадка, беседа   о названии осенних месяцев, о приметах)

Чтение стихотворения  «Уж небо осенью дышало» А. Пушкина

Практические методы

 Дидактическая игра «Время года»

Экспериментальная деятельность: получение новых оттенков, путем смешивания 3 цветов.

Рисование кистью способом примакивания.

5.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: расширение представлений о приметах осени.

Художественно-эстетическое: чтение стихотворения А.Пушкина, рассматривание репродукций Васильева Ф.А., Крымова Н,   знакомство с цветовым сочетанием, как с средством  выразительности в живописи, художественная творческая деятельность; освоение  техники живописи способом примакивания, добывание новых оттенков путем смешивания 3 основных цветов.

Речевое развитие:  расширение словарного запаса- образность в  описании объектов, использование поэтических сравнений; развитие связанной речи в процессе создания рассказа о приметах осени (монологическая речь) с помощью

мнемотаблиц .

 Физическое развитие: перемещение по группе со сменой видов деятельности, преодоление полосы препятствий,

арт-терапевтическое воздействие изобразительной деятельности;

Социально-коммуникативное: формирование позитивных установок к творчеству и различным видам деятельности  в процессе   взаимодействия с детьми и воспитателем, усвоение норм поведения на прогулке в лесу,  парке.

6.

Цель

Формирование познавательной активности  в процессе изучения примет осени и способов изображения  их в технике живописи.

7.

Задачи

Планируемые результаты

7.1

Формировать познавательную активность  в процессе  изучения  осенних примет  и способов изображения их в технике  живописи.

 Интересуются  осенними явлениями природы, отображают  их в рисунках гуашью и  карандашами.

7.2

Развивать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности  в процессе художественного творчества.

В процессе самостоятельного эксперимента создают  новые  цветовые оттенки,  которые использует  для  изображения  новых  дополнительных  объектов в рисунке: облака, серый фон т .д.

7.3

Воспитывать  позитивное  и бережное отношение к  окружающему миру через бережное отношение к природе родного края.

Проявляют заботу  о природном ландшафте участка детского сада.

8.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления затруднений

Последовательное наблюдение объектов 

Структурное наблюдение (мнемотаблица для памяти)

Композиционное решение

Инструкция  воспитателя  (в случае необходимости)

9

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Литературный ряд: стихотворение  «Уж небо осенью дышало» А. Пушкина

Зрительный ряд: Репродукции: «Осень»  Васильев Ф.А., «Золотая осень» Крымов Н. , набор игровой «Времена года»,  мнемотаблицы для памяти.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»: «Осень», запись песни «Ах, какая осень» автор и композитор неизвестны. Материалы и оборудование: оборудование для физических упражнений: дуги, гимнастическая скамейка, обручи,  набор гуашь, кисточки, заготовка на ф.A 4 силуэта  дерева и кустарника.

10.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Наблюдение на прогулке за сезонными явлениями природы (прогулка в саду и в семье);

Рассматривание изображений на тему  осень (репродукций Левитана, Васильева, картинок из серии Умные книжки «Что нас окружает»);

Дидактические игры: «Дары осени», «Когда это бывает?»;

Чтение сказок, рассказов и стихотворений об осени (в семье и в саду), («Приключение осеннего листочка» Щеглов Е., «Осень» М. Ходякова, «Осень идет» В. Степанова, «Осина» Р. Сеф,) 

Рисование пальчиками, закрашивание готовой формы листа, пластилинография и т.д.

Беседы о смене времен года;

Прослушивание музыкальных произведений и разучивание  песен  про  осень.


ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Воспитатель в группе собирает детей вокруг себя.  Звучит фрагмент песенки «Ах, какая осень». (Песня добрая, веселая, создает благоприятную атмосферу для занятия)  Воспитатель улыбается.  Слушает песенку, акцентируя внимание детей на словах и мелодии. Музыка стихает. Сетует детям на то, что хотела бы нарисовать осень но не знает с чего начать…

Приложение 1.

Текст  песенки.

1.2

Мотивация деятельности детей

Беседа с детьми о приметах осени. Игра «Осень».

 Воспитатель предлагает отправиться всем вместе  на  прогулку в лес, что бы познакомиться с осенью поближе,  обращая внимание детей на спортивный инвентарь,  поясняет:  скамейка – тропинка и т.д. (Читает стихотворение, в соответствии с которым дети пролазят под дугами, идут по скамейке, прыгают из обруча в обруч)

Приложение 1.

 Описание игры «Осень».

Текст Стихотворения –путешествие.

1.3

Целеполагание

Познакомиться с осенью поближе, с ее приметами,  цветовой гаммой, что бы нарисовать ее.  Попробовать самим создать оттенки из двух основных цветов.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Пройдя все препятствия, дети оказываются в центре группы, будто на полянке. На пеньке они видят конверт - Игра «Времена года»

Упражнение на автоматизацию звуков:  дети повторяют звуки,. Под стихотворение  «Мы осенние листочки» дети   повторяют движения за воспитателем   и перемещаются  к рабочим столам. Дети садятся на стульчики.

Приложение 2.

Описание Игры «Времена года»

Упражнение

Стихотворение «Мы осенние листочки»

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Рассматривание картин.  Восприятие стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Беседа об оттенках  осени по репродукциям «Осень» Васильев Ф. А. 1869, «Золотая осень» Крымов Н. 1915., как о выразительном средстве в живописи.

Создать оттенки осени в процессе экспериментальной деятельности.

Приложение 3,4.

Репродукции картин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Техникой примакивания  кисти рисуют кроны дереву и кустарнику, оттенками, созданными в процессе экспериментального смешивания основных цветов. (Звучит фоном  П.И. Чайковский «Времена года», «Осень»)

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Беседа по вопросам.

-Понравилась ли прогулка в  осенний лес?

-Мне тоже очень понравилось с вами гулять.  Вы  сегодня ловкие, быстрые, умелые и заботливые! Помогали нашим малышам,  молодцы!

- Ребята, а по каким приметам мы отличим  осень от других времен года?

- А какие месяцы осени вы запомнили?

-Чему мы еще сегодня  должны были научиться?

-У нас получилось достигнуть цели?

-Что мы для этого делали?        

-Что можно сделать с нашими  рисунками?

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

Создание  осеннего леса в раздевалке.

Изготовление  поделок зайчиков и белочек из природного материала

В семье        

Сбор и засушивание листьев.

В группе

Украшение рисунками, листьями и поделками зверушек помещения  раздевалки ( размещение рисунков и листьев на стенах, дверях и мебели с помщью двухстороннего скотча.  Расстановка поделок на шкафчиках)

В группе

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

 Завершение работы (в случае необходимости) по оформлению продукта творческой деятельности.

В группе 

Самостоятельное рисование  по мотивам наблюдений.

В группе

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесова, В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

2. Доронова, Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.

3. Дуброва В.П., Милашевич,  Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.

4. Литвинова, О.Э. «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста» Планирование образовательной деятельности .-Санкт –Петербург «Детство-Пресс»-2016 .

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миноборнауки РФ.- М.:  ТЦ Сфера, 2017.

6. http://nsportal.ru/detskiy-sad социальная сеть  работников образования .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

         Текст песни "Ах, какая осень"

Автор текса: неизв., Композитор: неизв.

1
Где ты, где ты, милая осень? 
Целый год тебя мы ждем. 
В лес осенний по тропинке 
Мы тебя встречать пойдем.

Припев: 
Ах, какая осень, ах какая.
Вся из желтых листьев – золотая, 
И дождя серебряные капли 
Песенки поют.

2
В паутинках между берёзок 
Прячет солнышко лучи. 
Ягоды, грибы, орешки 
Ты для нас прибереги.

Припев.

3
Ветер с осенью танцует, 
И кружится листопад. 
Разноцветные листочки 
В вальсе радостном летят. 

Припев.

Игра-занятие "Осень"

Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны топать.

  • Осенью становится теплее, чем летом.   (Топают)
  • Осенью становится холоднее, чем летом.
  • Осенью появляются новые зелёные листья.   (Топают)
  • Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.
  • Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга.   (Топают)
  • Осенью некоторые птицы улетают на юг.
  • Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Топают)
  • Осенью медведь и ёжик засыпают.

        Стихотворение -путешествие

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

На пути у нас нора,

Пролезаем, детвора.

На мосток теперь взошли –

Вот и речку перешли.

Вдруг болото мы встречаем,

Перейдем преграду вмиг,

И по кочкам прыг, прыг, прыг!

Вот и на полянку мы пришли.

 (Дети пролазят под дугами, идут по скамейке, прыгают из обруча в обруч.)

Загадка

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели.

Если небо хмуриться, если дождик льётся.

Это время года, как оно зовётся? (Осень)

                                

                

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игра «Времена года: приметы осени»

На пеньке дети обнаруживают конверт.

 Воспитатель отрывает его и показывает детям содержимое: Лист  ф. А3  разделенный  на 4 прямоугольника разного цвета: осень – желтый; зима – синий; весна – зеленый; лето – красный. В конверт лежат картинки с признаками времен года, воспитатель раздает картинки детям. (Для младших – картинки простые. Для старших-  сложнее)

Воспитатель: Акцентирует внимание на одном из прямоугольников:  какого цвета? (жёлтого цвета) – осень. Как вы думаете, что это за время года? Почему?

Дети: Осень.и т.д.  Располагает лист на полу и предлагает детям, внимательно рассмотрев  полученные карточки, разложить на цветные сектора. Идет игра «Времена года» в процессе  старшие помогают  младшим, воспитатель наблюдает, корректирует. Подводит итоги.

Упражнение на автоматизацию звука

        Ветер подул:

«У –у-у-у»

И с деревьев листья сдул…

«У-у-у-у»

Полетели, закружились

«Ф-ф-ф-ф».

И на землю спустились.

«Ф-ф-ф-ф».

Мы осенние листочки  

  (дети образуют круг)

Мы на веточках сидели

Ветер дунул – полетели  (разбегаются по комнате)

Мы летали, мы летали ( бегают помахивая листьями)

Все листочки  так устали

Перестал дуть ветерок.

Собрались мы все в кружок ( садятся на корточки, поднимают листья над головой)

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул

Все листочки полетели( бегают помахивая листьями)

И тихонечко присели.

Ребятки, и снова подул ветер!!!!  – и листочки полетели- полетели .. (дети усаживаются за столы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

        

И. Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной

А.Пушкин  

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Репродукции к стихотворению А.Пушкина «Уж небо осенью дышало».

(для старшей подргуппы)

Васильев Ф.А. «Осень» 1869  

                

Крымов Н.   Золотая осень 1915

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Репродукции к фрагменту  стихотворения  Бунина «Листопад»

Ж уковский С. Лесное озеро. Золотая осень. Холст, масло

Левитан И. «Золотая осень» 1895

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Мнемотаблицы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Прогулка с Зайчиком в осенний лес"

Задачи:укреплять физическое и психическое здоровье;упражнять в умении ходить и бегать друг за другом;формировать умение правильно выполнять прыжки через 2 параллельные линии, отталкиваясь двумя ногами...

конспект занятия "Прогулка в осенний лес"

Занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия "Прогулка в осенний лес"

Цель: выяснить и закрепить знания детей по развитию речи и подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия " Прогулка в осенний лес"

Тематическое занятие с детьми второй младшей группы...

Конспект занятия : “Прогулка в осенний лес”

На занятии закрепляется  употребление в речи предлогов. Развитие общей и мелкой моторики, тактильного восприятия....

Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»

Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...