Конспект занятия. "Прогулка в осенний лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 381.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 3 «Колосок»
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС»
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: | Жумагулова Лариса Леонидовна. |
|
|
Акбулак -2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преобразования в различных сферах жизнедеятельности людей, произошедшие в нашей стране в последнее десятилетие, стремительный темп жизни общества привели не только к изменениям политических и экономических условий жизнедеятельности общества, но и социокультурной среды в целом. Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи и общества, негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.
Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость. В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:
- развитием любознательности и познавательной мотивации;
- формированием познавательных действий;
- становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формированием первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях;
- ознакомлением с миром природы;
- о малой родине и Отечестве;
- представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
- об отечественных традициях и праздниках;
- о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие, как образовательная область включает в себя:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательной деятельности самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности закладываются в дошкольном детстве, через развитие познавательной активности ребенка.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - это важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. И задача педагогов дошкольного образования поддерживать, приумножать и развивать это стремление у детей дошкольного возраста.
Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.
Занятие «Прогулка в осенний лес» проходит в рамка календарно-тематического планирования.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |
1. | Тема образовательной деятельности | «Прогулка в осенний лес» | ||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | ||
3. | Доминирующий вид деятельности детей | Познавательно-исследовательская | ||
4 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания: | ||
Беседа: Обращение к опыту наблюдения детьми прихода осени, (Загадка) обсуждение неповторимой красоты и удивительного преображения природы осенью, формирование любви, бережного отношения к родной природе, способности любоваться ее красотой. | ||||
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: Обсуждение о безопасном поведении во время прогулки в лесу, о форме одежды в соответствии с погодными условиями … | ||||
Методы стимулирования и мотивации деятельности: Занимательные игровые ситуации ( Загадки, Игра «Времена года», сюрпризный момент, организация двигательной активности, экспериментирование | ||||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Наглядные методы | ||
Репродукции: «Осень» Васильев Ф.А., «Золотая осень» Крымов Н. , мнемотаблицы для памяти, игровой набор «Времена года» | ||||
Словесные методы | ||||
Ситуативное общение (загадка, беседа о названии осенних месяцев, о приметах) Чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало» А. Пушкина | ||||
Практические методы | ||||
Дидактическая игра «Время года» Экспериментальная деятельность: получение новых оттенков, путем смешивания 3 цветов. Рисование кистью способом примакивания. | ||||
5. | Интеграция образовательных областей | |||
Познавательное развитие: расширение представлений о приметах осени. Художественно-эстетическое: чтение стихотворения А.Пушкина, рассматривание репродукций Васильева Ф.А., Крымова Н, знакомство с цветовым сочетанием, как с средством выразительности в живописи, художественная творческая деятельность; освоение техники живописи способом примакивания, добывание новых оттенков путем смешивания 3 основных цветов. Речевое развитие: расширение словарного запаса- образность в описании объектов, использование поэтических сравнений; развитие связанной речи в процессе создания рассказа о приметах осени (монологическая речь) с помощью мнемотаблиц . Физическое развитие: перемещение по группе со сменой видов деятельности, преодоление полосы препятствий, арт-терапевтическое воздействие изобразительной деятельности; Социально-коммуникативное: формирование позитивных установок к творчеству и различным видам деятельности в процессе взаимодействия с детьми и воспитателем, усвоение норм поведения на прогулке в лесу, парке. | ||||
6. | Цель | Формирование познавательной активности в процессе изучения примет осени и способов изображения их в технике живописи. | ||
7. | Задачи | Планируемые результаты | ||
7.1 | Формировать познавательную активность в процессе изучения осенних примет и способов изображения их в технике живописи. | Интересуются осенними явлениями природы, отображают их в рисунках гуашью и карандашами. | ||
7.2 | Развивать интерес детей к самостоятельной исследовательской деятельности в процессе художественного творчества. | В процессе самостоятельного эксперимента создают новые цветовые оттенки, которые использует для изображения новых дополнительных объектов в рисунке: облака, серый фон т .д. | ||
7.3 | Воспитывать позитивное и бережное отношение к окружающему миру через бережное отношение к природе родного края. | Проявляют заботу о природном ландшафте участка детского сада. | ||
8. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||
Затруднения | Способы преодоления затруднений | |||
Последовательное наблюдение объектов | Структурное наблюдение (мнемотаблица для памяти) | |||
Композиционное решение | Инструкция воспитателя (в случае необходимости) | |||
9 | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | |||
Литературный ряд: стихотворение «Уж небо осенью дышало» А. Пушкина Зрительный ряд: Репродукции: «Осень» Васильев Ф.А., «Золотая осень» Крымов Н. , набор игровой «Времена года», мнемотаблицы для памяти. Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года»: «Осень», запись песни «Ах, какая осень» автор и композитор неизвестны. Материалы и оборудование: оборудование для физических упражнений: дуги, гимнастическая скамейка, обручи, набор гуашь, кисточки, заготовка на ф.A 4 силуэта дерева и кустарника. | ||||
10. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | |||
Наблюдение на прогулке за сезонными явлениями природы (прогулка в саду и в семье); Рассматривание изображений на тему осень (репродукций Левитана, Васильева, картинок из серии Умные книжки «Что нас окружает»); Дидактические игры: «Дары осени», «Когда это бывает?»; Чтение сказок, рассказов и стихотворений об осени (в семье и в саду), («Приключение осеннего листочка» Щеглов Е., «Осень» М. Ходякова, «Осень идет» В. Степанова, «Осина» Р. Сеф,) Рисование пальчиками, закрашивание готовой формы листа, пластилинография и т.д. Беседы о смене времен года; Прослушивание музыкальных произведений и разучивание песен про осень. | ||||
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание |
I. | Вводная часть | ||
1.1 | Введение в тему | ||
Воспитатель в группе собирает детей вокруг себя. Звучит фрагмент песенки «Ах, какая осень». (Песня добрая, веселая, создает благоприятную атмосферу для занятия) Воспитатель улыбается. Слушает песенку, акцентируя внимание детей на словах и мелодии. Музыка стихает. Сетует детям на то, что хотела бы нарисовать осень но не знает с чего начать… | Приложение 1. Текст песенки. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | ||
Беседа с детьми о приметах осени. Игра «Осень». Воспитатель предлагает отправиться всем вместе на прогулку в лес, что бы познакомиться с осенью поближе, обращая внимание детей на спортивный инвентарь, поясняет: скамейка – тропинка и т.д. (Читает стихотворение, в соответствии с которым дети пролазят под дугами, идут по скамейке, прыгают из обруча в обруч) | Приложение 1. Описание игры «Осень». Текст Стихотворения –путешествие. | ||
1.3 | Целеполагание | ||
Познакомиться с осенью поближе, с ее приметами, цветовой гаммой, что бы нарисовать ее. Попробовать самим создать оттенки из двух основных цветов. | |||
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | ||
Пройдя все препятствия, дети оказываются в центре группы, будто на полянке. На пеньке они видят конверт - Игра «Времена года» Упражнение на автоматизацию звуков: дети повторяют звуки,. Под стихотворение «Мы осенние листочки» дети повторяют движения за воспитателем и перемещаются к рабочим столам. Дети садятся на стульчики. | Приложение 2. Описание Игры «Времена года» Упражнение Стихотворение «Мы осенние листочки» | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | ||
Рассматривание картин. Восприятие стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Беседа об оттенках осени по репродукциям «Осень» Васильев Ф. А. 1869, «Золотая осень» Крымов Н. 1915., как о выразительном средстве в живописи. Создать оттенки осени в процессе экспериментальной деятельности. | Приложение 3,4. Репродукции картин | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | ||
Техникой примакивания кисти рисуют кроны дереву и кустарнику, оттенками, созданными в процессе экспериментального смешивания основных цветов. (Звучит фоном П.И. Чайковский «Времена года», «Осень») | |||
Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | ||
Беседа по вопросам. -Понравилась ли прогулка в осенний лес? -Мне тоже очень понравилось с вами гулять. Вы сегодня ловкие, быстрые, умелые и заботливые! Помогали нашим малышам, молодцы! - Ребята, а по каким приметам мы отличим осень от других времен года? - А какие месяцы осени вы запомнили? -Чему мы еще сегодня должны были научиться? -У нас получилось достигнуть цели? -Что мы для этого делали? -Что можно сделать с нашими рисунками? | |||
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
Создание осеннего леса в раздевалке. | Изготовление поделок зайчиков и белочек из природного материала | В семье | |
Сбор и засушивание листьев. | В группе | ||
Украшение рисунками, листьями и поделками зверушек помещения раздевалки ( размещение рисунков и листьев на стенах, дверях и мебели с помщью двухстороннего скотча. Расстановка поделок на шкафчиках) | В группе | ||
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Завершение работы (в случае необходимости) по оформлению продукта творческой деятельности. | В группе |
Самостоятельное рисование по мотивам наблюдений. | В группе | ||
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.
2. Доронова, Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.
3. Дуброва В.П., Милашевич, Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.
4. Литвинова, О.Э. «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста» Планирование образовательной деятельности .-Санкт –Петербург «Детство-Пресс»-2016 .
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Миноборнауки РФ.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
6. http://nsportal.ru/detskiy-sad социальная сеть работников образования .
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Текст песни "Ах, какая осень" Автор текса: неизв., Композитор: неизв.
| Игра-занятие "Осень" Воспитатель рассказывает об осени и иногда намеренно ошибается. Если он говорит неправильно, дети должны топать.
Стихотворение -путешествие Мы сейчас в поход выходим, По тропинке в лес заходим, На пути у нас нора, Пролезаем, детвора. На мосток теперь взошли – Вот и речку перешли. Вдруг болото мы встречаем, Перейдем преграду вмиг, И по кочкам прыг, прыг, прыг! Вот и на полянку мы пришли. (Дети пролазят под дугами, идут по скамейке, прыгают из обруча в обруч.) | |
Загадка Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмуриться, если дождик льётся. Это время года, как оно зовётся? (Осень) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра «Времена года: приметы осени»
На пеньке дети обнаруживают конверт.
Воспитатель отрывает его и показывает детям содержимое: Лист ф. А3 разделенный на 4 прямоугольника разного цвета: осень – желтый; зима – синий; весна – зеленый; лето – красный. В конверт лежат картинки с признаками времен года, воспитатель раздает картинки детям. (Для младших – картинки простые. Для старших- сложнее)
Воспитатель: Акцентирует внимание на одном из прямоугольников: какого цвета? (жёлтого цвета) – осень. Как вы думаете, что это за время года? Почему?
Дети: Осень.и т.д. Располагает лист на полу и предлагает детям, внимательно рассмотрев полученные карточки, разложить на цветные сектора. Идет игра «Времена года» в процессе старшие помогают младшим, воспитатель наблюдает, корректирует. Подводит итоги.
Упражнение на автоматизацию звука
Ветер подул:
«У –у-у-у»
И с деревьев листья сдул…
«У-у-у-у»
Полетели, закружились
«Ф-ф-ф-ф».
И на землю спустились.
«Ф-ф-ф-ф».
Мы осенние листочки
(дети образуют круг)
Мы на веточках сидели
Ветер дунул – полетели (разбегаются по комнате)
Мы летали, мы летали ( бегают помахивая листьями)
Все листочки так устали
Перестал дуть ветерок.
Собрались мы все в кружок ( садятся на корточки, поднимают листья над головой)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели( бегают помахивая листьями)
И тихонечко присели.
Ребятки, и снова подул ветер!!!! – и листочки полетели- полетели .. (дети усаживаются за столы)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
И. Бунин Листопад Лес, точно терем расписной, | А.Пушкин Уж небо осенью дышало Уж небо осенью дышало, |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Репродукции к стихотворению А.Пушкина «Уж небо осенью дышало».
(для старшей подргуппы)
Васильев Ф.А. «Осень» 1869
Крымов Н. Золотая осень 1915
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Репродукции к фрагменту стихотворения Бунина «Листопад»
Ж уковский С. Лесное озеро. Золотая осень. Холст, масло
Левитан И. «Золотая осень» 1895
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Мнемотаблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Прогулка с Зайчиком в осенний лес"
Задачи:укреплять физическое и психическое здоровье;упражнять в умении ходить и бегать друг за другом;формировать умение правильно выполнять прыжки через 2 параллельные линии, отталкиваясь двумя ногами...

Конспект занятия "Прогулка в осенний лес"
Цель: выяснить и закрепить знания детей по развитию речи и подготовке к обучению грамоте....

Конспект занятия : “Прогулка в осенний лес”
На занятии закрепляется употребление в речи предлогов. Развитие общей и мелкой моторики, тактильного восприятия....

Конспект занятия-прогулки для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Осень золото роняет»
Конспект занятия-прогулкидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Осень золото роняет»...








