Непосредственно образовательная деятельность «Лук-зеленый друг» во II младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Алышева Наталья Александровна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а так же поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. 

В дошкольных  образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:

- специально  организованное  обучение;

- совместная  деятельность педагога с детьми;

-  самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование  могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию  и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)       

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность «Лук-зеленый друг» во II младшей группе

Выполнил:

Алышева Наталья Александровна

(ФИО)

воспитатель

(должность)

МБДОУ детский

сад №21

(место работы)

Пояснительная записка

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Познавательная деятельность - это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а так же поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях:

- специально организованное обучение;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
Поэтому
для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

Еще одна из задач опытно – экспериментальной деятельности - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Организовывать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Цель занятия: развитие познавательного интереса детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу донцем вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки).

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- развивать навыки общения, умение работать индивидуально и в группе;

- добиваться получения результата своей деятельности (посадка лука в воду или землю, заполнять схему наблюдения)

- развивать умение придерживаться правил;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- закреплять умения рефлексии своей деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»:

- побуждать опираясь на схему описывать способы выращивания лука в разных условиях(вода, земля, пустой стакан, без света)

- побуждать детей отвечать на вопросы.

Форма организации: групповая

Демонстрационный материал:

Лук (завядший), «грустный и веселый смайлик»

схемы по выращиванию лука в разных условиях «Лук в воде», «Лук в земле», «Лук в воде без света», «Лук в пустом стакане», фартуки.

Предварительная работа:

Уход за комнатными растениями в группе (полив). Рассматривание иллюстраций ,чтение художественной литературы, беседы, раскраски «Овощи-лук». Дидактическая игра «Овощи и фрукты», «Части и целое».

Оборудование:

Лук (завядший), «грустный и веселый смайлик», луковицы для посадки, мольберт, лейки с водой, земля, совки по количеству детей, схемы по выращиванию лука в разных условиях «Лук в воде», «Лук в земле», «Лук в воде без света», «Лук в пустом стакане», фартуки.

Ход занятия.

I. часть: вводная

Сюрпризный момент (Воспитатель вносит завядший овощ, просит детей описать внешний вид лука и рассказать что могло случиться с ним ).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это лук!

Воспитатель: Лук? Но он совсем не похож на наш лук с нашего огорода. Посмотрите на него внимательно. Какой он?

Дети: Желтый, перышки повяли, мягкий, грустный.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он стал таким, что с ним могло произойти?

Дети: заболел, высох, загрустил.

II часть: экспериментальная

Решение проблемной ситуации.

(воспитатель побуждает детей найти способ «спасти» лучок)

Воспитатель: А как вы думаете, что нужно нам делать с луком?

Дети: спасать, лечить , в воду поставить, полить, «дать попить»

Воспитатель приглашает детей пройти к столам, где расположены луковицы, выращенные в разных условиях (вода, земля, без воды и света) и предлагает ребенку посадить лук в специальный стакан и налить туда воду.

Воспитатель: Ребята, давайте нашему «Лучку» расскажем и покажем как мы выращиваем наш лук .

Дети : Да, покажем!

Воспитатель показывает первую схему выращивания «Лук в воде» и просит детей найти этот лучок на столе и рассказать об этом способе.

Обратить внимание на то, как выросли перышки, корешки, какого цвета они стали. Просит ребенка заполнить последнюю колонку в схеме ( дорисовать лучку перышки и корешки) и закрепить самостоятельно на мольберте с помощью магнитов.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы лук вырос?

(побуждает детей сделать вывод)

Дети: Вода!

Далее воспитатель показывает вторую схему выращивания «Лук в земле» и просит детей найти этот лучок на столе и рассказать об это способе. Просит ребенка заполнить последнюю колонку в схеме ( дорисовать лучку перышки) и закрепить самостоятельно на мольберте с помощью магнитов.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы лук вырос?

(побуждает детей сделать вывод)

Дети: Земля!

Затем воспитатель показывает третью схему выращивания лука «Лук в воде, без света» и просит детей найти этот лучок на столе и рассказать об это способе.

Воспитатель: Этот лучок так же вырос, как и другие?

(побуждает детей сделать вывод)

Дети: Нет! Плохо растет, перышки короткие, маленькие корешки.

Воспитатель просит ребенка заполнить последнюю колонку в схеме (дорисовать лучку перышки) и закрепить самостоятельно на мольберте с помощью магнитов.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы лук вырос?

Дети: Свет, солнышко!

Воспитатель показывает четвертую, последнюю схему выращивания «Лук в пустом стакане»» и просит детей найти этот лучок на столе и рассказать об это способе.

Воспитатель: А вырос ли этот лучок?

Дети: Нет. Он совсем не вырос!

Воспитатель: Надо ли нам заполнять схему?

Дети: Нет!

Ребенок закрепляет самостоятельно схему на мольберте с помощью магнитов.

Воспитатель: Ребята, скажите мне и нашему «Лучку», что нужно для того чтобы лук вырос красивым, большим и зеленым?

Дети: Вода, земля, свет!

Посадка лука.

Воспитатель обращает внимание детей на спасенную луковичку и просить сказать, что в ней изменилось(незаметно меняет грустный смайлик на веселый)

Дети: « Лучок» стал веселым, ему нравиться, вырос немножко.

Воспитатель прикладывает лучок к уху и «слушает»

Воспитатель: Лучок сказал, что у него нет друзей и ему немного от этого грустно. Что же ребята нам делать?

Дети: Надо посадить еще луковички!

Воспитатель приглашает детей пройти за следующие столы где находится все для посадки лука (стаканчики, луковицы, фартуки, совки, контейнер с землей, тряпочки).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним , какой частью нужно высаживать лук и как нужно работать?

Дети: Донцем вниз, где корешки! Делать все аккуратно!

Дети по своему желанию выбирают, во что они посадят свой лук в воду или в землю. Воспитатель наблюдает, помогает в случаи необходимости

Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия

Дети с педагогом проходят на ковер. Подводятся итоги, проводится рефлексия.

Воспитатель: Ребята, а кто сегодня приходил к нам в гости, что делали? Что нужно для выращивания лука? Какие трудности они испытывали? Что больше всего вам понравилось на занятии? Если вам было интересно – похлопайте в ладоши, если не понравилось – спрячьте руки за спину. Лучок благодарит детей за помощь и остается в группе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»

Памятки «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»...

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в младших группах»

Выступление на районном методическом объединении педагогов ДОУ «Интеграция образовательных областей в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности для детей младшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности для детей младшей группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному конструированию. Тема: «Аквариум» (младшая группа). Номинация:НОД для детей младшего дошкольного возраста».

Особое место среди действий и деятельности  занимает конструктивная деятельность детей, творческий и развивающий характер которой определяет её ценность и важность для развития и восприятия...