Проект: «Юные краеведы»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Краткая аннотация.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах:
• природа;
• рукотворный мир человека;
• отношение к общественной жизни;
• человек и его собственная жизнь;
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности.
Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Тип проекта: познавательный, игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь- май).
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: заключается в том, что не зная историю своего края, своих предков нельзя воспитать ребёнка патриотом. Данный проект предусматривает возможность пробудить у детей гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Актуальность темы.
В современном мире возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Данный проект позволяет воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Его реализация поможет так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
Объект проекта: процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий.
Предмет исследования: педагогические условия для ознакомления с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями Мордовии.
Цель проекта: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
- Образовательные:
1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
2. познакомить с историей заселения родного края;
3. познакомить с бытом, традициями, обычаями, народным праздниками;
4.различать национальные костюмы нашего края;
5.формировать интерес к устному народному творчеству.
- Воспитательные:
1. воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.
2. познакомить с природой родного края ;
3. научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
4. воспитать бережное отношение к природе.
- Развивающие:
1. развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
2. способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Перспективы развития: разработка методических рекомендаций для работы с детьми среднего дошкольного возраста по изучению родного края. Проект позволит расширить и углубить знания детей про свою малую родину.
Методы и приёмы.
- Изучение и анализ литературы.
- Работа с раздаточным материалом, поиск, наблюдение, рисование.
- Игровая деятельность: обыгрывание ситуации.
- Словесные методы: беседы, рассказ.
- Наглядные методы: показ игрушек, картинок, использование раскрасок.
Экспериментальная база исследования.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида», средняя группа в количестве 29 человек.
Материально – техническое обеспечение.
ИКТ, магнитофон, принтер цветной, интернет – ресурсы, подбор различных развивающих игр, музыкального сопровождения, подбор средств и материалов для проведения игр на развитие познавательных особенностей.
Проект реализуется в 3 этапа:
1. Организационно-подготовительный этап.
На данном этапе осуществлялась следующая работа:
- анализ научно-педагогической, философской, психологической, социологической и методической литературы;
- проведен анализ воспитательно-образовательной деятельности ДОУ, выявлены проблемы по нравственно-патриотическому воспитанию;
- обоснована актуальность проблемы;
- определены основные подходы к разработке системы педагогического обеспечения формирования нравственно-патриотических качеств через ознакомление с историей и культурой родного края при взаимодействии с семьей на основе здоровьесберегающих педагогических технологий;
- определена работа с родителями воспитанников группы в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
2. Основной этап (перспективный план работы)
дата | тема | содержание |
октябрь, 2024 | «Знатоки родного края» | Расширять представления детей о родном крае, достопримечательностях Саранска, гербе Саранска. Активизировать в речи употребление слов: определение прилагательных "Саранск – какой?"; название профессий; совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов: Саранск, саранский). Учить отвечать на вопросы полными предложениями. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом. |
ноябрь, 2024 | «Символы Мордовии и России» | Закрепить и уточнить знания детей о символике Республики Мордовия. Уточнить название нашей страны, столицы, республики, города. Повторить знания о флаге, гербе и гимне Республики Мордовия. Учить узнавать флаг России и Мордовии, герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике. |
декабрь, 2024 | «Природа Мордовии» | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. |
январь, 2025
| «Животный мир Мордовии» | Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе. |
февраль, 2025
| «Славные защитники земли Мордовской» | Формировать представление о героическом прошлом народа, великих богатырях- защитниках Земли. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу, уважение к воинам, желание им подражать. |
март, 2025 | «Мордовия – прошлое, настоящее и будущее»
| Расширять сведения о национально-региональных особенностях родного края. Познакомить детей с родным краем, его историческим прошлым и настоящим, с достопримечательностями г. Саранска. Подвести к пониманию того, что такое главный город, столица. |
апрель, 2025 | «Мир спорта города Саранска» | Воспитывать гордость за мордовских спортсменов, уважение к труду спортсменов, желание заниматься спортом. |
май. 2025 | «Праздники нашего края» | Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами, обрядами. Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Мордовии), интерес к народной культуре, потребность в получении информации. |
3. Заключительный этап.
Ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты у воспитанников ДОУ:
- сформированы понятия гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- сформированы начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- развиты элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах, истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
1. Разработаны и апробированы конспекты занятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей – дошкольников по темам: «Знатоки родного края», «Символы Мордовии», «Природа Мордовии», «Национальные праздники Мордовии», «Славные защитники земли Мордовской», «Мордовия – прошлое, настоящее и будущее», «Мир спорта города Саранска».
2. Организована работа с родителями по выбранным направлениям проектной деятельности «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий».
3. Создан методический и практический материал по теме проекта «Мордовия – наш край родной».
Работа с родителями:
- беседа «Край, в котором мы живем»;
- чтение детям мордовских народных сказок;
- предложение посетить музей имени С.Д.Эрьзи;
- выставка рисунков «Мордовский костюм».
Методическое обеспечение:
1. Книга «Саранск – столица Мордовии».
2. Репродукции картин художников Мордовии.
3. Альбом «Природа Мордовии».
4. Сборники мордовских народных сказок.
5. Картинки с изображением героев войны, родившихся в Мордовии; с известными спортсменами Мордовии.
Список используемой литературы.
1. Арсентьев Н. М., Баргова Т.С., К.И. Шапкарин К.И. Здравствуй, Мордовия!: рассказы о родном крае для маленьких читателей ; -Саранск : типография «Красный Октябрь»,2015 г.;
2. Баргова Т.С., Руськина Е.С . Саранск-столица Мордовии: рассказы о столице нашей республики для маленьких читателей; Саранск , 2007г
3. Бизнес-каталог «Мордовия» – Саранск: типография «Красный Октябрь», 2005г.;
4. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. – М., 2010.;
5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара. / Под ред. Л. А.Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;
6. Историко-культурные очерки. Мордва. - Саранск,1995г.;
7. Историко-культурные очерки. Мордовский народ: что нас волнует? - Саранск, 1991г.;
8. Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей – важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 6.
9. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.;
10.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина, Ульяновск: УИПКПРО, 2004г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Юный краевед»
Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и при...

Проект "Юный краевед"
Задачи проекта:1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о родном крае, его особенностях, истории и культуре.2. Закрепление нравственных представлений, навыко...
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в рамках реализации проекта "Юные краеведы".
Проект "Юные краеведы" реализуется мною с младшей группы. Планирование разработано по четырем блокам: "Моя семья", "Моя малая Родина", "Мой край – земля Урала",...
Альбом "Мой край уральский" как результат совместной деятельности участников образовательного процесса в рамках проекта "Юные краеведы".
Три года в группе реализовывался проект "Юные краеведы". Дети знакосились с родным крем, с его историей, природными богатствами, достопримечательностями. Этот альбом...
Проект "Юный краевед"
Образовательный проект "Юный краевед" направлен на формирование краеведческих представлений и развитие и активизацию словаря детей с ТНР....

ПРОЕКТ-ПРОГРАММА «Юный краевед»
Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая дошкольников на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы те...
Проект " Взаимодействие с семьями по формированию познавательного интереса и патриотических чувств у детей дошкольного возраста в проекте "Юный краевед".
В проекте поставлена задача обеспечить взаимодействие с семьями с целью объединить усилия для развития и воспитания детей . Данный проект позволяет воспитывать интерес к культуре родного города, чувст...
