Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы в рамках реализации проекта "Юные краеведы".
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Проект "Юные краеведы" реализуется  мною с младшей группы.     Планирование разработано по  четырем блокам: "Моя семья", "Моя малая Родина", "Мой край – земля Урала",  "Культура и искусство народов Среднего Урала" и проходит

 через пять направлений развития ребенка (образовательных областей), обозначенным в ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы

в рамках реализации проекта «Юные краеведы»

Воспитатель:

Свидерская Елена Геннадьевна

высшая кв. категория

г. Каменск-Уральский

2017 г.

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Виды деятельности

Формы и методы работы

Результат

сентябрь

«Мой город»

Коммуникативная

  • «Геральдика города, области, России»
  • «Предприятия нашего города»
  • Жители моего города.
  • Мастера-ремесленники города.
  • «Интервью о родном городе». Ролевой диалог на заданную детьми тему. (О. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре»)

«Герб моей семьи»

Модель «Завод будущего»

Познавательно-исследовательская

  • «Путешествие по «реке времени». Настоящее и прошлое моего города.
  • Экскурсия: «Прогулка по моему городу»
  • Экскурсия на метеостанцию. «Воздух нашего города»
  • Опыты: «Вода-пар», «Вода нужна всем»

Восприятие художественной литературы

  • «Наш родной город» - фотографии, книги о городе иллюстрации картин.

Чтение:

А.Устинов «Любимый город»

А. Сапогова «Каменску-Уральскому»

С.Кузнецов «Каменск-Уральский»

Е.Кузеванова «Ты дорог мне, город…»

Е.Кузеванова «Мой Каменск»

      Л.Сорокин «Каменск-Уральский»

Музыкально-театрализованная

  • Музыкальные и театральные коллективы нашего города.
  • Посещение концерта студии «Облако»
  • Открытие театрального сезона в городе.

Конструктивная

Конструирование: «Завод будущего»

Изобразительная

Рисование: «Заводы моего города»

Аппликация: «Профессии будущего»

Лепка: «Колокола Каменска-Уральского»

Двигательная

П/игры: «Краски» (малой подвижности) (с.59)

              «Охотники и утки» (русская народная)

              «Цепи кованы» (русская народная)

Игровая

С/р игра: «Мы строители своего города»

                «Экскурсия по родному городу (гид)»

Д/игра: «Узнай Уральцев»

             «Это Каменск или нет»

             «Расскажи про свой край»

             «Славянская семья»

Х/игра: «Кукушка»

Пальчиковые игры: «Дом», «Кто живет в моей квартире»      

Речевые игры: «Угадай по описанию», «Хитрые вопросы»        

Трудовая

  • «Помощники в саду и огороде» (фотогазета)
  • «Чистюли в детском саду»
  • Уборка участка для прогулок
  • «Поможем малышам – наведем порядок на участке для прогулок»
  • «Поможем малышам одеться на прогулку»

октябрь

«Известные люди Каменска-Уральского» (писатели, краеведы, народные умельцы)

Коммуникативная

«Известные люди Каменска-Уральского»

«Мастерицы Каменска-Уральского»

«Краевед Владимир Шевалев»

«Каменск-Уральский на картинах художников»

Альбом «Прогулка по городу»

Фотогазета «Встречи с интересными людьми»

Познавательно-исследовательская

  • Экскурсия в геологический музей им. Шевалева.
  • Экскурсия в библиотеку семейного чтения. Поэты и писатели города.
  • Экскурсия в городской выставочный зал.
  • «Искусство рекламы». Встреча с мамой Кирилла Т.
  • «Красота волос». Встреча с бабушкой Влады Ю. – парикмахером.

Восприятие худож. литературы

Заучивание стихов об уральцах «Поэты Урала» (Л. Татьяничева)

Гимн Каменска-Уральского. Заучивание.

Музыкально-театрализованная

  • «Ах, эта русская песня!» (слушание песен в исполнении бабушки Полины К.)
  • Режиссерская игра: «Экскурсия в краеведческий музей»

Конструктивная

«Новый театр построим сами»

Скульптуры нашего города.

Изобразительная

Вернисаж «Рисуем на Каменск»

Двигательная

П/игры: «Третий лишний»

              «Палочка-выручалочка»

              «Золотые ворота» (малой подвижности)

              «Гори-гори ясно»

Игровая

С/р игра: «Школа»

Д/игра: «Кому что нужно для работы»

             «Какими профессиями славится наш город»

             «Найди школьные принадлежности»

             «Рассмотри и расскажи»

Трудовая

«Посадим рябинку у нас во дворе»

ноябрь

«Урал мой край родной»

Коммуникативная

 «Растения Урала»

 «Лесная аптека»

Коллекция народных инструментов.

Альбом «Животные Красной книги Урала».

Коллекция «Растения Красной книги Урала»

Семейный альбом «Любимое растение моего края»

Альбом «Заповедники Урала»

Познавательно-исследовательская

Экскурсия: «На берег реки Исети»

Экскурсия в краеведческий музей

Эксперимент: «У растения внутри есть вода»

Восприятие худож. литературы

Чтение: книга «Урал – кладовая земли»              

             П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»

              «Старый тополь» Екимцев (заучивание)

              «Березка» И. Семенов (заучивание)        

Балдина Т. «Рябина».

Барадулин В.А. «Уральский букет».  

Рассматривание:

Коллекция лекарственных растений, злаковых.

Книга С. Лавров «Красная книга Урала»

Альбом «Ландшафты  Урала»  

Музыкально-театрализованная

Инсценировка: «Уральские посиделки»

Инсценировка: «Уральский оркестр народных инструментов»

Уральские народные песни: 

«Ой, вы кумушки, мои подруженьки»

«Ты шкатулка моя».

Уральские песни:

«Ты шкатулка моя»

«Уральская рябина»

«Урал».

Слушание музыки:

Кесарев М. «Старинная шкатулка». Пьесы уральских композиторов для фортепиано.

Пение:

Филиппенко А. «Уральский хоровод»

Конструктивная

Растения и животные нашего края

Изобразительная

Рисование: «Осенний коллаж» (штриховка)

Аппликация: «Растение, занесенное в Красную книгу»

Лепка: «Угощение народов Урала» (соленое тесто)

Двигательная

П/игры: «Пчелки и ласточки» (с.28)

              «Птицелов» (с.28)

              «Выше ноги от земли»

              «Море волнуется» (малой подвижности)

Х/игра: «Пошла млада за водой»  

Игровая

С/р игра: «Ботанический сад»

Д/игра: «Узнай лист по описанию»

             «Узнай и расскажи»

             «Лекарственные растения»

             «Сравни лиственные и хвойные растения»

«Найди растение на участке по описанию»  

Трудовая

Уход за комнатными растениями в группе и в детском саду.

Сбор камней на участке для прогулок.

декабрь

«Богатство родного края» (недра)

Коммуникативная

«Уральские горы»

 «Что спрятано в горах Урала»

Альбом «Богатства земли уральской.

Коллекция «Полезные ископаемые Урала»

Коллекция видеороликов о богатствах Уральских гор.

Познавательно-исследовательская

Экскурсия: в музей В.Шевалева

Эксперимент: «Замерзшая вода двигает камни»

Восприятие худож. литературы

Чтение: книга «Урал – кладовая земли»              

П. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»

Романовский С. «Батюшка Урал»

Удмуртская легенда: «Горы и долы»

Альбом «Подземные кладовые Урала»  

Загадывание загадок о камнях.                      

Рассматривание альбомов, открыток.

Музыкально-театрализованная

Хороводная игра: «Уральский хоровод»  

Театр. деятельность: обыгрывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Слушание:

Смирнова И. «Плакса», «Засоня», «Весельчак», «Шалунишка», «Трусишка», «Ябеда», «Почемучка», «Забияка», «Мечтатель», «Упрямец», «Умница».

Конструктивная

Коробочка для коллекции камней.

Изобразительная

Пластилинография: «Серебряное копытце»

Аппликация: по сказам П.Бажова (по замыслу)

Двигательная

П/игры:  «Колечко» (малой подвижности) (с.61)

              «Летает, не летает» (с.61)

              «Медный пень» (башкирская игра)

              «Стрелок» (башкирская игра) (с.41)

              «Верты» (игра с камешками) (с.64)

Игровая

С/р игра: «Горняки»

Д/игра: «Рассмотри и расскажи»

             «Узнай по описанию»

             «Узнай на ощупь»          

Трудовая

  • Поможем малышам одеться на прогулку.
  • Протирание листьев растений от пыли.
  • Наведем порядок в центре «Родной край»

январь

«Народы, живущие на Урале»

Коммуникативная

 «Люди пришли на Урал»

«Города Урала». Карта Свердловской области.

«Национальные костюмы Урала»

«Традиционные уральские блюда»

Особенности быта народов Урала.

Макеты: «Русская изба», «Юрта»

Альбом «Обряды и традиции народов Среднего Урала»

Коллекция видеофильмов «Народы Среднего Урала»

Познавательно-исследовательская

Путешествие по «реке времени». История жилищ народов Урала.

«Сдоба народов Урала»

Песни народов Урала.

Восприятие худож. литературы

  • Чтение:
  • «Башкирские сказки – «Два барсука», «Курица и ястреб»
  • Татарские сказки - «Гульче чек», «Три дочери».
  • Удмуртские сказки - «Глупый котенок», «Заяц и лягушка»,.
  • Сказки народа манси (вогуллы) – «Воробушек», «Зайчик».
  •  Фольклор народов Урала для детей: сказки, считалки, потешки, прибаутки
  • Рассматривание книг с изображениями изделий уральских мастеров, использовавших для своих работ камни самоцветы.

Музыкально-театрализованная

  • Театр. деятельность: обыгрывание «Девочка-Дорошко» (удмуртская потешка)          
  • Х/игра: «Как пошли наши подружки»  
  • Слушание: Песни народов Урала.
  • Традиционные обрядовые праздники: татарский «Сабантуй», чувашский праздник плуга, башкирский «Каргатуй», русская «Масленица»

Конструктивная

Конструирование: «Русская изба, башкирская юрта, удмуртская корка» (бросовый материал, бумага, палочки)

Изобразительная

Пластилинография: «Мастерская головных уборов»  

Аппликация: «Мастерская по изготовлению одежды»  

                       (составление узора на костюмы народов Урала)

Рисование: национальная одежда народов Урала.

Двигательная

П/игры: «Займи место» (татарская)

              «Волк и ягнята» (бурятская)

              «Краски» (русская)

  «Липкие пеньки» (башкирская)

  «Кто вперед возьмет флажок» (чувашская)

  «Игра с платочком» (удмуртская)

Игровая

С/р игра: «Мы едем по уральской земле» (татары, башкиры, удмурты, Коми)

Д/игра: «Узнай по описанию»

             «Библиотека» (по книгам народов Урала)

             «Дом мод»

             «Найди где, чей костюм»

             «Создай национальный наряд»          

Пальчиковые игры: «В гости», «Есть у каждого свой дом»

Настольные игры «Одень куклу», «Славянская семья: родство и занятия»

Трудовая

Труд: Изготовление куклы в русском национальном

февраль

«Писатели,  поэты  и художники Урала»

Коммуникативная

 «Писатели земли Уральской»

П. Бажов

Д. Мамин-Сибиряк

«Поэты Урала»

Л. Татьяничева

А.Борченко

Л.Преображенская

«Художественные галереи Екатеринбурга»

«Как рождается книга»

Создание художественной галереи  

(юные художники Урала)

Развлечение «КВН» (художники, писатели, поэты)  

Создание альбома стихотворений с произведениями поэтов Урала.

Познавательно-исследовательская

  • Экскурсия в городской выставочный зал.
  • Библиотека семейного чтения. Поэты и писатели Урала.
  • Библиотека им. П. Бажова. Сказы П. Бажова и сказки Д.Мамина-Сибиряка.

Восприятие худож. литературы

Чтение ( http://pisateli.ch-lib.ru/kid.html ):

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушки сказки»

П. Бажов «Серебряное копытце»

Г. Сотников «Белое ушко»

Л.Преображенская «Ниточка незримая»    

А Борченко «Разбежались буквы»                              

В. Кузнецов «Урал» (заучивание)  

Л.Татьяничева «Когда говорят о России» (заучивание)  

Сказки народов Урала

Музыкально-театрализованная

  • Режиссерская игра: по сказам  П. Бажова
  • Инсценирование произведений Д.Мамина-Сибиряка.
  • Слушание:
  • «Симфонические сказки уральских композиторов» (А. Пантыкин, М. Баска, С Сиротин, А Бызов)
  • Детская студия «Облако»
  • Танец с предметами (платочками, флажками, лентами) под музыку.

Конструктивная

Конструирование по произведениям поэтов и писателей Урала (по выбору детей).

Изобразительная

Рисование: по сказкам Д.Мамина-Сибиряка, «Рисование под музыку» (татарская, башкирская)

Аппликация: «Герои сказов П. Бажова»

Лепка: «Музыкальные инструменты» (барельеф)

Двигательная

П/игры: «Волк и ягнята» (с.43)

              «Коршун» (с.25)

              «Шлепанки» (русская народная) (с.33)

              «Молчанка» (малой подвижности)

Игровая

С/р игра: «Посещение картиной галереи»

                «Типография»

Д/игра:

«Узнай героя произведения»

«Из какого произведения эти строки»

«Узнай из какого произведения»

«Назови и расскажи»

 «Узнай по звуку»

Трудовая

«Больница для книжек».

Наведем порядок в книжкином доме.

«Книжка-малышка для малышей»

Март - апрель

«Народно-декоративное искусство Урала»

Коммуникативная

«Художественное литье Урала»

«Уральский фарфор»

«Народная игрушка»

 «Нижнетагильский поднос»

Альбомы:

«Художественное литье Урала»

«Уральский фарфор»

«Народная игрушка»

 «Нижнетагильский поднос»

Познавательно-исследовательская

Экскурсия:

Краеведческий музей

Городской выставочный зал.

Музыкальная школа.

Восприятие худож. литературы

Чтение:

П. Бажов «Золотой волос», «Голубая змейка».

«Звезды» (удмуртская сказка) (с.25)

Е.Пермяк «Чужая калитка»

Барадулин В.А. «Уральский букет».

Бедник Н. «Цветы на подносе».

Геппель Т. «Венок».

Гете И. «Цветы».

Лепихина Т. «Волшебное зеркало»

Рассматривание альбомов по народно-декоративному искусству Урала.

 «Художественное литье Урала»

«Уральский фарфор»

«Народная игрушка»

Музыкально-театрализованная

  • Театр. деятельность: диалогическая речь «Чужая калитка»
  • Х/игра: «Земелюшка-чернозем»  
  • Слушание:

«Как у нас-то в мастерской»

Н. Голованова «Уж ты прялица, ты коковица»

Вызов А. «Шарманка»

Кесарева        М.        «Старинная        шкатулка».

Конструктивная

Конструирование:

 «Уральские умельцы» (из проволоки)

«Фигуры уральского литья» (лего)

Изобразительная

Рисование: «Роспись фарфора», «Узоры тагильского подноса», «Уральская роспись по дереву»

Аппликация: «Чугунные решетки для города»

Лепка: Народная игрушка"

Двигательная

П/игры: «Ловишки в кругу» (с.22)

              «Охота на оленей» (Коми) (с.58)

              «Бабки-ложечки» (бурятская) (с.43)

              «Дятел» (малой подвижности) (с.64)

Игровая

С/р игра: «Мастерская уральских умельцев»

Д/игра: «Узнай и расскажи»

             «Найди каслинское кружево»

             «Мастерская умельцев»      

             «Найди уральскую роспись»              

Настольные игры:

«Народные промыслы»

«Чудо узоры»

«Русский сувенир»

«Дело мастера боится»

«Русские узоры»

Трудовая

Труд: Изготовление подарка для мамы    

Май

«Архитектурные памятники Урала»

Коммуникативная

«Исторические места Каменска»    

 «Архитектурные памятниками нашего города»

«Архитектура Среднего Урала»

«Интересная профессия – архитектор»

Фотоальбомы:

  • «Памятники архитектуры Каменска-Уральского»
  • «Памятники архитектуры Свердловской области»
  • «Памятники архитектуры Екатеринбурга»

Презентация «Интересная профессия – архитектор»

Познавательно-исследовательская

Экскурсия: в краеведческий музей

Экскурсия по городу: Городская архитектура.

Эксперимент:

«Как разрушаются горы»

«Вулкан»

Исследовательский мини-проект «Памятники архитектуры Среднего Урала»

Восприятие худож. литературы

Чтение: «Каменский железный завод»  

              «Каменск-Уральский»        

Заучивание стихов поэтов Урала (сборник)    

Рассматривание исторического атласа Урала  

Рассматривание альбомов по архитектуре Свердловской области

Загадки.          

Музыкально-театрализованная

Конструктивная

Конструирование:

«Старый Каменск» (бросовый материал)

«Город будущего»

Изобразительная

Рисование: «Достопримечательности нашего города»

                   «Придумай герб нашему городу»

Аппликация: «Краеведческий музей»

Лепка: «Укрась избу наличниками»

Книжки-раскраски «Архитектурные памятники Каменска-Уральского»

Двигательная

П/игры: «Ловля оленей» (с.60)

              «Смешной телефон»    

              «Котел» (Мордова) (с.63)              

Игровая

С/р игра: «Путешествие в прошлое города» (архитектура)

Д/игра: «Узнай и расскажи»

             «Это Каменск или нет»

             «Расскажи про свой край»

             «Славянская семья»                      

Трудовая

Песочная архитектура.

Взаимодействие детского сада и родителей.

Консультации: 

  • «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника в семье»;
  • «Растим патриотов»;

Родительское собрание на тему:

  • «Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм?»

Анкетирование 

  • «Воспитание юного патриота в семье».

Совместная творческая деятельность родителей и детей:

Блок «Моя семья»

  •  «Герб моей семьи»
  • Фотоальбом «Семейный летний отдых»
  •  «Семейный урожай» (фотогазета)
  • Выставки:
  • «Наши руки не знают скуки» (семейные хобби)
  • «Коллекция моей семьи»

Блок «Моя малая Родина»

  • Альбом «Прогулки по городу»
  • Фотовыставка «Встречи с интересными людьми»
  • Моделирование «Завод будущего»
  • Экскурсии:
  • «Геологический музей Каменска-Уральского»
  • «Путешествие во времени: краеведческий музей»
  • «Художники нашего города». Выставочный зал.
  •  «Огнеупорцы». Пожарная часть.
  • Улица моего города – Каменская, Шестакова, Калинина.
  • Выставки творчества:
  • «Мой город»
  • «Любимое животное (растение)»
  • Акции:
  • «Покормите птиц зимой» (листовки жителям города)
  • «Засветись в темноте» (фликеры для школьников)
  •  «Наш снежный городок»
  • Макеты
  • «Каменные ворота»
  • «Часовня Александра Невского»

Блок «Мой край – земля Урала»

  • Целевые прогулки
  • «Сказочные уральские скалы»
  • «Природа уральского края»
  • Экскурсия «Камни Урала» (геологический музей)
  • Макеты: «Русская изба», «Юрта»
  • Детско-родительские сочинения «Любимое животное нашего края» (Любимое растение нашего края»
  • «Уральские посиделки» (с чаепитием)
  • «Как на масляной неделе…». Праздник «Масленица»

Блок «Культура и искусство народов Среднего Урала»

  • Альбом «Обряды и традиции народов Среднего Урала» ,  «Художественное литье Урала», «Уральский фарфор», «Народная игрушка», «Нижнетагильский поднос»
  • Коллекция видеофильмов «Народы Среднего Урала»
  • Детско – взрослый проект «Народы Урала» (презентации)
  • Выставка детско-родительского творчества «Малахитовая шкатулка» 
  • Пополнение музейных экспозиций по Уралу.
  • Экскурсия
  • в библиотеку семейного чтения
  • в детскую музыкальную школу № 1

Взаимодействие детского сада и социума

Городской краеведческий музей им. Стяжкина г. Каменска-Уральского.

Городской выставочный зал.

Городской геологический музей им. В.Шевалева

Библиотека семейного чтения.

Детская музыкальная школа № 1.

Пожарная часть пос. Южный

Детский культурный центр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Дан план работы по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрста...

Перспективное планирование по нравственному воспитанию детей подготовительной группы

Перспективное планирование по нравственному воспитанию детей подготовительной группы...

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.

Цель: формирование патриотического воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми. Задачи:Формировать у детей навыки творческой работы совместно с р...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по патриотическому воспитанию детей подготовительной группы через использование проектной деятельности...

«Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольнико...

Презентация «Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, ...

Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Дело в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой историчекий период, связанный с агрессивн...