Воспитание любви к малой Родине у дошкольников через проектную деятельность.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Семик Елена Геннадьевна

Рекомендации различных видов деятельности направленных на привитие любви к своему городу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к малой Родине у дошкольников  через проектную деятельность.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми своего города.

Родители сами, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, поэтому и дети не владеют достаточной информацией о родном городе.  

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Мы считаем данную проблему актуальной и предлагаем решение этой проблемы через проектную деятельность. Например создать проект «Этот город твой и мой».

 

Прежде чем начинать работу над проектом, нужно проанализировать знания, которые имеют дети к началу работы. Для этого мы предлагаем использовали модель трёх вопросов (Что знают дети об этом? Что хотят узнать об этом? И как мы можем это сделать?). Наблюдения как правило показывают, что знания детей, о родном городе недостаточны.  

Далее следует сформировать цель и задачи проекта.  

Цель: воспитание  нравственно – патриотических чувств на основе исторических и национально – культурных традиций малой родины.

В соответствии с целью решаются следующие задачи:  

  • Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
  • Развивать эмоционально-ценностные представления к родному краю.
  • Способствовать воспитанию чувств любви и уважения к людям, природе, традициям города.

Вид проекта предлагаем сделать: долгосрочным, познавательным.

Участники проекта: - воспитатели; - дети старшей группы; - родители воспитанников.

Далее следует определить формы работы с детьми. Предлагаем использовать виртуальные экскурсии по  родному городу, беседы, дидактические игры, чтение стихов о родном городе, развлечения, праздники, организация различных выставок детского творчества по теме.

В работе над проектом с детьми необходимо использовать современные педагогические технологии, которые помогут дать детям  целостное представление о малой родине, о земляках, о профессиях, о традициях и праздниках родного города. Знакомить детей с истоками народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности и наглядности.

Отличительной особенностью проекта является выбор тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат история, традиции и обычаи народа нашего города в едином образовательном пространстве.  

Практическая значимость состоит в воспитании будущего поколения, обладающего нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родного города.  

В процессе реализации проекта у детей начнут формироваться первые чувства патриотизма,  гордость за свой удивительный город, уважение его традициям.  

Совместную образовательную деятельность предлагаем проводить с использованием образовательной ситуации, при сочетании групповой, подгрупповой, индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия. В ходе работы над проектом необходимо выделить основные направления: «История города», «Природа родного города», «Памятные места моего города» и т.д.

Предлагаем использовать принципы реализации проекта такие как:  

-- принцип личностно-ориентированного взаимодействия

– индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.  

Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности взрослых с детьми, т.к. воспитание чувств это процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки расписания образовательной деятельности. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к малой Родине. В совместной деятельности необходимо широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.  

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например: развлечение – «Путешествие по родному городу», праздник посвященный Дню города. и. д.  

Большую помощь в воспитании маленьких патриотов может оказать деятельность детей по интересам.

Работа предполагает закрепление полученных представлений о нашем городе. Например оформить альбомы: «Земляки-герои», «Природа родного края». Совместно с  родителями создать книги «Мой любимый Таганрог» об истории города,  традициях, о его прекрасных местах, «Подвиг наших земляков» о земляках –героях. Изготовить листовки «Берегите свой город».    

Этот материал, позволит и в дальнейшем закреплять знания  о своём городе проводя беседы с детьми, а так же  формировать у них чувства гордости и уважения к своей малой Родине.  

В ходе реализации проекта предлагаем совместно с родителями провести акции: «Мой любимый детский сад». Ценность этой акции в том, чтобы дети научились бережно относится к тому, что находится рядом с ними. Принять участие в акции «Посади дерево» - озеленение родного города.

Большую помощь в патриотическом  воспитании дошкольников может оказать мини – музей,

который можно создать на базе группы. Все экспонаты следует собрать и изготовить руками педагогов, детей и их родителей, чтобы дети почувствовали свою сопричастность к общему делу – изготавливая из бумаги и картона «Город будущего».

В заключении хотелось бы сказать, мы считаем, что в процессе реализации проектной деятельности у детей  начнут формироваться  первые чувства патриотизма.

Полученные знания  позволят:  

Расширить представления детей о родном городе;  

Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;  

Воспитать любовь к родному городу, чувство гордости за него, желание сделать его еще краше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к малой родине через проектную деятельность.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, песня и сказка. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы...

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...

Воспитание любви к малой Родине - один из аспектов нравственного воспитания

Статья содержит рекомендации по воспитанию любви дошкольников к малой Родине на примере города Санкт-Петербурга....

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине, как составляющая патриотического воспитания дошкольников»

Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что....

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

Картотека игр и упражнений для дошкольников по формированию чувства патриотизма и уважение к Родине, воспитанию любви к малой родине.

Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формирование умений уступать и помогать друг другу, уважительног...

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине» С чего начинается Родина?

Консультация для родителей«Воспитание любви к малой Родине»С чего начинается Родина?...