Воспитание любви к малой Родине у дошкольников через проектную деятельность.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Рекомендации различных видов деятельности направленных на привитие любви к своему городу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание любви к малой Родине у дошкольников через проектную деятельность.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми своего города.
Родители сами, имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, поэтому и дети не владеют достаточной информацией о родном городе.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Мы считаем данную проблему актуальной и предлагаем решение этой проблемы через проектную деятельность. Например создать проект «Этот город твой и мой».
Прежде чем начинать работу над проектом, нужно проанализировать знания, которые имеют дети к началу работы. Для этого мы предлагаем использовали модель трёх вопросов (Что знают дети об этом? Что хотят узнать об этом? И как мы можем это сделать?). Наблюдения как правило показывают, что знания детей, о родном городе недостаточны.
Далее следует сформировать цель и задачи проекта.
Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств на основе исторических и национально – культурных традиций малой родины.
В соответствии с целью решаются следующие задачи:
- Формировать интерес к прошлому и настоящему города.
- Развивать эмоционально-ценностные представления к родному краю.
- Способствовать воспитанию чувств любви и уважения к людям, природе, традициям города.
Вид проекта предлагаем сделать: долгосрочным, познавательным.
Участники проекта: - воспитатели; - дети старшей группы; - родители воспитанников.
Далее следует определить формы работы с детьми. Предлагаем использовать виртуальные экскурсии по родному городу, беседы, дидактические игры, чтение стихов о родном городе, развлечения, праздники, организация различных выставок детского творчества по теме.
В работе над проектом с детьми необходимо использовать современные педагогические технологии, которые помогут дать детям целостное представление о малой родине, о земляках, о профессиях, о традициях и праздниках родного города. Знакомить детей с истоками народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности и наглядности.
Отличительной особенностью проекта является выбор тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе формирования которых лежат история, традиции и обычаи народа нашего города в едином образовательном пространстве.
Практическая значимость состоит в воспитании будущего поколения, обладающего нравственными ценностями, патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее родного города.
В процессе реализации проекта у детей начнут формироваться первые чувства патриотизма, гордость за свой удивительный город, уважение его традициям.
Совместную образовательную деятельность предлагаем проводить с использованием образовательной ситуации, при сочетании групповой, подгрупповой, индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия. В ходе работы над проектом необходимо выделить основные направления: «История города», «Природа родного города», «Памятные места моего города» и т.д.
Предлагаем использовать принципы реализации проекта такие как:
-- принцип личностно-ориентированного взаимодействия
– индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.
В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
Партнёрство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип наглядности – широкое представление соответствующей наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Большая роль в реализации проекта отводится совместной деятельности взрослых с детьми, т.к. воспитание чувств это процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки расписания образовательной деятельности. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к малой Родине. В совместной деятельности необходимо широко использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например: развлечение – «Путешествие по родному городу», праздник посвященный Дню города. и. д.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов может оказать деятельность детей по интересам.
Работа предполагает закрепление полученных представлений о нашем городе. Например оформить альбомы: «Земляки-герои», «Природа родного края». Совместно с родителями создать книги «Мой любимый Таганрог» об истории города, традициях, о его прекрасных местах, «Подвиг наших земляков» о земляках –героях. Изготовить листовки «Берегите свой город».
Этот материал, позволит и в дальнейшем закреплять знания о своём городе проводя беседы с детьми, а так же формировать у них чувства гордости и уважения к своей малой Родине.
В ходе реализации проекта предлагаем совместно с родителями провести акции: «Мой любимый детский сад». Ценность этой акции в том, чтобы дети научились бережно относится к тому, что находится рядом с ними. Принять участие в акции «Посади дерево» - озеленение родного города.
Большую помощь в патриотическом воспитании дошкольников может оказать мини – музей,
который можно создать на базе группы. Все экспонаты следует собрать и изготовить руками педагогов, детей и их родителей, чтобы дети почувствовали свою сопричастность к общему делу – изготавливая из бумаги и картона «Город будущего».
В заключении хотелось бы сказать, мы считаем, что в процессе реализации проектной деятельности у детей начнут формироваться первые чувства патриотизма.
Полученные знания позволят:
Расширить представления детей о родном городе;
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города;
Воспитать любовь к родному городу, чувство гордости за него, желание сделать его еще краше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к малой родине через проектную деятельность.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, песня и сказка. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы...

Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой род...

Воспитание любви к малой Родине - один из аспектов нравственного воспитания
Статья содержит рекомендации по воспитанию любви дошкольников к малой Родине на примере города Санкт-Петербурга....

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине, как составляющая патриотического воспитания дошкольников»
Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что....

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"
У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

Картотека игр и упражнений для дошкольников по формированию чувства патриотизма и уважение к Родине, воспитанию любви к малой родине.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, формирование умений уступать и помогать друг другу, уважительног...

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине» С чего начинается Родина?
Консультация для родителей«Воспитание любви к малой Родине»С чего начинается Родина?...
