Проектная деятельность как средство воспитания любви к малой Родине детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Журба Анастасия Дмитриевна

В статье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшейго дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству.

Патриотическое воспитание − процесс формирования человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося свершениями своего народа, его культурой.

На современном этапе дошкольное образование − первый, самый важный уровень образования. В ФГОС ДО ключевым принципом является поддержка разнообразия детства, подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

В современных условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням.

В каждом округе, регионе нашей страны есть все необходимое для патриотического воспитания дошкольников. Окружающая среда дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры ребенка.

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям − отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Современное понимание патриотизма, или любви к Родине, характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.

И.Е. Кравцов отмечает: «Патриотизм − это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм − это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость».

Важным в аспекте проблемы воспитания патриотизма в любую историческую эпоху является общепринятое мнение о том, что этот процесс необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство, а также та или иная деятельность (игра, труд), праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости. Добровольность участия каждого − обязательное требование и условие данной работы.

Методическую работу педагога по патриотическому воспитанию можно разделить на основные направления:

– ближайшее окружение – семья, детский сад, мир природы, деятельность людей: быт и труд жителей, промыслы и традиции края;

– культура края: архитектура, художественная среда, знаменитые земляки;

– история края: прошлое и настоящее региона – возникновение города, заповедные и памятные места, места военных событий, сведения о подвигах земляков на фронте и в тылу.

Эти направления работы тесно взаимосвязаны.

В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области:

– социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.);

– познавательное развитие (формирование представлений о малой родине и Отечестве, региональных традициях и др.);

– речевое развитие (знакомство с художественной литературой), художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность);

– физическое развитие (экскурсии, прогулки, игровая деятельность).

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментом, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Педагогический проект – это система планируемых педагогом и реализуемых в совместной деятельности педагогов, детей и родителей действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей. Завершается проект созданием творческих работ.

 Реализацию метода проектов можно свести к четырем основным этапам:

1. Подготовительный (целеполагание) – определение цели.

2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.).

3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.

4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.

Для того чтобы увлечь этой деятельностью всех детей, родителей и педагогический коллектив, нами разрабатываются педагогические проекты воспитания любви к малой родине.

Задачи данных проектов:

1. Познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.

2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, формировать чувство гордости за её достижения.

Приобщение к малой родине начинается с эмоциональных рассказов педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок. Так постепенно у детей появляются любимые уголки в городе. От близкого окружения нужно перейти к жизни людей города и края, значимости их труда для региона, страны; показать, что край – часть большой страны. Ознакомление с героической историей и искусством края, традициями региона – возможность узнать людей, прославивших край и оставивших о себе добрую память. Узнавая о подвигах старших поколений, земляках, известных всему миру, дети начинают понимать, что Родина – святое!

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Используемая литература:

  1. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников  : пособие для педагогов дошк. учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса– М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  2. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. Виноградова. − М.: Просвещение, 1980.
  3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт.-сост.: Е.Ю. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М., 2003.
  4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ СФЕРА, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к матери у детей старшего дошкольного возраста.

Начало начал патриотического воспитания-родное гнездышко, дом, родные и близкие,  а в частности мамочка, именно здесь начинает формироваться  любовь, доброта и забота. Мама-самый родной и бл...

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обще...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

Проектная деятельность как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Связь поколений через музыку Великой Победы»...