"Проектная деятельность как средство формирования первичных экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста"
проект (средняя группа)

Панкеева Наталья Владимировна

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых стран, вызывает необходимость связывать образование с экономикой на самом раннем уровне - дошкольном. В то же время экономика тесно связана с познавательным развитием детей, через экономические понятия дети познают окружающий мир. Экономические понятия воспитывают у детей трудолюбие, бережливость, честность, доброту и порядочность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых стран, вызывает необходимость связывать образование с экономикой на самом раннем уровне - дошкольном. В то же время экономика тесно связана с познавательным развитием детей, через экономические понятия дети познают окружающий мир. Экономические понятия воспитывают у детей трудолюбие, бережливость, честность, доброту и порядочность.

Вопрос экономического образования детей дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к. с одной стороны значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны очевидна недоработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.

Бережливость, трудолюбие, честность, порядочность, организованность и другие качества человека закладываются с детства. Процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим. Экономическое образование ребенка- дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие его любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных знаний:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, порядочность, щедрость - с другой;

- научить правильно относится к рекламе, разбираться в ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет использования проектного метода, максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку, систематизировать работу по экономическому образованию дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в элементарных экономических знаниях, развитие коммуникативных способностей детей. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволит воспитать развитого, умного, интеллектуально богатого ребенка, а также сформировать у него начальные экономические представления.

Реализация собственного педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому создание условий для экономического развития детей уделено особое внимание.

Для этого в группе был создан лэпбук, в котором  размещен дидактический материал (пазлы, раскраски ,пословицы и поговорки , картотека экономических игр, загадок), который в дальнейшем будет пополнятся новой информацией. 

3. Цели и задачи опыта:

Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

* Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

* Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

* Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;

* Создать условия для характерного  формирования  элементарно экономических знаний;

* Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике;  понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.

3. Теоретическая база.

В своей работе я использую следующие нормативные документы и литературу:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Образовательная программа дошкольного образования МДОБУ №7 «Солнышко» г. Соль-Илецка Оренбургской области

4. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М. ,2001.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. М. ,2003.

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПБ. : «Детство- пресс», 2002.

7. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 2000.

8. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М,: ТЦ Сфера,2002.

9. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,2010.

10. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

11. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.

12. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Новизна педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной системе работы и интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС.

Работа по формированию у дошкольников первичных элементарных экономических представлений ведется через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, музыкальную, театрализованную.

Проект был разработан по нескольким направлениям:

1. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.

2. Работа с детьми.

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

В результате создается единая, целостная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей и родителей.

Для работы была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности среднего дошкольника. Данный материал был подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

На 1 этапе Я, заинтересовала детей, актуализировала, уточняла и систематизировала их знания об элементарных экономических представлениях в ходе проведения занятий, бесед, игр. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их экономических знаний.

2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.

Я проводила работу с родителями и педагогами. Провела анкетирование , консультации для родителей: «Дошкольник в мире экономики», «Экономическое воспитание в семье»,  викторину « По дорогам финансовой грамотности» ; родительское собрание «Готовим ребенка к жизни»; консультации для педагогов: «Финансовая сказка», «Основы воспитания финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста»

В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводятся интересные факты, даются рекомендации. Была представлена тематическая выставка: «Путешествие денежки».

На основе усвоенных знаний и умений происходит осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми , в самостоятельной деятельности.. Также были проведены экскурсии на кухню, где готовится еда, на прачку, где стирается белье, тем самым мной воспитывается  интерес к труду, происходит знакомство с профессиями, как способом зарабатывания денег.

Так же я разработала перспективный план проведения совместной деятельности, который предусматривает воспитание у детей финансовой грамотности: бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).

 План показывает почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитывает у детей следующие привычки: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Постоянно приводятся примеры нравственных ориентиров в социально-экономической сфере на основе народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:

1. «Труд и продукт (товар)» ;

-Сказка К.И.Чуковского «Федорино горе», « Телефон» , народная сказка « Репка», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко»,

- пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

2. «Деньги и цена (стоимость)»;

- Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;

- Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»;

3. «Реклама»;

- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»;

Таким образом, происходит обогащение, систематизация полученных знаний детьми.

5. Анализ результативности.

Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили в совместной деятельности, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием детей. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительно отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в оснащении предметно-развивающей среды ( изготовление банкомата, дидактических игр и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....

Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Ро...

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

Формирование первичных исторических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В современных  условиях, в период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Ро...

Формирование первичных ценностных представлений у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Формирование первичных ценностны представленийу детей младшего дошкольного возраста 3-4 года...