«Прогулка с кленовым листом. Достопримечательности Александровского парка»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Брычкина Татьяна Александровна

занятие предназначено для детей подготовительной группы (6-7 лет) компенсирующей направленности с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  «Прогулка с кленовым листом.

                          Достопримечательности Александровского парка»

Брычкина Татьяна Александровна, воспитатель                                                  ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт – Петербурга

Ефремова Марина Владимировна, воспитатель                                                                 ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт – Петербурга

Данелян Стэлла Георгиевна, учитель-логопед                                                  ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт – Петербурга

  • адресат:

занятие предназначено для детей подготовительной группы (6-7 лет) компенсирующей направленности с ТНР

  • Цель занятия: 

создание условий для активизации познавательных и речевых способностей детей в процессе закрепления знаний о достопримечательностях Александровского парка в городе Пушкин для развития понимания важности сохранения общей исторической памяти.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания детей об Александровском парке и его достопримечательностях;

2. Развивать мышление, внимание, память, речь, любознательность, расширять кругозор;

3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

4. Способствовать развитию культуры взаимоотношений, формирования навыков речевого общения;

5. Воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу его культурному и историческому наследию, желание изучать историю и достопримечательности Санкт- Петербурга и его пригородов.

Коррекционные задачи:

1. Развивать лексико–грамматический строй речи и связную речь, сложные формы фонетического анализа;

2. Активизировать способности к словотворчеству, мелкую моторику пальцев рук, зрительное и слуховое внимание;

3. Формировать чувство ритма;

4. Совершенствовать навыки чтения.

  • специфика проведения:

занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет подготовительной группы (второе полугодие), владеющих навыком чтения и получивших знания об Александровском парке в ходе предварительной работы.

  • необходимое оборудование: 

презентация для интерактивной доски «Наш нескучный Александровский парк»; карта - схема Александровского парка, разделённая на сегменты по типу «Морской бой», картинки с изображением достопримечательностей Александровского парка, карточки с надписями названий и кратким текстом «экскурсии»; «Дневничок юного Пушкинца» (по количеству детей); мягкие модули; кубики для игры «Строим башню», ребус.

  • Этапы педагогической работы
  1. Организационный этап.
  2. Основной этап.
  3. Заключительный этап.

  • Ход занятия.
  1. Организационный этап.

Воспитатель с детьми входит в зал. Приветствие.

Вопросы к детям:

- Как называется наш город?

- Кто основал город?

- Мы с вами живём в Пушкинском районе Санкт- Петербурга, в городе Пушкин

- Как называют жителей нашего города?

- Давайте расскажем хором наше любимое стихотворение о любимом городе:

Мой город Пушкин, который я люблю!

Я в нём родился и теперь живу!

Люблю по Пушкину гулять, люблю мечтать и представлять

Как будто с Пушкиным дружу и на скамеечке сижу.

- Мы много знаем про историю, достопримечательности, символы нашего родного города. И сегодня я хочу предложить Вам совершить прогулку по Александровскому парку.

- Ребята, я предлагаю во время нашей сегодняшней прогулки начать заполнять «Дневничок юного Пушкинца». Сегодня мы наклеим в него первые памятные фотографии достопримечательностей парка.

  1. Основной этап.

Дидактическая игра

 «Наш нескучный Александровский парк»

- Посмотрите, на столе лежит карта Александровского парка. Давайте разложим на ней фотографии самых известных строений, каждое из которых является архитектурным символом, и узнаваемо даже гостями нашего города.

Теперь попробуем догадаться, о каких достопримечательностях идёт речь. А расположение на карте будем уточнять по буквенно- числовому коду на обороте карточки.

(дети берут по очереди по одной карточке, читают первое слово, договаривают второе слово (например «Белая … (башня)», «Пенсионерская…(конюшня)», находят место названной достопримечательности по буквенно-числовому коду и прикрепляют фото на карту)

- А теперь проверим, правильно ли мы все расставили (на экране интерактивной доски появляется карта Александровского парка со всеми достопримечательностями).

- Молодцы, вы отлично справились с заданием!

- Ребята, смотрите, на карте появился кленовый лист. Почему? (ответы детей). Да, потому что остролистный клен является зеленым символом Санкт-Петербурга. Он был выбран жителями нашего города для всероссийской экологической акции «Аллея России». Наш зеленый символ отправится с нами на прогулку по любимому парку.

 

- Но перед тем, как мы начнем нашу виртуальную прогулку, проведем игру-разминку. Представьте, что мы с вами – клены, растущие в парках и на улицах города. Готовы? Вставайте в круг.

                          

Логоритмическая игра-разминка

 «Мы – клены»

Выросли деревья клены

Хорошо расти на воле!

Клены все стараются,

К солнцу, к небу тянутся!

Вот подул холодный ветер,

Закачались вдруг деревья.

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед

Так деревья ветер гнет

Он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет.

- Сегодня мы с вами все будем «экскурсоводы». На этих карточках текст разных экскурсий. Возьмите по одной карточке. Давайте узнаем, откуда начинается наша прогулка? (на экране – фото Слоновьих (Красносельских ворот).

- Где же мы оказались?

(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Название ворот – Слоновьи связано со строительством в 1828 году в этой части парка слоновника. Слоны содержались для образовательных целей, покормить и рассмотреть их ходили царские дети.»)

- Предлагаю присесть на одну из скамеек стоящих в аллеях парка, и посмотреть, на эти необычные ворота. Капли весеннего дождя блестят на решётках ворот, как кристаллы, капли расположились в ряд, на что это похоже? (да, это вот такие необычные звуковые схемы слов)

(дети составляют звуковые схемы слов и подбирают слова к схемам «на решётке», (слова: КЛЁН, ДУБ, ЛИПА, КАЛИНА, БАРБАРИС, ЛЕЩИНА, БУЗИНА)

- Что это за слова, ребята? (ответы детей: это названия деревьев и кустарников)

- А, как Вы думаете, почему эти названия оказались на Слоновьих воротах.

(ответы детей: потому что все эти деревья и кустарники растут в Александровском парке)

- Правильно! Но в парке еще много всего интересного.

- Прежде чем мы пойдем дальше, давайте приклеим в наш дневничок первую фотографию этого замечательного места.

- Куда мы с вами отправимся дальше? (на экране появляется изображение Белой башни) 

- Вы узнали, ребята, что это? Кто нам расскажет об этом месте?

(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Строение предназначалось для игр, военных и гимнастических занятий детей императора Николая I.»)

Игра «Строим башню»

- Давайте построим свою собственную башню. Будем ставить кубики по очереди друг на друга очень аккуратно, стараясь, чтобы башня не обрушилась. Теперь представим, что высота кубика 1 метр. Пересчитаем кубики и назовем высоту нашей возведенной башни. (ответы детей)

- Теперь приклеим в наш дневничок вторую фотографию.

- В Александровском парке много мостиков.

В нашем парке есть мосты

Небывалой красоты.

- К какому из них нас привёл кленовый лист? Кто нам расскажет об этом мосте? (ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Это очень красивый мост в китайском стиле») 

- Давайте построим с вами копию Китайского моста по схеме (дети строят мост из мягких блоков по схеме).

- Молодцы ребята! Все знают этот мост, но не все помнят имя его создателя, шотландского архитектора, зовут его Чарльз, а фамилию мы узнаем, разгадав ребус:

,,  УТКА         РЕМОНТ (3, 2, 1, 4, 5)

 - Да, ребята - это Чарльз Камерон.

 - Предлагаю приклеить изображение Китайского моста в ваш дневничок.

- Какой всё - таки красивый Китайский мост, давайте полюбуемся с него видами нашего парка. Посмотрите, я вижу вдалеке красивое здание. На экране появляется Арсенал.

- Что это? Кто нам расскажет об этом месте?

(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Это Арсенал. В его помещениях хранилась коллекции оружия Николая I – позже Арсенал стал первым в России музеем оружия.»)

Триста лет не стар, не мал

Хранишь свои тайны седой Арсенал!

Игра «Военные слова»

(необходимо подобрать слова на каждую букву в слове АРСЕНАЛ                          («А»- армия; «Р»-ружьё, «С»- солдат;  «Е»- ефрейтор; «Н»- наступление; «А»- атака; «Л»- лагерь)

- Предлагаю приклеить в наш дневничок четвертую фотографию архитектурного символа парка.

- Куда теперь зовет нас кленовый лист? (на экране появляется Пенсионерская конюшня)

- Что это? Кто нам расскажет об этом месте?

(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Пенсионерская конюшня для доживающих свой век царских лошадей. На первом этаже находилась конюшня для 8 лошадей и комната для хранения конских уборов – ее прозвали «музей». Рядом был клеверный луг для пастбища.»)

- Давайте присядем на травку в этом саду, немного отдохнем, а заодно и вспомним как нужно вести себя в парке, саду и других местах города. А что это за мешок тут лежит («мусор»). Посмотрите, как много здесь разных палочек и пластиковых стаканчиков, наверное был праздник и люди забыли убрать за собой, ведут себя не как истинные Пушкинцы, конечно, давайте уберём все это красиво!!  (дети собирают «мусор» в корзину)

- Прежде чем мы покинем клеверный луг, давайте приклеим пятую фотографию в наш дневничок.

- Ребята, мы с вами прогулялись уже по многим местам нашего любимого парка. Нам очень удобно приезжать в это парк на прогулку, мы живём близко. А сейчас нам пора в детский садик.

Заключительный этап.

- Вам понравилась наша прогулка?

- Что запомнилось больше всего?

- Наш Александровский парк такой замечательный, давайте на прощание подарим ему красивые слова.

Речевая игра «Слова для любимого парка».

(дети подбирают эпитеты, характеризующие Александровский парк: известный, знаменитый, любимый туристами, большой, красивый, необыкновенный, добрый и т. д)

- Вот наше путешествие и закончилось. Посмотрите, сколько фотографий с символами мы собрали, но в дневничке еще много пустых страничек, которые вы можете заполнить, продолжая гулять вместе с родителями по замечательным местам нашего Александровского парка и города Пушкин. Желаю Вам новых открытий, дорогие мои ребята!

3. Результаты апробации.

В результате подготовки к занятию, проведения предварительной работы с
ознакомлением детей с достопримечательностями Александровского парка и
самого занятия воспитанники обобщили и систематизировали знания об
Александровском парке и его достопримечательностях; усвоили важность
сохранения общей исторической памяти и культурного наследия родного
города, проявили желание и интерес изучать историю Санкт – Петербурга и
его пригородов. Анализируя проведенную работу, можно отметить повышение уровня познавательной и речевой активности  детей,  успешное использование ими имеющихся знаний и умений,  заинтересованность и вовлеченность дошкольников  в проводимую деятельность. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роза из кленовых листьев" мастер-класс для педагогов детского сада

Красоту педагоги создали из обычных опавших кленовых листьев.Процесс создания очень интересен и известен многим.Наш педагогический коллектив быстро справился с заданием, а затем уж научили своих воспи...

Конспект занятий по изонити "Кленовый лист"

Конспект занятия по изонити для детей старшего дошкольного возраста....

Кленовые листья.

Из цветной бумаги....

Прогулки "Кленовые листья"

Прогулки в детском саду...

Александровский парк в Царском селе

Большой зеленый парк в Царском Селе занимает площадь 200 га. Его начали обустраивать в конце XVIII века, одновременно со строительством Александровского дворца. Туристы приходят на живописные алл...

«Прогулка с кленовым листом. Достопримечательности Александровского парка»

Занятие предназначено для детей подготовительной группы (6-7 лет) компенсирующей направленности с ТНР...