«Прогулка с кленовым листом. Достопримечательности Александровского парка»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
занятие предназначено для детей подготовительной группы (6-7 лет) компенсирующей направленности с ТНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Прогулка с кленовым листом.
Достопримечательности Александровского парка»
Брычкина Татьяна Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт – Петербурга
Ефремова Марина Владимировна, воспитатель ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт – Петербурга
Данелян Стэлла Георгиевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт – Петербурга
- адресат:
занятие предназначено для детей подготовительной группы (6-7 лет) компенсирующей направленности с ТНР
- Цель занятия:
создание условий для активизации познавательных и речевых способностей детей в процессе закрепления знаний о достопримечательностях Александровского парка в городе Пушкин для развития понимания важности сохранения общей исторической памяти.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей об Александровском парке и его достопримечательностях;
2. Развивать мышление, внимание, память, речь, любознательность, расширять кругозор;
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
4. Способствовать развитию культуры взаимоотношений, формирования навыков речевого общения;
5. Воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к родному городу его культурному и историческому наследию, желание изучать историю и достопримечательности Санкт- Петербурга и его пригородов.
Коррекционные задачи:
1. Развивать лексико–грамматический строй речи и связную речь, сложные формы фонетического анализа;
2. Активизировать способности к словотворчеству, мелкую моторику пальцев рук, зрительное и слуховое внимание;
3. Формировать чувство ритма;
4. Совершенствовать навыки чтения.
- специфика проведения:
занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет подготовительной группы (второе полугодие), владеющих навыком чтения и получивших знания об Александровском парке в ходе предварительной работы.
- необходимое оборудование:
презентация для интерактивной доски «Наш нескучный Александровский парк»; карта - схема Александровского парка, разделённая на сегменты по типу «Морской бой», картинки с изображением достопримечательностей Александровского парка, карточки с надписями названий и кратким текстом «экскурсии»; «Дневничок юного Пушкинца» (по количеству детей); мягкие модули; кубики для игры «Строим башню», ребус.
- Этапы педагогической работы
- Организационный этап.
- Основной этап.
- Заключительный этап.
- Ход занятия.
- Организационный этап.
Воспитатель с детьми входит в зал. Приветствие.
Вопросы к детям:
- Как называется наш город?
- Кто основал город?
- Мы с вами живём в Пушкинском районе Санкт- Петербурга, в городе Пушкин
- Как называют жителей нашего города?
- Давайте расскажем хором наше любимое стихотворение о любимом городе:
Мой город Пушкин, который я люблю!
Я в нём родился и теперь живу!
Люблю по Пушкину гулять, люблю мечтать и представлять
Как будто с Пушкиным дружу и на скамеечке сижу.
- Мы много знаем про историю, достопримечательности, символы нашего родного города. И сегодня я хочу предложить Вам совершить прогулку по Александровскому парку.
- Ребята, я предлагаю во время нашей сегодняшней прогулки начать заполнять «Дневничок юного Пушкинца». Сегодня мы наклеим в него первые памятные фотографии достопримечательностей парка.
- Основной этап.
Дидактическая игра
«Наш нескучный Александровский парк»
- Посмотрите, на столе лежит карта Александровского парка. Давайте разложим на ней фотографии самых известных строений, каждое из которых является архитектурным символом, и узнаваемо даже гостями нашего города.
Теперь попробуем догадаться, о каких достопримечательностях идёт речь. А расположение на карте будем уточнять по буквенно- числовому коду на обороте карточки.
(дети берут по очереди по одной карточке, читают первое слово, договаривают второе слово (например «Белая … (башня)», «Пенсионерская…(конюшня)», находят место названной достопримечательности по буквенно-числовому коду и прикрепляют фото на карту)
- А теперь проверим, правильно ли мы все расставили (на экране интерактивной доски появляется карта Александровского парка со всеми достопримечательностями).
- Молодцы, вы отлично справились с заданием!
- Ребята, смотрите, на карте появился кленовый лист. Почему? (ответы детей). Да, потому что остролистный клен является зеленым символом Санкт-Петербурга. Он был выбран жителями нашего города для всероссийской экологической акции «Аллея России». Наш зеленый символ отправится с нами на прогулку по любимому парку.
- Но перед тем, как мы начнем нашу виртуальную прогулку, проведем игру-разминку. Представьте, что мы с вами – клены, растущие в парках и на улицах города. Готовы? Вставайте в круг.
Логоритмическая игра-разминка
«Мы – клены»
Выросли деревья клены
Хорошо расти на воле!
Клены все стараются,
К солнцу, к небу тянутся!
Вот подул холодный ветер,
Закачались вдруг деревья.
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед
Так деревья ветер гнет
Он их вертит, он их крутит,
Да когда же отдых будет.
- Сегодня мы с вами все будем «экскурсоводы». На этих карточках текст разных экскурсий. Возьмите по одной карточке. Давайте узнаем, откуда начинается наша прогулка? (на экране – фото Слоновьих (Красносельских ворот).
- Где же мы оказались?
(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Название ворот – Слоновьи связано со строительством в 1828 году в этой части парка слоновника. Слоны содержались для образовательных целей, покормить и рассмотреть их ходили царские дети.»)
- Предлагаю присесть на одну из скамеек стоящих в аллеях парка, и посмотреть, на эти необычные ворота. Капли весеннего дождя блестят на решётках ворот, как кристаллы, капли расположились в ряд, на что это похоже? (да, это вот такие необычные звуковые схемы слов)
(дети составляют звуковые схемы слов и подбирают слова к схемам «на решётке», (слова: КЛЁН, ДУБ, ЛИПА, КАЛИНА, БАРБАРИС, ЛЕЩИНА, БУЗИНА)
- Что это за слова, ребята? (ответы детей: это названия деревьев и кустарников)
- А, как Вы думаете, почему эти названия оказались на Слоновьих воротах.
(ответы детей: потому что все эти деревья и кустарники растут в Александровском парке)
- Правильно! Но в парке еще много всего интересного.
- Прежде чем мы пойдем дальше, давайте приклеим в наш дневничок первую фотографию этого замечательного места.
- Куда мы с вами отправимся дальше? (на экране появляется изображение Белой башни)
- Вы узнали, ребята, что это? Кто нам расскажет об этом месте?
(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Строение предназначалось для игр, военных и гимнастических занятий детей императора Николая I.»)
Игра «Строим башню»
- Давайте построим свою собственную башню. Будем ставить кубики по очереди друг на друга очень аккуратно, стараясь, чтобы башня не обрушилась. Теперь представим, что высота кубика 1 метр. Пересчитаем кубики и назовем высоту нашей возведенной башни. (ответы детей)
- Теперь приклеим в наш дневничок вторую фотографию.
- В Александровском парке много мостиков.
В нашем парке есть мосты
Небывалой красоты.
- К какому из них нас привёл кленовый лист? Кто нам расскажет об этом мосте? (ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Это очень красивый мост в китайском стиле»)
- Давайте построим с вами копию Китайского моста по схеме (дети строят мост из мягких блоков по схеме).
- Молодцы ребята! Все знают этот мост, но не все помнят имя его создателя, шотландского архитектора, зовут его Чарльз, а фамилию мы узнаем, разгадав ребус:
,, УТКА РЕМОНТ (3, 2, 1, 4, 5) |
- Да, ребята - это Чарльз Камерон.
- Предлагаю приклеить изображение Китайского моста в ваш дневничок.
- Какой всё - таки красивый Китайский мост, давайте полюбуемся с него видами нашего парка. Посмотрите, я вижу вдалеке красивое здание. На экране появляется Арсенал.
- Что это? Кто нам расскажет об этом месте?
(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Это Арсенал. В его помещениях хранилась коллекции оружия Николая I – позже Арсенал стал первым в России музеем оружия.»)
Триста лет не стар, не мал
Хранишь свои тайны седой Арсенал!
Игра «Военные слова»
(необходимо подобрать слова на каждую букву в слове АРСЕНАЛ («А»- армия; «Р»-ружьё, «С»- солдат; «Е»- ефрейтор; «Н»- наступление; «А»- атака; «Л»- лагерь)
- Предлагаю приклеить в наш дневничок четвертую фотографию архитектурного символа парка.
- Куда теперь зовет нас кленовый лист? (на экране появляется Пенсионерская конюшня)
- Что это? Кто нам расскажет об этом месте?
(ребёнок «проводит экскурсию», рассказывает об объекте, при необходимости может опираться на текст карточки: «Пенсионерская конюшня для доживающих свой век царских лошадей. На первом этаже находилась конюшня для 8 лошадей и комната для хранения конских уборов – ее прозвали «музей». Рядом был клеверный луг для пастбища.»)
- Давайте присядем на травку в этом саду, немного отдохнем, а заодно и вспомним как нужно вести себя в парке, саду и других местах города. А что это за мешок тут лежит («мусор»). Посмотрите, как много здесь разных палочек и пластиковых стаканчиков, наверное был праздник и люди забыли убрать за собой, ведут себя не как истинные Пушкинцы, конечно, давайте уберём все это красиво!! (дети собирают «мусор» в корзину)
- Прежде чем мы покинем клеверный луг, давайте приклеим пятую фотографию в наш дневничок.
- Ребята, мы с вами прогулялись уже по многим местам нашего любимого парка. Нам очень удобно приезжать в это парк на прогулку, мы живём близко. А сейчас нам пора в детский садик.
Заключительный этап.
- Вам понравилась наша прогулка?
- Что запомнилось больше всего?
- Наш Александровский парк такой замечательный, давайте на прощание подарим ему красивые слова.
Речевая игра «Слова для любимого парка».
(дети подбирают эпитеты, характеризующие Александровский парк: известный, знаменитый, любимый туристами, большой, красивый, необыкновенный, добрый и т. д)
- Вот наше путешествие и закончилось. Посмотрите, сколько фотографий с символами мы собрали, но в дневничке еще много пустых страничек, которые вы можете заполнить, продолжая гулять вместе с родителями по замечательным местам нашего Александровского парка и города Пушкин. Желаю Вам новых открытий, дорогие мои ребята!
3. Результаты апробации.
В результате подготовки к занятию, проведения предварительной работы с
ознакомлением детей с достопримечательностями Александровского парка и
самого занятия воспитанники обобщили и систематизировали знания об
Александровском парке и его достопримечательностях; усвоили важность
сохранения общей исторической памяти и культурного наследия родного
города, проявили желание и интерес изучать историю Санкт – Петербурга и
его пригородов. Анализируя проведенную работу, можно отметить повышение уровня познавательной и речевой активности детей, успешное использование ими имеющихся знаний и умений, заинтересованность и вовлеченность дошкольников в проводимую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роза из кленовых листьев" мастер-класс для педагогов детского сада
Красоту педагоги создали из обычных опавших кленовых листьев.Процесс создания очень интересен и известен многим.Наш педагогический коллектив быстро справился с заданием, а затем уж научили своих воспи...

Конспект занятий по изонити "Кленовый лист"
Конспект занятия по изонити для детей старшего дошкольного возраста....

Образовательное путешествие для детей и родителей «Александровский парк»
Образовательное путешествие....

Александровский парк в Царском селе
Большой зеленый парк в Царском Селе занимает площадь 200 га. Его начали обустраивать в конце XVIII века, одновременно со строительством Александровского дворца. Туристы приходят на живописные алл...

«Прогулка с кленовым листом. Достопримечательности Александровского парка»
Занятие предназначено для детей подготовительной группы (6-7 лет) компенсирующей направленности с ТНР...


