Беседы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
материал по окружающему миру (младшая группа)
Беседы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в летний оздоровительный период.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 60.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы с детьми
по экологическому воспитанию дошкольников
младшего и среднего возраста
- «Какие растения ты знаешь»
- «Наш огород»
- «Жизнь птиц и животных летом»
- «О воспитании любви и бережного отношения к природе»
- «Какие звери живут в лесу»
- «Песок в природе»
- «Пустыня»
- «Зачем беречь природу»
- «Наш огород – целый дом для насекомых»
- «Что мы знаем о воде»
- «В гостях у капельки»
- «Что можно делать с водой»
- «Есть ли у воды цвет»
- «Если не полить цветочек»
- «Что такое природа»
- «О правилах поведения в природе»
- «Деревья нашего края»
- «Насекомые – помощники людей»
- «Где дом у насекомых»
- «Кто живет в подземном царстве»
- «Насекомые в природе нашего края»
- «Зачем человеку камни»
- «О применении камней в жизни человека»
- «Как стать ученым»
- «Сто вопросов почему, что, кто и как»
Беседа «Какие растения ты знаешь»
1. Вводная часть:
Давайте поговорим о растениях. Кто может сказать, что такое растение? (Ответы детей)
Почему растения важны для нас? (Ответы детей: очищают воздух, дают нам еду, украшают нашу планету)
2. Основная часть:
Какие растения вы знаете? (Дети называют разные растения: деревья, цветы, травы)
Какие деревья растут в нашем городе/саду? (Ответы детей)
Какие цветы вы видели на клумбах? (Ответы детей)
Кто знает названия комнатных растений? (Ответы детей)
Какие растения можно есть? (Ответы детей: овощи, фрукты, зелень)
Какие растения ядовитые? (Ответы детей)
Как растения помогают нам? (Ответы детей: дают кислород, пищу, лекарства)
3. Практическая часть:
Давайте поиграем в игру: я называю часть растения, а вы угадываете, что это. Например, корень, лист, цветок, плод.
Какие правила нужно соблюдать при уходе за растениями? (Ответы детей: поливать, рыхлить землю, убирать увядшие части)
4. Заключение:
Почему важно беречь растения? (Ответы детей)
Как мы можем помочь растениям расти? (Ответы детей)
Давайте будем бережно относиться к растениям и ухаживать за ними!
Беседа «Наш огород»
Цель: Познакомить детей с понятием огород, его значением и основными растениями.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое огород?
- Огород – это участок земли, где выращивают овощи, зелень и другие растения.
2. Почему важно иметь огород?
- Огород позволяет нам получать свежие и экологически чистые продукты.
- Это увлекательное занятие, которое помогает узнать больше о природе и растениях.
3. Какие растения можно выращивать в огороде?
- Овощи: помидоры, огурцы, морковь, свекла, капуста.
- Зелень: укроп, петрушка, кинза, салат.
- Цветы и декоративные растения.
4. Как ухаживать за растениями в огороде?
- Поливать растения.
- Пропалывать (удалять сорняки).
- Подкармливать удобрениями.
- Собирать урожай.
5. Какие инструменты нужны для работы в огороде?
- Лопаты, грабли, тяпки, лейки, ведра.
6. Как можно использовать собранный урожай?
- Готовить вкусные блюда.
- Замораживать на зиму.
- Дарить друзьям и родным.
Практическая часть:
Можно организовать небольшую экскурсию на огород или нарисовать рисунки на тему "Мой огород".
Провести игру: дети делятся на группы и придумывают названия для своих воображаемых огородов.
Заключение:
- Подведение итогов беседы, обсуждение впечатлений и эмоций детей.
- Поощрение интереса к выращиванию растений и уходу за ними.
Беседа «Жизнь птиц и животных летом»
Цель: расширить знания детей о жизни птиц и животных летом.
Лето – прекрасное время года, когда природа оживает и дарит нам множество радостных моментов. Сегодня мы поговорим о том, как проводят лето наши пернатые и четвероногие друзья.
Жизнь птиц летом:
Какие птицы прилетают к нам летом? (ласточки, жаворонки, соловьи)
Где они строят свои гнезда? (на деревьях, в кустах)
Чем питаются птицы летом? (насекомыми, ягодами, семенами)
Как птицы помогают нам летом? (ловят вредителей, украшают сады своим пением)
Жизнь животных летом:
Какие животные обитают в наших лесах и парках летом? (белки, зайцы, ежи)
Как животные приспосабливаются к лету? (меняют зимнюю шубку на летнюю, активно ищут пищу)
Чем питаются лесные животные? (травой, ягодами, грибами)
Как мы можем помочь животным летом? (не беспокоить их, кормить, если это необходимо)
Общие заботы:
Почему важно сохранять природу летом? (чтобы птицы и животные могли жить в безопасности)
Как мы можем защитить птиц и животных? (не разрушать их дома, не ловить, не загрязнять окружающую среду)
Заключение:
Лето – это время, когда мы можем наблюдать за жизнью птиц и животных, наслаждаться их присутствием и помогать им. Давайте будем бережнее относиться к природе и её обитателям!
Вопросы для обсуждения:
Какие интересные моменты вы замечали в поведении птиц и животных летом?
Что бы вы хотели узнать о жизни птиц и животных подробнее?
Беседа «О воспитании любви и бережного отношения к природе»
Цель: формирование у детей экологической культуры и ответственного отношения к природе.
Сегодня мы поговорим о том, как важно любить и беречь природу. Природа – это наш общий дом, который дарит нам воздух, воду, пищу и многое другое. Но чтобы жить в гармонии с природой, нужно знать и соблюдать простые правила.
Почему важно беречь природу?
- Природа дарит нам красоту и чистый воздух.
- Она обеспечивает нас пищей и водой.
- Растения и животные – часть нашей жизни и экосистемы.
Как мы можем помочь природе?
- Не мусорить и убирать за собой.
- Экономить воду и электричество.
- Сажать деревья и ухаживать за растениями.
- Не обижать животных и не разрушать их среду обитания.
Примеры негативного воздействия человека на природу:
- Загрязнение рек и озер.
- Вырубка лесов.
- Браконьерство и уничтожение животных.
Как можно исправить ситуацию?
- Создавать заповедники и охраняемые территории.
- Участвовать в экологических акциях и субботниках.
- Рассказывать другим о важности бережного отношения к природе.
Заключение:
Каждый из нас может сделать что-то полезное для природы. Начните с малого – не выбрасывайте мусор, экономьте ресурсы и делитесь своими знаниями с друзьями. Только вместе мы сможем сохранить нашу планету для будущих поколений.
Вопросы для обсуждения:
Какие действия каждого из нас могут помочь природе?
Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы помочь окружающей среде?
Давайте будем бережнее относиться к природе и делать наш мир лучше!
Беседа «Какие звери живут в лесу»
Цель: закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, белка, волк, ёжик медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни.
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о том, какие животные обитают в лесу. Лес – это их дом, где они находят пищу, прячутся от врагов и растят своих детенышей.
2. Основная часть:
Медведи: Они всеядные, могут питаться как растениями, так и мясом. Зимой медведи впадают в спячку.
Волки: Живут стаями, охотятся на крупных животных. Очень умны и организованы.
Зайцы и кролики: Быстрые и ловкие, питаются травой и корой деревьев.
Белки: Ловко прыгают с ветки на ветку, запасают орехи на зиму.
Лисы: Хищные, охотятся в одиночку, известны своей хитростью.
Олени: Питаются травой и листьями, имеют большие рога, которые используют для защиты и привлечения самок.
Ежи: Ночные животные, защищаются с помощью иголок.
Птицы: В лесу живут разные птицы – совы, дрозды, кукушки. Они помогают контролировать численность насекомых.
3. Вопросы для обсуждения:
Какие из этих животных вам нравятся больше всего? Почему?
Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не навредить лесным жителям?
Какие звуки издают эти животные?
4. Заключение:
Лес – это удивительное место, где каждый житель играет свою важную роль. Давайте будем бережно относиться к природе и её обитателям.
Беседа «Песок в природе»
Цель: формировать обобщенное представление о песке.
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о песке. Песок – это очень интересный и важный элемент природы. Он встречается повсюду: на пляжах, в пустынях, в реках и даже в горах.
2. Где встречается песок?
Песок можно найти на берегах рек и морей.
В пустынях песок образует огромные дюны.
В природе песок также встречается в горах и долинах.
3. Из чего состоит песок?
Песок состоит из очень маленьких частичек горных пород. Эти частички могут быть разных цветов: белого, желтого, красного, серого и даже черного.
4. Значение песка в природе:
Песок помогает формировать ландшафты.
Он служит домом для многих животных и растений.
В пустынях песок защищает растения от жары и ветра.
5. Песок и человек:
Люди используют песок для строительства домов и дорог.
На пляжах песок помогает отдыхать и развлекаться.
В медицине и промышленности песок тоже находит свое применение.
6. Заключение:
Песок – это удивительный природный материал, который играет важную роль в жизни нашей планеты. Давайте будем бережно относиться к песку и природе в целом!
Вопросы для обсуждения:
Какие ассоциации у вас вызывает слово "песок"?
Где вы видели песок?
Почему важно беречь песок?
Беседа «Пустыня»
Цель: познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром.
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о пустынях. Кто знает, что такое пустыня? (Ответы детей)
Пустыня – это очень сухое место, где почти нет воды и растений.
2. Особенности пустынь:
Какие особенности у пустынь? (Ответы детей: жарко, мало воды, много песка)
Да, в пустынях очень жарко днем, но ночью температура может сильно падать.
3. Животные и растения:
Кто живет в пустыне? (Ответы детей: верблюды, скорпионы, тушканчики)
Какие растения растут в пустыне? (Ответы детей: кактусы, верблюжья колючка)
Почему эти животные и растения могут жить в пустыне? (Ответы детей: они приспособлены к жаре и малому количеству воды)
4. Интересные факты:
В некоторых пустынях идут дожди раз в несколько лет.
Верблюды могут долго обходиться без воды благодаря своим горбам, в которых накапливается жир.
Некоторые растения в пустыне могут накапливать воду в своих стеблях или корнях.
5. Заключение:
Что нового вы узнали о пустынях?
Какие впечатления у вас остались от сегодняшнего разговора?
Давайте сделаем рисунок или поделку о пустыне.
Беседа «Зачем беречь природу»
Цель: Сформировать у детей понимание важности охраны природы и развить экологическое сознание.
Введение:
Ребята, сегодня мы поговорим о том, почему так важно беречь природу. Природа – это наш общий дом, который дарит нам воздух, воду, пищу и многое другое. Но, к сожалению, люди часто забывают о том, как важно заботиться о нашей планете.
Основная часть:
- Почему важно беречь природу?
Природа обеспечивает нас всем необходимым: чистым воздухом, водой, пищей.
Она является домом для множества живых существ, включая нас самих.
Сохраняя природу, мы сохраняем здоровье и благополучие будущих поколений.
- Как мы можем помочь природе?
Не выбрасывать мусор на улице.
Экономить воду и электроэнергию.
Участвовать в субботниках и убирать территории.
Сажать деревья и ухаживать за ними.
- Примеры последствий загрязнения:
Загрязнение воздуха может вызвать болезни у людей.
Загрязнение воды приводит к гибели рыб и других водных обитателей.
Вырубка лесов уменьшает количество кислорода и разрушает дома животных.
Заключение:
Природа – это наше богатство, и только мы можем решить, как с ним обращаться. Давайте будем бережнее относиться к окружающему миру, чтобы оставить нашим потомкам чистую и здоровую планету. Ведь каждый из нас может сделать что-то хорошее для природы – главное, захотеть!
Вопросы для обсуждения:
Какие ещё способы защиты природы вы знаете?
Почему важно заботиться о природе уже сейчас?
Беседа «Наш огород – целый дом для насекомых»
Цель: Познакомить детей с ролью насекомых в огороде и их значением для экосистемы.
Введение:
Сегодня мы поговорим о нашем огороде и о том, какую важную роль играют насекомые в его жизни. Без них наш огород не смог бы быть таким плодородным и здоровым.
Основная часть:
- Кто живет в нашем огороде?
Расскажите детям о различных насекомых, которые обитают в огороде: пчелы, бабочки, жужелицы, божьи коровки и другие.
Объясните, что многие из этих насекомых помогают растениям расти и развиваться.
- Почему насекомые важны?
Пчелы и бабочки помогают в опылении растений, что способствует их размножению и плодоношению.
Жужелицы и божьи коровки являются хищниками и помогают бороться с вредителями.
- Как мы можем помочь насекомым?
Обсудите с детьми, как можно создать благоприятные условия для насекомых в огороде: не использовать химические удобрения, оставлять участки с сорняками (которые служат укрытием), устанавливать домики для насекомых.
- Игра "Угадай насекомое":
Покажите детям картинки с различными насекомыми и попросите угадать их название и роль в огороде.
Заключение:
Наш огород – это настоящий дом для множества насекомых. Они помогают нам выращивать здоровые и вкусные овощи и фрукты. Давайте будем заботиться о них и создавать благоприятные условия для их жизни.
Вопросы для обсуждения:
Какие насекомые живут в нашем огороде?
Как насекомые помогают растениям расти?
Что мы можем сделать, чтобы помочь насекомым?
Беседа «Что мы знаем о воде»
Цель: формирование представлений детей о воде и её роли на Земле.
1. Введение:
- Сегодня мы поговорим о воде. Вода – это самое важное вещество на нашей планете. Без неё не может жить ни одно живое существо.
2. Значение воды:
- Почему вода так важна? (Ответы детей: питьё, растения, животные, экосистемы).
- Вода нужна всем: людям, животным, растениям. Она помогает расти, развиваться и жить.
3. Свойства воды:
- Вода бывает в разных состояниях: жидкая, твёрдая (лёд) и газообразная (пар).
- Вода может течь. Давайте представим, как река течёт по земле.
- Вода прозрачная, но может быть и цветной (например, в океане).
4. Где находится вода:
- Вода есть в реках, озёрах, морях и океанах.
- В облаках и в виде дождя.
- Под землёй в виде грунтовых вод.
5. Использование воды:
- Как мы используем воду? (Ответы детей: питьё, приготовление пищи, полив растений, стирка, купание).
- Важно беречь воду, потому что её запасы не бесконечны.
6. Заключение:
- Вода – это чудо природы. Мы должны бережно относиться к ней и ценить её.
- Давайте будем помнить, что вода – это жизнь!
Вопросы для обсуждения:
- Почему важно беречь воду?
- Как можно экономить воду в повседневной жизни?
Беседа «В гостях у капельки»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе и её значением для всего живого на Земле.
Материалы: Картинки с изображением дождя, облаков, рек, океанов, растений и животных; игрушечная капелька воды.
Начало беседы:
- Сегодня мы отправимся в гости к маленькой капельке воды. Давайте представим, что мы оказались в облаке. Как вы думаете, что мы видим вокруг? (Ответы детей: облака, другие капельки, небо.)
Основная часть:
- Откуда берется капелька?
- Расскажите детям, что капельки воды образуются в облаках из пара, который поднимается с земли.
- Путешествие капельки:
- Капелька может путешествовать по небу, превращаясь в дождь или снег. Куда она может упасть? (Ответы детей: на землю, в реку, в океан.)
- Жизнь на Земле:
- Как дождь и вода помогают растениям расти? (Ответы детей: вода питает корни растений.)
- Кто ещё нуждается в воде? (Ответы детей: животные, люди.)
- Возвращение в облако:
- Куда может вернуться вода после того, как упала на землю? (Ответы детей: в реки, моря, испаряется и снова становится облаком.)
Заключение:
- Давайте поблагодарим нашу капельку за то, что она рассказала нам о своём путешествии. Вода – это чудо природы, которое помогает всем живым существам на Земле.
Игра:
- Попросите детей изобразить капельки воды, которые поднимаются в небо, превращаются в дождь и возвращаются обратно в облако.
Беседа «Что можно делать с водой»
Цель: закрепить с детьми знания о применении воды человеком.
1. Введение:
- Давайте поговорим о воде! Вода – это очень важное вещество, без которого мы не можем жить. Она окружает нас повсюду: в реках, озерах, морях и даже в облаках.
2. Основная часть:
- Питьё воды: Вода необходима для нашего организма. Мы пьем воду, чтобы быть здоровыми и энергичными.
- Гигиена: Вода помогает нам быть чистыми. Мы моем руки с водой, чтобы быть здоровыми и не болеть.
- Приготовление пищи: Вода используется для приготовления многих блюд – супов, чая, кофе и даже для варки макарон.
- Игры и развлечения: Летом мы можем купаться в реке или озере. Вода дарит нам радость и веселье!
- Растения и животные: Вода нужна не только нам, но и растениям и животным. Без воды они не смогут жить.
- Хозяйство: Вода помогает нам стирать одежду, мыть полы и посуду.
3. Заключение:
- Вода – это чудо природы, которое мы должны беречь. Давайте будем экономно использовать воду и заботиться о её чистоте. Ведь от этого зависит наше будущее и будущее нашей планеты!
Вопросы для обсуждения:
- Как вы используете воду в повседневной жизни?
- Почему важно беречь воду?
- Какие игры с водой вам нравятся?
Беседа «Есть ли у воды цвет»
Цель: обогатить представления детей о свойствах воды, развивать поисково-познавательную активность.
1. Введение:
- Давайте сегодня поговорим о воде. Вы знаете, что вода – это очень важное вещество для всех живых существ?
- Сегодня мы узнаем, может ли вода иметь цвет.
2. Основная часть:
- Опыт 1: Возьмём стакан с чистой водой. Какого цвета вода? (Ответы детей: прозрачная, бесцветная).
- Опыт 2: Добавим в воду каплю пищевого красителя. Что произошло? (Ответы детей: вода окрасилась).
- Почему вода изменила цвет? (Ответы детей: потому что мы добавили краситель).
- Опыт 3: Возьмём бутылку с чистой водой и посмотрим на неё через свет. Видим ли мы цвет воды? (Ответы детей: нет, она прозрачная).
- Вывод: Чистая вода сама по себе не имеет цвета. Она становится цветной только тогда, когда в неё добавляют что-то другое.
3. Заключение:
- Вода – это удивительное вещество, которое может принимать разные цвета, но сама по себе она бесцветная и прозрачная.
- Давайте будем беречь воду и помнить, что она нужна всем живым существам!
Вопросы для обсуждения:
- Почему важно знать, что чистая вода бесцветная?
- Какие ещё опыты с водой вы хотели бы провести?
Беседа «Если не полить цветочек»
Цель: сформировать у детей знание о необходимости воды для растений.
- Введение:
- Сегодня мы поговорим о том, что будет, если не поливать цветы. Давайте представим, что случится, если мы забудем полить наш любимый цветок.
- Основная часть:
- Что произойдет с цветком, если его не поливать?
- Он начнет вянуть. Листья станут сухими и поникшими.
- Почва станет сухой и потрескавшейся.
- Корни могут высохнуть и повредиться.
- Почему это важно?
- Вода нужна растениям для роста и жизни. Без воды они не могут получать питательные вещества из почвы.
- Если цветок долго не поливать, он может погибнуть.
- Как можно избежать такой ситуации?
- Нужно регулярно поливать цветы, следя за тем, чтобы почва была влажной, но не залитой.
- Проверять влажность почвы перед поливом.
- Использовать лейку или другой удобный способ полива.
- Заключение:
- Давайте будем заботиться о наших цветах и помнить о важности полива. Ведь благодаря нашей заботе они будут радовать нас своей красотой и здоровьем.
- Какие еще способы ухода за цветами вы знаете? Поделитесь своими мыслями и идеями.
Беседа «Что такое природа»
Цель: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.
1. Введение:
- Давайте поговорим о том, что такое природа. Природа – это всё, что существует вокруг нас без участия человека. Это леса, поля, реки, горы, животные и растения.
2. Основная часть:
- Что включает в себя природа?
- Природа делится на живую и неживую.
- Живая природа: это растения, животные, грибы, бактерии и люди. Они растут, питаются, дышат и размножаются.
- Неживая природа: это солнце, воздух, вода, минералы и горные породы. Они не растут и не размножаются, но необходимы для жизни живых организмов.
- Как природа влияет на нас?
- Природа даёт нам воздух, которым мы дышим, воду для питья, пищу, материалы для строительства домов и многое другое.
- Как мы должны относиться к природе?
- Очень важно бережно относиться к природе. Мы должны не загрязнять её, сохранять леса и водоёмы, защищать животных и растения.
3. Заключение:
- Давайте будем заботиться о природе, чтобы она могла заботиться о нас. Ведь природа – это наш общий дом, который нужно беречь и уважать.
Вопросы для обсуждения:
- Какие примеры живой и неживой природы вы можете назвать?
- Почему важно защищать природу?
- Как вы можете помочь сохранить природу в вашем районе?
Беседа «О правилах поведения в природе»
Цель: Познакомить детей с основными правилами поведения в природе и объяснить их важность.
Введение:
Природа – это наш общий дом. Чтобы в нём было уютно и безопасно, нужно соблюдать определённые правила. Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя на природе.
Основная часть:
- Не шумите: Громкие звуки могут напугать животных и помешать им.
- Почему это важно? Животные могут покинуть свои дома или не услышать важные звуки природы.
- Не ломайте ветки и не рвите цветы: Это вредит растениям и может привести к их гибели.
- Почему это важно? Растения – это лёгкие нашей планеты, они очищают воздух.
- Не загрязняйте природу: Не бросайте мусор, особенно пластик и стекло.
- Почему это важно? Мусор вредит животным и загрязняет окружающую среду.
- Не разрушайте муравейники и гнёзда: Это дома для многих насекомых и птиц.
- Почему это важно? Они помогают поддерживать баланс в природе.
- Уважайте диких животных: Не пытайтесь их кормить или гладить, если они этого не хотят.
- Почему это важно? Дикие животные могут быть опасны.
- Собирайте только те грибы и ягоды, которые знаете: Неизвестные могут быть ядовитыми.
- Почему это важно? Безопасность важнее любопытства.
Заключение:
Соблюдение этих простых правил поможет нам сохранить природу для будущих поколений. Давайте будем бережными и ответственными хозяевами нашей планеты!
Вопросы для обсуждения:
- Какие правила вам понравились больше всего?
- Почему важно соблюдать эти правила?
- Как вы будете применять эти правила в жизни?
Беседа «Деревья нашего края»
Цель: Познакомить детей с деревьями республики Мордовия.
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о природе нашего родного края – Мордовии. Мордовия – это удивительный край, богатый лесами и зелёными насаждениями. Здесь растут разные деревья, которые делают наш край таким красивым и уютным.
2. Основная часть:
- Какие деревья растут в Мордовии?
В наших лесах можно встретить такие деревья, как дуб, липа, берёза, осина, клён и сосна. Каждое из них имеет свои особенности и приносит пользу. - Дуб:
Дуб – это могучее дерево с крепкой древесиной. Его листья осенью становятся красными и жёлтыми. Дубы очень старые и могут жить несколько сотен лет. - Липа:
Липа славится своими ароматными цветами, из которых делают мёд. Её древесина используется для изготовления мебели. - Берёза:
Берёза – символ России. Её белый ствол с чёрными полосками легко узнать. Берёзовый сок и древесина – важные ресурсы. - Осина:
Осина – очень красивое дерево с дрожащими листьями. Из её древесины делают бумагу. - Клён:
Клён – это дерево с красивыми резными листьями. Его сок сладкий и используется в кулинарии. - Сосна:
Сосна – хвойное дерево, которое даёт смолу и древесину. Из смолы делают лекарства.
3. Заключение:
Деревья Мордовии – это наше богатство. Они не только украшают нашу землю, но и дают нам полезные материалы для жизни. Давайте беречь их и заботиться о природе нашего края!
- Вопросы для обсуждения:
- Какие деревья вам нравятся больше всего и почему?
- Как мы можем помочь сохранить деревья?
- Какие ещё растения растут в наших лесах?
Беседа «Насекомые – помощники людей»
Цель: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, пользе для человека.
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о насекомых, которые помогают людям. Многие из них играют важную роль в нашей жизни, и мы даже не задумываемся, насколько они полезны.
2. Основная часть:
- Пчелы: Они производят мед и опыляют растения, что помогает выращивать фрукты и овощи. Без пчел многие растения не смогли бы размножаться.
- Муравьи: Они помогают в сельском хозяйстве, разрыхляя почву и защищая растения от вредителей. Муравьи также могут быть использованы для производства антибиотиков.
- Шмели: Эти насекомые опыляют растения, особенно те, которые пчелы не могут опылить. Они важны для садоводов и фермеров.
- Божьи коровки: Они защищают растения от тлей и других вредителей, поедая их. Это помогает сохранить урожай.
- Опыление: Насекомые, такие как бабочки и мотыльки, помогают растениям размножаться, перенося пыльцу с цветка на цветок.
3. Практическая часть:
- Давайте подумаем, как мы можем помочь насекомым? (Ответы детей: не разрушать их дома, не использовать вредные химикаты, создавать безопасные зоны для них).
- Какие из этих насекомых вы видели у себя во дворе или в саду?
4. Заключение:
Насекомые - наши маленькие помощники, которые делают нашу жизнь лучше. Давайте будем заботиться о них и помнить об их важности!
Беседа «Где дом у насекомых»
Цель: Расширить и закрепить представление детей о насекомых.
1. Введение:
- Сегодня мы поговорим о том, где живут разные насекомые. Знаете ли вы, где у них дом?
2. Основная часть:
- Где живет муравей?
- Муравьи живут в муравейниках. Муравейник – это большой дом, который они строят из веточек, хвоинок и земли.
- Где живет пчела?
- Пчелы живут в улье. Улей – это домик, сделанный человеком, где пчелы хранят мед и выращивают потомство.
- Где живет бабочка?
- Бабочки часто живут в садах, на цветах. Но некоторые бабочки могут прятаться в листьях или в специальных домиках, которые для них делают люди.
- Где живет божья коровка?
- Божьи коровки могут жить на листьях, в траве или на цветах. Они часто прячутся под листьями или в укромных уголках сада.
- Где живет кузнечик?
- Кузнечики живут в траве, на кустах и в поле. Они прыгают и прячутся среди растений.
3. Вопросы для обсуждения:
- Почему насекомые строят свои дома именно так?
- Как человек помогает насекомым жить в безопасности?
- Какие насекомые живут рядом с нами и как мы можем их защитить?
4. Заключение:
- Насекомые – удивительные создания, у каждого из них есть свой особенный дом. Давайте будем бережно относиться к природе и заботиться о насекомых!
Беседа «Кто живет в подземном царстве»
Цель: Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы).
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о загадочном и удивительном мире, который находится прямо под нашими ногами. Это подземное царство, где живут удивительные существа и происходят невероятные события. Давайте узнаем, кто же там обитает!
2. Основная часть:
- Реальные обитатели:
- Какие животные обитают под землей? (кроты, слепыши, землеройки)
- Как они находят пищу и защищаются от опасностей?
- Удивительные факты:
- Какие сокровища можно найти в подземном царстве? (минералы, драгоценные камни)
- Какие опасности могут подстерегать подземных жителей? (обвалы, подземные реки)
3. Заключение:
- Давайте представим, как бы мы себя чувствовали, оказавшись в подземном царстве. Какие приключения могли бы нас ждать?
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить подземным жителям и не нарушить их мир?
4. Вопросы для обсуждения:
- Какие существа из нашего разговора вам понравились больше всего?
- Хотели бы вы побывать в подземном царстве? Почему?
Надеюсь, эта беседа вдохновит вас на новые фантазии и открытия!
Беседа «Насекомые в природе нашего края»
Цель: Познакомить детей с разнообразием насекомых, обитающих в Мордовии, их особенностями и ролью в природе.
Введение:
- Сегодня мы поговорим о маленьких, но очень важных жителях нашего края – насекомых. Кто из вас знает, какие насекомые живут в Мордовии
Основная часть:
- Обзор насекомых:
- Расскажите детям о наиболее распространенных насекомых в регионе: пчелы, осы, муравьи, бабочки, кузнечики, комары и т.д.
- Объясните, чем они питаются и как они важны для экосистемы.
- Особенности жизни насекомых:
- Как насекомые приспосабливаются к жизни в нашем климате? (например, зимняя спячка, миграции).
- Какие изменения происходят у насекомых с течением времени (метаморфоза у бабочек и жуков).
- Польза и вред:
- Какую пользу приносят насекомые (опыление растений, уничтожение вредителей)?
- Какие насекомые могут быть вредны (комары, осы)?
- Интерактивные задания:
- Попросите детей нарисовать своих любимых насекомых.
- Организуйте небольшую викторину о насекомых.
Заключение:
- Подведите итоги беседы, подчеркнув важность сохранения насекомых для природы и человека.
- Поговорите о том, как мы можем помочь насекомым в их естественной среде обитания.
Вопросы для обсуждения:
- Какие интересные факты о насекомых вы узнали сегодня?
- Как мы можем защитить насекомых в нашем регионе?
Беседа «Зачем человеку камни»
Цель: Познакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек.
1. Введение:
Сегодня мы поговорим о том, зачем человеку нужны камни. Камни – это не просто красивые предметы, они играют важную роль в нашей жизни.
2. Основная часть:
- Строительство:
Камни используются в строительстве домов, дорог и мостов. Они делают наши здания прочными и долговечными. Как вы думаете, почему дома строят из камня? - Украшения:
Красивые камни, такие как алмазы и изумруды, используются в украшениях. Они делают наши наряды и аксессуары особенными. Кто из вас любит носить украшения с камнями? - Инструменты:
Камни могут быть очень прочными. Из них делают ножи, молотки и другие инструменты, которые помогают нам в работе и быту. - Медицина:
Некоторые камни используются в медицине. Например, камни могут быть частью лечебных процедур или даже украшений, которые помогают при болезнях. - Природа:
Камни также важны для природы. Они помогают формировать ландшафт, создают пещеры и горы. Без камней наша планета выглядела бы иначе.
3. Заключение:
Камни – это важная часть нашей жизни. Они помогают нам строить, украшать и даже лечить. Давайте будем беречь камни и использовать их с умом!
Вопросы для обсуждения:
- Какие ещё способы использования камней вы можете придумать?
- Почему важно бережно относиться к камням?
Беседа «О применении камней в жизни человека»
Цель: Приобретение детьми знаний о пользе камней в природе и жизни человека.
Введение:
Сегодня мы поговорим о том, как камни используются в жизни человека. Камни – это природные материалы, которые окружают нас повсюду. Они могут быть очень разными: твёрдыми и мягкими, большими и маленькими, цветными и бесцветными.
Основная часть:
- Строительство:
- Камни используются для строительства домов, мостов и дорог. Например, гранит очень прочный и его часто применяют для строительства зданий и памятников.
- Песчаник и известняк тоже часто используют в строительстве.
- Украшения:
- Многие красивые камни, такие как алмазы, изумруды и рубины, используются для создания украшений. Эти камни не только красивы, но и очень прочны.
- Из камней делают кольца, серьги, браслеты и другие украшения.
- Медицина:
- В древности люди использовали камни для лечения. Например, некоторые камни применялись для массажа и улучшения здоровья.
- Сегодня камни также используются в некоторых медицинских процедурах.
- Искусство:
- Камни часто используются художниками для создания скульптур и других произведений искусства.
- Из камней делают красивые мозаики и декоративные элементы.
- Промышленность:
- В промышленности камни используют для изготовления инструментов и оборудования. Например, из твёрдых камней делают режущие инструменты.
Заключение:
Камни играют важную роль в жизни человека. Они помогают строить дома, создавать красивые вещи, лечить и украшать нашу жизнь. Давайте будем беречь природные богатства и использовать их с умом!
Вопросы для обсуждения:
- Какие ещё применения камней вы можете придумать?
- Какие камни вам нравятся больше всего и почему?
Беседа «Как стать ученым»
Цель: Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса детей к научной, учебно-исследовательской деятельности.
Введение:
Сегодня мы поговорим о том, как стать учёным. Учёные – это люди, которые проводят исследования и открывают что-то новое. Они изучают природу, космос, медицину и многое другое. Давайте узнаем, что нужно, чтобы стать учёным.
Основная часть:
- Образование:
Учёные должны много учиться. Сначала они ходят в школу, потом в университет. Важно хорошо знать математику, физику, химию и другие науки. - Интерес к науке:
Чтобы стать учёным, нужно любить науку и быть любопытным. Учёные всегда задают вопросы и ищут на них ответы. - Практика:
Учёные проводят эксперименты и исследования. Это значит, что они проверяют свои идеи на практике. Например, химики ставят опыты в лаборатории. - Наблюдение:
Учёные наблюдают за природой, звездами, животными и другими явлениями. Они записывают свои наблюдения и делают выводы. - Работа в команде:
Часто учёные работают вместе с другими учёными. Это помогает им делиться идеями и находить решения быстрее. - Примеры известных учёных:
Вспомните имена известных учёных, таких как Исаак Ньютон, который изучал физику, или Мария Кюри, которая исследовала радиоактивность. Они тоже начинали с любопытства и желания узнать больше.
Заключение:
Чтобы стать учёным, нужно много учиться, быть любопытным и готовым к экспериментам. Главное – не бояться задавать вопросы и искать ответы. Может быть, среди вас есть будущие великие учёные!
Вопросы для обсуждения:
- Кем бы вы хотели стать, когда вырастете?
- Какие науки вам интересны?
- Хотели бы вы проводить эксперименты?
Беседа «Сто вопросов почему, что, кто и как»
Цель: формировать умение составлять речевое описание предметов, формулировать вопросы.
Ведущий: Давайте сегодня поговорим о том, как много вопросов возникает у нас в жизни! Каждый день мы задаем себе и другим вопросы. Сегодня мы будем отвечать на вопросы, которые начинаются со слов "Почему?", "Что?", "Кто?" и "Как?".
Пример вопроса:
- Почему солнце светит?
- Что такое радуга?
- Кто живет в лесу?
- Как работает компьютер?
Ведущий: Давайте начнем! Кто хочет задать свой первый вопрос?
Дети: (предлагают свои вопросы)
Ведущий: Отлично! Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
- Почему солнце светит?
- Солнце светит потому, что это огромный шар, состоящий из раскаленных газов, который излучает свет и тепло.
- Что такое радуга?
- Радуга – это оптическое явление, которое возникает, когда солнечный свет проходит через капли дождя.
- Кто живет в лесу?
- В лесу живут разные животные: медведи, зайцы, птицы, насекомые и много других растений.
- Как работает компьютер?
- Компьютер работает благодаря электричеству, которое проходит через микросхемы и позволяет выполнять команды и обрабатывать информацию.
Ведущий: Теперь ваша очередь задавать вопросы! Не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, что вас интересует!
Дети: (продолжают задавать вопросы)
Ведущий: Замечательно! Мы узнали много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании
Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....

Конспект беседы для детей младшего и среднего дошкольного возраста на тему "Добро не умрет, а зло пропадет"
Формировать у детей представление о добре и зле....

Мастер-класс для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Чистая планета»
Развитие и воспитание у детей и родителей бережного и целостного отношения к природе....

Диагностика знаний детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Диагностика по экологическому воспитанию...

Диагностические задания для детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
Диагностические задания...

Фотоотчет по формированию нравственно-патриотических качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством экологического воспитания через познавательно-исследовательский проект «Зеленая аптека»
Продолжать формировать у детей представления о лекарственных растениях...

Беседа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста на тему: "Дорога в детский сад"
Беседы с детьми расширяют познания детей об окружающем мире и человеке, развивают самосознания детей, позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказыв...
