Беседы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
материал по окружающему миру (младшая группа)

Бочкарева Мария Викторовна

Беседы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию в летний оздоровительный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_po_ekologii.docx60.19 КБ

Предварительный просмотр:

Беседы с детьми

по экологическому воспитанию дошкольников

младшего и среднего возраста

  1. «Какие растения ты знаешь»
  2. «Наш огород»
  3. «Жизнь птиц и животных летом»
  4. «О воспитании любви и бережного отношения к природе»
  5. «Какие звери живут в лесу»
  6. «Песок в природе»
  7. «Пустыня»
  8. «Зачем беречь природу»
  9. «Наш огород – целый дом для насекомых»
  10. «Что мы знаем о воде»
  11. «В гостях у капельки»
  12. «Что можно делать с водой»
  13. «Есть ли у воды цвет»
  14. «Если не полить цветочек»
  15. «Что такое природа»
  16. «О правилах поведения в природе»
  17. «Деревья нашего края»
  18. «Насекомые – помощники людей»
  19. «Где дом у насекомых»
  20. «Кто живет в подземном царстве»
  21. «Насекомые в природе нашего края»
  22. «Зачем человеку камни»
  23. «О применении камней в жизни человека»
  24. «Как стать ученым»
  25. «Сто вопросов почему, что, кто и как»

Беседа «Какие растения ты знаешь»

1. Вводная часть:

Давайте поговорим о растениях. Кто может сказать, что такое растение? (Ответы детей)

Почему растения важны для нас? (Ответы детей: очищают воздух, дают нам еду, украшают нашу планету)

2. Основная часть:

Какие растения вы знаете? (Дети называют разные растения: деревья, цветы, травы)

Какие деревья растут в нашем городе/саду? (Ответы детей)

Какие цветы вы видели на клумбах? (Ответы детей)

Кто знает названия комнатных растений? (Ответы детей)

Какие растения можно есть? (Ответы детей: овощи, фрукты, зелень)

Какие растения ядовитые? (Ответы детей)

Как растения помогают нам? (Ответы детей: дают кислород, пищу, лекарства)

3. Практическая часть:

Давайте поиграем в игру: я называю часть растения, а вы угадываете, что это. Например, корень, лист, цветок, плод.

Какие правила нужно соблюдать при уходе за растениями? (Ответы детей: поливать, рыхлить землю, убирать увядшие части)

4. Заключение:

Почему важно беречь растения? (Ответы детей)

Как мы можем помочь растениям расти? (Ответы детей)

Давайте будем бережно относиться к растениям и ухаживать за ними!

Беседа «Наш огород»

Цель: Познакомить детей с понятием огород, его значением и основными растениями.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое огород?

- Огород – это участок земли, где выращивают овощи, зелень и другие растения.

2. Почему важно иметь огород?

- Огород позволяет нам получать свежие и экологически чистые продукты.

- Это увлекательное занятие, которое помогает узнать больше о природе и растениях.

3. Какие растения можно выращивать в огороде?

- Овощи: помидоры, огурцы, морковь, свекла, капуста.

- Зелень: укроп, петрушка, кинза, салат.

- Цветы и декоративные растения.

4. Как ухаживать за растениями в огороде?

- Поливать растения.

- Пропалывать (удалять сорняки).

- Подкармливать удобрениями.

- Собирать урожай.

5. Какие инструменты нужны для работы в огороде?

- Лопаты, грабли, тяпки, лейки, ведра.

6. Как можно использовать собранный урожай?

- Готовить вкусные блюда.

- Замораживать на зиму.

- Дарить друзьям и родным.

Практическая часть:

Можно организовать небольшую экскурсию на огород или нарисовать рисунки на тему "Мой огород".

Провести игру: дети делятся на группы и придумывают названия для своих воображаемых огородов.

Заключение:

- Подведение итогов беседы, обсуждение впечатлений и эмоций детей.

- Поощрение интереса к выращиванию растений и уходу за ними.

Беседа «Жизнь птиц и животных летом»

Цель: расширить знания детей о жизни птиц и животных летом.

Лето – прекрасное время года, когда природа оживает и дарит нам множество радостных моментов. Сегодня мы поговорим о том, как проводят лето наши пернатые и четвероногие друзья.

Жизнь птиц летом:

Какие птицы прилетают к нам летом? (ласточки, жаворонки, соловьи)

Где они строят свои гнезда? (на деревьях, в кустах)

Чем питаются птицы летом? (насекомыми, ягодами, семенами)

Как птицы помогают нам летом? (ловят вредителей, украшают сады своим пением)

Жизнь животных летом:

Какие животные обитают в наших лесах и парках летом? (белки, зайцы, ежи)

Как животные приспосабливаются к лету? (меняют зимнюю шубку на летнюю, активно ищут пищу)

Чем питаются лесные животные? (травой, ягодами, грибами)

Как мы можем помочь животным летом? (не беспокоить их, кормить, если это необходимо)

Общие заботы:

Почему важно сохранять природу летом? (чтобы птицы и животные могли жить в безопасности)

Как мы можем защитить птиц и животных? (не разрушать их дома, не ловить, не загрязнять окружающую среду)

Заключение:

Лето – это время, когда мы можем наблюдать за жизнью птиц и животных, наслаждаться их присутствием и помогать им. Давайте будем бережнее относиться к природе и её обитателям!

Вопросы для обсуждения:

Какие интересные моменты вы замечали в поведении птиц и животных летом?

Что бы вы хотели узнать о жизни птиц и животных подробнее?

Беседа «О воспитании любви и бережного отношения к природе»

Цель: формирование у детей экологической культуры и ответственного отношения к природе.

Сегодня мы поговорим о том, как важно любить и беречь природу. Природа – это наш общий дом, который дарит нам воздух, воду, пищу и многое другое. Но чтобы жить в гармонии с природой, нужно знать и соблюдать простые правила.

Почему важно беречь природу?

  • Природа дарит нам красоту и чистый воздух.
  • Она обеспечивает нас пищей и водой.
  • Растения и животные – часть нашей жизни и экосистемы.

Как мы можем помочь природе?

  • Не мусорить и убирать за собой.
  • Экономить воду и электричество.
  • Сажать деревья и ухаживать за растениями.
  • Не обижать животных и не разрушать их среду обитания.

Примеры негативного воздействия человека на природу:

  • Загрязнение рек и озер.
  • Вырубка лесов.
  • Браконьерство и уничтожение животных.

Как можно исправить ситуацию?

  • Создавать заповедники и охраняемые территории.
  • Участвовать в экологических акциях и субботниках.
  • Рассказывать другим о важности бережного отношения к природе.

Заключение:

Каждый из нас может сделать что-то полезное для природы. Начните с малого – не выбрасывайте мусор, экономьте ресурсы и делитесь своими знаниями с друзьями. Только вместе мы сможем сохранить нашу планету для будущих поколений.

Вопросы для обсуждения:

Какие действия каждого из нас могут помочь природе?

Что вы можете сделать уже сегодня, чтобы помочь окружающей среде?

Давайте будем бережнее относиться к природе и делать наш мир лучше!

Беседа «Какие звери живут в лесу»

Цель: закрепить знания детей о диких животных (лиса, заяц, белка, волк, ёжик медведь), продолжать формировать знания детей об их жизни.

1. Введение:

Сегодня мы поговорим о том, какие животные обитают в лесу. Лес – это их дом, где они находят пищу, прячутся от врагов и растят своих детенышей.

2. Основная часть:

Медведи: Они всеядные, могут питаться как растениями, так и мясом. Зимой медведи впадают в спячку.

Волки: Живут стаями, охотятся на крупных животных. Очень умны и организованы.

Зайцы и кролики: Быстрые и ловкие, питаются травой и корой деревьев.

Белки: Ловко прыгают с ветки на ветку, запасают орехи на зиму.

Лисы: Хищные, охотятся в одиночку, известны своей хитростью.

Олени: Питаются травой и листьями, имеют большие рога, которые используют для защиты и привлечения самок.

Ежи: Ночные животные, защищаются с помощью иголок.

Птицы: В лесу живут разные птицы – совы, дрозды, кукушки. Они помогают контролировать численность насекомых.

3. Вопросы для обсуждения:

Какие из этих животных вам нравятся больше всего? Почему?

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не навредить лесным жителям?

Какие звуки издают эти животные?

4. Заключение:

Лес – это удивительное место, где каждый житель играет свою важную роль. Давайте будем бережно относиться к природе и её обитателям.

Беседа «Песок в природе»

Цель: формировать обобщенное представление о песке.

1. Введение:

Сегодня мы поговорим о песке. Песок – это очень интересный и важный элемент природы. Он встречается повсюду: на пляжах, в пустынях, в реках и даже в горах.

2. Где встречается песок?

Песок можно найти на берегах рек и морей.

В пустынях песок образует огромные дюны.

В природе песок также встречается в горах и долинах.

3. Из чего состоит песок?

Песок состоит из очень маленьких частичек горных пород. Эти частички могут быть разных цветов: белого, желтого, красного, серого и даже черного.

4. Значение песка в природе:

Песок помогает формировать ландшафты.

Он служит домом для многих животных и растений.

В пустынях песок защищает растения от жары и ветра.

5. Песок и человек:

Люди используют песок для строительства домов и дорог.

На пляжах песок помогает отдыхать и развлекаться.

В медицине и промышленности песок тоже находит свое применение.

6. Заключение:

Песок – это удивительный природный материал, который играет важную роль в жизни нашей планеты. Давайте будем бережно относиться к песку и природе в целом!

Вопросы для обсуждения:

Какие ассоциации у вас вызывает слово "песок"?

Где вы видели песок?

Почему важно беречь песок?

Беседа «Пустыня»

Цель: познакомить детей с особенностями пустыни, ее растительным и животным миром.

1. Введение:

Сегодня мы поговорим о пустынях. Кто знает, что такое пустыня? (Ответы детей)

Пустыня – это очень сухое место, где почти нет воды и растений.

2. Особенности пустынь:

Какие особенности у пустынь? (Ответы детей: жарко, мало воды, много песка)

Да, в пустынях очень жарко днем, но ночью температура может сильно падать.

3. Животные и растения:

Кто живет в пустыне? (Ответы детей: верблюды, скорпионы, тушканчики)

Какие растения растут в пустыне? (Ответы детей: кактусы, верблюжья колючка)

Почему эти животные и растения могут жить в пустыне? (Ответы детей: они приспособлены к жаре и малому количеству воды)

4. Интересные факты:

В некоторых пустынях идут дожди раз в несколько лет.

Верблюды могут долго обходиться без воды благодаря своим горбам, в которых накапливается жир.

Некоторые растения в пустыне могут накапливать воду в своих стеблях или корнях.

5. Заключение:

Что нового вы узнали о пустынях?

Какие впечатления у вас остались от сегодняшнего разговора?

Давайте сделаем рисунок или поделку о пустыне.

Беседа «Зачем беречь природу»

Цель: Сформировать у детей понимание важности охраны природы и развить экологическое сознание.

Введение:

Ребята, сегодня мы поговорим о том, почему так важно беречь природу. Природа – это наш общий дом, который дарит нам воздух, воду, пищу и многое другое. Но, к сожалению, люди часто забывают о том, как важно заботиться о нашей планете.

Основная часть:

  1. Почему важно беречь природу?

Природа обеспечивает нас всем необходимым: чистым воздухом, водой, пищей.

Она является домом для множества живых существ, включая нас самих.

Сохраняя природу, мы сохраняем здоровье и благополучие будущих поколений.

  1. Как мы можем помочь природе?

Не выбрасывать мусор на улице.

Экономить воду и электроэнергию.

Участвовать в субботниках и убирать территории.

Сажать деревья и ухаживать за ними.

  1. Примеры последствий загрязнения:

Загрязнение воздуха может вызвать болезни у людей.

Загрязнение воды приводит к гибели рыб и других водных обитателей.

Вырубка лесов уменьшает количество кислорода и разрушает дома животных.

Заключение:

Природа – это наше богатство, и только мы можем решить, как с ним обращаться. Давайте будем бережнее относиться к окружающему миру, чтобы оставить нашим потомкам чистую и здоровую планету. Ведь каждый из нас может сделать что-то хорошее для природы – главное, захотеть!

Вопросы для обсуждения:

Какие ещё способы защиты природы вы знаете?

Почему важно заботиться о природе уже сейчас?

Беседа «Наш огород – целый дом для насекомых»

Цель: Познакомить детей с ролью насекомых в огороде и их значением для экосистемы.

Введение:

Сегодня мы поговорим о нашем огороде и о том, какую важную роль играют насекомые в его жизни. Без них наш огород не смог бы быть таким плодородным и здоровым.

Основная часть:

  1. Кто живет в нашем огороде?

Расскажите детям о различных насекомых, которые обитают в огороде: пчелы, бабочки, жужелицы, божьи коровки и другие.

Объясните, что многие из этих насекомых помогают растениям расти и развиваться.

  1. Почему насекомые важны?

Пчелы и бабочки помогают в опылении растений, что способствует их размножению и плодоношению.

Жужелицы и божьи коровки являются хищниками и помогают бороться с вредителями.

  1. Как мы можем помочь насекомым?

Обсудите с детьми, как можно создать благоприятные условия для насекомых в огороде: не использовать химические удобрения, оставлять участки с сорняками (которые служат укрытием), устанавливать домики для насекомых.

  1. Игра "Угадай насекомое":

Покажите детям картинки с различными насекомыми и попросите угадать их название и роль в огороде.

Заключение:

Наш огород – это настоящий дом для множества насекомых. Они помогают нам выращивать здоровые и вкусные овощи и фрукты. Давайте будем заботиться о них и создавать благоприятные условия для их жизни.

Вопросы для обсуждения:

Какие насекомые живут в нашем огороде?

Как насекомые помогают растениям расти?

Что мы можем сделать, чтобы помочь насекомым?

Беседа «Что мы знаем о воде»

Цель: формирование представлений детей о воде и её роли на Земле.

1. Введение:

  • Сегодня мы поговорим о воде. Вода – это самое важное вещество на нашей планете. Без неё не может жить ни одно живое существо.

2. Значение воды:

  • Почему вода так важна? (Ответы детей: питьё, растения, животные, экосистемы).
  • Вода нужна всем: людям, животным, растениям. Она помогает расти, развиваться и жить.

3. Свойства воды:

  • Вода бывает в разных состояниях: жидкая, твёрдая (лёд) и газообразная (пар).
  • Вода может течь. Давайте представим, как река течёт по земле.
  • Вода прозрачная, но может быть и цветной (например, в океане).

4. Где находится вода:

  • Вода есть в реках, озёрах, морях и океанах.
  • В облаках и в виде дождя.
  • Под землёй в виде грунтовых вод.

5. Использование воды:

  • Как мы используем воду? (Ответы детей: питьё, приготовление пищи, полив растений, стирка, купание).
  • Важно беречь воду, потому что её запасы не бесконечны.

6. Заключение:

  • Вода – это чудо природы. Мы должны бережно относиться к ней и ценить её.
  • Давайте будем помнить, что вода – это жизнь!

Вопросы для обсуждения:

  • Почему важно беречь воду?
  • Как можно экономить воду в повседневной жизни?

Беседа «В гостях у капельки»

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе и её значением для всего живого на Земле.

Материалы: Картинки с изображением дождя, облаков, рек, океанов, растений и животных; игрушечная капелька воды.

Начало беседы:

  • Сегодня мы отправимся в гости к маленькой капельке воды. Давайте представим, что мы оказались в облаке. Как вы думаете, что мы видим вокруг? (Ответы детей: облака, другие капельки, небо.)

Основная часть:

  1. Откуда берется капелька?
  • Расскажите детям, что капельки воды образуются в облаках из пара, который поднимается с земли.
  1. Путешествие капельки:
  • Капелька может путешествовать по небу, превращаясь в дождь или снег. Куда она может упасть? (Ответы детей: на землю, в реку, в океан.)
  1. Жизнь на Земле:
  • Как дождь и вода помогают растениям расти? (Ответы детей: вода питает корни растений.)
  • Кто ещё нуждается в воде? (Ответы детей: животные, люди.)
  1. Возвращение в облако:
  • Куда может вернуться вода после того, как упала на землю? (Ответы детей: в реки, моря, испаряется и снова становится облаком.)

Заключение:

  • Давайте поблагодарим нашу капельку за то, что она рассказала нам о своём путешествии. Вода – это чудо природы, которое помогает всем живым существам на Земле.

Игра:

  • Попросите детей изобразить капельки воды, которые поднимаются в небо, превращаются в дождь и возвращаются обратно в облако.

Беседа «Что можно делать с водой»

Цель: закрепить с детьми знания о применении воды человеком.

1. Введение:

  • Давайте поговорим о воде! Вода – это очень важное вещество, без которого мы не можем жить. Она окружает нас повсюду: в реках, озерах, морях и даже в облаках.

2. Основная часть:

  • Питьё воды: Вода необходима для нашего организма. Мы пьем воду, чтобы быть здоровыми и энергичными.
  • Гигиена: Вода помогает нам быть чистыми. Мы моем руки с водой, чтобы быть здоровыми и не болеть.
  • Приготовление пищи: Вода используется для приготовления многих блюд – супов, чая, кофе и даже для варки макарон.
  • Игры и развлечения: Летом мы можем купаться в реке или озере. Вода дарит нам радость и веселье!
  • Растения и животные: Вода нужна не только нам, но и растениям и животным. Без воды они не смогут жить.
  • Хозяйство: Вода помогает нам стирать одежду, мыть полы и посуду.

3. Заключение:

  • Вода – это чудо природы, которое мы должны беречь. Давайте будем экономно использовать воду и заботиться о её чистоте. Ведь от этого зависит наше будущее и будущее нашей планеты!

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы используете воду в повседневной жизни?
  • Почему важно беречь воду?
  • Какие игры с водой вам нравятся?

Беседа «Есть ли у воды цвет»

Цель: обогатить представления детей о свойствах воды, развивать поисково-познавательную активность.

1. Введение:

  • Давайте сегодня поговорим о воде. Вы знаете, что вода – это очень важное вещество для всех живых существ?
  • Сегодня мы узнаем, может ли вода иметь цвет.

2. Основная часть:

  • Опыт 1: Возьмём стакан с чистой водой. Какого цвета вода? (Ответы детей: прозрачная, бесцветная).
  • Опыт 2: Добавим в воду каплю пищевого красителя. Что произошло? (Ответы детей: вода окрасилась).
  • Почему вода изменила цвет? (Ответы детей: потому что мы добавили краситель).
  • Опыт 3: Возьмём бутылку с чистой водой и посмотрим на неё через свет. Видим ли мы цвет воды? (Ответы детей: нет, она прозрачная).
  • Вывод: Чистая вода сама по себе не имеет цвета. Она становится цветной только тогда, когда в неё добавляют что-то другое.

3. Заключение:

  • Вода – это удивительное вещество, которое может принимать разные цвета, но сама по себе она бесцветная и прозрачная.
  • Давайте будем беречь воду и помнить, что она нужна всем живым существам!

Вопросы для обсуждения:

  • Почему важно знать, что чистая вода бесцветная?
  • Какие ещё опыты с водой вы хотели бы провести?

Беседа «Если не полить цветочек»

Цель: сформировать у детей знание о необходимости воды для растений.

  1. Введение:
  • Сегодня мы поговорим о том, что будет, если не поливать цветы. Давайте представим, что случится, если мы забудем полить наш любимый цветок.
  1. Основная часть:
  • Что произойдет с цветком, если его не поливать?
  • Он начнет вянуть. Листья станут сухими и поникшими.
  • Почва станет сухой и потрескавшейся.
  • Корни могут высохнуть и повредиться.
  • Почему это важно?
  • Вода нужна растениям для роста и жизни. Без воды они не могут получать питательные вещества из почвы.
  • Если цветок долго не поливать, он может погибнуть.
  • Как можно избежать такой ситуации?
  • Нужно регулярно поливать цветы, следя за тем, чтобы почва была влажной, но не залитой.
  • Проверять влажность почвы перед поливом.
  • Использовать лейку или другой удобный способ полива.
  1. Заключение:
  • Давайте будем заботиться о наших цветах и помнить о важности полива. Ведь благодаря нашей заботе они будут радовать нас своей красотой и здоровьем.
  • Какие еще способы ухода за цветами вы знаете? Поделитесь своими мыслями и идеями.

Беседа «Что такое природа»

Цель: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы.

1. Введение:

  • Давайте поговорим о том, что такое природа. Природа – это всё, что существует вокруг нас без участия человека. Это леса, поля, реки, горы, животные и растения.

2. Основная часть:

  • Что включает в себя природа?
  • Природа делится на живую и неживую.
  • Живая природа: это растения, животные, грибы, бактерии и люди. Они растут, питаются, дышат и размножаются.
  • Неживая природа: это солнце, воздух, вода, минералы и горные породы. Они не растут и не размножаются, но необходимы для жизни живых организмов.
  • Как природа влияет на нас?
  • Природа даёт нам воздух, которым мы дышим, воду для питья, пищу, материалы для строительства домов и многое другое.
  • Как мы должны относиться к природе?
  • Очень важно бережно относиться к природе. Мы должны не загрязнять её, сохранять леса и водоёмы, защищать животных и растения.

3. Заключение:

  • Давайте будем заботиться о природе, чтобы она могла заботиться о нас. Ведь природа – это наш общий дом, который нужно беречь и уважать.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие примеры живой и неживой природы вы можете назвать?
  • Почему важно защищать природу?
  • Как вы можете помочь сохранить природу в вашем районе?

Беседа «О правилах поведения в природе»

Цель: Познакомить детей с основными правилами поведения в природе и объяснить их важность.

Введение:
Природа – это наш общий дом. Чтобы в нём было уютно и безопасно, нужно соблюдать определённые правила. Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя на природе.

Основная часть:

  1. Не шумите: Громкие звуки могут напугать животных и помешать им.
  • Почему это важно? Животные могут покинуть свои дома или не услышать важные звуки природы.
  1. Не ломайте ветки и не рвите цветы: Это вредит растениям и может привести к их гибели.
  • Почему это важно? Растения – это лёгкие нашей планеты, они очищают воздух.
  1. Не загрязняйте природу: Не бросайте мусор, особенно пластик и стекло.
  • Почему это важно? Мусор вредит животным и загрязняет окружающую среду.
  1. Не разрушайте муравейники и гнёзда: Это дома для многих насекомых и птиц.
  • Почему это важно? Они помогают поддерживать баланс в природе.
  1. Уважайте диких животных: Не пытайтесь их кормить или гладить, если они этого не хотят.
  • Почему это важно? Дикие животные могут быть опасны.
  1. Собирайте только те грибы и ягоды, которые знаете: Неизвестные могут быть ядовитыми.
  • Почему это важно? Безопасность важнее любопытства.

Заключение:
Соблюдение этих простых правил поможет нам сохранить природу для будущих поколений. Давайте будем бережными и ответственными хозяевами нашей планеты!

Вопросы для обсуждения:

  • Какие правила вам понравились больше всего?
  • Почему важно соблюдать эти правила?
  • Как вы будете применять эти правила в жизни?

Беседа «Деревья нашего края»

Цель: Познакомить детей с деревьями республики Мордовия.

1. Введение:
Сегодня мы поговорим о природе нашего родного края – Мордовии. Мордовия – это удивительный край, богатый лесами и зелёными насаждениями. Здесь растут разные деревья, которые делают наш край таким красивым и уютным.

2. Основная часть:

  • Какие деревья растут в Мордовии?
    В наших лесах можно встретить такие деревья, как дуб, липа, берёза, осина, клён и сосна. Каждое из них имеет свои особенности и приносит пользу.
  • Дуб:
    Дуб – это могучее дерево с крепкой древесиной. Его листья осенью становятся красными и жёлтыми. Дубы очень старые и могут жить несколько сотен лет.
  • Липа:
    Липа славится своими ароматными цветами, из которых делают мёд. Её древесина используется для изготовления мебели.
  • Берёза:
    Берёза – символ России. Её белый ствол с чёрными полосками легко узнать. Берёзовый сок и древесина – важные ресурсы.
  • Осина:
    Осина – очень красивое дерево с дрожащими листьями. Из её древесины делают бумагу.
  • Клён:
    Клён – это дерево с красивыми резными листьями. Его сок сладкий и используется в кулинарии.
  • Сосна:
    Сосна – хвойное дерево, которое даёт смолу и древесину. Из смолы делают лекарства.

3. Заключение:
Деревья Мордовии – это наше богатство. Они не только украшают нашу землю, но и дают нам полезные материалы для жизни. Давайте беречь их и заботиться о природе нашего края!

  • Вопросы для обсуждения:
  1. Какие деревья вам нравятся больше всего и почему?
  2. Как мы можем помочь сохранить деревья?
  3. Какие ещё растения растут в наших лесах?

Беседа «Насекомые – помощники людей»

Цель: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, пользе для человека.

1. Введение:
Сегодня мы поговорим о насекомых, которые помогают людям. Многие из них играют важную роль в нашей жизни, и мы даже не задумываемся, насколько они полезны.

2. Основная часть:

  • Пчелы: Они производят мед и опыляют растения, что помогает выращивать фрукты и овощи. Без пчел многие растения не смогли бы размножаться.
  • Муравьи: Они помогают в сельском хозяйстве, разрыхляя почву и защищая растения от вредителей. Муравьи также могут быть использованы для производства антибиотиков.
  • Шмели: Эти насекомые опыляют растения, особенно те, которые пчелы не могут опылить. Они важны для садоводов и фермеров.
  • Божьи коровки: Они защищают растения от тлей и других вредителей, поедая их. Это помогает сохранить урожай.
  • Опыление: Насекомые, такие как бабочки и мотыльки, помогают растениям размножаться, перенося пыльцу с цветка на цветок.

3. Практическая часть:

  • Давайте подумаем, как мы можем помочь насекомым? (Ответы детей: не разрушать их дома, не использовать вредные химикаты, создавать безопасные зоны для них).
  • Какие из этих насекомых вы видели у себя во дворе или в саду?

4. Заключение:
Насекомые - наши маленькие помощники, которые делают нашу жизнь лучше. Давайте будем заботиться о них и помнить об их важности!

Беседа «Где дом у насекомых»

Цель: Расширить и закрепить представление детей о насекомых.

1. Введение:

  • Сегодня мы поговорим о том, где живут разные насекомые. Знаете ли вы, где у них дом?

2. Основная часть:

  • Где живет муравей?
  • Муравьи живут в муравейниках. Муравейник – это большой дом, который они строят из веточек, хвоинок и земли.
  • Где живет пчела?
  • Пчелы живут в улье. Улей – это домик, сделанный человеком, где пчелы хранят мед и выращивают потомство.
  • Где живет бабочка?
  • Бабочки часто живут в садах, на цветах. Но некоторые бабочки могут прятаться в листьях или в специальных домиках, которые для них делают люди.
  • Где живет божья коровка?
  • Божьи коровки могут жить на листьях, в траве или на цветах. Они часто прячутся под листьями или в укромных уголках сада.
  • Где живет кузнечик?
  • Кузнечики живут в траве, на кустах и в поле. Они прыгают и прячутся среди растений.

3. Вопросы для обсуждения:

  • Почему насекомые строят свои дома именно так?
  • Как человек помогает насекомым жить в безопасности?
  • Какие насекомые живут рядом с нами и как мы можем их защитить?

4. Заключение:

  • Насекомые – удивительные создания, у каждого из них есть свой особенный дом. Давайте будем бережно относиться к природе и заботиться о насекомых!

Беседа «Кто живет в подземном царстве»

Цель: Сформировать у детей представления о жизни обитателей Подземного царства (почвы).

1. Введение:
Сегодня мы поговорим о загадочном и удивительном мире, который находится прямо под нашими ногами. Это подземное царство, где живут удивительные существа и происходят невероятные события. Давайте узнаем, кто же там обитает!

2. Основная часть:

  • Реальные обитатели:
  • Какие животные обитают под землей? (кроты, слепыши, землеройки)
  • Как они находят пищу и защищаются от опасностей?
  • Удивительные факты:
  • Какие сокровища можно найти в подземном царстве? (минералы, драгоценные камни)
  • Какие опасности могут подстерегать подземных жителей? (обвалы, подземные реки)

3. Заключение:

  • Давайте представим, как бы мы себя чувствовали, оказавшись в подземном царстве. Какие приключения могли бы нас ждать?
  • Какие правила нужно соблюдать, чтобы не навредить подземным жителям и не нарушить их мир?

4. Вопросы для обсуждения:

  • Какие существа из нашего разговора вам понравились больше всего?
  • Хотели бы вы побывать в подземном царстве? Почему?

Надеюсь, эта беседа вдохновит вас на новые фантазии и открытия!

Беседа «Насекомые в природе нашего края»

Цель: Познакомить детей с разнообразием насекомых, обитающих в Мордовии, их особенностями и ролью в природе.

Введение:

  • Сегодня мы поговорим о маленьких, но очень важных жителях нашего края – насекомых. Кто из вас знает, какие насекомые живут в Мордовии

Основная часть:

  1. Обзор насекомых:
  • Расскажите детям о наиболее распространенных насекомых в регионе: пчелы, осы, муравьи, бабочки, кузнечики, комары и т.д.
  • Объясните, чем они питаются и как они важны для экосистемы.
  1. Особенности жизни насекомых:
  • Как насекомые приспосабливаются к жизни в нашем климате? (например, зимняя спячка, миграции).
  • Какие изменения происходят у насекомых с течением времени (метаморфоза у бабочек и жуков).
  1. Польза и вред:
  • Какую пользу приносят насекомые (опыление растений, уничтожение вредителей)?
  • Какие насекомые могут быть вредны (комары, осы)?
  1. Интерактивные задания:
  • Попросите детей нарисовать своих любимых насекомых.
  • Организуйте небольшую викторину о насекомых.

Заключение:

  • Подведите итоги беседы, подчеркнув важность сохранения насекомых для природы и человека.
  • Поговорите о том, как мы можем помочь насекомым в их естественной среде обитания.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие интересные факты о насекомых вы узнали сегодня?
  • Как мы можем защитить насекомых в нашем регионе?

Беседа «Зачем человеку камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек.

1. Введение:
Сегодня мы поговорим о том, зачем человеку нужны камни. Камни – это не просто красивые предметы, они играют важную роль в нашей жизни.

2. Основная часть:

  • Строительство:
    Камни используются в строительстве домов, дорог и мостов. Они делают наши здания прочными и долговечными. Как вы думаете, почему дома строят из камня?
  • Украшения:
    Красивые камни, такие как алмазы и изумруды, используются в украшениях. Они делают наши наряды и аксессуары особенными. Кто из вас любит носить украшения с камнями?
  • Инструменты:
    Камни могут быть очень прочными. Из них делают ножи, молотки и другие инструменты, которые помогают нам в работе и быту.
  • Медицина:
    Некоторые камни используются в медицине. Например, камни могут быть частью лечебных процедур или даже украшений, которые помогают при болезнях.
  • Природа:
    Камни также важны для природы. Они помогают формировать ландшафт, создают пещеры и горы. Без камней наша планета выглядела бы иначе.

3. Заключение:
Камни – это важная часть нашей жизни. Они помогают нам строить, украшать и даже лечить. Давайте будем беречь камни и использовать их с умом!

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ещё способы использования камней вы можете придумать?
  • Почему важно бережно относиться к камням?

Беседа «О применении камней в жизни человека»

Цель: Приобретение детьми знаний о пользе камней в природе и жизни человека.

Введение:
Сегодня мы поговорим о том, как камни используются в жизни человека. Камни – это природные материалы, которые окружают нас повсюду. Они могут быть очень разными: твёрдыми и мягкими, большими и маленькими, цветными и бесцветными.

Основная часть:

  1. Строительство:
  • Камни используются для строительства домов, мостов и дорог. Например, гранит очень прочный и его часто применяют для строительства зданий и памятников.
  • Песчаник и известняк тоже часто используют в строительстве.
  1. Украшения:
  • Многие красивые камни, такие как алмазы, изумруды и рубины, используются для создания украшений. Эти камни не только красивы, но и очень прочны.
  • Из камней делают кольца, серьги, браслеты и другие украшения.
  1. Медицина:
  • В древности люди использовали камни для лечения. Например, некоторые камни применялись для массажа и улучшения здоровья.
  • Сегодня камни также используются в некоторых медицинских процедурах.
  1. Искусство:
  • Камни часто используются художниками для создания скульптур и других произведений искусства.
  • Из камней делают красивые мозаики и декоративные элементы.
  1. Промышленность:
  • В промышленности камни используют для изготовления инструментов и оборудования. Например, из твёрдых камней делают режущие инструменты.

Заключение:
Камни играют важную роль в жизни человека. Они помогают строить дома, создавать красивые вещи, лечить и украшать нашу жизнь. Давайте будем беречь природные богатства и использовать их с умом!

Вопросы для обсуждения:

  • Какие ещё применения камней вы можете придумать?
  • Какие камни вам нравятся больше всего и почему?

Беседа «Как стать ученым»

Цель: Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса детей к научной, учебно-исследовательской деятельности.

Введение:
Сегодня мы поговорим о том, как стать учёным. Учёные – это люди, которые проводят исследования и открывают что-то новое. Они изучают природу, космос, медицину и многое другое. Давайте узнаем, что нужно, чтобы стать учёным.

Основная часть:

  1. Образование:
    Учёные должны много учиться. Сначала они ходят в школу, потом в университет. Важно хорошо знать математику, физику, химию и другие науки.
  2. Интерес к науке:
    Чтобы стать учёным, нужно любить науку и быть любопытным. Учёные всегда задают вопросы и ищут на них ответы.
  3. Практика:
    Учёные проводят эксперименты и исследования. Это значит, что они проверяют свои идеи на практике. Например, химики ставят опыты в лаборатории.
  4. Наблюдение:
    Учёные наблюдают за природой, звездами, животными и другими явлениями. Они записывают свои наблюдения и делают выводы.
  5. Работа в команде:
    Часто учёные работают вместе с другими учёными. Это помогает им делиться идеями и находить решения быстрее.
  6. Примеры известных учёных:
    Вспомните имена известных учёных, таких как Исаак Ньютон, который изучал физику, или Мария Кюри, которая исследовала радиоактивность. Они тоже начинали с любопытства и желания узнать больше.

Заключение:
Чтобы стать учёным, нужно много учиться, быть любопытным и готовым к экспериментам. Главное – не бояться задавать вопросы и искать ответы. Может быть, среди вас есть будущие великие учёные!

Вопросы для обсуждения:

  1. Кем бы вы хотели стать, когда вырастете?
  2. Какие науки вам интересны?
  3. Хотели бы вы проводить эксперименты?

Беседа «Сто вопросов почему, что, кто и как»

Цель: формировать умение составлять речевое описание предметов, формулировать вопросы.

Ведущий: Давайте сегодня поговорим о том, как много вопросов возникает у нас в жизни! Каждый день мы задаем себе и другим вопросы. Сегодня мы будем отвечать на вопросы, которые начинаются со слов "Почему?", "Что?", "Кто?" и "Как?".

Пример вопроса:

  • Почему солнце светит?
  • Что такое радуга?
  • Кто живет в лесу?
  • Как работает компьютер?

Ведущий: Давайте начнем! Кто хочет задать свой первый вопрос?

Дети: (предлагают свои вопросы)

Ведущий: Отлично! Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

  1. Почему солнце светит?
  • Солнце светит потому, что это огромный шар, состоящий из раскаленных газов, который излучает свет и тепло.
  1. Что такое радуга?
  • Радуга – это оптическое явление, которое возникает, когда солнечный свет проходит через капли дождя.
  1. Кто живет в лесу?
  • В лесу живут разные животные: медведи, зайцы, птицы, насекомые и много других растений.
  1. Как работает компьютер?
  • Компьютер работает благодаря электричеству, которое проходит через микросхемы и позволяет выполнять команды и обрабатывать информацию.

Ведущий: Теперь ваша очередь задавать вопросы! Не стесняйтесь, спрашивайте обо всем, что вас интересует!

Дети: (продолжают задавать вопросы)

Ведущий: Замечательно! Мы узнали много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста в экологическом воспитании

Доклад для методического объединения по экологии и трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологическому воспитанию «Чистая планета»

Развитие и воспитание у детей и родителей бережного и целостного отношения к природе....

Беседа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста на тему: "Дорога в детский сад"

Беседы с детьми расширяют познания детей об окружающем мире и человеке, развивают самосознания детей, позволяют им получить навыки общения со взрослыми и сверстниками, учат вступать в диалог, высказыв...