Конспект занятия по экспериментированию "Волшебная вода"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Калинчук Олеся Николаевна

Конспект занятия по экспериментированию

"Волшебная вода"

 

 

Ключевые слова: Вода. Состав. Свойства, экспериментальная деятельность, вода.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обобщать, уточнять и расширять знания о воде.

Задачи: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая, твердая, газообразная, легкая)

 

Ход занятия

 

Приветствие:Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).

Очень рада вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

 

В. – Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Сейчас я вам расскажу сказку, садитесь поудобнее и внимательно слушайте

 

 Жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капитошка. Её домом было облако – высокое, далёкое и мягкое. На облачке она жила не одна, там жили и её друзья – весёлые капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда маленькое, белое, воздушное облако становилось большим и тяжелым. И превращалось в  тучу.

 

На туче Капитошка и её друзья преображались. Они надевали новые наряды: тёмные и тяжёлые. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.

 

Так капелька однажды оказалась на земле. Земля ей очень понравилась. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, жужжали пчёлки, пищали комарики. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как здесь хорошо и красиво» — думала Капитошка.

 

Спустившиеся вместе с ней другие капельки  спрятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в быстрые ручейки. В весёлом ручейке оказалась и Капитошка. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Ручей журчал и  не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.

 

А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капитошка не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капитошка снова оказалась на небе в лёгком облачке.

Надолго ли?  Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.

 

В. – вам понравилась эта сказка? (ответы детей), смотрите к нам в гости пришла тоже капелька, вот она очень грустная, давайте узнаем почему? Она потерялась и очень хочет найти своих подружек, давайте поможем ей в этом.

В. – предлагаю сначала рассказать о ней.

Д. – капелька – это вода, живет в реке, море, океане, в лужах и т.д.

В. – правильно, а еще капелька живет в туче, в чайнике, хотите я вам это покажу и докажу?

Опыт №1: «Пар – вода или нет?»

Дети садятся за столы. Воспитатель берет термос с горячей водой, открывает крышку и подносит к зеркалу.

Смотрите ребята, что сейчас вышло из термоса? (пар), правильно, пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии, если поднести зеркальце, то видно, как по нему стекают капельки. Вот так просто мы с вами убедились, что пар – это вода!

 

Опыт №2: «Лед – это вода?»

Дети сидят за столом, воспитатель дает каждому ребенку маленький лед.

Ребята возьмите лед в руки, какой он? (холодный, твердый, прозрачный), если мы подержим его немного в руках, что произойдет? (он начнет таять и появляются капельки)

Правильно, лед начнет таять, и появляются капельки. Вот мы с вами и доказали, что лед – это тоже вода.

А теперь предлагаю вам поиграть вместе с нашей капелькой.

 

Игра «Соберем капли по размеру»

Воспитатель раскладывает на полу вырезанные из бумаги капли разного размера и предлагает их собрать.

Вам нужно собрать большие капельки в большой тазик, а маленькие капельки в маленький тазик. Молодцы, все справились быстро, предлагаю дальше рассказать нашей грустной капельке про нее.

Дети садятся за столы.

 

Опыт №3: «Какой цвет, запах, вкус?»

Ребята, возьмите, пожалуйста, стаканчики с водой и листочек любой цветной бумаги. Посмотрите сквозь стакан, вы видите, какой цвет у листочка? (красный, желтый, зеленый) А почему видно? (потому что вода прозрачная и у нее нет цвета)

 

Правильно, мы с вами доказали, что у воды нет цвета.

Давайте понюхаем ее, пахнет (нет, потому что она не имеет запаха)

А если мы сделаем глоток, какой вкус у воды? (правильно, у воды нет вкуса)

Вот мы с вами и доказали, что вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

 

Предлагаю поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик»

 

Опыт- эксперимент №4 «Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

В.:      Была водичка простой,

          Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Д.: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

В.: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

В.: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

В.: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства

 

Давайте вернёмся за столы и поиграем в пальчиковую игру "Умывание"

Знаем, знаем - да - да - да, (массаж пальцев)

Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей! (энергично растирают ладони и кисти рук)

Будет умываться веселей!

 

Ребята, а вы знаете,  для чего нам нужна вода? (ответы детей: умываться, чистить зубы, чтобы быть чистыми, пить, готовить еду и т.д.)

Правильно, вода нужна не только людям, но и растениям, деревьям, птицам, животным, насекомым и всем на земле. Вода – это жизнь.

Ребята, посмотрите, наша капелька еще грустная.

 

Опыт №4: «Тонет – не тонет»

В. - Давайте развеселим ее с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

В. - Сколько я налила воды в стаканчик?  (стакан наполнен на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв стаканчика? (ответы детей). А как вы думаете, камушки утонут или нет? Почему? (вода легче камней)

    Воспитатель предлагает погружать в стакан камушки разной величины. Что происходит с водой? (Она поднимается). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки). Правильно, вода поднимается при погружении в нее предметов.

 

А теперь, поиграем в игру «Вылови камушки обратно» (дети вынимают камушки из стаканчика с помощью ложек. Молодцы, ребята, вы все сделали правильно и быстро. Наша капелька стала веселой, потому что мы многое про нее рассказали и теперь она может спокойно отправляться к своим подружкам.

 

Рефлексия

Что мы сегодня с вами узнали про воду?

Какие опыты делали?

Что вам понравилось больше всего?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.odt11.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

"Волшебная вода"

Ключевые слова: Вода. Состав. Свойства, экспериментальная деятельность, вода.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обобщать, уточнять и расширять знания о воде.

Задачи: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая, твердая, газообразная, легкая)

Ход занятия

Приветствие:Здравствуй, солнце золотое! (Ручки вверх).

Здравствуй, небо голубое! (Ручки в стороны).

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки).

Очень рада вас видеть Я! (Раскачивают ручки).

В. – Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Сейчас я вам расскажу сказку, садитесь поудобнее и внимательно слушайте

 Жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капитошка. Её домом было облако – высокое, далёкое и мягкое. На облачке она жила не одна, там жили и её друзья – весёлые капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда маленькое, белое, воздушное облако становилось большим и тяжелым. И превращалось в  тучу.

На туче Капитошка и её друзья преображались. Они надевали новые наряды: тёмные и тяжёлые. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю.

Так капелька однажды оказалась на земле. Земля ей очень понравилась. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, жужжали пчёлки, пищали комарики. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как здесь хорошо и красиво» — думала Капитошка.

Спустившиеся вместе с ней другие капельки  спрятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в быстрые ручейки. В весёлом ручейке оказалась и Капитошка. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Ручей журчал и  не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю.

А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капитошка не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капитошка снова оказалась на небе в лёгком облачке.

Надолго ли?  Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.

В. – вам понравилась эта сказка? (ответы детей), смотрите к нам в гости пришла тоже капелька, вот она очень грустная, давайте узнаем почему? Она потерялась и очень хочет найти своих подружек, давайте поможем ей в этом.

В. – предлагаю сначала рассказать о ней.

Д. – капелька – это вода, живет в реке, море, океане, в лужах и т.д.

В. – правильно, а еще капелька живет в туче, в чайнике, хотите я вам это покажу и докажу?

Опыт №1: «Пар – вода или нет?»

Дети садятся за столы. Воспитатель берет термос с горячей водой, открывает крышку и подносит к зеркалу.

Смотрите ребята, что сейчас вышло из термоса? (пар), правильно, пар – это тоже вода, только в газообразном состоянии, если поднести зеркальце, то видно, как по нему стекают капельки. Вот так просто мы с вами убедились, что пар – это вода!

Опыт №2: «Лед – это вода?»

Дети сидят за столом, воспитатель дает каждому ребенку маленький лед.

Ребята возьмите лед в руки, какой он? (холодный, твердый, прозрачный), если мы подержим его немного в руках, что произойдет? (он начнет таять и появляются капельки)

Правильно, лед начнет таять, и появляются капельки. Вот мы с вами и доказали, что лед – это тоже вода.

А теперь предлагаю вам поиграть вместе с нашей капелькой.

Игра «Соберем капли по размеру»

Воспитатель раскладывает на полу вырезанные из бумаги капли разного размера и предлагает их собрать.

Вам нужно собрать большие капельки в большой тазик, а маленькие капельки в маленький тазик. Молодцы, все справились быстро, предлагаю дальше рассказать нашей грустной капельке про нее.

Дети садятся за столы.

Опыт №3: «Какой цвет, запах, вкус?»

Ребята, возьмите, пожалуйста, стаканчики с водой и листочек любой цветной бумаги. Посмотрите сквозь стакан, вы видите, какой цвет у листочка? (красный, желтый, зеленый) А почему видно? (потому что вода прозрачная и у нее нет цвета)

Правильно, мы с вами доказали, что у воды нет цвета.

Давайте понюхаем ее, пахнет (нет, потому что она не имеет запаха)

А если мы сделаем глоток, какой вкус у воды? (правильно, у воды нет вкуса)

Вот мы с вами и доказали, что вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

Предлагаю поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик»

Опыт- эксперимент №4 «Разноцветная вода».

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой:

В.:      Была водичка простой,

          Стань водичка цветной!

-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Д.: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

В.: Давайте проверим наши предположения.

Воспитатель берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

В.: Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

В.: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства

Давайте вернёмся за столы и поиграем в пальчиковую игру "Умывание"

Знаем, знаем - да - да - да, (массаж пальцев)

Где ты прячешься, вода! (поочередно массируют каждый палец)

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По - нем - нож - ку.

Нет, не понемножку -

Посмелей! (энергично растирают ладони и кисти рук)

Будет умываться веселей!

Ребята, а вы знаете,  для чего нам нужна вода? (ответы детей: умываться, чистить зубы, чтобы быть чистыми, пить, готовить еду и т.д.)

Правильно, вода нужна не только людям, но и растениям, деревьям, птицам, животным, насекомым и всем на земле. Вода – это жизнь.

Ребята, посмотрите, наша капелька еще грустная.

Опыт №4: «Тонет – не тонет»

В. - Давайте развеселим ее с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

В. - Сколько я налила воды в стаканчик?  (стакан наполнен на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв стаканчика? (ответы детей). А как вы думаете, камушки утонут или нет? Почему? (вода легче камней)

    Воспитатель предлагает погружать в стакан камушки разной величины. Что происходит с водой? (Она поднимается). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки). Правильно, вода поднимается при погружении в нее предметов.

А теперь, поиграем в игру «Вылови камушки обратно» (дети вынимают камушки из стаканчика с помощью ложек. Молодцы, ребята, вы все сделали правильно и быстро. Наша капелька стала веселой, потому что мы многое про нее рассказали и теперь она может спокойно отправляться к своим подружкам.

Рефлексия

Что мы сегодня с вами узнали про воду?

Какие опыты делали?

Что вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " Дружим с водой".

Тема: «Дружим с водой»Программные задачи:1. Формировать у детей представление о необходимости содержать свое тело в чистоте.2. Продолжать учить детей использовать в речи существительные; продолж...

Конспект занятия на тему «Вода. Свойства воды в природе».

На ноге стоит однойКрутит, вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (глобус )-А что такое глобус?(Глобус- это модель Земли.)- А как вы понимаете – модель Земли?(дети высказывают, о...

Конспект занятия по потешки «Водичка, водичка…»

Малышей ясельной группы, на мой взгляд, нужно обучать элементарным навыкам гигиены, по средствам  устного народного творчества ( потешки,поговорки, сказки и т.д.)....

Конспект занятия Чтение потешки «Водичка, водичка»

Учить слушать потешку и подговаривать слова. Вызвать радость от  слушания и радость от действий с водой и куклой. Развивать умение самостоятельно умываться. Воспитывать навык опрятности....

Конспект занятия «Мы с водичкой поиграем, о водичке все узнаем».

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Конспект занятия экспериментальной деятельности "Вода.Свойства воды"

конспект занятия экспериментальной деятельности "Вода.Свойства воды"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ «ВОДА, ВОДА, КРУГОМ ВОДА»

Цель занятия:Вызвать у детей радостное настроение, доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой....