Проект «Волшебный огород»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и формирование у них умений применять новые знания в жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»
238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,
ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru
сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru
ПРОЕКТ
Тема: «Волшебный огород»
Возрастная группа:
Средний возраст (4-5 лет).
п. Шоссейное
2025 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Титульный лист
Информационный паспорт проекта
- Введение.
- Актуальность проекта.
- Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.
- Аннотация проекта.
- Этапы реализации проекта программы.
- План мероприятий.
- Ресурсы.
- Выводы.
- Литература.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Колосок». |
Актуальность: | Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Это дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы. |
Объект исследования: | Детский сад, окружающий, растительный мир. |
Тема проекта | «Волшебный огород» |
Цель проекта | Создать условий для познавательного развития детей, формировать представления о роли витаминов для здоровья человека, и необходимости включения в рацион питания растительной пищи, как источника витаминов. |
Руководители проекта: | Воспитатели группы: Федоренчик М.В. |
Заказчик проекта: | МАДОУ «Детский сад №17 «Колосок». |
Образовательные области, в рамках которых проводится работа по проекту: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект | 4-5 лет |
Тип проекта по характеру участия ребенка в проекте (заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата): | Участник от зарождения идеи до получения результата |
Тип проекта по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой и фронтальный): | Групповой, фронтальный. |
Тип проекта по составу участников и их объединению (характеру контактов) (групповой, подгрупповой, межгрупповой, партнерский, индивидуальный , семейный, с привлечением родителей, фронтальный): | Фронтальный, групповой, индивидуальный, с привлечением родителей. |
Тип проекта по характеру содержания (включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности): | Включает ребенка и его семью, природу, рукотворный мир и его культурные ценности. |
Тип проекта по доминирующему методу (творческий, исследовательский, комплексный, игровой, информационный, практико - ориентированный) | Познавательно-исследовательский проект |
Тип проекта по срокам проведения (долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный): | Краткосрочный (февраль-март). |
Консультанты проекта: |
по изобразительной деятельности Земских М.В. |
Информационные и материально-технические ресурсы: (книги, интернет-ресурсы, компьютер). | Книги, интернет - ресурсы, компьютер. |
Ожидаемые результаты | Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, укропом, петрушкой, у детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука, укропа, петрушки в комнатных условиях; познакомятся со строением лука; узнают о пользе зелёных витаминов; о необходимости для здоровья употреблять их в пищу. |
Продукты проекта | Подготовка альбомов родителями о пользе овощей, зелени. Оформление выставки «Полезные витамины на окне». Защита проекта детьми «Волшебный огород». |
1. ВВЕДЕНИЕ
«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы».
Беседуя, с родителями в вечернее время, выяснила, что есть проблема у родителей. Некоторые дети не хотят есть блюдо, в которое добавили лук, чеснок и другую зелень. Попросили совет: «Как же научить детей любить лук, укроп, петрушку и есть блюдо, в которые необходимо добавить зелень». Предложила вместе с родителями поработать над проектом «Волшебный огород». Родители для проекта приобрели – контейнеры, землю, луковицы для посадки, чеснок, семена укропа, петрушки. Совместно с родителями собрали полезную информацию о луке, чесноке, укропе, петрушке и оформили все это в альбоме. Организовали выставку рисунков о луке, чесноке. Провели с детьми дома опыты «Почему от лука плачут».
Работая над проектом, дети узнали о роли и значении лука, чеснока в жизни людей, какие витамины содержатся в них, что лук и чеснок убивают болезнетворные микробы. Кроме формирования правильного отношения к здоровью, проект способствует воспитанию у детей интереса к окружающему миру. Посадка огорода в группе создаёт условия для приобщения детей к регулярному труду. В процессе трудовой деятельности дети получают полезные знания о предметах и явлениях, материалах и орудиях труда. Намечая известную последовательность действий в выполнении задания, дети приобретают умение планировать деятельность.
Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления, памяти, воображения и внимания; направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Что позволит развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные коллективистические навыки.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети вместе со взрослыми проводят исследовательский эксперимент, обрабатывают его результаты и представляют их в виде рисунков и фотографий, альбомов.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности и формирование у них умений применять новые знания в жизни. Специально подобранные способы выращивания зелени применимы на практике и помогут в дальнейшем узнать много нового о полезных свойствах лука, чеснока, укропа, петрушки. Дети самостоятельно наблюдают за ростом и делают зарисовки, у детей развивается в ходе проекта любознательность, наблюдательность, заботливое отношение к объекту природы. Подводя итог работы по проекту, дети защищают проект, представляют готовый продукт.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Это дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащения памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы.
Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Что позволит детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) самостоятельность, инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться с друг другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом. Так как одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие ДОУ и семьи.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности уникальные, деятельные, творческие; способные ставить цель и выбирать средства её достижения в соответствии с ценностными ориентирами, усвоенными им в обществе.
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для познавательного развития детей, формировать представления о роли витаминов для здоровья человека, и необходимости включения в рацион питания растительной пищи, как источника витаминов.
Задачи
- Формировать представления о полезных свойствах овощей для сохранения здоровья.
- Формировать представления о луке, чесноке особенностях внешнего строения, находить «донце» с корнями и верхушку.
- Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений; о его значении и использовании человеком.
- Способствовать формированию навыка посадки мелких луковиц и чеснока на перо.
- Учить детей ежедневно ухаживать за овощами в комнатных условиях.
- Воспитывать потребность у детей в употреблении в пищу полезных овощей.
- Воспитывать ценностное отношение детей к результатам своего труда.
Ожидаемые результаты
- Дети приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности;
- Дети научатся сажать и ухаживать за луком, чесноком, укропом, петрушкой.
- У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука, чеснока, укропа, петрушки в комнатных условиях;
- Дети познакомятся со строением лука, чеснока узнают о пользе зелёных витаминов; о необходимости для здоровья употреблять их в пищу.
Продукт
- Опыты с родителями «Почему от лука плачут?»
- Подготовка альбомов родителями о луке, чесноке.
- Продукт своего труда (выращенный лук, чеснок на перо; укроп, петрушка).
4. АННОТАЦИЯ
В основу данного проекта положены следующие идеи:
- Дети хотели видеть реальный продукт своего труда – выращенный лук, чеснок, зелень.
- Приобрели опыт первый свой поисково-исследовательской деятельности.
- Увлечь детей этим видом деятельности, чтобы они могли применить свои знания в будущем.
- Заинтересовать детей и родителей в проведении опытов с луком, изготовлении альбомов об истории лука, чеснока.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
- признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
- признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
- уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
Реализация проекта рассчитана на 1,5 месяца: «с 01.02.24 г. по 15.03.24 г.»
Этап | Цель | Сроки |
1. Подготовительно-проектировочный этап |
| С 01.02.25 г. по 15.03.25 г. |
2. Практический этап |
Рассматривание лука, найти «донце» и верхушку.
Рассматривание чеснока, найти «донце» и верхушку.
Рассматривание семян, рассказать о правилах посадки.
| С 08.02- 10.03.25 г. |
3. Обобщающе - результативный этап |
| С 10.03-15.03.2025 г. |
6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Этап | Название мероприятий | Сроки | Ответственные |
1. Подготовительно-проектировочный этап |
| С 01.02.25 г. по 15.03.25г. . | Федоренчик М.В. Тарасенко В.Н. |
| |||
| |||
| |||
2. Практический этап |
| С 08.02- 10.03.25 г. | Федоренчик М.В. Тарасенко В.Н. Земских М.В. |
| |||
| |||
| |||
| |||
3. Обобщающе - результативный этап |
| С 10.03-15.03.2025 г. | Федоренчик М.В. Тарасенко В.Н. |
| |||
| |||
|
7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
7.1. Нормативно-правовые ресурсы
- Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Устав ДОУ
7.2. Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются всего 3 чел.
Количество (чел) | ||
Всего педагогов, специалистов | ||
По образовательному цензу | Высшее | 1 |
Средне - специальное | 2 | |
Неспециалисты | ||
По возрастному цензу | До 30 лет | |
До 40 лет | 2 | |
До 50 лет | 1 | |
Более 50 лет | ||
По категоричности | Высшая | 2 |
Первая | 1 | |
Соответствие | ||
Нет категории |
Вывод: таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне, возрастной, профессиональный уровень педагогов достаточно высок.
7.3. Партнеры (взаимодействие с родителями, культурными, социальными учреждениями)
7.4. Информационные ресурсы
- nsportal.ru
- maam.ru
- ped-kopilka.ru
- MirDoshkolnikov.ru
7.5. Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• игротека;
• аудиотека;
• фонотека.
7.6. Критерии оценивания проекта:
- Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).
- Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
- Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
- Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
- Риски и пути преодоления рисков.
8. ВЫВОДЫ:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства. Я надеюсь, что знания, полученные детьми во время проекта, помогут повлиять на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Поскольку очень важно заботиться о здоровье, вести здоровый образ жизни, все это является не только актуально, но и важно для подрастающего поколения.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволил не только воплотить мечты в реальность, но и зародить в каждом ребенке чувство ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких, а также желание вырастить «Огород на окне», ответственно подходить к делу, ухаживать за растениями. Стремление и желание укрепить свое здоровье и сделать мир лучше, умение реализовывать задуманное, что необходимо для воспитания в детях всесторонне гармоничной развитой личности.
9. ЛИТЕРАТУРА
(список использованной литературы)
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.Про.
- «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»- М.: ТЦ Сфера, 2009 Казакова Р.Г.
- Осипов Н. Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
- Использованные Интернет-ресурсы: http://www/luk23.ru/statji-pro- luk/lukovie_legendi/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка «Приключения Репки на волшебном огороде»
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста.Сказка «Приключения Репки на волшебном огороде»Действующие лица: Баба Яга- Б.Я., Липа- Л., Ягодка- Я., Мышка –М., Репка – Р., Змей Горыныч – З.Г.Дек...
Театрализованное представление « Волшебный огород»
Формировать умение отгадывать загадки, узнавая овощи по описанию характерных признаков внешнего вида, формировать начальные логические понятия....
Проект «Катюшин огород» (огород на окне)
Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны. «Давайте попробуем посадить косточк...

Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»
Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...

Музыкальная сказка "Приключение Репки на волшебном огороде" для детей подготовительной группы ДОУ
Музыкальная, современная, насыщенная музыкой и танцами сказка, в которой все персонажи поют и танцуют. Привычного сюжета той старой сказки нет, зато есть новое прочтение с новыми сказочными персонажам...

Проект «Волшебный огород», уровень обр. орг., 2022г.
Театрализованная деятельность «Репка», 29 воспитанников, 15 родителей, 2 воспитателя....

Проект старшей группе «Волшебный огород»
Вид, тип проекта: групповой, среднесрочный, информационно-экспериментальный.Продолжительность проекта: С 23 апреля по 1 июняУчастники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.АктуальностьКа...
