Экологический проект «Чистый дворик – счастливые ребята»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Королихина Наталья Аркадьевна

Формирование у детей экологической культуры, бережного отношения к природе и привычки поддерживать чистоту в своём дворе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_chistyy_dvorik.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Чистый дворик – счастливые ребята».

Тип проекта: краткосрочный (18.09. - 25.09. 2024 г.)

Участники проекта: дети группы «Мыльные пузырики», воспитатели, родители

Авторы проекта: Королихина Н.А., старший воспитатель и Герасимова М.С., воспитатель.

Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный.
Цель проекта: формирование у детей экологической культуры, бережного отношения к природе и привычки поддерживать чистоту в своём дворе.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «чистота» и важностью уборки мусора.
2. Развивать навыки трудовой деятельности (собирать листья, подметать, складывать игрушки).

3. Воспитывать ответственность за окружающую среду и желание заботиться о своём дворе.

4. Привлекать родителей к совместной экологической деятельности.

Актуальность проекта :
1. Соответствие ФГОС ДО: проект отвечает требованиям федерального стандарта дошкольного образования, направленного на:
-Познавательное развитие (экологическое воспитание).
- Социально-коммуникативное развитие (трудовая деятельность, коллективная работа).
- Физическое развитие (двигательная активность на свежем воздухе).
2.Экологическая ситуация:

- Формирование осознанного отношения к природе необходимо с ранних лет.
- Проблема мусора во дворах остаётся актуальной даже в детских садах.

- Проект учит детей сортировать отходы (начальный уровень)
Возрастные особенности детей 4 лет
- Сензитивный период для воспитания культурно-гигиенических навыков.

- Потребность в практическом участии («я сам!»).
- Эффективность игровых методов обучения.
3. Социальный запрос.
- Родители заинтересованы в экологическом воспитании детей.
- Общество нуждается в формировании экологической культуры с детства.
- ДОУ  как центр распространения экологических инициатив.
4.Преемственность. Заложенные в проекте идеи продолжаются в:
- Последующих экологических акциях («Посади дерево», «Берегите воду» и т.д.)
- Семейных экопривычках.

Этапы реализации проекта.


1. Подготовительный этап.
- Беседа: «Почему нужно беречь природу?» (на примере сказки о загрязнённом лесе).
- Рассматривание картинок: «Чистый и грязный двор» (обсуждение, что правильно, а что нет).
- Чтение стихов: «Мусорная фея» (Е. Благинина), «Чистюля-медвежонок»(В. Степанов).

- создание необходимых условий для реализации проекта (подбор дидактического, наглядного материала, обучающих видео, мультфильмов, презентаций, художественной литературы).

2. Основной этап.

Представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование и систематизацию представлений дошкольников о грамотном природопользовании, воспитание бережного, гуманного отношения к природе и окружающей среде.

Беседы, решение проблемных ситуаций, просмотр презентаций/мультфильмов с последующим обсуждением.
Трудовая деятельность:
- Сбор опавших листьев в мешки (используем детские грабельки).
- Подметание дорожек (детскими метёлками).
- Раскладывание/сортировка мусора по разным контейнерам (игра «Сортируем правильно»).
Творчество: 
- Рисование «Чистый дворик» (мелки на асфальте).
- Аппликация «Кормушка для птиц» (из коробок).
Игры: 
- Подвижная игра «Кто быстрее соберёт мусор» (мягкие кубики-«мусорки»).
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – помощники» (уборка игрушечного двора).

Совместно с родителями изготовление листовок «Чистый двор начинается с тебя».

Акция «Чистый двор начинается с тебя».

Работа с родителями:
1. Консультация: «Как привить ребёнку любовь к чистоте?».
2. Совместный субботник: родители + дети убирают игровую площадку.
3. Памятка: «Экологические привычки для малышей» (раздать в печатном виде).

3.Заключительный этап.
- Фотовыставка «Наш чистый дворик» (до/после уборки).
- Вручение «Медалей юного эколога» (самодельные из картона).
- Групповое чаепитие на веранде участка с обсуждением: «Как мы помогли природе?»

Ожидаемые результаты:
- Дети понимают, что мусорить – плохо, а убирать – важно.
- Появляется желание поддерживать порядок (не только в садике, но и дома).
- Родители активнее включаются в экологическое воспитание детей.

Приложение 1

1. Беседа: «Мой двор»

Цель: расширять кругозор детей, вызвать интерес к окружающей действительности.

Ход беседы.

1.Где ты живешь?

2.А есть ли у вас двор, где гуляют дети?

3.А как вы играете во  дворе?

4.А что есть у вас во дворе?

5.А какие деревья есть у вас во дворе?

6.Зачем они нужны во дворе?

2. Беседа: «Участок детского сада».

Предварительная работа: совершить прогулку по участку детского сада. Обратить внимание на постройки, дорожки, деревья. Обратить внимание на здание детского сада. Предложить детям найти окна своей группы, музыкального зала, кухни. Спросить, почему так много окон, дверей.

Ход беседы:

1.Дети, где мы с вами гуляем?

2.А что интересного на нашем участке?

3.А какие деревья и кустарники растут на нашем участке?

4.Для чего они здесь посажены?

5.А какие еще растения вы хотели бы видеть на нашем участке?

6.Что еще есть на нашем участке?

7.Кто все это сделал?

8.А какие еще постройки вы хотели бы иметь на нашем участке?

9.Ребята, а на участке всегда прибрано, чисто? Кто же здесь прибирает?

10.Мы можем облегчить труд дворника?

3. Беседа «Почему важно беречь природу?»

Воспитатель:

— Ребята, сегодня мы поговорим о том, как важно беречь природу. Посмотрите в окно – какой у нас красивый двор! Тут растут деревья, цветы, бегают птички и букашки. А как вы думаете, что будет, если мы не будем заботиться о нашем дворе?  

Дети: (Высказывают предположения: «Будет грязно», «Цветы завянут», «Птички улетят».)  

Воспитатель:  

— Верно! Если мы будем бросать мусор на землю, ломать ветки, рвать цветы – наш двор станет грустным и некрасивым. А кто живет в нашем дворе?  

Дети:

— Муравьи, бабочки, воробьи, кошки!  

Воспитатель:

— Правильно! Им тоже нужен чистый и уютный дом. Давайте подумаем, как мы можем помочь природе?  

Дети: (Предлагают: «Не мусорить», «Собирать фантики», «Поливать цветы».)  

Воспитатель:  

— Молодцы! А давайте сделаем наш двор самым чистым и красивым? Для этого мы с вами запускаем проект «Чистый дворик»!  

4. Беседа «Как мы будем убирать наш двор?»

Воспитатель:

— Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими защитниками природы! У нас есть перчатки, мешки для мусора и грабельки. Как вы думаете, что мы будем делать?  

Дети:  

— Убирать мусор! Собирать листья!  

Воспитатель:  

— Да! Но прежде, чем начать, давайте вспомним правила:  

1. Не трогаем стекло и острые предметы – это опасно, позовём взрослых.  

2. Собираем только мусор, не ломаем растения.  

3. Работаем дружно и помогаем друг другу.

А теперь скажите, что мы сделаем с собранным мусором?  

Дети:  

— Выбросим в урну! В контейнер!  

Воспитатель:  

— Верно! Мусор нужно сортировать: бумагу – в один пакет, пластик – в другой. А после уборки наш двор станет чистым, и мы сможем играть в ещё более красивой и безопасной площадке!  

Итог:

— Молодцы! Теперь вы знаете, как заботиться о природе. Давайте пообещаем, что всегда будем беречь наш двор!  

(После беседы дети выходят на участок и вместе с воспитателем проводят уборку.)  

Эти беседы помогут детям осознать важность заботы о природе и вовлечь их в практическую деятельность. Можно дополнить играми, загадками или творческим заданием (например, рисование знаков «Берегите природу»).

Приложение 2

Консультация для родителей

Тема: «Как привить ребенку любовь к чистоте»

        Уважаемые родители!  

В нашем детском саду стартует проект «Чистый дворик – счастливые ребята». Цель которого – научить детей бережно относиться к природе, поддерживать порядок и понимать важность чистоты. В возрасте 4-5 лет ребёнок активно познаёт мир, и именно сейчас можно заложить полезные привычки, которые останутся с ним на всю жизнь.  

        Как помочь ребёнку полюбить чистоту?

1. Подавайте личный пример.  

Дети копируют поведение взрослых. Если вы сами выбрасываете мусор в урну, убираете за собой после пикника, ребёнок будет поступать так же. Прогуливаясь во дворе, обращайте его внимание на чистые и захламлённые места, обсуждайте, почему важно убирать за собой.  

2. Превратите уборку в игру.  

Малыши лучше воспринимают информацию через игру. Предложите:  

- «Кто соберёт больше фантиков?» – соревнование с поощрением (например, маленькая наклейка).  

- «Охота за мусором» – нарисуйте карту двора и отмечайте, где «спрятался» мусор.  

- «Спасатели природы» – дайте ребёнку роль защитника, который спасает двор от мусорных монстров.  

3. Объясняйте последствия.  

Расскажите в доступной форме, почему нельзя мусорить:  

- «Бумажка на земле – это дом для жучка? Нет, это грязь, и цветы рядом не смогут расти!»  

- «Если бросить фантик, его может съесть птичка, и ей будет плохо.»  

4. Вовлекайте в полезные ритуалы*.

- Перед прогулкой берите с собой пакет для мусора – вдруг увидите что-то, что нужно убрать.  

- После игр во дворе проверяйте, не осталось ли после вас обёрток или игрушек.  

- Дома выделите ребёнку маленькую тряпочку или веник – пусть помогает подметать.  

5. Хвалите за старания*  

Даже если уборка прошла неидеально, важно отметить старания:  

- «Как здорово, что ты собрал эти листочки! Теперь наш двор стал чище!»  

- «Спасибо, что помог донести мусор до урны – ты настоящий помощник!»

        Привычка заботиться о чистоте формируется постепенно. Участвуя в проекте «Чистый дворик»*, вы можете поддержать ребёнка, превратив уборку в увлекательное и важное дело. Вместе мы научим детей ценить природу и свой дом!  

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чистый дворик"

Педагогический проект проводился с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического и нравственно-патриотического воспитатния....

Социокультурный экологический проект «Чистый город – чистая душа»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа №  2092 имени И.Н.Кожедуба»ул. Марьинский парк, д.37, Москва, 109559Телеф...

Экологический проект "Чистое озеро - чистая душа"

Целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной занимательной форме, помогает детям увидеть красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, воспи...

Экологический проект "Чистая природа- счастливые дети"

Формирование представлений у дошкольников о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов....

Экологический проект «Чистый дворик – счастливые ребята».

Проект способствует воспитанию у детей любви к природе, развивает инициативность и командный дух, а так же делает окружающую среду чище и уютнее!...

Экологический проект "Чистая природа- счастливые дети"

Формирование представлений у дошкольников о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов....