Цикл тематических бесед о ВОВ
материал по окружающему миру (старшая группа)
Цикл бесед представлен для расширения знаний о ВОВ у детей дшкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
№1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР
п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Тема: «Цикл тематических бесед о ВОВ»
Воспитатель :
Халимова Н.Ф.
Пгт Стройкерамка 2025г
Цикл тематических бесед:
«Что мы знаем о Великой Отечественной войне?».
Цель: познакомить детей с историей Великой Отечественной войны,
расширять знания о героях войны, воинских наградах, о победе нашей страны в войне.
Беседа №1.
Тема: «Что мы знаем о войне?»
Задачи:
1. Уточнить и расширить представления, знания детей о Великой Отечественной войне и о празднике - Дне Победы.
2. Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества.
3. Вспомнить стихи и пословицы о мире, о войне.
4. Развивать речь и мышление детей, способности аргументировать свои высказывания.
5. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Ход:
-У каждой страны и у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, какие есть праздники у нас? (дети называют)
-А какой самый главный праздник для нашей страны (День победы)
-А почему вы считаете, что это самый главный праздник? (ответы детей)
( Звучит негромко запись песни «Вставай страна огромная»)
22 июня 1941 года, в 4 часа утра, когда все люди ещё спали, на нашу страну напала фашистская Германия. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой. Нападение Германии на нашу страну было неожиданным. В те дни десятиклассники оканчивали школу. Они строили планы на будущее. Но война жестоко разрушила эти планы.
Мужчины отправлялись на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Весь народ поднялся на борьбу с врагом!
Целых 4 года длилась война с фашистами. Но, как бы тяжело не было, солдаты честно выполняли свой долг. Много советских людей погибло за Родину.
Вот как о войне рассказывает советский солдат.
«БОЙ НА БОЛОТЕ» А. Твардовский.
Бой безвестный, о котором речь сегодня поведем,
Был, прошел, забылся скоро…. Да и вспомнят ли о нем?
Бой в лесу, в кустах, в болоте, где война стелила путь,
Где вода была пехоте по колено, грязь по грудь.
Бился ль ты в горах Кавказа, Или пал за Сталинград,
Мой земляк, ровесник, брат.
Верный долгу и приказу русский труженик-солдат!
Где в трясине, в ржавой каше, безответно- в счет, не в счет.
Шли, ползли, лежали наши, днем и ночью напролет!
Пусть тот бой не упомянут в списке славы золотой,
День придет - еще повстанут люди в памяти живой!
И Россия – мать родная – почесть всем отдаст сполна.
Бой иной, пора иная, жизнь одна, и смерть одна!
- Дети, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?
Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.
Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
Ребята, а знаете, почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие страны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию.
А вот с нашей страной у гитлеровских генералов так не вышло. Но фашисты просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика - и победил. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с родной земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией.
Во время войны бои велись на нескольких фронтах и во многих городах. Особенно Гитлер хотел захватить наш главный город, нашу столицу - Москву. Он хотел затопить ее водой, чтобы от Москвы ничего не осталось.
В жесточайших боях под Москвой мы выстояли и победили! Но эта победа досталась нам дорогой ценой. После завершения Великой Отечественной Войны на главной площади нашей страны в г. Москве состоялся ПАРАД ПОБЕДЫ. (звучит запись песни «День Победы»)
9 мая 1945 года наши солдаты водрузили "Знамя Победы" над Рейхстагом в Германии. Германия капитулировала.
Итог: Дети, что нового вы узнали? Как вы думаете, почему мы смогли победить в Великой отечественной войне? (ответы детей).
Беседа № 2.
Тема: «Герои Великой Отечественной войны»
Задачи :
1. Знакомство детей с именами героев Великой Отечественной войны, их подвигами;
2. Знакомство с памятниками героям и воинскими наградами;
3. Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества;
4. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.
Ход:
Педогог: Дети, а что же такое «подвиг»?
Дети: Подвиг - это смелый, отважный, хороший поступок.
Педагог: А как мы можем назвать человека, совершившего подвиг??
Дети: Такого человека называют герой!
Педагог : Среди героев Великой Отечественной Войны было не мало детей девочек и мальчиков.
Сегодня я хочу рассказать вам о человеке, имя которого Георгий и был он маршалом, четырежды героем Советского Союза. Он сыграл важную роль в одержании победы над фашистами в Великой Отечественной войне.(показ фотографии Жукова)
Когда началась война 1914 года, он принял решение идти в армию добровольцем, защищать Родину от врагов. Там он получил ранение и был эвакуирован в госпиталь.
После поправки Жуков решил вступить в ряды Красной Армии Через 15 лет службы Жуков стал командиром полка.
Георгий Константинович много учился и на всех постах, которые он занимал, работал с полной отдачей. Ум, прилежное и настойчивое отношение к учёбе, помогли Жукову стать выдающимся полководцем.
Требовательный к себе и другим, он тщательно планировал все военные операции. Благодаря Жукову были одержаны многие решающие победы в Великой Отечественной войне.
Руководство страны направляло Жукова туда, где было трудно. Он всегда возглавлял самые трудные сражения. Именно под его командованием наши войска остановили врага сначала под Ленинградом (Санкт - Петербург), а затем и под Москвой.
Война была выиграна, и, как уже случалось не раз в истории, русские не только освободили свою землю от врага, но и города других стран.
После войны Георгий Константинович был главнокомандующим Советскими вооружёнными силами. Впоследствии занимал пост Министра обороны. За смелость и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза четырежды. Обладая знаниями военного дела, продолжал учить молодых солдат военному мастерству. Этого человека помнят в нашей стране, поэтому для особо отличившихся военных учреждены награды: орден Г. К. Жукова и медаль Г. К. Жукова.
Итог: Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигали памятники, поэты писали стихи, художники рисовали картины о войне. В нашем городе есть – Мемориал воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», там всегда горит огонь – как символ сердец людей добывших Победу.
Беседа № 3.
Тема: «Жизнь советского человека в период 1941-1945гг.»
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «труженики тыла»;
2. Рассказать детям, что война велась не только на поле боя, но и в тылу;
3. Способствовать воспитанию чувства, восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла;
4. Показать значимость деятельности всех советских людей.
Ход:
Педагог : Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?
Дети : Без боеприпасов, техники, еды, одежды.
Педагог : Всё это производилось в тылу советскими людьми. Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Благодаря самоотверженному труду советских людей на военных заводах к 1944 году наша страна превосходила Германию по количеству военной техники. Рабочие писали на боеприпасах, военной технике послания бойцам Красной армии. Эти надписи вселяли уверенность в бойцов в победе, они чувствовали поддержку. Не только рабочие на заводах, все советские люди оказывали помощь фронту. Также был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и передавали их бойцам.
Свой вклад вносили и деятели культуры. В 1941 году поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и композитор Александр Васильевич Александров написали песню «Священная война». Эта песня стала гимном Советского Союза во время войны.
негромко звучит песня «Священная война»
Педагог Как вы думаете, почему?
Под открытым небом, в землянках, в госпиталях выступали бригады артистов. Знаменитая певица Клавдия Шульженко исполняла фронтовые песни, которые брали за душу, были близки бойцам. Одна из таких песен «Синий платочек».
На этой фотографии концерт знаменитой певицы Лидии Руслановой. Певица на свои собственные средства от довоенных гастролей приобрела для фронта две батареи «Катюш».
В начале войны в её репертуаре появилась песня «Валенки», которую на фронте очень полюбили. 2 мая 1945 года русские артисты выступали в Берлине у стен рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые «Валенки» и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали».
Я предлагаю вам послушать куплет песни «Валенки».
Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне. Благодаря им, страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне.
За трудовые подвиги более 16 миллионов тружеников тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Итог: Мы познакомились с работой тружеников тыла в годы войны.
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: « Какую помощь оказывали советские люди фронту?»
Беседа № 4.
Тема: «Долгожданная победа»
Задачи :
1.Расширять представления детей о победе нашей страны в войне;
2. Воспитывать чувство патриотизма;
Ход:
Педагог: Ребята, а что такое Родина? Родина – это наш дом, улица, поселок. Родина – это та страна, в которой человек родился и живет. Наша Родина – Россия. Давайте послушаем стихотворение «Моя Родина»
«Моя Родина» М. Лисянский.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой.
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Педагог: За тысячелетнюю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги. 22 июня 1941 года на нашу страну напал враг – фашистская Германия. Началась Великая Отечественная война. - Ребята, что такое война?
Ответы детей: - Это горе и страх, разруха и смерть.
Педагог: Война – это борьба, когда враг нападает, а защитники освобождают свою землю от врагов. - Война – это вооруженная борьба между государствами.
Внезапно огромные силы двинулись на нашу Родину: танки, пехота, самолеты, артиллерия. Немецкие самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Педагог: Ребята, что хотели сделать фашисты с нашей страной?
Ответы детей: Хотели уничтожить страну, а людей сделать рабами.
Педагог : Фашисты надеялись на легкую и быструю победу. Им хотелось захватить богатые земли нашей страны, а мирных и трудолюбивых жителей сделать рабами. Но они просчитались, на защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась такая песня-призыв:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой».
Война длилась долгие четыре года. Наша доблестная армия не только прогнала немцев с нашей земли, но и освободила народы других стран, захваченных гитлеровской Германией.
Ребята, какими были наши солдаты в бою?
Ответы детей: Смелыми, храбрыми, мужественными, бесстрашными, отважными, решительными, неустрашимыми… .
Педагог : Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие?
Ответы детей: Герой.
Педагог: Как называют героический, самоотверженный поступок?
Ответы детей: Подвиг.
Педагог: Вот эти герои, совершили подвиг. Всем им присвоено звание Героя Советского Союза. А сейчас на месте боя стоят памятники. В нашем городе так же есть памятники. Например памятник маршалу Покрышкину.
Педагог : Наконец наступила долгожданная Победа. Наша армия победила фашистов. Во главе армии всегда стоят главнокомандующие, они руководят всеми боями. Во время войны одним из лучших полководцев был Георгий Константинович Жуков. Там где он командовал фронтом, армия всегда побеждала фашистов
Вот, ребята, такая тяжелая война была для нашего народа. Сейчас еще живы те, кто воевал много лет назад. Но они уже очень старенькие, их называют ветеранами. В День Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной замечательной Победе.
Итог: И в завершении нашего занятия я предлагаю вам послушать песню в исполнении Л. Лещенко «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занимательных бесед с детьми дошкольного возраста"Этикет и культура внешнего вида"
Цикл занимательных бесеб с детьми дошкольного возраста "Этикет и культура внешнего вида"...

"Наша Родина - Россия" (занятие из цикла "Задушевные беседы")
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Наша Родина - Россия" из цикла "Задушевные беседы". Цель: создавать условия для речевого и познавательного развития и формирования у детей представления...
Цикл занятий бесед о театре
Цикл занятий бесед о театре...

Цикл экологических бесед.
Данный цикл экологических бесед является методическим обеспечением к долгосрочному экологическому проекту "Станет чище на планете, если ей помогут дети". Проект проводит...

Тематическая беседа с детьми "Тематическая беседа с детьми старшей группы «Юные герои. Освобождение города Ростов-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков 14 февраля 1943 года»
Конспект беседы с детьми старшей группы о жизни города в военное время. Рассказ о юном герое Вите Черевичкине....

Цикл тематических бесед и занятий "Люди, которые добывают уголь"
Цикл тематических бесед и занятий "Люди, которые добывают уголь"...

Цикл тематических бесед "Олимпийское движение" для старших дошкольников.
Цикл бесед, посвященные Олимпийскому движению. История возникновения игр, боги древней Греции, символика игр....
