"Наша Родина - Россия" (занятие из цикла "Задушевные беседы")
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щербинина Татьяна Александровна

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Наша Родина - Россия" из цикла "Задушевные беседы". Цель: создавать условия для речевого и познавательного развития и формирования у детей представления о Святой Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                «Наша Родина – Россия»

             (Занятие с детьми старшего дошкольного возраста

                               из цикла «Задушевные беседы»)

      Цель: создавать условия для речевого и познавательного развития и формирования у детей представления о Святой Руси.

      Задачи:

  1. Воспитывать в детях чувство любви к Родине (ее природе, людям, святыням), радость, что они родились и живут в России.
  2. Формировать представление о России как о великой стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
  3. Познакомить с культурой и традициями русского народа, вызвать интерес к картинам русских художников.
  4. Обогащать словарь детей: смирение, щедрость, Русь православная, вера христианская, Святая Русь, духовные наследники.
  5. Воспитывать желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Материалы: фотографии и репродукции русских пейзажей (И. Левитан «Вечер. Золотой Плес», А. Рылов «Пейзаж с рекой», В. Поленов «Река Клязьма. Жуковка», И Шишкин «Рожь» и др.; иллюстрации, подобранные к стихотворению Е. Санина «Романс о России»; аудиозапись песни Ф. Савинова «Родина» («Вижу чудное приволье…»);  репродукция иконы Всех святых.

Вводная часть:

     - Наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого русского человека теме. Попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить, послушав стихи:                   Путь наш – полями, лесами…

                              Все наше милое – здесь:

                              Мы и душой и глазами

                              Смотрим на все, что тут есть.

«Что же, -  нам скажут, - за диво

  Сосны да ели, да рожь…

  Так ли уж это красиво,

  Так ли уж край ваш хорош?»

Вместо ответа над рожью

Благовест вдруг пропоет…

Все здесь святое, все Божье –

Небо, природа, народ!..

                               В правде стоит, а не в силе

                               Этот намоленный край;

                               Дивны просторы России:

                               Здесь начинается рай.

                                          В. Афанасьев.

       Основная часть:  

     Педагог: Поговорим мы с вами, ребята, о нашем родном крае, о нашей Родине.

- Как называется наша страна, все вы, конечно, знаете. Давайте хором произнесем ее название: «Россия, Русь».

    Педагог и дети у выставки иллюстраций к стихотворению Е. Санина «Романс о России».

Педагог читает:              Здравствуй, Русь: седые дали,

                                         Плуг и меч, копье и серп.

                                         Край надежды и печали,

                                         Стон дубов и слезы верб…

                             Все твои озера святы,

                             Все ручьи твои чисты.

                             Вкус полыни, запах мяты,

                             И – кресты, кресты, кресты…

                                         Все тут мило – от березы

                                         До высоких облаков.

                                         То ли росы, то ли слезы

                                         На стогах твоих веков.

                              Край родной: твои дубравы,

                              Нивы, села, города –

                              Память подвигов и славы

                              Войн, молитв, любви, труда.

                                           Сколько бед прошло над Русью,

                                            Подсчитать я не берусь.

                                            Только низко поклонюсь я

                                            И промолвлю: «Здравствуй, Русь!»

- У России, у русской земли есть много своего, особенного; того, что люди называют «русским».

- Подумайте и ответьте: про что можно сказать «русский», «русская»?

  Педагог выслушивает детей, отмечает наиболее удачные ответы. Затем педагог читает детям стихотворение Е. Санина  «Романс о России»,  иллюстрируя строчки стихотворения.

     Русские дороги.

                    Русские дома.

     Русские пороги.

                    Русская зима.

     Русские закаты.

                    Русский клев ерша.

     Русские солдаты.

                    Русская душа.

     Русские святые.

                    Русские глаза.

     Русские святыни.

                    Русская слеза.

     Русские морозы.

                    Русские поля.

     Храмы и березы:  

                    Русская земля!

 

     (Можно предложить детям послушать песни на стихи русского поэта Феодосия Савинова «Родина». Дети сидят кругом на коврике).

                                       Вижу чудное приволье,

                                       Вижу нивы и поля,

                                       Это русское раздолье,

                                       Это русская земля!

                              Вижу горы – исполины,

                              Вижу реки и моря.

                              Это русские картины,

                              Это Родина моя!

                                       Слышу пенье жаворонка,

                                       Слышу трели соловья.

                                       Это русская сторонка,

                                       Это Родина моя!

- Давайте с вами, ребята, попробуем ответить на вопрос: «Что такое Родина?»

     Педагог обобщает ответы детей. Ответов может быть много:

- Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Земля, которую наши предки защищали от врагов.

- Родина – это наш край, наш поселок.

- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит наш детский сад, наша школа.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

      Педагог обращает внимание детей на репродукции  русских пейзажей.

- Посмотрите, ребята, на репродукции картин русских художников с изображением красивых русских пейзажей, вспомните места родного края, где вам приходилось бывать.

- Что мы видим на русских пейзажах?  ( На русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокое небо).

- Есть ли в русском пейзаже что-нибудь пугающее, будоражащее фантазию: шумные водопады, холодные горы, заснеженные скалы, тропические джунгли?  (Нет, русская природа исполнена спокойствия и тишины).

- Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские поля, реки, леса: тревожно человеку или спокойно?  Печально или радостно?

     (Дети размышляют, отвечают на вопросы, педагог обобщает детские ответы).

- В душе человека, смотрящего на русские просторы, рождается радость от созерцания красоты.  Верующие люди говорят, что через русскую природу сам Господь Бог – Творец неба и земли – беседует с нами. Много полезных нравственных уроков дает нам Бог через свое творение. Нужно только уметь видеть, слышать и подмечать эти наставления.

- Вот долина: широкая, зеленеющая летом и взращивающая к осени хлеба. Какой добродетели,  какому доброму качеству может научить внимательного и думающего человека русская долина?  (Смирению, щедрости, открытости, простоте.  Русская долина открыта ветрам, снегам и солнечным лучам.  Она украшена скромным разнотравьем, ее простые ромашки, колокольчики и васильки так дороги нашему сердцу).

- Теперь давайте посмотрим на русскую речку: мягко и плавно течет она.  Прислушайтесь к тихому плеску воды, посмотрите на плавные изгибы реки. Каким добрым чертам характера может научить нас русская речка?  (Нежности, мягкости, гибкости. Она будто  подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими, обидчивыми, помнящими зло, не умеющими прощать. Пусть наши души будут как речная вода, которая только на малое время возмутится от  брошенного в нее камня, а потом снова становится мирной и спокойной.  Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать),

- На берегах русских рек и озер, среди лесов и в людных городах стоят и украшают русскую землю православные храмы. Звон их колоколов много веков звал людей на молитву.

- А знаете ли вы о том, как Русь стала православной?

- Родилась Русь Святая  с дивного пророчества, произнесенного одним из двенадцати учеников Христа Спасителя – апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя веру христианскую, он дошел до русской реки Днепр, на берегу которой установил крест и воскликнул: «Отныне благодать Божия воссияет на этих холмах. Здесь будет великий город со множеством церквей». Спустя время, когда землями русскими правил князь Владимир, приняли русские люди христианскую веру, стали возводить  храмы и монастыри.

- Защищали теперь от врагов русские люди не просто землю свою, но и веру православную.  А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь?

      Педагог:  Служа Богу и людям, совершали свой подвиг на Руси русские святые. Среди иллюстраций, подготовленных к нашей беседе, - репродукция иконы Всех святых.

     (Педагог показывает детям репродукцию).

- Вот сколько их, святых Земли Русской!  Мы, люди, живущие сегодня в России, - духовные наследники русских святых, показавших нам пример духовного подвига. Этот путь всегда освещен светом веры и святости.

     Педагог: Завершая наш разговор о Родине – России, давайте вспомним стихотворение, с которого начали беседу.

- Как вы думаете, почему поэт говорит о России: «Здесь начинается рай»?

     (Педагог вместе с детьми размышляет над этим вопросом, а после беседы предлагает детям выполнить коллективную композицию «Святая Русь» с использованием рисунков и аппликации, которые дети приготовили вместе с родителями).

     Заключительная часть. Рефлексия.

- Что было интересного?  Что нового узнали дети в ходе беседы?

Подведение итога занятия.

 

                   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...

Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе Тема : « Наша Родина –Россия»

Познакомить с понятиями «Родина», « Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе....

Беседа в подготовительной группе на тему : "Путешествие в прошлое и настоящее нашей Родины-России".

Конспект занятия - беседы, посвященной развитию представления детей о понятии "Родина".Беседа носит обзорный характер. В доступной и понятной форме воспитатель знакомит детей с родным краем посредство...

«Россия – наша родина» Беседа, посвященная Дню народного единства, с дошкольниками старшего возраста

Данный материал поможет расширить представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Углубить и уточнить представления о Родине – России.  Воспитывать любовь и гордость за св...

Беседа по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Путешествие по нашей Родине»

Беседа по патриотическому воспитанию детей в старшей группе                       «Путешес...

Конспект беседы в подготовительной группе «Ты, Кубань, ты наша Родина!»

Конспект беседы в подготовительной группе «Ты, Кубань, ты наша Родина!»...

беседа "Наша Родина - Россия"

беседа "Наша Родина - Россия" 2 младшая группа "Звездочки...