Технология "Кубик Блума"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Потеряева Ирина Яковлевна

Технология "Кубик Блума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_bluma.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Кубик «Блума»

В настоящее время большое внимание обращается на развитие личности ребёнка: уровень мышления и активности, умение общаться, способность к познавательной самореализации, к проявлению творчества. Перед нами,  педагогами стоит задача: какими доступными и интересными формами можно систематизировать и обобщить знания по той или иной теме, чтобы ребёнок овладел способами извлечения знаний, получил новые впечатления об окружающем, необходимые ему для дальнейшего саморазвития. Для решения поставленных задач в своей работе я использую инновационную технологию критического мышления, разработанную американским учёным и психологом Бенджамином Блумом - «Кубик Блума», которая основывается на модели «4К» и предполагает развитие, таких качеств в человеке, как:

 • Критическое мышление (способность анализировать информацию, вырабатывать разнообразные аргументы, делать выводы, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию);

• Креативность;

• Коммуникативные навыки;

• Командность.

Новизна данной технологии заключается в том, что ребёнок становится субъектом детской самостоятельной деятельности, а воспитатель партнёром по деятельности. Приём развития критического мышления «Кубик Блума» уникален ещё и тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Я адаптировала технологию на разных этапах деятельности детей: часть обобщающего занятия, дидактическая игра, наблюдение. Кубик Блума - это куб, на сторонах которого написаны начальные слова для ответа. Если дети не умеют читать, то подбираю картинки, соответствующие теме общения. Ребёнок бросает кубик и отвечает на вопрос, выпавший на грани.

При работе с помощью технологии «Кубик Блума» решаются следующие задачи:

1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение полученных знаний.

2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.

3. Грань «Объясни» - развитие мышления.

4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний, творческие задания.

5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности, выражение личного отношения, основываясь на личном опыте.

6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике, предложение своих идей для решения каких-либо ситуаций.

Работая с «Кубиком Блума», я перестаю быть главным источником информации, а  превращаю занятия с детьми в совместный и интересный поиск нужной и важной информации. «Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Для усложнения, можно предложить детям самостоятельно задавать друг другу вопросы, начиная на слова, выпавшие на грани кубика. Данный приём даёт положительный результат на развитие речи детей. В работе с кубиком  необходимо иметь набор вопросов по каждой грани, так как вероятно, что кубик может несколько раз упасть на одну и ту же грань. Мной были разработаны кубики по разным темам. Для удобства хранения, и чтобы кубики не занимали много места (так как картотека постоянно пополняется), я использую один пластмассовый кубик и липучки, с помощью которых креплю картинки по различным темам на кубик.

В данной статье я приведу примерные вопросы по использованию «Кубика Блума» по теме «Безопасность дорожного движения».

Грань «Назови» (Воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.) 1. Назови участников дорожного движения. 2. Назови три главных цвета светофора. 3. Что означает красный сигнал светофора? 4. Что означает жёлтый сигнал светофора? 5. Что означает зелёный сигнал светофора? 6. Что такое дорога? 7. Что такое тротуар? 8. Кто является участником дорожного движения? 9. Что такое улица? 10. Как называют людей идущих по улице?

Грань «Почему» (Умение видеть и формулировать причинно - следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением) 1. Почему пешеходный переход называют «зеброй»? 2. Почему нужно соблюдать правила дорожного движения? 3. Почему опасно разговаривать при переходе через дорогу? 4. Для чего предназначена улица? 5. Как пешеход должен идти по улице? 6. Где люди могут переходить проезжую часть? 7. Как дети должны переходить дорогу? 8. Как узнать, где можно переходить дорогу? 9. Как можно переходить проезжую часть? 10. Как переходить проезжую часть, если есть светофор?

Грань «Объясни» (Развитие мышления. Уточняющие вопросы. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы) 1. Что означают три сигнала светофора? 2. Что за полосатая зебра находится на дороге? 3. Что случится, если не будет дорожных знаков? 4. Приведите примеры, почему нельзя играть на дороге. 5. Где должны дети играть на улице? 6. Где можно кататься на велосипеде, самокате и роликах? 7. Вспомните и изобразите знак пешеходного перехода. 8. Объясни, что обозначает тот или иной знак дорожного движения. 9. Объясни, как правильно выйти из автобуса и перейти дорогу. 10. Объясни, как перейти дорогу, если нет светофора.

Грань «Предложи» (Умение применить полученные знания на практике. Ребёнок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций) 1. Для чего нужно знать и соблюдать правила дорожного движения? 2. Предложи правила, которые помогут перейти дорогу. 3. Предложи, как безопасно перейти дорогу, если сломался светофор. 4. Проанализируй, почему по улице надо идти спокойным шагом? 5. Объясни, почему идти надо только по тротуару, по правой его стороне? 6. Как можно перейти дорогу, где нет светофора? 7. Предложи, где можно безопасно кататься на велосипеде и самокате. 8. Мяч попал на дорогу. Предложи выход из ситуации.

Грань «Придумай» (Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла) 1. Подумай, что было бы без правил дорожного движения? 2. Придумай сказку про светофор. 3. Придумай игру, которая учит переходить дорогу по правилам. 4. Расскажи, что может произойти, если переходить дорогу в неположенном месте. 5. Придумай, как можно обезопасить пешеходов при переходе дороги. 6. Придумай стихотворение про светофор. 7. Придумай свое транспортное средство. 8. Придумай, что может случиться, если не пристегнуться ремнём в машине.

Грань «Поделись» (Развитие эмоциональной стороны личности, личного отношения, основываясь на личном опыте) 1. Как хорошо, что люди соблюдают правила дорожного движения, потому что… 2. Как ты соблюдаешь правила дорожного движения? 3. Поделись, как правильно перейти дорогу около автобуса или машины? 4. Нужны ли правила дорожного движения в жизни человека? 5. Поделись, как тебя родители перевозят в машине. 6. Расскажи, как ты ведёшь себя в общественном транспорте. 7. Расскажи, как ты с родителями переходишь через дорогу. 8. Расскажи, какие знаки дорожного движения ты знаешь. 9. Расскажи, какие виды транспорта ты знаешь. 10. Расскажи, какие опасности встречаются во дворе во время игры.

Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления - «Кубик Блума» помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать и использовать своё мнение и свои знания, в любых ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, монологическую и диалогическую речь. Данная технология очень нравится детям, они быстро осваивают работу с «Кубиком Блума». А педагогу кубик помогает развивать навыки критического мышления в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.  

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.

Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

Можно назвать грани фигуры так:

Опиши (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

Сравни (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

Предложи ассоциацию (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

Проанализируй (как сделан предмет, из чего состоит);

Используй (дети показывают, как можно применить предмет);

Дай оценку (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная технология "Кубик Блума"

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем  образовательным областям.  Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей  уже есть представление...

Презентация "Кубик Блума"

Педагогическая технология "Прием критического мышления"...

Кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

кубик блума - это прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, ч...

кубик блума как прием педагогической инновационной технологии

Кубик Блума- это прием технологии критического мышления , разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием развития критического мышления "Кубик Блума" позволяет форм...

Мастер-класс "Кубик Блума"

Сценарий педагогического мастер-класса на тему: «Формирование критического мышления у детей дошкольного возраста через прием «Кубик Блума»...

Конспект с использованием кубика Блума и ромашки Блума на тему «Квадрат и прямоугольник занятие по ФЭМП»

Конспект с использованием кубика Блума и ромашки Блума на тему «Квадрат и прямоугольник занятие по ФЭМП» Тема: Формирование элементарных математических представлений...