Краткосрочный проект "Жу-жу-жу, я с насекомыми дружу!" для детей 3-4 лет
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Краткосрочный роект для детей 3-4 лет на 2 недели "Жу-жу-жу, я с насекомыми дружу!"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«Жу-жу-жу, я с насекомыми дружу!»
для детей 3-4 лет (2 недели).
Подготовила: Скуратова Е.И.
Цель: Формирование у детей 3-4 лет устойчивого интереса к миру насекомых, расширение знаний об их разнообразии, особенностях и роли в природе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с названиями и внешним видом разнообразных насекомых (бабочка, божья коровка, муравей, пчела, кузнечик, жук).
Формировать представление об основных частях тела насекомых и их функциях (голова, грудь, брюшко, крылья, лапки, усики - для чего нужны усики).
Углубить знания о местах обитания насекомых, их питании и образе жизни.
Расширять словарный запас детей по теме: насекомое, бабочка, божья коровка, муравей, пчела, кузнечик, жук, голова, грудь, брюшко, крылья, лапки, усики, трава, цветок, дерево, лист, ползать, летать, жужжать, порхать.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы о насекомых, описывать их внешний вид.
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Развивать творческие способности и воображение.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и ко всем живым существам, осознание их ценности.
Формировать интерес к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.
Мероприятия:
1 неделя: “Насекомые вокруг нас”
Понедельник: “Разнообразие насекомых”
Беседа: “Кто такие насекомые? Какие они бывают?” (Рассматривание картинок, муляжей, игрушек насекомых).
Дидактическая игра: “Найди пару” (парные картинки насекомых).
Подвижная игра: “Солнышко и дождик” (дети имитируют поведение насекомых в разную погоду).
Вторник: “Бабочки – порхающие красавицы”
Беседа: “Что мы знаем о бабочках?” (Обсуждение внешнего вида, строения тела, питания, жизненного цикла бабочки).
Чтение художественной литературы: “Бабочка” И. Токмаковой, “Как бабочка к солнцу летала” С. Маршака.
Рисование: “Красивая бабочка” (использование разных техник рисования: гуашь, карандаши, восковые мелки).
Среда: “Божья коровка – солнышко на ладошке”
Беседа: “Божья коровка: кто она и чем занимается?” (Обсуждение внешнего вида, пользы для растений).
Аппликация: “Божья коровка на листке” (использование цветной бумаги, картона, клея).
Пальчиковая игра: “Божья коровка” (имитация движений божьей коровки).
Четверг: “Муравьи – трудолюбивые строители”
Беседа: “Муравьи: кто они такие и как живут?” (Обсуждение образа жизни муравьев, строения муравейника, распределения обязанностей).
Конструирование: “Муравейник” (из строительного материала, веток, шишек).
Подвижная игра: “Муравьи таскают брёвна” (дети переносят небольшие предметы группами).
Пятница: “Пчелы – золотые труженицы”
Беседа: “Пчелы и мед: как они связаны?” (Обсуждение жизни пчел в улье, процесса сбора меда, пользы меда).
Лепка: “Пчелка” (использование пластилина, стеки).
Дидактическая игра: “Угостим мишку медом” (сортировка картинок с медом и другими продуктами).
2 неделя: “Жизнь насекомых”
Понедельник: “Кузнечик – зеленый музыкант”
Беседа: “Кузнечик: прыгун и музыкант” (Обсуждение внешнего вида, строения тела, способа передвижения, издаваемых звуков).
Слушание звуков природы: “Голоса насекомых” (прослушивание записи звуков кузнечика, жужжания пчелы, стрекотания сверчка).
Подвижная игра: “Кузнечики” (дети прыгают, как кузнечики).
Вторник: “Жуки – разноцветные крепыши”
Беседа: “Какие бывают жуки?” (Рассматривание картинок разных жуков, обсуждение их внешнего вида, размеров, окраски).
Чтение художественной литературы: “Жук-знахарь” В. Бианки, “Муха-Цокотуха” К. Чуковского.
Рисование: “Жук” (использование разных материалов: краски, карандаши, фломастеры).
Среда: “Где живут насекомые?”
Беседа: “Дома для насекомых” (Обсуждение мест обитания насекомых: трава, листья, цветы, деревья, под камнями, в земле, в воде).
Наблюдение за насекомыми на прогулке (на участке детского сада или в парке).
Четверг: “Что едят насекомые?”
Беседа: “Чем питаются насекомые?” (Обсуждение различных видов пищи для насекомых: нектар, листья, трава, другие насекомые).
Дидактическая игра: “Угостим насекомых” (сортировка картинок с изображением различной пищи).
Пятница: “Берегите насекомых!”
Беседа: “Зачем нужны насекомые?” (Обсуждение пользы, которую приносят насекомые: опыление растений, участие в пищевых цепочках, красота природы).
Творческая работа: “Насекомые на лугу” (создание коллективной композиции с использованием разных материалов: цветная бумага, картон, вата, природный материал).
Вручение медалей: “Юный друг природы”.
Подробное содержание бесед:
“Что такое насекомые? Какие они бывают?”
Воспитатель: “Ребята, посмотрите вокруг! В траве, на цветах, в воздухе – кто там ползает, летает и жужжит? Это – насекомые! Насекомые – это такие маленькие животные, у которых шесть ножек. Посчитайте, сколько ножек у бабочки (показывает картинку). А у муравья? Всех, у кого шесть ножек – это насекомые! А какие насекомые вы знаете?” (Дети перечисляют известных им насекомых). “Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами будем узнавать больше об этих маленьких жителях нашей планеты.”
“Что мы знаем о бабочках?”
Воспитатель: “Ребята, посмотрите на эту красивую бабочку (показывает картинку или муляж). Какая она красивая! Какие у нее крылья? (Яркие, разноцветные). А что еще есть у бабочки? (Голова, туловище, лапки, усики). Для чего бабочке усики? (Чтобы чувствовать запах цветов). Чем питаются бабочки? (Нектаром цветов). Как летает бабочка? (Легко, плавно). А вы знаете, что бабочка появляется из гусеницы? Это настоящее чудо!”
“Божья коровка: кто она и чем занимается?”
Воспитатель: “Ребята, а кто это ползает по листику? (Показывает картинку божьей коровки). Это – божья коровка. Она маленькая, красненькая, с черными точечками. Это – очень полезный жучок! Божья коровка кушает тлей, которые вредят растениям. Поэтому божью коровку называют другом сада и огорода. Божьи коровки бывают не только красные, но и желтые, оранжевые, даже черные. Хотите узнать, почему божью коровку называют “коровкой”? “
“Муравьи: кто они такие и как живут?”
Воспитатель: “Ребята, кто это бегает туда-сюда по тропинке? (Показывает картинку муравья). Это – муравей. Муравьи живут большими семьями в муравейнике. Муравейник – это их дом. В муравьиной семье есть рабочие муравьи, солдаты и королева-матка. Рабочие муравьи постоянно трудятся: строят муравейник, добывают пищу, ухаживают за личинками. Муравьи очень сильные, они могут переносить грузы, которые во много раз больше их самих. Муравьи – очень полезные насекомые, они рыхлят почву и уничтожают вредных насекомых.”
“Пчелы и мед: как они связаны?”
Воспитатель: “Ребята, кто жужжит возле цветов? (Показывает картинку пчелы). Это – пчела. Пчелы живут в ульях большими семьями. В улье есть пчелы-работницы, трутни и королева-матка. Пчелы-работницы собирают нектар с цветов и делают из него мед. Мед – это очень вкусный и полезный продукт. Пчелы опыляют растения, поэтому они очень важны для природы.”
“Кузнечик: прыгун и музыкант”
Воспитатель: “Ребята, кто это прыгает в траве и издает такие интересные звуки? (Показывает картинку кузнечика). Это – кузнечик. Кузнечик умеет далеко прыгать благодаря своим длинным задним лапкам. А еще кузнечик умеет “петь”! Он трется лапками о крылья и получается такой звук: “Стрекочет, стрекочет!”. Кузнечики бывают разных цветов, но чаще всего они зеленые, чтобы маскироваться в траве.”
“Какие бывают жуки?”
Воспитатель: “Ребята, а вы знаете, что есть много разных жуков? Посмотрите на эти картинки! (Показывает картинки разных жуков: майский жук, жук-олень, колорадский жук, светлячок). Какие они разные! Есть большие жуки, есть маленькие, есть яркие, а есть совсем незаметные. У всех жуков есть твердые крылья, которые называются надкрыльями. Под ними спрятаны настоящие крылья, с помощью которых жуки летают.”
“Дома для насекомых”
Воспитатель: “Ребята, мы уже знаем много разных насекомых. А где они живут? (Дети перечисляют). Бабочки чаще всего живут на лугах, где много цветов. Муравьи строят муравейники в лесу. Пчелы живут в ульях. Некоторые жуки прячутся под камнями или в коре деревьев. Насекомым нужен свой дом, чтобы жить и размножаться.”
“Чем питаются насекомые?”
Воспитатель: “Ребята, а вы знаете, чем питаются насекомые? (Дети высказывают свои предположения). Бабочки пьют нектар цветов. Божьи коровки едят тлей. Муравьи всеядны, они едят и зерна, и остатки пищи, и даже других насекомых. Пчелы собирают нектар и пыльцу с цветов. Кузнечики едят траву и листья. У каждого насекомого своя любимая еда!”
“Зачем нужны насекомые?”
- Воспитатель: “Ребята, а вы знаете, зачем нужны насекомые? Некоторые люди думают, что они только вредят. Но это не так! Насекомые очень важны для природы. Пчелы опыляют растения, без этого не было бы многих фруктов и овощей. Муравьи рыхлят почву и уничтожают вредных насекомых. Насекомые служат пищей для других животных. И вообще, они просто украшают нашу планету!”
Чтение художественной литературы:
И. Токмакова “Бабочка”
С. Маршак “Как бабочка к солнцу летала”
В. Бианки “Жук-знахарь”
К. Чуковский “Муха-Цокотуха”
Сказки, стихи, загадки о насекомых (по выбору педагога).
Консультации:
Для родителей:
“Мир насекомых: познаем вместе с ребенком” - содержание: рекомендации по наблюдению за насекомыми с детьми на прогулке, советы по выбору книг и мультфильмов о насекомых, идеи для совместной творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация).
“Насекомые – друзья и враги: как защитить ребенка от укусов” - содержание: информация о профилактике укусов насекомых, правилах оказания первой помощи при укусах, об опасных насекомых (клещи, осы, шершни).
Для педагогов:
“Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников” - содержание: описание различных дидактических и подвижных игр о насекомых, рекомендации по их проведению, критерии выбора игр.
“Создание развивающей среды для изучения насекомых в группе” - содержание: рекомендации по организации уголка природы в группе, подбору дидактических материалов, созданию условий для наблюдения за насекомыми (например, организация мини-муравейника или уголка с бабочками).
Содержание консультаций:
“Мир насекомых: познаем вместе с ребенком” (для родителей):
Наблюдение за насекомыми на прогулке:
Возьмите с собой лупу, чтобы лучше рассмотреть насекомых.
Обращайте внимание ребенка на внешний вид насекомых, их движения, звуки, которые они издают.
Рассказывайте ребенку о том, чем питаются насекомые, где они живут.
Отвечайте на вопросы ребенка, поощряйте его любознательность.
Выбор книг и мультфильмов о насекомых:
Выбирайте книги с яркими иллюстрациями и простым текстом.
Смотрите с ребенком познавательные мультфильмы о насекомых.
Обсуждайте прочитанное и увиденное.
Совместная творческая деятельность:
Рисуйте насекомых красками, карандашами, фломастерами.
Лепите насекомых из пластилина.
Делайте аппликации из цветной бумаги, картона, ваты, природного материала.
“Насекомые – друзья и враги: как защитить ребенка от укусов” (для родителей):
Профилактика укусов насекомых:
Надевайте на ребенка одежду с длинными рукавами и штанинами, отправляясь на прогулку в лес или парк.
Используйте репелленты (средства от насекомых), предназначенные для детей.
Не оставляйте еду и напитки на открытом воздухе, чтобы не привлекать насекомых.
Избегайте мест скопления насекомых (например, рядом с ульями или муравейниками).
Первая помощь при укусах насекомых:
Промойте место укуса водой с мылом.
Приложите к месту укуса холодный компресс.
Обработайте место укуса антисептиком (например, перекисью водорода или йодом).
При необходимости дайте ребенку антигистаминный препарат (после консультации с врачом).
Опасные насекомые:
Расскажите ребенку о том, что нельзя трогать незнакомых насекомых, особенно ос и шершней.
Будьте осторожны в лесу, чтобы не стать жертвой клещей.
“Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников” (для педагогов):
Дидактические игры:
Кто где живет?” (соотнесение насекомого с его местом обитания).
“Что едят насекомые?” (соотнесение насекомого с его пищей).
Собери насекомое” (разрезные картинки).
“Найди лишнее” (среди картинок с насекомыми найти одно, которое отличается от остальных).
Подвижные игры:
Поймай бабочку” (развитие ловкости и быстроты реакции).
Муравьишки” (развитие координации и командной работы).
“Жуки в траве” (дети ползают по траве, как жуки, стараясь не столкнуться друг с другом).
Критерии выбора игр:
Соответствие возрасту детей.
Наличие простых и понятных правил.
Безопасность.
Развивающий характер.
“Создание развивающей среды для изучения насекомых в группе” (для педагогов):
Уголок природы:
Разместите в уголке природы картинки, фотографии, муляжи насекомых.
Поставьте книги о насекомых.
Добавьте природные материалы (ветки, листья, шишки, камни).
Организуйте мини-лабораторию для изучения насекомых (лупа, сачок, контейнеры).
Мини-муравейник:
Поместите муравьев в прозрачный контейнер с землей и песком.
Создайте условия для наблюдения за их жизнью.
Кормите муравьев небольшим количеством сахара или хлебных крошек.
Уголок с бабочками:
Выращивайте бабочек из куколок (если есть возможность).
Поместите бабочек в специальный террариум с цветами.
Наблюдайте за их поведением.
Оценка результатов:
Наблюдение за детьми во время занятий и игр (активность, интерес, участие в обсуждениях).
Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, конструкции).
Оценка знаний детей о насекомых (вопросы-ответы, викторины).
Анкетирование родителей (оценка изменений в знаниях и отношении ребенка к насекомым).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткосрочный проект во второй младшей группе "Давайте дружить"
Прививать дружеские отношения внутри детского коллектива...

Досуг по экологическому воспитанию для детей младшей группы «Жу-жу-жу с насекомыми дружу»
Программное содержание:-формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения; - развивать артикуляцию и и...

Сценарный план развлечения во второй ранней группе «Жу-жу-жу с насекомыми дружу»
краткое содержание досуга для детей младшего возраста...

Краткосрочный проект «Давайте дружить» для детей младшей группы
Краткосрочный проект«Давайте дружить»для детей младшей группы...

Краткосрочный проект «Давайте дружить» для детей младшей группы
Краткосрочный проект«Давайте дружить»для детей младшей группы Тема: «Давайте дружить!Участники проекта:- дети младшего дошкольного возраста;- родители;- воспитатели:Вид про...

Краткосрочный проект «Давайте дружить» для детей младшей группы
День ребенка в детском саду наполнен различными делами и событиями, однако многие из них проходят мимо сердца ребенка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Формирования положительных вза...

