Познавательно-исследовательская деятельность на тему "Воздух-невидимка", подготовительная группа
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Пушкарева Ольга Николаевна

Формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность на тему «Воздух-невидимка», подготовительная группа

Цель: Формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:

Образовательные:

- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

- Способствовать обогащению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных и растений.

-Научить детей проводить экспериментальную деятельность с воздухом.

- Познакомить с новой техникой рисования кляксография.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность в процессе экспериментирования.

- Развивать у детей умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

- Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные:

- Воспитывать желание познавать окружающий мир.

- Воспитывать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа: Беседа «Для чего нужен воздух и кому?», «Чистый воздух»; загадки про явления природы. Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии. Наблюдения на прогулке за ветром.

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография.

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал и оборудование: мольберты, карточки-символы, набор букв на магнитах, фартуки, столы, стулья, подносы, смайлики – грустные, веселые.

Раздаточный материал: для исследовательской деятельности: трубочки для коктейля, стаканы с водой, зубочистки, целлофановые пакеты, салфетки, емкость с водой, глубокие тарелки, веера; для рисования: альбомные листы, акварельные краски, баночки, салфетки, кисточки, трубочки для коктейля.

Организационный момент:

Воспитатель проговаривает зазывалочку:

(Дети собираются в дружный кружочек)

Собирайся дружок,

Делай дружный кружок.

Наш кружочек дружный

Всем ребятам нужный.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас отправиться со мной в экспериментальную лабораторию.

-Кто из вас знает, что такое лаборатория?

Дети: Лаборатория – это место, где проводят опыты.

-Правильно, а, чтобы узнать, с чем мы будем с вами знакомиться, нам необходимо отгадать зашифрованное слово (ВОЗДУХ). У нас есть подсказка. Перед вами картинки под цифрами. Шесть картинок. Слово надо отгадать по первым звукам картинок. А звуки обозначаются чем? Правильно, буквами. Буквы расставить в соответствии с цифрами.

Дети отгадывают зашифрованное слово: Воздух.

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? Прочитаем вместе: «Воздух». Правильно, молодцы!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

Дети: Нет.

Воспитатель: Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой».

Воспитатель: А почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой?

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, через него все видно.

Воспитатель: А, что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей группе.

Дети: Стекла в очках, в окне, стаканы, стекло в часах.

Воспитатель: Ребята, а что такое воздух?

Дети: Это то, чем мы дышим.

Воспитатель: А кто еще дышит воздухом?

Дети: Животные, насекомые, птицы, растения, рыбы.

-Ребята, хотите поискать этого невидимку?

(Согласие детей).

Воспитатель: Мы с вами превратимся в ученых, попытаемся узнать, как можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Для этого нужно произнести волшебное заклинание:

«Вокруг себя мы обернемся

Раз, два, три.

Немного ножками пройдем

Раз, два, три.

И в волшебную лабораторию придем».

Воспитатель: Уважаемые коллеги, проходите, надевайте фартуки. Все наши открытия будем обозначать с помощью символов.

-Все готовы? Но, прежде чем начать работу, хочу напомнить о правилах работы за столами:

  • Работать аккуратно;
  • Не разбрасывать предметы по всему столу, а класть на свои места: на поднос;
  • Вытирать салфеткой воду, чтобы не намочить одежду;
  • Внимательно слушать;
  • На вопросы отвечать;
  • И друг другу помогать.

(Воспитатель предлагает пройти детям к столу, дети встают полукругом около стола).

Опыт №1 «Воздух занимает место».

Воспитатель: Уважаемые коллеги, что у меня в стакане?

Дети: Нет ничего.

Воспитатель: Говорите, нет ничего? Тогда смотрите. (Педагог опускает стакан в воду вверх дном, медленно. Стакан держим прямо). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Что мешает ей туда попасть?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Видим ли мы что-нибудь в стакане? Почему? Нет. В стакане находится воздух, он прозрачный.

Вывод: Воздух прозрачный и невидимый, но есть в пустом стакане, поэтому вода туда не попадает. Наше первое открытие обозначим символом – воздух занимает место (ребенок размещает карточку-символ на мольберт).

Воспитатель: Уважаемые коллеги, вы можете пройти к своим рабочим столам и повторить самим данный опыт.

Опыт №2 «Обнаружение воздуха».

Воспитатель: Мы знаем, что воздух в стакане есть, а можно ли заставить воздух показаться? Как это сделать?

(Высказывания детей)

Воспитатель: А теперь потихоньку наклоните стаканчики. Что происходит, когда вы наклоняете стаканчики на бок?

Дети: Появляются пузырьки.

Воспитатель: Как вы думаете, что находится в пузырьках?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Воздух быстро поднимается пузырьками на верх. Он легче воды.

Воспитатель: А теперь еще один фокус. Возьмите стаканчики с водой и опустите в него соломинку. Подуйте в соломинку. Что мы видим? Почему появляются пузыри?

Дети: Воздух выходит из воды.

Воспитатель: А теперь подуйте сильнее. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: Воздух, находящийся в стакане, можно увидеть в виде пузырьков, которые сразу исчезают. Воздух легче воды. Вот мы и обнаружили невидимку (ребенок размещает карточку-символ на мольберт).

Опыт №3 «Поймаем воздух».

Воспитатель: Уважаемые коллеги, я знаю еще один способ обнаружения воздуха. Возьмите, пожалуйста, полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Дети: Он пустой, ничего.

Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. Наберите в пакет воздух, вот так, и закрутите открытый конец. Посмотрите, что получилось?

Дети: Пакет надулся, стал упругим.

Воспитатель: Да, пакет стал упругим, в нем есть воздух. Воздух занял свое место в пакете. Нам удалось поймать воздух-невидимку. Мы его заперли. Где можно использовать это свойство воздуха?

Дети: Надувные матрацы, спасательные круги, надувные лодки.

Воспитатель: Видим ли мы ладошку через пакетик?

Дети: Да, видим.
Воспитатель: Это говорит о чем? О каком свойстве воздуха?

Дети: Воздух прозрачный.

Воспитатель: Посмотрите, одинаковой ли формы пакеты?

Дети: Нет, они разные.

Вывод: Воздух невидимый, прозрачный, занимает место, воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который попадает (ребенок размещает карточку-символ на мольберт).

Воспитатель: Предлагаю проверить, действительно ли внутри пакетов находится воздух? Возьмите острую палочку и проткните мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: Да, воздух выходит тонкой струйкой. Мы его не видим, но чувствуем. Какой вывод можно сделать?

Дети: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать (ребенок выставляет карточку-символ на мольберт).

Воспитатель: Уважаемые коллеги, хотите еще почувствовать, как движется воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите веер, легонько помашите им, а теперь посильнее. Что вы чувствуете?

Дети: Ветер дует.

Воспитатель: Движение воздуха – ветер. Чем больше прилагаем силу, тем быстрее движется воздух.

Вывод: Воздух может двигаться. Движение воздуха мы можем ощущать (ребенок выставляет карточку-символ на мольберт).

Воспитатель: А кто из вас знает природные явления, где воздух движется по-разному?

Дети: Ураган, буря, ветерок.

Воспитатель: А сейчас, уважаемые коллеги, приглашаю вас отдохнуть.

Музыкальная Физминутка «Если нравится тебе, то делай так…

Воспитатель: Уважаемые коллеги, а знаете ли вы, что воздухом можно рисовать?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Да, можно. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

(Приглашаем детей пройти за столы)

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать.

«Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет.

В трубочку подуем –

Капельки раздуем!»

Объяснение, показ: набираем на кисточку воду и в краске делаем лужицу, затем капаем каплю краски на бумагу и раздуваем ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Конец трубочки направляем в центр кляксы. Трубочку в краску не опускаем. Если клякса закончилась, кисточкой снова ее делаем. Недостающие детали дорисовываем кисточкой. Перед началом работы взять трубочку, подуть на ладошку.

(Дети рисуют)

Воспитатель: Какие замечательные картины у вас получились! (Дети рассказывают, что у них получилось). Вы просто молодцы! Уважаемые коллеги, нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

-Произносим наше волшебное заклинание:

«Вокруг себя мы обернемся

Раз, два, три.

Немножко ножками пройдемся

Раз, два, три.

И в детский сад опять вернемся!»

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Ребята, вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили, что воздух может:

Дети: Воздух может двигаться;

Движение воздуха – это ветер;

Воздух легче воды;

Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Воздух занимает место;

Воздух не имеет формы.

И самое главное – без воздуха ничто живое не может жить.

(Карточки-символы на мольберте, проговариваем, повторяем)

Воспитатель: Ребята, на подносе лежат смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухом, и вы узнали что-то новое, то возьмите смайлик с улыбкой, а если не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика.

Перспектива: 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы все свойства воздуха знаем? Хотели бы вы узнать имеет ли воздух запах, вкус? А можно ли услышать воздух?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Хорошо, в следующий раз мы с вами отправимся в лабораторию, чтобы узнать много нового и интересного о воздухе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...

Конспект познавательно – исследовательской НОД по экологическому направлению в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения» .

Цель: Закрепить знания о лекарственных растениях и их применении, обобщить знания детей об охране здоровья.Образовательные задачи.- закрепить знания о лекарственных растениях и их применении;- за...

Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год» в подготовительной группе № 5 МДОУ «Детский сад № 7»

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность: 2 месяца.Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.   Проект затрагивает все образовательные области, с ...

Методическая разработка познавательно- исследовательский проект "Люди и камни" для подготовительной группы

Идея этого проекта была подсказана детьми. Их очень интересовали камни, которые они в большом количестве собирали на улице. Мне показалось, что надо использовать этот интерес для решения актуальных за...

Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы

Познавательно -  исследовательский проект  "Лаборотория Почемучки" для  детей подготовительной группы...