Дополнительная программа "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Прель Анна Геннадьевна

Дополнительная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_starshaya_gruppa.docx70.66 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка детский сад №105

        

Принята на заседании         Утверждаю:        

педагогического совета         Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №105

от «______»_________20 ______ г.         Лобач М.С._________________

Протокол № __________________               «______»_________20 ______ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно – научной направленности

«Юный эколог»

   

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 8 месяцев

                          Автор программы:

                                                                                       Прель Анна Геннадьевна,

                                                                                        воспитатель

г. Калининград, 2023.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа      

          Предметом экологии является экологическое просвещение детей дошкольного возраста и развитие умения оказывать посильную помощь нашей природе. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

           Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа

           Ведущая идея программы - ознакомление с окружающим миром детей старшего возраста, а также развитие умения взаимодействовать с природой. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.         

           Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы

           Ключевые понятия:

           Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.

           Эколог – специалист, который изучает взаимодействие живых организмов с окружающей средой и выявляет закономерности такого взаимодействия.

           Экологическая тропа – это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория.

           Экологическая среда – это все, что находится в окружающей нас природной среде и влияет на жизнь людей, животных и растительности. Это включает в себя все, начиная от воздуха, воды, почвы и заканчивая живыми организмами, которые живут в этой среде. Экологическая среда важна для нашей жизни, так как она обеспечивает нам необходимые условия для выживания и развития.

            Виды окружающей среды – четыре основные среды обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная), в каждой из которых свои специфические условия жизни.

           Живая природа – это все, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться.

           Неживая природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.

           Направленность программы 

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» имеет естественно - научную направленность.

           Уровень освоения программы

           Уровень освоения программы – ознакомительный.        

           Актуальность образовательной программы

           С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

         Занимаясь в кружке, дети обогатят свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Программа позволит максимально помочь детям освоить разнообразные способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность, воспитать правильное отношение к объектам, предметам окружающего мира. Так же  расширить  кругозор, познакомить  с разновидностями растительного и животного мира, создать  условия для формирования любви к природе, родному краю. Это воспитает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается образное и конкретное мышление, зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие.

         Педагогическая целесообразность образовательной программы

         Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. На практической части занятия закрепляются теоретические знания, полученные на занятии. Формы работы подобраны таким образом, чтобы дети могли приблизиться к более естественным видам деятельности: игре, общению с взрослыми, сверстниками, беседе, обыгрыванию ситуаций, экспериментированию и т.д. Именно в таких формах происходит интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие. Занятия построены согласно временам года.

         Практическая значимость образовательной программы

         Практическая значимость программы «Юный эколог» состоит в том, что она поможет в становлении основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Дети учатся выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы. Дети учатся правильно общаться с природой и заботиться о ней, получают практический опыт ухода за растительным и животным миром.

         Принципы отбора содержания образовательной программы

         При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:

- принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";

- принцип развивающего характера обучения;

- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

         Отличительные особенности программы

         Отличительная особенность программы состоит в том, что занятия направлены на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи,  мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в коррекции отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической  деятельности воспитателя и детей. Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.

          Цель образовательной программы.

          Цель дополнительной общеразвивающей программы: ознакомление детей с разнообразием окружающего мира путем формирования системы знаний о природе.

          Задачи образовательной программы    

           Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Образовательные:

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- формировать освоение экологических представлений;

- развивать познавательные умения;

- накапливать опыт гуманного отношения к растениям и животным;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;

- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;

воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

Развивающие:

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Воспитательные:

- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах.

           Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.

            Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей МАДОУ ЦРР д/с №105 в возрасте 5-6 лет.

Набор детей – свободный.

           Особенности организации образовательного процесса

           Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 10 человек.

           Форма обучения по образовательной программе

           Форма обучения – очная.          

           Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 32 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 25 минут. Недельная нагрузка на группу: 1час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

           Объем и срок освоения образовательной программы  

           Срок освоения программы – 1 год.        

           Основные методы обучения

           Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — книжных иллюстраций, плакатов.

          Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней,  получают практический опыт ухода за растительным и животным мира.

           Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами и приемами:

           Наглядные методы:

- прогулки;

- наблюдения за окружающей нас природой;

- просмотр фильмов;

- рассматривание книжных иллюстраций.

           Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

           Игровые методы:

- загадывание загадок;

- проведение дидактических игр;

- пальчиковая гимнастика;

            Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, плодов;

- опыты и эксперименты;

- изготовление с детьми наглядных пособий;

- труд в природе.

            Формы проведения:

- занятия в игровой форме;

- экскурсии на природу;

- обобщающие занятия;

- экспериментальная деятельность.

            Планируемые результаты

           Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

  В результате освоения программы дети будут  уметь:

- объяснять экологические зависимости;  устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- ухаживать за растениями в уголке природы. Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса; домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах;

- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;

- делать элементарные выводы и умозаключения;

- устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием;

- иметь представление о родном крае;

- уточнять представление детей о растениях (травы, деревья);

- рассматривать комнатные растения (выделять листья, цветы);

- наблюдать за домашними животными;

- знакомиться с зимующими птицами.

- проявлять желание заботиться о живых объектах природы;

- стремиться следовать правилам поведения на природе;

- пытаться самостоятельно оценивать свое поведение;

- использовать полученные знания в повседневной жизни.

           В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

           Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

           Механизм оценивания образовательных результатов.

           Для отслеживания знаний, умений и навыков у воспитанников разработаны критерии и дана характеристика уровней.

           Уровни освоения программы:

           ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество объектов природы, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ и сезонными изменениями. Моделирует признаки объектов и связи. Познавательное отношение устойчиво.

           СРЕДНИЙ - Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет (под руководством педагога) существенные признаки. Знает некоторые признаки живого. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

           НИЗКИЙ - Ребёнок различает большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

          Формы подведения итогов реализации образовательной программы

           Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая.  Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:

1) входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.      

2) текущий контроль: наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе, выставки творческих работ обучающихся.

3) итоговый контроль: итоговая диагностика применяется для оценки качества и уровня усвоения программы.

            Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.

            Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №105, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №105, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №105. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

           Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

           Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

        Материально-технические условия (обеспечение).

Ноутбук.

Архив видео и фотоматериалов.

Методические разработки занятий.

Шкаф для хранения методического материала – 1.

Детские столы – 3.

Детские стулья – 10.

Магнитная доска – 1.

Простой карандаш – 10 штук.

Цветные карандаши – 10 наборов.

          Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.

          Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.). Нормативный документ: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

          Кадровые.

           Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

           Оценочные и методические материалы.

Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку дошкольников. Успехи обучающихся оцениваются по разделам:

- теория;

- практика.

  Для определения полученных знаний, после каждого занятия проводится рефлексия.

           Методическое обеспечение          

- Демонстрационный материал: иллюстрации к занятиям;

- Картотека бесед по экологии;

- Картотека дидактических игр по экологии;

- Уголок цветов;
- Различные емкости (лейки; ведра);

- Календарь природы, модель календаря природы;

- Природный материал (шишки, камни, желуди, куски коры и древесины);

- Набор овощей пластмассовых.

Экспериментально-исследовательская зона:

- лупа (3шт.); - набор овощей пластмассовых (1шт.);

- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;

- коллекция камней (1шт.);

- коллекция минералов (1шт);

- набор компасов (1шт.);

- коллекция круп(1шт.);

- коллекция ракушек(1шт);

- коллекция шишек (1шт.).

 Дидактические и настольные игры:

- «Ягоды. Детский определитель»;

- «Живая и неживая природа»;

- «Учись играя. Времена года»;

- «Кубики. Животный мир Земли»;

- «Съедобные и несъедобные грибы»;

- «Путешествие по природным зонам России»;

- «Птичий базар»;

- «Собери картинки. Насекомые»

- «В гостях у лешего»

- «Чей хвост?»;

- «Деревья»;

- «Птицы русского леса»;

- «Найди следы»;

- «Жизненный цикл животных».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ заня-тия

Кол-во учеб-ных  часов

Тема занятия

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

1

Золотая осень, что нам осень подарила

Беседа, заучивание стихов и пословиц, приметы осени, показ иллюстраций, чтение.

Наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание).

Наблюдение на картинке за сбором урожая на огороде, за деревьями, за осенними изменениями на участке, дидактические игры "Чудесный мешочек", "Что где растет?", "Сбор урожая". Лепка "Овощи на тарелке".

2

1

Эти удивительные насекомые

Беседа, показ иллюстраций, стихов, загадок

Наблюдение за жизнью насекомых

3

1

Во саду ли в огороде, «Полезные витамины».

Беседа, объяснение, беседа о пользе овощей и фруктов, показ иллюстраций

Игра «Овощи – фрукты»,рисование на тему: «Витамины на грядке», «Компот из садовых ягод»

4

1

Грибное царство

Рассказ, показ видео

Игры «За грибами и за ягодами».

5

1

Птицы на юг улетают

Как звери к зиме готовятся

Беседа, показ иллюстраций, чтение загадок

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Рисунок

6

1

Природа и человек, планета в опасности

Беседа, картины с изображением планеты цветущей и загрязненной, источников загрязнения, загадки, чтение стихов, загадок.

Игры

«Необычное путешествие по карте»

7

1

Дуб и сосна

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Игра "С какого дерева листок?"

8

1

Обобщающее занятие «Осень»

Беседа об осени

Выпуск стенгазеты, изготовление поделок из природного материала

9

1

В гости к зиме

Беседа, показ иллюстраций, приметы зимы

Рисунок

10

1

Кто как зимует?

Беседа, показ иллюстраций с изображениями животных летом и зимой

Игры «Где чей хвост?», «Кто где живет?»

11

1

Жизнь птиц зимой

Беседа, показ иллюстраций с изображениями птиц

Изготовление кормушек для птиц

12

1

Зимующие птицы

Беседа, показ иллюстраций, чтение

Игра

13

1

Как звери  проводят зиму в лесу?

Беседа, показ иллюстраций,  альбомов на тему: "Животные зимой"

Рисунок

14

1

Хищные животные

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Рисунок

15

1

Кто главный в лесу?

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Рисунок

16

1

Дикие животные

Беседа, показ иллюстраций, чтение, стихи, загадки

Игра «Дикие животные»

17

1

На прогулку в зоопарк

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов

Игра "Детки в клетке"

18

1

Домашние животные

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Наблюдение за кошкой

19

1

Взаимосвязь погоды и основных явлений природы

Иллюстрации основных явлений природы (дождь, снег, град, роса, лед, радуга, гололедица, ледоход, капель, листопад…)

Игра «Живая и неживая природа»

20

1

Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?»

Беседа о зиме

Фотоотчет

21

1

Весна пришла

Беседа, показ иллюстраций, чтение, приметы весны

Рисунок

22

1

Здравствуй, маленький цветок!

Беседа о первых весенних цветах, рассматривание иллюстраций, стихов, загадок

Рисунок

23

1

Возвращение перелетных птиц

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок

Наблюдение за птицами

24

1

Дикие животные в весенний период

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихотворений, стихов, загадок

Рисунок

25

1

Мы – друзья природы

Рассказ, картины с изображением обитателей леса, стихи, загадки, карточки с изображением разного поведения животных в лесу

Игры

«Кто где живет?», «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я…».

26

1

Ветер, ветер, ты могуч…

Беседа, картинки с изображением спокойного и бушующего моря

Игры

«Куда дует ветер?», «Помоги кораблику найти путь»

27

1

Насекомые весной

Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок

Наблюдение за насекомыми

28

1

Комнатные растения

Рассказ, открытки с комнатными растениями

Игры

«Отгадай ,что за растение», «Где спрятано растение?». Работа в уголке природы (рыхление, полив, уход за растениями)

29

1

Вода в природе. Простейшие свойства воды

Рассматривание иллюстраций о воде и различных водоемах

Наблюдение в природе за осадками, сезонными явлениями. Игра-опыт "Снежный колобок" (превращение снега в воду)

30

1

«Отдых на природе» (о правилах поведения в природе)

Беседа о правилах поведения на природе

31

1

Обобщающее занятие «Весна»

Беседа о весне

Фотоотчет

32

1

Итоговое занятие «Земля наш общий дом»

Беседа

Фотоотчет, изготовление стенгазеты

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

ОСЕНЬ                                                          

1

Золотая осень, что нам осень подарила

1

0,3

0,7

2

Эти удивительные насекомые

1

0,5

0,5

3

Во саду ли в огороде, «Полезные витамины»

1

0,3

0,7

4

Грибное царство

1

0,5

0,5

5

Птицы на юг улетают, как звери к зиме готовятся

1

0,7

0,3

6

Природа и человек, планета в опасности

1

0,7

0,3

7

Дуб и сосна

1

0,1

0,9

8

Обобщающее занятие «Осень»

1

0,5

0,5

ЗИМА

9

В гости к зиме

1

0,5

0,5

10

Кто как зимует?

1

0,5

0,5

11

Жизнь птиц зимой

1

0,3

0,7

12

Зимующие птицы

1

0,5

0,5

13

Как звери  проводят зиму в лесу?

1

0,5

0,5

14

Хищные животные

1

0,5

0,5

15

Кто главный в лесу?

1

0,5

0,5

16

Дикие животные

1

0,5

0,5

17

На прогулку в зоопарк

1

0,3

0,7

18

Домашние животные

1

0,5

0,5

19

Взаимосвязь погоды и основных явлений природы

1

0,6

0,4

20

Обобщающее занятие: «Как узнать зиму?»

1

0,3

0,7

ВЕСНА

21

Весна пришла

1

0,5

0,5

22

Здравствуй, маленький цветок!

1

0,6

0,4

23

Возвращение перелетных птиц

1

0,7

0,3

24

Дикие животные в весенний период

1

0,5

0,5

25

Мы – друзья природы

1

0,2

0,8

26

Ветер, ветер, ты могуч…

1

0,4

0,6

27

Насекомые весной

1

0,7

0,3

28

Комнатные растения

1

0,3

0,7

29

Вода в природе. Простейшие свойства воды

1

0,2

0,8

30

«Отдых на природе» (о правилах поведения в природе)

1

0,5

0,5

31

Обобщающее занятие «Весна»

1

0,5

0,5

32

Итоговое занятие: «Наш общий дом»

1

0,5

0,5

Всего

32

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

«Юный эколог»

1.

Начало учебного года

01 октября

2.

Продолжительность учебного периода

32 недели

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5.

Количество часов

32 часа

6.

Окончание учебного года

31 мая

7.

Период реализации программы

01.10.2023 – 31.05.2024

Рабочая программа воспитания

Воспитательный компонент        осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:

гражданско-патриотическое;

нравственное и духовное воспитание;

воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное воспитание;

здоровьесберегающее воспитание;

правовое воспитание и культура безопасности;

воспитание семейных ценностей;

формирование коммуникативной культуры;

экологическое воспитание.

           Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.

           Используемые формы воспитательной работы: игровые программы.

           Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, поисковый.

            Планируемый результат: сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Назваие мероприятия, события

Направления воспитательной работы

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Правила        поведения        на занятиях

Безопасность и

здоровый образ жизни

В рамках занятий

Октябрь

2.

Игры на знакомство и командообразование

Нравственное воспитание

В рамках занятий

Октябрь- май

3.

Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию

Трудовое воспитание, нравственное воспитание

В рамках занятий

Октябрь- май

4.

Беседа об уважительном отношении друг к другу, о правах и обязанностей во время занятий

Нравственное воспитание, трудовое воспитание

В рамках занятий

Октябрь- май

5.

Участие в творческих конкурсах различного уровня

Воспитание интеллектуально- познавательных интересов

В рамках занятий

Октябрь- май

6.

Беседа о праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы», «День России»,

«День государственного флага»

Гражданско- патриотическое, нравственное и

духовное воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

В течении учебного года

7.

Беседа о праздниках: «День матери», «День отца», «8 марта», «Всемирный день здоровья», «День космонавтики», «День защиты

детей

Гражданско- патриотическое, нравственное и духовное

воспитание; воспитание семейных ценностей

В рамках занятий

В течении учебного года

8.

Открытые занятия для родителей

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

интеллектуальное воспитание;

формирование коммуникативной культуры

В рамках занятий

Апрель, май

Список литературы

Нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».

7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»

Для педагога дополнительного образования:

1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.

2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

3. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 12/96

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с. Л.Ю. Павлова  «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».

6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"

Программа написана с учетом краевого компонента....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»

Программа по дополнительной образовательной услуге:   кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ  № 64 «Пингвинёнок»....

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)

Основной целью данной программы  является знакомство детей  с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...