Дополнительная программа "Юный эколог"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка детский сад №105
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Заведующий МАДОУ ЦРР д/с №105
от «______»_________20 ______ г. Лобач М.С._________________
Протокол № __________________ «______»_________20 ______ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно – научной направленности
«Юный эколог»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Автор программы:
Прель Анна Геннадьевна,
воспитатель
г. Калининград, 2024.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины которому посвящена программа
Предметом экологии является экологическое просвещение детей дошкольного возраста и развитие умения оказывать посильную помощь нашей природе. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Ведущая идея программы - ознакомление с окружающим миром детей старшего возраста, а также развитие умения взаимодействовать с природой. Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Описание ключевых понятий, которыми оперирует автор программы
Ключевые понятия:
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.
Эколог – специалист, который изучает взаимодействие живых организмов с окружающей средой и выявляет закономерности такого взаимодействия.
Экологическая тропа – это специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория.
Экологическая среда – это все, что находится в окружающей нас природной среде и влияет на жизнь людей, животных и растительности. Это включает в себя все, начиная от воздуха, воды, почвы и заканчивая живыми организмами, которые живут в этой среде. Экологическая среда важна для нашей жизни, так как она обеспечивает нам необходимые условия для выживания и развития.
Виды окружающей среды – четыре основные среды обитания (водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная), в каждой из которых свои специфические условия жизни.
Живая природа – это все, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться.
Неживая природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» имеет естественно - научную направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Актуальность образовательной программы
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди.
И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, эмпатии, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.
Написание данной программы «Юный эколог» обусловлено пониманием педагогами значимости задачи, поставленной в этой программе дополнительного образования. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредствам не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической экспериментальной деятельности.
Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждает чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности в ней.
«Детское экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и выступает как основной мотив деятельности. Главный метод детского экспериментирования – проблемное обучение – способствует созданию положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира. Поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:
- первое – это внесение в банк памяти обучающихся сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и т. д.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинные - следственные связи, существующие в природе;
- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:
- принципы обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность);
- формы и методы обучения (интегрированное обучение, ООД, экскурсии);
- методы контроля и управления образовательным процессом (диагностирование, анализ результатов);
- средства обучения (дидактический материал, презентации и т. д.).
Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем экспериментальной деятельности. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.
Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать.
Практическая значимость образовательной программы
В результате освоения программы у детей вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в быту и в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы, идет формирование основ экологической культуры у детей—дошкольников не только на ООД по экологии, но и в играх, во время наблюдений, в повседневной жизни. Дети приобретают практические навыки проведения опытов и экспериментов, проведения исследования объектов природы.
Принципы отбора содержания образовательной программы
При разработке кружковой работы опирались на общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного процесса:
- принцип сезонности: построение познавательного содержания программы с учетом природных и климатических условий нашей местности;
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике "от простого к сложному", "от близкого к далекому", "от хорошо известного к малоизвестному";
- принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и экспериментальной деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков исследовании. Реализация программы позволит сформировать современную практико-ориентированную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать экспериментально-исследовательскую деятельность детей.
Цель образовательной программы.
Цель дополнительной общеобразовательной программы: формирование у детей экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в естественном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных нравственных норм, в системе ценностной ориентации, вырабатывании навыков грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Задачи образовательной программы
Задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Образовательные:
- Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.
-Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
-Обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные.
-Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.
-Знакомить детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса, Солнце, планеты, кометы...)
-Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
-Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные:
-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира
-Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи
живым существам, бережное, экономичное отношение к природным ресурсам; воспитание правильного поведения в природе.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей МАДОУ ЦРР д/с №105 в возрасте 6-7 лет.
Набор детей – свободный.
Особенности организации образовательного процесса
Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 11 человек.
Форма обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 32 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 час. Недельная нагрузка на группу: 1час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 8 месяцев.
Основные методы обучения
Каждое занятие в данной программе по своей структуре делится на две части. В первой части занятия происходит теоретическое ознакомление с запланированными темами и повторение изученного ранее материала с использованием многочисленного наглядного материала — книжных иллюстраций, плакатов.
Вторая часть — практическая. Дети правильно учатся общаться с природой и заботиться о ней, получают практический опыт ухода за растительным и животным миром.
Организованную образовательную деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость, способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Программа рассчитана на реализацию содержания следующими методами:
- Объяснительно-иллюстративный (беседы и рассматривание, чтение и любование природой);
- Художественно-продуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- Частично-поисковый (участие в коллективном поиске);
- Исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
- Словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, обсуждение);
- Наглядные методы (показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки);
- Практические методы (опыты и эксперименты, исследования, продуктивная деятельность, трудовая деятельность).
Формы проведения:
- экскурсии на природу;
- обобщающие занятия;
- экспериментальная деятельность;
- игровые, сюжетные занятия.
Планируемые результаты
Предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
В результате освоения программы у детей сформируются конкретные представления о космосе, свойствах воды, воздуха; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни. Овладеют элементарными навыками ухода за растениями и животными. Научатся устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. Появится желание заботиться о живых объектах природы, следовать правилам поведения на природе.
В процессе работы по проекту предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:
- входящая диагностика и итоговая диагностика. Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.
В первичной и контрольной педагогической диагностике встречаются одинаковые задания – в связи с тем, что в начале года определяются представления и умения детей, на основе которых выстраивается содержание деятельности педагога на год, беседа с целью выявления образовательного уровня, их интересов и способностей при поступлении в кружок.
Каждое задание оценивается по бальной системе от 1 до 3. Высчитывается средний балл, по которому определяется уровень освоения детьми программного содержания: Высокий уровень – от 2,4 до 3 баллов; Средний – от 1,7 до 2,3 баллов; Низкий – от 1 до 1,6 баллов.
Высокий уровень.
Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.
Средний уровень.
Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Низкий уровень.
Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.
Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Формы проведения педагогической диагностики: индивидуальная; подгрупповая; групповая. Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:
1) входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.
2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе, выставки творческих работ обучающихся.
3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках, проектах - итоговая диагностика.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы.
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав МАДОУ ЦРР д/с №105, правила внутреннего распорядка обучающихся МАДОУ ЦРР д/с №105, локальные акты МАДОУ ЦРР д/с №105. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Материально-технические условия (обеспечение).
Ноутбук.
Архив видео и фотоматериалов.
Методические разработки занятий.
Шкаф для хранения методического материала – 1.
Детские столы – 3.
Детские стулья – 11.
Магнитная доска – 1.
Простой карандаш – 11 штук.
Цветные карандаши – 11 наборов.
Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.). Нормативный документ: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Кадровые.
Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Оценочные и методические материалы.
Учебный материал содержит теоретическую и практическую подготовку дошкольников. Успехи обучающихся оцениваются по разделам:
- теория;
- практика.
Для определения полученных знаний, после каждого занятия проводится рефлексия.
Методическое обеспечение
- Демонстрационный материал: иллюстрации к занятиям;
- Картотека бесед по экологии;
- Картотека дидактических игр по экологии;
- Различные емкости (лейки; ведра);
- Календарь природы, модель календаря природы;
- Природный материал (шишки, камни, желуди, куски коры и древесины);
- Набор овощей пластмассовых.
Экспериментально-исследовательская зона:
- лупа (3шт.);
- набор овощей пластмассовых (1шт.);
- набор грибов пластмассовых (2шт.) ;
- коллекция камней (1шт.);
- коллекция минералов (1шт);
- набор компасов (1шт.);
- коллекция круп (1шт.);
- коллекция ракушек (1шт);
- коллекция шишек (1шт.).
Дидактические и настольные игры:
- «Ягоды. Детский определитель»;
- «Живая и неживая природа»;
- «Учись играя. Времена года»;
- «Кубики. Животный мир Земли»;
- «Съедобные и несъедобные грибы»;
- «Путешествие по природным зонам России»;
- «Птичий базар»;
- «Собери картинки. Насекомые»
- «В гостях у лешего»
- «Чей хвост?»;
- «Деревья»;
- «Птицы русского леса»;
- «Найди следы»;
- «Жизненный цикл животных».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ заня-тия | Кол-во учеб-ных часов | Тема занятия | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
1 | 1 | «Что мы знаем про природу?» | Уточнить представления детей о явлениях природы, о временах года, о деревьях, о домашних и диких животных, о птицах; обобщить знания детей; воспитывать доброе отношение к природе. | Наблюдение на прогулке за явлениями природы (ветер, дождь, смена цветового колорита листьев и их опадание). |
2 | 1 | «Откуда берется энергия?» | Познакомить детей с понятием «энергия», помочь узнать, что такое энергия, как нужно любить и охранять нашу природу, помочь научить сберегать энергию и природные ресурсы. | Игры «Необычное путешествие по карте». |
3 | 1 | «Неопасное электричество» | Познакомить детей с полезными советами, как можно самому беречь и сохранять природу. Дать информацию о том, все ли электричество опасно, если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Закрепить правила безопасности при работе с электричеством. | Рисунок. |
4 | 1 | «Волшебница - осень» | Обобщить и систематизировать знания детей об осени, интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений, формировать экологическую культуру личности ребенка, воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | Игры «За грибами и за ягодами». |
5 | 1 | «Волшебные краски осени» | Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок, флористику. | Рисунок. |
6 | 1 | «Что нас окружает?» | Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы; о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. | Уборка мусора на участке. |
7 | 1 | «Воздух. Вода. Свет» | Расширять знания об окружающем мире: свойства воздуха, воды, огня, взаимодействие между ними; дать представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода, свет для всего живого на земле; научить понимать как чистый воздух необходим для здоровья человека. Развивать личность ребенка, психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, творческое воображение, познавательные интересы. | Рисунок. |
8 | 1 | «Чистый воздух и вода-богатство страны» | Дать детям представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека. Воспитание бережного отношения к чистоте воздуха и воды. | Уборка мусора на участке. |
9 | 1 | «Человек-часть природы» | Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа - единое целое); совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность и желание быть здоровыми. | Выпуск стенгазеты, изготовление поделок из природного материала. |
10 | 1 | «Поможем зимующим птицам» | Дать детям знания о зимующих птицах нашего края, познакомить с внешним видом, образом жизни птиц зимой: им очень трудно, нет корма, птицам надо помогать-развешивать кормушки. Сформировать желание помогать им; воспитывать доброе отношение к природе. | Игра «Кто где живет?». Изготовление кормушек для птиц. |
11 | 1 | «Жизнь птиц зимой» | Уточнить представление детей о жизни зимующих птиц, сформировать желание помогать им; показать взаимозависимость живой и неживой природы; развивать мышление, общеречевые навыки, воспитывать доброе отношение к природе. Беседа, показ иллюстраций с изображениями птиц. | Изготовление кормушек для птиц. |
12 | 1 | «Зимние явления в неживой природе» | Закрепить знания о зимних явлениях; развивать игровой замысел, вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе. | Игра «Живая и неживая природа». |
13 | 1 | «Снег и его свойства» | Уточнить и расширить представления детей о снеге; помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить детей анализировать, делать выводы; развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы. | Игра - опыт "Снежный колобок" (превращение снега в воду). |
14 | 1 | «Такие разные животные» | Расширить знания о многообразии животного мира, дать знания о том, что животные делятся на классы: лесные, домашние, морские, животные жарких стран и Севера. | Привлечь детей к созданию картотеки животных, оказывать воспитателю посильную помощь. Игра «Где, чей хвост?». |
15 | 1 | «Дикие животные» | Уточнить и расширить представления детей об образе жизни диких животных (еж, медведь, лиса, заяц, белка, лось), способах их самозащиты от врагов; учить замечать основные признаки характеристики диких животных. Воспитывать интерес и добрые чувства к животным. Беседа, показ иллюстраций, чтение стихов, загадок. | Рисунок. Игры «Дикие животные», «Где, чей хвост?». |
16 | 1 | «Экзотические животные» | Выявить имеющиеся у детей знания об экзотических животных; углубить представление о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе чуткое отношение к животным. | Игра «Где чей хвост?». Рисунок. |
17 | 1 | «Зимушка-зима» | Уточнить и конкретизировать представления детей о признаках зимы. Учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Совершенствовать навыки рисования пейзажных картинок. Русские художники о зиме. | Рисование картинок на зимнюю тему. |
18 | 1 | «Маленькие человечки (жидкое состояние веществ)» | Учить детей моделировать с помощью понятия «маленькие человечки». Познакомить с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»: почему вещества бывают жидкие, дать представление о свойствах воды. Вызвать желание экспериментировать. | Рисунок. Опыты с водой. |
19 | 1 | «Маленькие человечки (твердое состояние веществ)» | Продолжать знакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»: почему вещества бывают твердые, дать представление о твердых веществах. Развивать экспериментальную деятельность. | Рисунок. Опыты с водой. |
20 | 1 | «Маленькие человечки (газообразное состояние веществ)» | Продолжать знакомить детей с молекулярной теорией на основе «маленьких человечков»: почему вещества бывают газообразные, проверить это с помощью исследования. Развивать экспериментальную деятельность. | Рисунок. Опыты с водой. |
21 | 1 | «Огород на подоконнике» | Уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение; закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах (огурцы, помидоры); продолжать учить детей приемам посева семян; подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений; развивать желание самим выращивать растения из семян. | Игра «Овощи – фрукты», рисование на тему: «Витамины на грядке», «Компот из садовых ягод». Посадка лука. Посадка семян овощей для рассады. |
22 | 1 | «Путешествие в царство комнатных растений» | Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей; обобщить знания о способах ухода за растениями. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними. | Рисунок. Уход за комнатным растением. |
23 | 1 | «Знакомство с новыми комнатными растениями» | Познакомить детей с новыми комнатными растениями (геранью душистой и обыкновенной); учить сравнивать листья растений: по окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять в исследовательской деятельности. Воспитание чувств, эмоциональной отзывчивости. | Рисунок. Игра: «Найди цветок по описанию». Уход за комнатным растением. |
24 | 1 | «Внимание! Первоцветы!» | Познакомить детей с цветами – первоцветами, почему их так называют; помочь детям запомнить название и научить различать по внешнему виду (подснежник, голубая перелеска, печеночница). Вызвать интерес к окружающему миру, желание беречь и охранять природу. | Рисунок. |
25 | 1 | «Берегите первоцветы!» | Привлечь детей и родителей к акции по охране первоцветов. | Игра: «Делать этого нельзя – знаешь ты, и знаю я…». Принять участие в изготовлении плакатов, листовок на тему «Берегите первоцветы!», специальных знаков по охране первоцветов. Установить с родителями специальные знаки в местах произрастания первоцветов. |
26 | 1 | «Птицы - наши друзья» | Уточнить и расширить представления детей о перелетных и зимующих птицах. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать любознательность. | Игра «Где, чей хвост?», «Раздели зимующих и перелетных птиц». |
27 | 1 | «Культурные и дикорастущие растения» | Дать детям представление о дикорастущих и культурных растениях, ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и несъедобные. Научить детей по отличительным признакам различать грибы и ягоды. | Игра: «Найди гриб по описанию», рисунок. Игры: «Отгадай, что за растение», «Где спрятано растение?». |
28 | 1 | «Космос. Звезды. Вселенная» | Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах. | Рисунок. |
29 | 1 | «Солнечная система» | Дать первоначальные представления о Солнечной системе; пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, активизировать словарь детей, воспитывать любовь к своей планете. | Рисунок. Игра «Расположи планеты правильно». |
30 | 1 | «Деревья вокруг нас» | Продолжать знакомить детей с окружающими деревьями: названиями, строением, пользой, формой и величиной листьев. Дать понятие о взаимосвязи сезона и деревьев (весной на деревьях распускаются листочки, происходит сокодвижение, дерево растет). Воспитывать бережное отношение к деревьям (не ломать, поливать, сажать деревья). | Игра "С какого дерева листок?", экскурсия по территории детского сада для закрепления названий деревьев. |
31 | 1 | «Путешествие в сад» | Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны; продолжать развивать связную речь детей, интонационную выразительность. Воспитывать радостное бережное отношение детей к пробуждающейся природе. | Фотоотчет. Экскурсия к цветущим деревьям |
32 | 1 | «Весна-красна» | Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, появление насекомых, прилет зимующих птиц); учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе. | Наблюдение в природе за осадками, сезонными явлениями. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Что мы знаем про природу?» | 1 | 0,6 | 0,4 |
2 | «Откуда берется энергия?» | 1 | 0,7 | 0,3 |
3 | «Неопасное электричество» | 1 | 0,7 | 0,3 |
4 | «Волшебная осень» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | «Волшебные краски осени» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | «Что нас окружает» | 1 | 0,6 | 0,4 |
7 | «Воздух. Вода. Свет» | 1 | 0,8 | 0,2 |
8 | «Чистый воздух и вода – богатство страны» | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | «Человек – часть природы» | 1 | 0,3 | 0,7 |
10 | «Поможем зимующим птицам» | 1 | 0,3 | 0,7 |
11 | «Жизнь птиц зимой» | 1 | 0,3 | 0,7 |
12 | «Зимние явления в неживой природе» | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | «Снег и его свойства» | 1 | 0,3 | 0,7 |
14 | «Такие разные животные» | 1 | 0,7 | 0,3 |
15 | «Дикие животные» | 1 | 0,6 | 0,4 |
16 | «Экзотические животные» | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | «Зимушка – зима» | 1 | 0,6 | 0,4 |
18 | «Маленькие человечки (жидкое состояние веществ) | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | «Маленькие человечки (твердое состояние веществ) | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | «Маленькие человечки (газообразное состояние веществ) | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | «Огород на подоконнике» | 1 | 0,2 | 0,8 |
22 | «Путешествие в царство комнатных растений» | 1 | 0,4 | 0,6 |
23 | «Знакомство с новыми комнатными растениями» | 1 | 0,4 | 0,6 |
24 | «Внимание! Первоцветы» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | «Берегите первоцветы!» | 1 | 0,2 | 0,8 |
26 | «Птицы – наши друзья» | 1 | 0,4 | 0,6 |
27 | «Культурные и дикорастущие растения» | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | «Космос. Звезды. Вселенная» | 1 | 0,7 | 0,3 |
29 | «Солнечная система» | 1 | 0,8 | 0,2 |
30 | «Деревья вокруг нас» | 1 | 0,3 | 0,7 |
31 | «Путешествие в сад» | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | «Весна – красна» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Всего | 32 | |||
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эколог» |
1. | Начало учебного года | 01 октября |
2. | Продолжительность учебного периода | 32 недели |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5. | Количество часов | 32 часа |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01.10.2024 – 31.05.2025 |
Рабочая программа воспитания
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданско-патриотическое;
- нравственное и духовное воспитание;
- воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
- интеллектуальное воспитание;
- здоровьесберегающее воспитание;
- правовое воспитание и культура безопасности;
- воспитание семейных ценностей;
- формирование коммуникативной культуры;
- экологическое воспитание.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.
Используемые формы воспитательной работы: игровые программы.
Методы: беседа, мини-викторина, наблюдения, поисковый.
Планируемый результат: сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата; умение работать в команде; сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Назваие мероприятия, события | Направления воспитательной работы | Форма проведения | Сроки проведения |
1. | Правила поведения на занятиях | Безопасность и здоровый образ жизни | В рамках занятий | Октябрь |
2. | Игры на знакомство и командообразование | Нравственное воспитание | В рамках занятий | Октябрь- май |
3. | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Трудовое воспитание, нравственное воспитание | В рамках занятий | Октябрь- май |
4. | Беседа об уважительном отношении друг к другу, о правах и обязанностей во время занятий | Нравственное воспитание, трудовое воспитание | В рамках занятий | Октябрь- май |
5. | Участие в творческих конкурсах различного уровня | Воспитание интеллектуально- познавательных интересов | В рамках занятий | Октябрь- май |
6. | Беседа о праздниках: «День защитника Отечества», «День Победы», «День России», «День государственного флага» | Гражданско- патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | В течении учебного года |
7. | Беседа о праздниках: «День матери», «День отца», «8 марта», «Всемирный день здоровья», «День космонавтики», «День защиты детей | Гражданско- патриотическое, нравственное и духовное воспитание; воспитание семейных ценностей | В рамках занятий | В течении учебного года |
8. | Открытые занятия для родителей | Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; интеллектуальное воспитание; формирование коммуникативной культуры | В рамках занятий | Апрель, май |
Список литературы
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
3. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
7. Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»
Для педагога дополнительного образования:
1. Н.Н. Кондратьева «Мы»- программа экологического образования детей СПб: «Детство-Пресс 2001г.
2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет, ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
3. С.Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 2003
4. Журнал «Дошкольное воспитание» 12/96
5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».
6. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...

Программа дополнительного образования по экологии "Экологическая мозаика"
Программа написана с учетом краевого компонента....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их э...

Программа дополнительной образовательной услуги «Юный эколог»
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок «Юный эколог» составлена с учетом ФГОС дошкольного образования Программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 64 «Пингвинёнок»....

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Программа дополнительного образования "Экология в дошкольной группе"
Программа дополнительного образования...

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6-7 лет)
Основной целью данной программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем...
- Мне нравится (1)
