"Моделирование как средство познания предметов явлений окружающей действительности дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Храмцова Светлана Николаевна

Участие с материалом в IХХ педагогической конференции работников муниципальных образовательных учреждений города Канска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_konferentsiyu.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

С. Н. Храмцова

воспитатель МАДОУ №15 «Сибирячок»

г. Канска, Красноярского края.

«Моделирование как средство познания предметов явлений окружающей действительности дошкольников»

В федеральной образовательной программе дошкольного образования на всех возрастных этапах включена одна из задач в области «Познавательное развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е.  развитие его познавательной сферы (познавательных процессов, наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.)

Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников показана была психологами А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным.

Трудности детей дошкольного возраста в познании окружающей действительности заключается в том, что они сложно воспринимают пространственные явления, свойства окружающего мира. Эффективность технологии моделирования заключается в то, что она показывает детям наглядно то, что нельзя увидеть (то есть, то, что не слышно и не видно). Модель может наглядно изобразить любые объекты (явлений процессов) для решения различных задач и получение новой информации.

 Цель профессиональной деятельности при применении технологии моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектах окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Овладение детьми навыков моделирования и проявление интереса к этой деятельности осуществляются в течение достаточно длительного времени.

Используя технологии моделирования в работе с детьми дошкольного возраста, решаю следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника;

В работе с дошкольниками использую следующие виды моделей:

- Предметные модели.

- Предметно- схематические модели.

- Графические модели.

Технологию моделирования использую при реализации образовательной программы дошкольного образования в следующих разделах программы: «Развитие экологических представлений», «Развитие элементарных математических представлений», «Художественная литература и развитие речи».

При развитии экологических представлений у дошкольников главной целью является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение понимать и любить всё живое, с другой.

Ка же показать детям эти связи? Усвоить данные взаимосвязи в природе помогает моделирование, которое делает обучение с детьми более доступным и наглядным. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают действия использования, а затем и построения моделей.

  При работе с детьми 5-6 лет показываю детям взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в экологических системах. Вмести с детьми устанавливаю связи и зависимости растений, животных и условий внутри экосистем (луг, лес, город, водоем), выделяем существенные факторы неживой природы, влияющие на жизнь растений и животных. Дети, опираясь на модель, рассказывают о взаимосвязях внутри экологической системы.

При знакомстве детей с зависимостью растений и условий жизни, дети самостоятельно строят модели, отображающие зависимость строения различных частей растений. Таким образом, появляются модели по заданным условиям жизни (вода, почва, свет, тепло).

В подготовительной к школе группе, познавательные и творческие способности развиваются в процессе использования моделей деятельность детей усложняется. Дети не только выбирают готовые модели, но и самостоятельно их придумывают. Таким образом, происходит знакомство детей с флорой и фауной природных зон Земли и их взаимосвязей.

Дети самостоятельно выкладывают модели, отображающую связь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах, выделяют особенности жизни в них (север, тайга, саванна, пустыня), а так же выстраивают эволюционную лестницу, используя карточки с условными обозначениями материал. В свободной деятельности мы с детьми изготавливаем макеты экосистем и природных зон «Север», «Тайга», «Пустыня» с опорой на модели.

При ознакомлении с художественной литературой, технология моделирования демонстрирует дошкольникам временные события сказки в виде модели. При работе с содержанием художественного произведения временная последовательность эпизода переходит в пространственную модель. Сначала дети используют готовую пространственную модель, затем переходят к самостоятельному построению пространственной модели и ее использованию. Таким образом, происходит пересказ эпизодов сказки с использованием заместителей и пространственной модели художественного произведения. (Приложение 1)

Для развития эмоционального восприятия художественных произведений и отношения к героям и их поступкам использую предметы-заместители. Они представляют собой круги разного цвета и размера (например: сказка «Семеро козлят»: 7 маленьких белых кругов (козлята), серый большой круг (волк), белый большой круг (коза); сказка «Заюшкина избушка»: заяц-серый круг, лиса-оранжевый, медведь-коричневый и т.д.

В подготовительной к школе группе происходит усложнение модели. Из пространственной модели в пространственно-временную модель, в которой дошкольники по отдельным эпизодам пересказывают сказку (например «Хаврошечка», «Бременские музыканты»). (Приложение 2)

Дети строят и используют пространственную модель при пересказе, эта работа проводится как в совместной деятельности, так и индивидуально (каждый ребенок составляет собственную модель). Далее работа от моделей переходят к игре с драматизацией, в которой дети самостоятельно моделируют игровое пространство и используют предметы заместители. Вводится большее количество заместителей, и они меняются по своим параметрам (цвет, форма, величина). Творческие задания в этом возрасте изменяются. Я предлагаю сочинить сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и использую пространственные модели. Эти модели являются наглядными, которые можно наполнить любым содержанием. Все это можно применять в свободной деятельности.

При развитии элементарных математических представлений, продолжаю обучение детей по построению и использованию предметных моделей. Модели этого типа позволяют производить замещение предметов путем наложения или приложения заместителей. Таким образом, дети учатся выстраивать взаимо-однозначное соответствие при двух сравнении групп предметов и сравнивать их (чего больше, чего меньше).

На следующем этапе обучения в качестве модели, использую ось с нулевой отметкой и стрелкой (числовая ось), показывающей направление увеличения. На данной модели дети начинают понимать образование натурального ряда, сравнивать числа, а в подготовленной к школе группе – изображать условие задачи и решать их.

Для решения арифметических задач, предлагаю детям модель «часть-целое», с помощью которой дети знакомятся со структурой задачи (условие, вопрос, решение). Модель представляет собой в виде двух прямоугольников одинакового размера (части) при объединении которых получается квадрат (целое).

Таким образом, моделирование – очень универсальный метод, которым можно пользоваться в различных видах деятельности. Он способствуют развитию интереса ребенка, к окружающей действительности. Заставляют заинтересоваться теми предметами, которыми не были доступны ранее.

Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. Знакомые модели я размещаю развивающей среде группы, а также создаю разнообразные дидактические игры «Сочини задачу», «Построй календарь», «Расскажи сказку».

Таким образом, в результате использования технологии моделирования дошкольники:

- самостоятельно подбирают карточки со схематичными изображениями условной жизни одной из природной зон Земли, строят модель;

- самостоятельно пересказывают сказку по эпизодам, опираясь на пространственную- временную модель;

- самостоятельно пользуются числовой осью, строят и ориентируются на нее;

- составляют простые арифметические задачи с опорой на модель «часть-целое»; (цифровые показатели по освоению разделов будут даны в диаграмме).

Библиографический список:

1. Андреевская Е.Г. Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

2. Венгера Л.А «Развитие»-НОУ «Учебный центр им. Л.А Венгера «Развитие», «Диагностика: старший, подготовительный возраст».

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.–М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

4. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-средовая модель как средство развития представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, составляющих необходимую предпосылку и основу последующего школьного обучения в условиях ФГОС».

Решение о создании предметно-средовой модели было принято осенью в 2013 году, мной и родителями поступивших в группу детей старшего дошкольного возраста. Перед нами встала проблема: дети с трудом усва...

Развитие познавательной активности детей 4-6 лет посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности

   Хочу поделиться с вами педагогическим опытом работы на тему "Развитие познавательной активности детей 4-6 лет  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающ...

«Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности в разных видах деятельности»

Формирование целостного представления о предметах и явлениях окружающей действительности у дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии...

Опыт работы по теме "Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением интеллекта посредством дидактической игры как условие дальнейшей социализации"

Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности у детей с нарушением интеллекта посредством дидактической игры как условие дальнейшей социализации ...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

Саообразование «Использование нетрадиционных техник в изображении предметов и явлений окружающей действительности для развития детского творчества» 2020 -2021г.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывае...