Проект "Волшебный песок"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Экологический проект
во второй младшей группе
на тему: «Волшебный песок».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза В.Н.Банцекина городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №69»
Экологический проект
во второй младшей группе
на тему: «Волшебный песок».
Гнутова Ирина Анатольевна.,воспитатель
ГБОУ СОШ №6 СП «Детский сад 69»
г.о. Сызрань, Самарской области.
2025
Название проекта: «Волшебный песок»
Тип проекта: Ролево-игровой, творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный, групповой
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы (3х-4х лет), родители.
Актуальность проекта: В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность детей раннего возраста. Конечно, по отношению к детям раннего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так. Что очень важно для детей раннего возраста. Экспериментирование- прямой путь к воспитанию неординарных, смышленых детей.
Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе игр с песком.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и формы работы:
- Метод обследования, наглядности (рассматривание наглядных пособий);
- Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- Практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков на бумаге;
- Метод экспериментирования (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество;
- Мотивационный (поощрение)
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
- знакомить детей со свойствами песка (сухой-влажный, сыпется-лепится);
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес;
- развивать внимание, наблюдательность, словарный запас детей, моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментам;
- воспитывать аккуратности в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом.
Для педагогов:
- повышать профессиональный уровень в проектной деятельности.
Для родителей:
- приобщить родителей к оформлению фотовыставки «Как мы играем с песком».
Ожидаемые результаты.
Дети:
- Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление; Способствие развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
- Личностное развитие ребенка и развитие его индивидуальных особенностей;
- Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
- Совершенствование предметно – игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры;
Педагоги:
- Приобретение педагогами нового опыта работы с использованием песочной терапии, повышение профессионального мастерства;
- Пополнение развивающей среды в группе;
- Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.
Родители:
- Научиться видеть в педагоге единомышленника, помощника, появится желание к сотрудничеству;
- Появится желание участвовать в совместных проектах;
- Заинтересованность родителей использовать игры с песком в домашних условиях.
Ресурсное обеспечение: Песок; мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки; Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т.д.; различные песочные наборы (ведро с совочками и формочками);листы бумаги с рисунками, салфетки для рук.
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Содержание деятельности |
Подготовительный | 1.Создание условий необходимых для реализации проекта. 2.Составление плана для реализации проекта. 3.Беседа с детьми «Песочек»-познакомить детей со свойствами песка. 4. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, небольшие рассказы, загадки, пословицы). 5. Разработка картотеки «Игры с песком». 6.Разработка Консультаций для родителей «Игры с водой и песком». 7.Обогащение образовательной среды. 8.Информирование родителей о проекте.
|
Основной | 1.Реализация проекта через разные образовательные деятельности. 2.Работа с родителями( фотовыставка «Как мы играем с песком»). 3.Проведение бесед и НОД по теме проекта. |
Заключительный | 1.Подготовить презентацию проекта 2.Фотовыставка «Как мы играем с песком». |
Взаимодействие с родителями:
Содержание деятельности | Практические материалы |
1.Познакомить родителей с планом работы по проекту «Волшебный мир песка». | План по реализации проекта «Волшебный мир песка». |
2. Подготовить информацию в уголке для родителей. | Стендовая информация по данной теме. |
Приложение№1
№1.Песчаный конус.
Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Оборудование:
1. Сухой песок.
2. Поднос, на который можно высыпать песок.
Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
№2. Свойства мокрого песка.
Цель: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.
Оборудование:
1. Сухой песок и мокрый песок.
2. 2 подноса.
3. Формочки и совки для песка.
Опыт: Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.
№3. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.
Цель: Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.
Оборудование:
1. Сухой песок и мокрый песок.
2. Сито.
3. Два тазика.
4. Тяжелый стальной брусок.
5. Маркер.
Опыт: Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.
Вывод: В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.
№4. Песок и глина
Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются.
Оборудование:
1. Два стакана: с сухим песком и глиной.
2. Лист бумаги.
3.Палочка.
Опыт: Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыплется - песок или глина? Песок. Поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Вывод 1: песок - рыхлый, в отличие от глины.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее поместить трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче.
Вывод 2: песок - рыхлый, в отличие от глины.
№5. Удивительный песок
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
Оборудование:
1. 2 стеклянные банки (первая – с сухим песком, вторая – с прозрачной водой),
2. лопатка,
3. пластинка,
4. три оргстекла.
Опыт 1: Дети, вы любите бегать по песку босиком? Где его можно увидеть? Что такое песок? Из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину, рассмотреть.
Вывод 1: песок – это очень – очень мелкие камешки разного цвета, разной формы, разного размера.
Опыт 2: Почему песок тонет?
В баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Что происходит? (песок оседает) На поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать лопаткой воду, что произойдёт? (песочная пыль, растворившись, окрашивает воду).
Вывод 2: песок – тяжёлый – он опускается на дно баночки; пыль – лёгкая – осталась на поверхности, при размешивании окрасила воду, мокрый песок меняет цвет.
Приложение№2
Игры с песком и водой – одна из форм естественной деятельности малыша. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют всестороннему развитию ребёнка: играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с песком и водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о свойствах материала (шарик пластмассовый (легкий) - не тонет, камешек (тяжелый) – тонет). Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с основными цветами. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Игры с водой и песком – развивают творческие способности ребёнка. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием. Деткам нравится трогать песок, пересыпать его из одного ведерка в другое, лепить из песка разные фигурки; любят дети также плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром.
Что нужно для организации игр с водой дома.
Установить емкость с водой на детский игровой столик (таз, маленький
бассейн). Уровень воды должен быть не более 7-10см. Перед игрой надеть
фартучек, заказать рукава. Подготовить игровое оборудование, разные
игрушки: шарики, коробочки, заводные игрушки-забавы, природные материалы (шишки, камешки, ракушки, кора деревьев, желуди, каштаны, скорлупки грецкого ореха), предметы - заместители: деревянные палочки, пластмассовые трубочки, пробки, пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Играя с водой, ребенок узнает:
Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.
Вода бывает холодная, теплая и горячая. Попробовать на ощупь.
Вода не пахнет. Дать детям понюхать.
Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить со стаканом молока.
Воду можно окрасить. Добавить краситель, чай, кофе, зеленка и т.п.
Воду можно наливать и переливать.
Тонем - не тонем. Игры на экспериментирование.
Учится: переливать воду разными емкостями (ложкой, крышкой, банкой).
Наливать воду в разные сосуды (чайник, чашку, бутылочку).
Игры с песком
Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, состоит
из многих песчинок, способен пропускать воду.
Для игр с песком нужна песочница.
Хорошо когда песочница окрашена в голубой цвет- цвет воды и
неба. Песочница должна закрываться крышкой. Песок должен быть чистым,
без посторонних примесей, влажный. Для игры нужны песочный набор,
ведро с совочками и формочками, набор мелких игрушек, машинки,
персонажи сказок, животные, растения, палочки, дощечки. Очень хорошо
иметь в семье для игры ящик с песком и крышкой. Сухой песок можно
пересыпать из формочки в ведерко, затем в сито, насыпать его в бутылочку
через воронку, засыпать песком игрушку: «найди». Из влажного песка
ребенок строит дома, холмики, гаражи для машин, лепит диванчики куклам,
готовит угощение для них с помощью формочек - торты. На песке нарисуйте
палочкой солнышко, цветок, рыбку, кораблик. Пусть ребенок выкладывает
рисунки по контуру, этим прекрасным материалом, печет куличики из
формочек и ведерочек, а затем украсьте разными узорами.
После игр желательно помыть руки. Конечно, не каждый родитель берет на прогулку все время воду, но обыкновенные влажные салфетки будут весьма кстати. Тем более, если после активного времяпровождения сын или дочка захотят подкрепиться.
Игры для ребенка от трех до шести лет
Постепенно ребенок учиться лепить из мокрого песка не только замки, но и другие фигуры. А если это происходит на море, то готовые скульптуры можно украсить ракушками и камушками, а также цветами и листьями. Можно даже строить здания с колоннами из толстых палочек. А если проложить вокруг дорожки, сделать клумбы и «посадить» деревья, то получится целый город. Вокруг замка можно сделать ров с водой, а поверх него построить мост. Заодно расскажите ребенку, что раньше примерно так и был устроен замок, а ров защищал его от набегов врагов. Песок притягивает детей как магнит, ведь здесь он может построить свой собственный мир, где он фантазирует и творит, работает и учится добиваться цели.
В какие игры поиграть с ребенком в песочнице.
Ведь песок – это целое поле для осуществления детских фантазий, море полученных положительных удовольствий от данной игры. Однако не всегда взрослые знают о том, что благодаря играм с песком можно провести время интересно и полезно. Включите фантазию! Вспомните свое детство - и вперед! Не секрет, что большинство ребятишек любят копошиться с песком. Они лепят различные фигуры, просеивают песок через сито, строят замки. Давайте узнаем, а какие же игры можно организовать с помощью песка.
1. Сооружение городов, замков, строительных комплексов. Не удивляйтесь этому факту, это действительно осуществимо. Если ребята будут иметь при себе набор для игр с песком, воду, и естественно, сам песок, то путешествие в “Страну Волшебных Городов” уже обеспечено. Конечно, уместны в данной игре будут вспомогательные игрушки – машинки, маленькие куклы, кубики. Кстати, каждый раз можно менять сюжет, все время, усложняя игру. Например, в этот раз построить туннель для поезда. Помимо развития воображения, дети благодаря такому времяпровождению могут узнать или закрепить знания о железнодорожном транспорте.
2. Знакомство с буквами. Что могут предложить взрослые своим сокровищам: с помощью обыкновенной палочки рисуем на песке любую букву, которая уже знакома ребенку. Предлагаем также попробовать и малышу. Такие несложные задания стимулируют ребят к непроизвольному изучению алфавита в игровой форме. Ведь никто не просит юное создание правильно написать букву. Речь идет о первичном запоминании алфавита через такую игровую форму. Безусловно, это задание-игра не будет интересной для самых маленьких карапузиков.
3. Песок – отличное место для рисования. Ведь проводя пальчиком по песку, будь он мокрым или сухим, всегда можно нарисовать желаемый предмет или явление. Например, если во время прогулки мама с сыном или дочкой разговаривали о солнышке, и его пользе для природы, то можно запросто прорисовать солнце на песке, и уже закрепить знания о таком чуде природы.
4. Используя воду, малыши могут лепить все что угодно из природного материала. Это могут быть и животные, и фигурки, и сказочные герои. Такого рода игры развивают у детей творческое воображение и мышление.
"Поиграем в археологов"
Пусть малыш отвернется, а вы закопайте в песок игрушку. В процессе раскопки по открывающимся частям малыш догадается, что вы спрятали.
"Сыграем в прятки"
Малыш закапывает свои ручки в песок, ваша задача искать пальчики по именам. Это поможет выучить крохе названия пальчиков.
"Отыщем клад"
В песочнице ваш малыш может представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой очерченной площади закопайте несколько монеток. Вооружите малыша ситечком, и, просеивая песок, он найдет «сокровища пиратов».
"Пальчик-машинка"
Для развития мелкой моторики нарисуйте на песке дорожку и попросите ребенка проехать по ней пальчиком, не «съехав на обочину». Однако прежде чем подпускать своего малыша к песочнице, предлагаем обратить внимание на следующие пунктики.
Предлагаем возможные варианты игр с песком.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, - «жучки здороваются»).
«Узоры на песке»-взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, палочек и т.д.
«Песочные строители»-предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме.… Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.
Игры с мокрым песком. Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы … Ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Можно развить сюжет и сочинить мини-сказку: «Кто, куда, зачем и что «получилось?» На мокром песке можно рисовать достаточно четкие линии, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радости, грусти, злости, страха, удивления.
Игра «Кто к нам приходил?»
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
«Игры с водой»
Игр с водой – огромное разнообразие, вот некоторые из них, которые доступны для каждого ребенка:
«Окрашивание воды» Покрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с ребенком, где вода получилась темнее, а где светлее.
«Маленький рыбак» Мелкие предметы бросаем в тазик или ванну. Это будут рыбки. Ребенку даем «удочку» (половник с длинной ручкой), которой он будет вылавливать рыбок. Можно ловить и сачком – для этого подойдет дуршлаг или сито.
«Поиск сокровищ» Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в тазик с водой. Завяжите ребенку глаза и предложите отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.
«Лейся, лейся» Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.
«Тонет – не тонет» Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди разные предметы, ребенок наблюдает, погружаются они в воду или нет и что с ними происходит.
«С места на место» Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача ребенка – выловит ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"
Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»
Познакомить со способом изготовления и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"
Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

