НОД «Югорский край – лесной край»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Прокофьева Марина Леонидовна

 «Югорский край – лесной край»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: «Югорский край – лесной край»

Подготовила:

воспитатель

М.Л. Прокофьева

Конспект НОД

 Тема: «Югорский край – лесной край»

Цель: формирование у детей представлений о природе родного края и его особенностях через знакомство с флорой и фауной Югры.

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами живём?

Как называется наш округ? 

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому природному Югорскому краю, готовы? тогда в путь .(дети идут по группе)

Здравствуй, лес, Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

 Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Вот и попали мы с вами в лес, усаживайтесь поудобнее.

Ребята в нашем лесу живет много разнообразных лесных жителей.

- Каких вы знаете?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Сколько много вы знаете животных! А вот о ком я вам сейчас расскажу, вы узнаете, если разгадаете загадки:

1.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами кисти - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в жизни этот зверь. 
(Рысь)

Рысь – один из характерных хищников тайги, единственный из дюжины видов диких кошек нашей страны, благополучно проживающий в тайге, в том числе и в северной. Это осторожный, ловкий, энергичный зверь. Свои логова рысь устраивает внутри голых стволов деревьев и прочих естественных убежищах. В основу пищевого рациона рыси составляет заяц- беляк. Рысь расселена по всей территории Ханты-Мансийского автономного округа, но довольно редка, и с юга на север плотность заселения падает По данным за 1994 год, численность вида в крае не превышает сотни особей.

2.Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. 
(Медведь) 

Медведь- это большой и очень сильный зверь (хищник), живущий в наших лесах. Шерсть у него жесткая, длинная , густая, бурого цвета. Бегает зверь очень быстро, может ходить и стоять на задних лапах. Ловко лазает по деревьям. Медведь- всеядное животное. Ест сочные травы, овес, корни растений, ягоды, орехи, однако питается он и животной пищей. Медведица- хорошая мать: она кормит детенышей своим молоком и храбро защищает их. Молодые медвежата легко приручаются и дрессируются. Вообще медведь, за редким исключением, существо весьма мирное и трусливое. Страшен бывает медведь-шатун, который на зиму Остался тощим и поэтому в берлогу не залег.

3.Над шапками кустарника дерево плывёт.
На чьей же голове оно уютно так растёт?
Откроет нам поляна, лесного великана. 
(Лось)

ЛОСЬ У самцов большие лопатообразные рога, размах которых может достигать 3 м, причем число отростков на рогах возрастает с возрастом зверя. Держатся лоси поодиночке или небольшими группами. Крупные и тяжелые, лоси, тем не менее, легко передвигаются по болотам. Зимой стадо лосей нередко находится на одном участке. Лось является объектом промысла (мясо, кожа, рога). Лоси легко приручаются, о чем свидетельствовали весьма успешные опыты по их одомашниванию. 

4.Что за зверь зимой холодной,
Ходит в чаще злой, голодный? 
(волк)

Волк – прирожденный хищник. У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Может жить в самых различных природных условиях, быстро приспосабливается к новым обстоятельствам. Логова и норы устраивает в самых глухих и труднодоступных местах. В многоснежные зимы волки из лесных мест своего обитания спускаются к югу, в лесостепь и поймам рек выходят в подтаежные районы. Питается волк в основном дикими (лосями, северными оленями) и домашними копытными животными, зайцами, птицами, падалью.

5.Чуток, строен и высок, гордо голову несёт,
От рогов густая тень.
Вот красивый зверь…… 
(олень)

Олени — это древнейшие млекопитающие, которые обитали в лесах и степях задолго до появления человека. Стройные грациозные животные с изящными ногами и красивыми рогами по праву считаются самым многочисленным и разнообразным семейством среди жвачных парнокопытных.

6.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом кедре
Орешки я грызу 
(белка)

Белка живет в лесу, в парках и садах. В неволе она быстро привыкает к человеку и становится совершенно ручной. Белочка ловко орудует передними лапками. Когда она ест, ее зубки и лапки работают вместе. Лапкой белка подтягивает ко рту почку, орех, шишку. Белка зимой не спит, поэтому ей приходится уже в конце лета заботиться о своих запасах. У нее очень тонкое обоняние, которое помогает ей в суровое зимнее время находить много из припрятанного даже в очень глубоком снегу. У каждой белки есть свое гнездо (свой участок леса). Зверки прекрасно плавают, высоко поднимая при этом хвост, будто знают, что намокший хвост – верная гибель, переходя через поселения и даже большие города, преодолевают безлесные пространства. Во время таких отсутствия корма. В годы, когда на хвойных деревьях много шишек, значительно увеличивается и численность белок.

7.Есть в реке работники – не столяры, ни плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. 
(Бобры)

 Самый крупный грызун фауны ХМАО. Средний вес взрослого бобра составляет около 19 кг. Живут бобры семьями. Поселяются по берегам медленно текущих лесных рек и озер. Прекрасно плавают. Для жилья животные устраивают норы или хатки. Вход в нору всегда располагается под поверхностью воды. Бобры — чистые вегетарианцы. Летом питаются водными и прибрежными травами, а ближе к осени начинают переходить на ветви и кору деревьев, так как в спячку не впадают. Осенью они заготавливают запасы на зиму. БОБР РЕЧНОЙ В настоящее время они охраняются в заказнике «Верхне-Кондинский» и заповеднике «Малая Сосьва» 

8.Трусоват лесной красавец.
Догадались? Это ………… 
(заяц)

Заяц - очень известный зверек, он заселяет всю Западную Сибирь, кроме самых северных тундр. Зайцы бывают двух видов: беляк и русак. У белька уши относительно короткие и прижаты к голове. Летом окраска рыжевато-бурого цвета, а зимой окрас белый, лишь кончики ушей черные. У зайца широкие лапы, и он легко передвигается по рыхлому снегу. Питается травой, а зимой – корой осины, ивы, лиственницы. Зайцы подвержены частым заболеваниям, и численность их не очень велика, да еще у них есть враги. Бегают они по проложенным ими же тропам.

9.Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Хвост пушистый, красный, ах краса!
А зовут её …………………… 
(лиса)

 Лиса- очень стройная, красивая, на относительно невысоких ногах. У нее длинный пушистый хвост, острая морда. Общая окраска туловища от ярко-рыжей до серовато-охристой, бурой; тыльная сторона ушей черная, хвост на конце белый. Лиса – не самый хитрый и даже не самый осторожный зверь. Любопытство у нее часто берет верх над осторожностью. Обоняние и тонкий слух помогаю лисицы добывать еду.

Воспитатель :Тайга – дом для огромного количества живых существ. В том числе и для человека. От того, насколько дружно соседствуют люди, животные и растения, зависит благополучие нашего округа. Мы в силах сохранить природу в нашем общем доме.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Настало время отдохнуть.

«Лесная зарядка»

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает

– Мышцы шеи разминает.

Делает старательно движения

– Очень ему нравится это упражнение.

Полосатенький енот изображает вертолет

– Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далекий полет.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Ты, волчишка, не ленись,

 Вправо-влево поклонись,

А потом вперед-назад

– Получишь бодрости заряд.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-прямо,

Как учила его мама.

Ну, а белки словно мячики –

Дружно прыгают и скачут. (выполняют соответственные движения)

Воспитатель: Ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили? -Что интересного и нового узнали?

А нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

Викторина «Югорский край - навек любимый».

Цель:-обобщать знания детей о Югорском крае, уточнить и расширить представления о растениях и животных нашего региона, о полезных ископаемых (нефти и газа), о культурных и духовных традициях коренного...

Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков”

Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков” проводился с воспитанниками подготовительной к школе группе, возраст детей 6 лет.Дети не раз слышали, чем славится наш...

НОД " Экологическое сафари по Югорскому краю»

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой  ХМАО – Югры....

Консультация для педагогов "Художники Югорского края"

Консультация о творчестве Югорских художников...

Проект "Югорский край"

Проект "Югорский край"...

Проект для детей средней группы "Югорский край- наш край родной"

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю. В югорском крае очень красивая природа и богатый животный мир. Югра – наша Родина, и мы ею гордимся. Редкие и красивые растения, произрастающие в сиб...