Статья из опыта работы "Особенности представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Ульянова Марина Владимировна

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.В. Бианки»

Статья из опыта работы

 «Особенности представлений о животных

у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель

Ульянова М.В.

Бийск 2025

Многообразие видов живой природы, имеющееся повсюду, составляет окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его эмоции, мышление, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, чтение книг, просмотр видеофильмов имеют  большое значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления представлений о животном и растительном мире.

Практикой дошкольного воспитания установлено, что к семи годам дошкольники накапливают много разнообразных, но разрозненных и поверхностных знаний о животных. Это проявляется в том, что дети могут узнать, назвать животных, рассказать о наиболее ярких признаках их внешнего вида или поведения.

Однако дети имеют мало сведений об особенностях их жизни, о местах обитания, питании, образе жизни в разные времена года. Хочу отметить, что детям старшего дошкольного возраста известно примерно от 8 - 12 до 25 - 40 животных. Лучше они знают птиц и зверей, хуже - рыб, земноводных и насекомых. Кроме того, дети лучше знают экзотических животных, чем фауну своего края (возможно, это связано с большим количеством иностранных мультфильмов, в которых героями являются животные жарких стран). Знания дошкольников об отдельных хорошо знакомых животных не точные, неглубокие, неотчетливые.

В старшем дошкольном возрасте обнаруживается тенденция к пониманию связей между животными и средой их обитания. На знакомых примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания: птицы летают, потому что у них крылья; кузнечика трудно поймать, потому что он цвета травы; кошка хорошо лазает по деревьям, потому что у нее острые когти; белка живет в лесу, потому что там растут орехи, и т.д.

Опираясь на опыт работы, хочу отметить, что в старшем дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, в ряде случаев относящихся к одной классификации. Эта особенность проявляется в двух формах: в способности понимать и использовать обобщающие слова и в способности группировать картинки с изображением различных представителей животного мира.

Мной замечено, что дети старшей группы не только понимают в речи взрослых, но и сами употребляют такие слова-термины, как «птицы», «хищники», «звери», «насекомые». Если предложить детям старшей группы назвать рыб, птиц и других животных, дошкольники в среднем назовут 4 - 5 видов. Терминов «земноводные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие» дети не знают. Беседы и задания на группировку показали: дошкольники допускают ошибки, слишком широко или узко используют обобщающий термин, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируются только на конкретные примеры. Однако в целом употребление слов-терминов, как правило, бывает верным.

Старшие дошкольники успешно выделяют характерные особенности птиц (клюв, крылья, перья, полет и др.). У детей старшего дошкольного возраста, как правило, сложен обобщенный образ птицы. В речи это проявляется в том, что они чаще пользуются словом «птица» и реже употребляют видовое название представителей этого класса.

Дети часто слышат слова-термины от взрослых, что также оказывает значительное влияние на формирование общих представлений. Взрослым очень важно не искажать биологические понятия, так как это закладывает у детей неправильные основы обобщений. Например, типичным является сужение понятия «животное» до объема понятия «млекопитающее» или использование терминов «звери», «хищники» и «дикие животные» как синонимов.

Большинство хищников - дикие животные, среди которых есть звери. Дикие животные также включают хищников и частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери, в свою очередь, бывают хищными и дикими. Все это определяет характер и особенности общих представлений о многообразии животного мира, стихийно складывающихся у старших дошкольников в процессе общения с взрослыми.

Тенденция к обобщению знаний проявляется и в умении старших дошкольников произвести группировку (классификацию) картинок с изображением животных. Дети старшей группы легко находят общие признаки, позволяющие объединить животных в группу, объясняют свое решение.

Из наблюдений могу сказать, что дети старшего дошкольного возраста легко составляют группы животных, основанием для чего служат различные их признаки. В ряде случаев в своих практических действиях дети опираются на наглядный образ или знание обобщающего термина. Так, они правильно определяют птиц, изображенных на картинках, не зная их видовых названий. Часто поводом для объединения животных в группы служат сходство их внешнего строения (дети, как правило, учитывают один какой-то признак: наличие усов, хвоста и т. д.), а также среда обитания или место совместного проживания (вода, лес, зоопарк).

Хочу заметить, что среди разных форм поведения особое значение имеет способ передвижения животных, который (чаще других признаков) становится основанием для группировки картинок. Дети объединяют в группы летающих, плавающих, прыгающих (прыгучих) и других животных.

Производя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети часто опираются на наиболее существенные признаки. Например, старшие дошкольники, говоря о своеобразии зверей (млекопитающих), указывают на их волосяной покров (шерсть, шкура). Однако эти особенности животных называют как наряду с другими - несущественными (четыре ноги, усы и т.д.). Этот факт показывает, что  дошкольники не дифференцируют признаки животных на существенные и несущественные.

Таким образом, краткий анализ показал, что в дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о животном мире Основная их часть - это разрозненные сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего вида и поведения. Также имеет место тенденция к формированию общих представлений о животных. С одной стороны, это осуществляется через речь вместе с усвоением обобщающих слов-терминов, используемых в повседневной жизни. Эти представления пополняются и обогащаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах животных. С другой стороны, общие представления образуются посредством практической деятельности, в процессе которой реализуется способность детей  старшего дошкольного возраста группировать предметы на основе их сходства. В формирование общих представлений главную роль играет наглядный образ, включающий морфологические и поведенческие признаки животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

Статья "Индивидуальная работа по развитию математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста"

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

В статье раскрываются теоретические и прикладные аспекты познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, рассматривается ее сущность и развивающий потенциал, дается характеристика экспериме...

Представление опыта работы по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности»

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни в процессе проектной деятельности» Актуальность данной темы заключаетс...

ВКР "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке и практической реализации методики формирования представлений о росте и развитии растений и животных у детей старшего дошкольного возрас...

Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

https://docs.google.com/presentation/d/1zmcMDA8kVIT061sjQKwUPLfwX3iHzB0s/edit?usp=sharing&ouid=117402203104264697524&rtpof=true&sd=true...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается формирование экологических представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста. Представлена программа, которая  включает  девять взаимосвязанных разделов...