«В мире животных Саратовской области»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: обобщение знаний детей о жизни животных.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять и расширять представления детей об особенности жизни животных;
• учить детей различать между собой домашних и диких животных.
Развивающие:
• развивать связанную речь;
• развивать любознательность, память и мышление;
• развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к животным;
• способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Речевые:
• активизировать словарный запас детей;
• учить отвечать на вопросы и вести диалог.
Материалы и оборудование: иллюстрации и слайды: карта мира, животные и их место обитания, дидактическая игра «Кто где живет?».
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций по теме «Животные», чтение художественной литературы о животных.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мире животных Саратовской области»
Цель: обобщение знаний детей о жизни животных.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять и расширять представления детей об особенности жизни животных;
• учить детей различать между собой домашних и диких животных.
Развивающие:
• развивать связанную речь;
• развивать любознательность, память и мышление;
• развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к животным;
• способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками.
Речевые:
• активизировать словарный запас детей;
• учить отвечать на вопросы и вести диалог.
Материалы и оборудование: иллюстрации и слайды: карта мира, животные и их место обитания, дидактическая игра «Кто где живет?».
Предварительная работа: беседа о животных, рассматривание иллюстраций по теме «Животные», чтение художественной литературы о животных.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, кто к нам сегодня прилетел? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, к нам прилетела мудрая сова.
Воспитатель: Посмотрите, какой сегодня хороший, солнечный день. Кто мне скажет какое сейчас время года? А хотите мы с вами отправимся в лес вместе с мудрой совой? Я думаю, что в лесу нас ждёт много интересного.
- Перед тем, как отправиться в лес, надо вспомнить правила поведения в лесу. (ответы детей) (2 слайд правила)
Воспитатель: Правила вспомнили, теперь отправляемся в лес.
Основная часть.
Воспитатель: Посмотрите, мы шли-шли и не заметили, как пришли. (дети садятся на стульчики) - (3 слайд лес) Какой красивый лес!
Воспитатель: Мудрая сова приготовила для вас загадки и рассказ о животных которые живут в лесу. Итак, располагайтесь поудобнее и слушайте.
1. Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(4 слайд) Белка – умна, проворна. Своё гнездо лесная жительница делает из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее. Питается растительной пищей — грибами, ягодами, плодами деревьев.
2. Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(5 слайд) Медведь - грозный лесной житель. Ноги у него толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хорошо плавает и лазит по деревьям. Медведь – хищник, но он еще любит ягоды, мёд, зёрна, траву, корешки растений. Зимой медведь спит в берлоге.
3. Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…
(6 слайд) Заяц - дикое животное. Уши у него длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, зимой – белый. Врагов у зайца много. Волки, лисы, хищные птицы, всех он боится. Но догнать и поймать зайца непросто. Питается травой, ветками, корой деревьев, грибами, плодами черники.
4. В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый…
(7 слайд) Волк – лесной житель, хищник. Он крупный зверь, внешне похожий на собаку. Волк достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, хорошо охотится. В лесу добыча волков – лоси, олени, зайцы, птицы, птичье яйцо.
5. Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую…
(8 слайд) Лиса - хитрая. У неё рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце. Лиса очень хорошо слышит. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. В летнюю пору лисица лакомится лягушками, мелкими птичками, зверьками. Любит таскать курочек да петушков.
6. Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
(9 слайд) Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Спинка ежа покрыто иголками. Глаза у него - словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Питается – насекомыми, лягушками, улитками, мышами, змеями, земляникой, малиной. Всю зиму ёж спит в своём гнезде.
7. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(10 слайд) Лось - крупное животное. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, шея короткая, уши длинные. Взрослые лоси могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает зимой и ходит без них до конца весны. Питается ветками деревьев и кустарников, растениями.
Воспитатель: Вы узнали, какие животные в лесу живут и услышали, что каждое животное чем-то отличается друг от друга.
Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу и заботятся о себе самостоятельно?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Давайте сейчас похвалим каждое животное из рассказа мудрой совы.
Словесная игра «Похвали»
- у волка острые… зубы;
- у зайца длинные… уши;
- у лисы пушистый… хвост;
- у ежика колючие… иголки;
- у лося ветвистые… рога.
Воспитатель: Молодцы! Все запомнили! Ребята, мудрая сова снова предлагает вам поиграть в игру. Называется «Помоги, найти дом для зверей». Вот сейчас мы снова проверим, кто внимательно слушал рассказ.
(Игра проводится на магнитной доске. Наверху расположены картинки животных, а внизу их жилища. С помощью фломастера помогаем проложить дорогу до дома)
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Помогли лесным жителям найти свои домики. Но пока наши зверята искали свои домики, они сильно проголодались. Давайте накормим их.
Игра – разминка «Кто, чем питается?»
Воспитатель: Сейчас мы с мудрой совой проверим, кто внимательно слушал рассказ про животных, которые живут в лесу. Выбираем по одной карточке и выходим на полянку. Здесь, на полянке где-то есть питания, для этих животных. Когда музыка звучит, все животные гуляют, а когда она остановится, животные должны найти свое питание: кто, чем питается. (п/игра повторяется 2 раза, затем дети садятся)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. (слайд 11)
Это - необычная книга. Кто знает, что это за книга?
Дети: (Красная).
Воспитатель: Правильно! А что означает ее цвет?
Дети: Что этих животных осталось очень мало.
Воспитатель: Правильно, ребята, красный цвет этой книги означает: Внимание! Этих животных осталось совсем мало на Земле. Таких как еж ушастый, хорь степной, сурок, а также птицы - дрофа, орлан степной, журавль-красавка – все они обитают в Саратовской области, но очень нуждаются в нашей защите, поэтому занесены в Красную книгу. (слайд 12)
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите как одним словом называются эти животные?
Дети: Домашние животные. (слайд 13)
Воспитатель: А почему они называются домашними?
Дети: Потому что живут рядом с человеком.
Воспитатель: Правильно, ребята. Домашние животные живут рядом с человеком, и заботиться о себе самостоятельно они не могут, о них заботится человек.
Скажите, а какую пользу приносят домашние животные? (слайд 14)
Дети: Корова дает молоко, куры несут яйца, собака охраняет дом.
Воспитатель: Самым первым животным, которого человек сделал своим другом, была собака. Шло время. Домашние животные стали сильно отличаться от своих диких сородичей, они добрые, не боятся человека, привыкли получать от него пищу, помощь и защиту.
Коровы, бараны, козы, лошади и другие крупные домашние животные – это скот. Скот летом пасется на лугу. Там животные едят свежую траву. На зиму им заготавливают сено. (слайд 15)
Коров и коз каждый день доят и получают молоко. Из молока делают сметану, творог, масло, сыр. (слайд 16)
Баранов и овец стригут, затем их шерсть окрашивают и делают из нее нитки. Из ниток вяжут шарфы, носки, свитера и делают шерстяные ткани. (слайд 17)
Свиньи, коровы и бараны дают мясо. Лошади помогают человеку в работе. Они перевозят грузы. Все домашние животные приносят пользу. (слайд 18)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли бы домашние животные выжить в лесу самостоятельно?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: За ними не кому ухаживать
Воспитатель: Какая опасность их подстерегает?
Дети: На них могут напасть дикие звери.
Воспитатель: Как человек ухаживает за домашними животными?
Дети: Кормит животных, заготавливает им еду, ухаживает за ними, строит жилища.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто, где живет?».
У меня в руках мячик, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь мяч, у кого в руках он окажется тот и отвечает.
Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике)
Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне)
Где живёт собака? (собака живёт в будке)
Где живёт кошка? (кошка живёт в доме)
Где живёт корова? (корова живёт в коровнике)
Где живёт овца? (овца живёт в овчарне) (слайд 19)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня большие молодцы! А сейчас проверим, какими внимательными вы были: поиграем в игру «Четвертый лишний».
Внимание на экран: на картинке изображено 4 животных. Вы должны найти среди них одного лишнего и объяснить, почему.
Игра «Четвертый лишний» (слайд 20-22)
Заключение.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы сегодня много узнали о животных нашего края. Давайте отблагодарим мудрую сову, что прилетела к нам в гости и рассказала много интересного про диких и домашних животных и поиграла с нами в разные игры.
- Спасибо мудрая сова! Ну а сейчас нам пора возвращаться в наш детский сад.
Воспитатель: Итак, ребята, о каких животных мы с вами сегодня говорили? А
Дети: О домашних и диких.
Воспитатель: Какие животные называются дикими? Почему? Какие животные называются домашними? Почему? Ответы детей.
Воспитатель: Какая разница между дикими и домашними животными?
Дети: Домашние животные живут около человека, человек их кормит, строит им жильё. Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.
Воспитатель: Что вам понравилось сегодня больше всего? Что не понравилось?
Ребята, мне очень понравилось, как вы отлично работали сегодня, как отвечали на вопросы и ловко выполняли задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Красной книги животных Саратовской области для дошкольников.
Ознакомление дошкольников с редкими животными Саратовского края....
Птицы и животные Саратовской области
Природа родного края...

Презентация Животные Саратовской области (Красная Книга)
Презентация Животные Саратовской области (Красная Книга) состоит из 12 слайдов 1 ый слайд - это заголовок. В презентации представлены животные Саратовской области из Красной Книги. Это такие живо...

Проект «Животные Саратовской области» (для подготовительной к школе группы)
Проект «Животные Саратовской области»(для подготовительной к школе группы)Подготовила воспитатель Дементьева И.В. Тип проекта: познавательно-творческий, исследовательский.Участни...

Презентация "Отчет по проекту животные Саратовской области"
Презентация "Отчет по проекту животные Саратовской области"...


