экологическое воспитание детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр
материал по окружающему миру
использование игровых обучающих ситуацийв процессе ознакомления дошкольников с природой
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с помощью сюжетно-дидактических игр
Зобнина Наталия Владимировна
воспитатель
МБДОУ города Иркутска детский сад № 124
Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педагогов. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра было интересной, вызывала у детей желание играть.
Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, цель которого – создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Если игровое действие отсутствует, игра по структуре и содержанию превращается в беседу или дидактическое упражнение.
Оптимальной формой использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой – это игровые обучающие ситуации, которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни.
В своей работе использую игровые обучающие ситуации
- с игрушками,
- с литературными персонажами,
- путешествия.
ИОС с игрушками организую, когда нет возможности действовать с животным, когда занятие строится на базе полученных ранее знаний. Игрушки хорошо использовать как раздаточный материал, что особенно важно для младших дошкольников.
Конечно, для работы с детьми выбираю игрушки реалистичные, «добрые». Ребёнок с первого взгляда должен понять, какое животное перед ним.
Например, на занятиях дети знакомятся с животными леса. Вместо иллюстраций использую животных-игрушки. Дети берут их в руки, переставляют, выполняют различные обучающие ситуации. Игрушки больше привлекают внимание детей, чем картинки. Каждому хочется их потрогать, взять в руки, что способствует большему привлечению внимания детей.
ИОС с литературными персонажами. Героев полюбившихся сказок, рассказов дети воспринимают очень эмоционально. В своей работе использую кукол из сказок: Незнайка, Буратино, Петрушка; героев мультфильмов: Чебурашка, котики из мультфильма «Три кота» и др.
Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Буратино и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят.
Создаю такую ситуацию, когда дети из обучаемых превращаются в наставников и рассказывают персонажам то, что уже сами знают. Когда я от имени Незнайки задаю «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют ошибки, тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников.
ИОС - путешествия. В таких играх беру на себя роль экскурсовода и стараюсь в рамках ролевого поведения сообщать детям новые интересные сведения, знакомить с новыми природными явлениями и объектами. Это могут быть путешествия к морю, в зоопарк, в Африку. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь оказывают дополнительные материалы: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы или бинокли. Фотографии – это рисунки на основе полученных впечатлений.
Но всё же главным персонажем наших игр стал Старичок-Лесовичок. Это добрый старичок, который живёт в лесу и дружит со зверями и птицами. Иногда ему хочется услышать о жизни людей в городе, сравнить её со своей жизнью.
Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе.
Результатом моей работы стали конспекты игровых обучающих ситуаций для детей 4-5 лет по знакомству с лесными зверями и птицами.
Конспект организации игровой образовательной ситуации для детей 4-5 лет по теме «Мой волшебный лес»
Задачи.
Развивать познавательный интерес у детей.
Продолжать знакомить детей с особенностями природных условий леса
формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать поисковую активность детей; стимулировать детские высказывания, суждения, выводы по результатам.
Развивать воображение и фантазию; обогащать речь детей с помощью использования прилагательных; развивать память, внимание и мышление.
Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое, сплющивание)
Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
Совершенствовать у детей способность передавать в лепке изображения знакомых предметов.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы по данной теме.
Материал и оборудование. Иллюстрации, ноутбук, письмо, карта, игрушка-лесовик карточки к игре, соленое тесто.
Ход.
В группе в природном уголке конверт с письмом.
Воспитатель:
Посмотрите, письмецо.
Кто оставил нам его
Может, это дождик,
Что стучится к нам в окно?
- Интересно, кто прислал нам письмо? Давайте мы его откроем и узнаем от кого.
В конверте посмотрите, письмо и карта. «Здравствуйте, ребята. Это я, Лесовичок. Ребята, а вы знаете, кто такой Лесовичок и где он живет?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель; правильно ребята. Он хозяин леса, следит за порядком в лесу, чтобы никто зверей не обижал, не ломали ветки, не рвали цветы, не разбрасывали мусор.
Воспитатель: Лесовичок приглашает нас в гости в лес по лесной тропинке. Что бы мы с вами не заблудились, он положил нам карту, которую нарисовал сам. Ребята ну что примем приглашение Лесовичка.
Вот карта (Показ карты схемы).
Что изображено на карте?
Дети: замечают карточку с изображением компаса.
Как вы думаете, что обозначает этот знак.
Дети: (дети рассуждают)
Воспитатель: правильно, чтобы пойти в лес нужно взять нужные вещи. Проверим, как вы это умеете делать. Посмотрите на карточки и выберите те предметы, которые необходимы в походе. Картинки на карточках: компас, ручка, кружка, карта, подушка, ролики, миска, кукла,
машинка.
Дети: выбирают картинки, обсуждают, что необходимо для похода.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы можем отправиться в лес по тропинке к Лесовичку. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в лесу.
ПРАВИЛА:
Пошёл ты в лес гулять,
Прыгай, бегай и играй,
Только, не забывай,
Что шуметь в лесу нельзя,
Испугаются зверушки,
Уйдут с лесной опушки.
Посмотрите на карте с лево нарисовано дерево, а с право река. Как вы думаете, по какой тропинке мы свами пойдем.
Дети: (рассуждение детей) выбирают дерево.
Чтобы определить, где правая сторона, где левая нам нужно вспомнить правило. Право, лево. Посмотрите на свои руки, которая из них правая, а которая из них левая? Давайте в правую руку возьмем флажок и помашем им, а левую ручку спрячем за спинку.
Воспитатель: дети вы молодцы правильно определили, какая сторона левая, а какая правая.
Продолжают двигаться по тропинке.
- Ребята, куда мы с вами попали? (в лес) А лес то непростой, а волшебный! Посмотрите, кто нас встречает в лесу? (Лесовичок)
Лесовичок: здравствуйте ребята! Я рад, что моя карта помогла вам прийти камне в гости по тропинке.
Физминутка. Лес.
Выросли деревья в лесу.
(Потягивания – две руки в стороны.)
Кверху, к солнцу тянутся. (Руки вверх.)
Тут подул весёлый ветер,
Закачались ветки, (машут руками.)
Даже огромные стволы наклонились к земле. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево. Ветерок все тише. Веточки все ниже. (опускают плавно
руки в низ)
Лесовичок: Ребята, что такое лес, вы знаете?
Дети: где много деревьев, диких животных и птиц.
Игра «Догадайся, про какое дерево я говорю?»
Стройная, кудрявая, ...(береза)
Зеленая, колючая, ... (ель)
Крепкий, могучий, ... (дуб).
Грустная, плакучая...(ива)
Лесовичок: Молодцы. Хотите узнать какие деревья растут в моем лесу и услышать про них сказки. Послушайте мои загадки и догадайтесь.
Стоит, девица, нарядная, белая да стройная, вся-то ладная. (Берёза)
Лесовичок: Молодцы ребята. Давайте подойдем к дереву поближе поздороваемся, погладим.
Лесовичок: Вы, наверное, устали? Предлагаю отдохнуть. (дети садятся на пенечки) Хотите послушать историю про березку.
Жила была березка. У неё были большие пушистые серёжки. Однажды березка помогла девочке. Хотите узнать как? Это было так: как-то раз девочка Саша с подружкой пошли в лес. Девочки заигрались и не заметили, как потемнело. Они не знали куда идти, им было очень страшно, хотелось побыстрее добраться домой. Девочки увидели березку. Она рассказала подружкам, как добраться домой, и подарила свои сережки. Девочки поблагодарили берёзку и отправились домой. Поэтому люди называют березку доброй!
Лесовичок: вот вам вторая загадка.
Я в иголках круглый год.
Не швея, не мастерица.
Не шью я ни чего.
Что я за девица? (Елка)
А вот вам сказка про елочку.
Лесовик: Жила-была в лесу Ёлочка. Как-то раз прыгнула на её ветку птичка - уколола лапку. Заругала ёлочку. - Ах, ты, какая колкая!
Обидно ёлочке стало, загрустила наша елочка. Осень в лесу наступила. Все деревья принарядились стали яркими, красивыми. Одна ёлочка стоит печальная. И листиков нет, одни иголки. Долго горевала ёлочка. Зима пришла. Шёл по лесу лесник. Заприметил маленькую ёлочку.
- Что грустишь, красавица!
- У меня и листиков-то нет, одни иголки!
- Не печалься, ёлочка, то ли ещё будет!
Наступило Рождество. Пришли ребята в лес, стали ёлочку украшать шарами, сосульками. Мишура на ней блестит, снежинки, шишки качаются. Ах! Какая красавица, в лесу такой не найти! Тут и звери прибежали. За ёлочку радуются. Стали хвалить её.
Праздник в лесу. Ребята вокруг ёлки хороводы водят, песни поют, читают стихи. Повеселела лесная красавица, приятно!
Лесовичок: понравились вам мои сказки?
Дети: рассказывают, чем понравились сказки.
Лесовичок: я ведь не зря вас пригласила в свой лес. Чтобы вы помогли ёлочке приготовиться к празднику. Ведь к ёлочке на праздник придут все лесные жители. Подумайте и скажите, чем можно украсить ёлку?
Дети: (дети рассуждают) предлагают сделать игрушки самим из солёного теста, украсить.
Лесовичок: Я думаю, что будет здорово и елочке понравится. Приглашаю вас за столы.
Но сначала нам нужно сделать небольшую разминку.
Пальчиковая гимнастика «Ёлочка»
Перед нами ёлочка: (из больших пальцев - верхушка «ёлочки»)
А на ней иголочки. (указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, (из пальцев круговые движения – вверх, вниз)
Зайчики и мишки, (обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки (ладони сложены, пальцы расправлены, средний и указательный пальцы смотрят вниз)
Дети под музыку начинают лепить. Воспитатель в процессе лепки осуществляет индивидуальную помощь. (Дети дарят елочке.)
Лесовичок: Ребята, вы были, молодцы соблюдали все правила поведения в лесу! Я хочу одарить вам картинки с изображением разных деревьев. Предлагаю вместе оформить книгу «Мой волшебный лес». Книга поможет вам лучше узнать лучше мир природы.
До новых встреч!
Воспитатель: и тебе Лесовичек спасибо, за прекрасные сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"
Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

ПРОГРАММА экологического воспитания детей дошкольного возраста (2-7 лет) «Экологическое воспитание: первые шаги в биологию»
Дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому, в данном случае, пер...