По дороге к прекрасному. Буклет для педагогов ДОУ по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Рассматриваем и беседуем с дошкольниками. Картина А.К. Саврасова "Грачи прилетели"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.
… … …
Ещё природа не проснулась.
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей печально улыбнулась.
Ф. И. Тютчев.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
1871г. «Грачи прилетели».
♦ Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей.
Морской пейзаж рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены.
В архитектурном пейзаже художник изображает памятники архитектуры в синтезе с окружающей средой.
В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций, ажурных конструкций вокзалов и мостов, паутин железнодорожных линий.
«По дороге к прекрасному».
Буклет для педагогов по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников.
♥ Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном синем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. В.А. Сухомлинский
♥ Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. В.А. Сухомлинский
♥ Ребёнок в меру своих умственных сил … анализирует тот языковой материал, который дают ему взрослые.
К.И. Чуковский
♥ «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля; а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». К.Д. Ушинский
Видеть жизнь во всех её проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то картины так ценны и значение их так велико.
♦ Картины раздвигают поле
непосредственного наблюдения.
Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые даёт реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определённы, чем образы, вызываемые голым словом.
Е.И. Тихеева писала: «Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей… Рассматривая картину, маленький ребёнок всё время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путём наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».
Подготовительная работа:
= экскурсия в парк;
= наблюдение за поведением перелётных птиц, весенними изменениями в природе на участке детского сада;
= разучивание стихов и пение песен о весне;
= рассматривание иллюстраций весенних пейзажей;
= слушание музыкальных произведений: «Утро» Э.Грига, «Март. Песня жаворонка из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
Рассматривание картины:
А. Сообщаются название картины, фамилия, имя и отчество художника:
«Грачи прилетели»
Алексея Кондратьевича Саврасова.
Б. Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов? Докажите.
В. Какие строчки из стихов русских поэтов о весне вспоминаются вам, когда смотрите на картину
А.К. Саврасова?
Ещё в полях белеет снег…
Ф.И. Тютчев, «Весенние воды»
Зима недаром злится, прошла её пора- весна в окно стучится и гонит со двора… Ф.И. Тютчев
Снег теперь уже не тот: потемнел он в поле…
С.Я. Маршак, «Весенняя песенка»
Г. Посмотрите внимательно на небо.
Что можно о нём сказать?
Небо покрыто голубовато-серыми тучами, но кое-где есть голубые просветы. А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно ещё неяркое. Мы видим это по теням от берёз на снегу.
Д. А теперь посмотрите на землю.
На переднем плане земля покрыта снегом. Снег серый, мокрый, рыхлый, тёмный, грязный, кое-где обнажились веточки, комья земли.
Е. Посмотрите вдаль, вспомните стихотворение С.Я. Маршака
«Весенняя песенка».
Вдали видны чёрные проталины.
Ж. Посмотрите вправо. Что мы видим?
Справа талая вода заполнила низину.
З. Что вы ещё видите на переднем плане картины? Около низины гордо стоят четыре тонкие, стройные, высокие красавицы-берёзы.
Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх к солнцу. А прямо перед нами согнулись три старые, корявые, изогнутые.
И. Что происходит на берёзах? На берёзах весело хозяйничают грачи, недавно вернувшиеся из тёплых стран. Грачи шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнёзда. Поправляют, ремонтируют их, не обращая внимания на сырость и холод.
К. Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой берёзы?
Внизу, около старой корявой берёзы, грач нашёл веточку и держит её в клюве.
Л. Что мы видим за берёзами?
За берёзами мы видим забор, за ним несколько низких, потемневших от времени, деревянных построек и старую белокаменную церковь с тремя куполами и высокой колокольней.
М. Что вы чувствуете, глядя на картину?
Серый мартовский день. Ещё сыро и холодно, но в воздухе уже пахнет весной. Вот-вот прорвётся сквозь тёмные тучи солнечный луч, уже край облака порозовел. Это ожидание, предчувствие приближения весны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ: «Реализация художественно-эстетического направления развития ребенка, как одно из условий успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению»
Проект адаптация в доу...

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

"Отчет по самообразованию .Тема: « Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников»
Выступление на педсовете "Отчет по самообразованию .Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в художественно – эстетической области развития старших дошкольников&raq...
Консультации для родителей воспитанников и педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ:Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»"Пластилинография - рисование пластилином, как средство творческого развития детей...

