Конспект НОД старшая-подготовительная группа "Что, можно узнать о воздухе"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Систематизировать знания детей о свойствах воздуха с помощью экспериментов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Что можно узнать о воздухе?» для детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель Захарова М.В.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
• Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
• Образовательная: расширять представления детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
• Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание самостоятельно выполнять опыты.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, трубочки для коктейля, баночки с ароматами (4 штуки), мыльные пузыри, бумажные кораблики, надувные шарики. Карточки со схемами; обоняние, глаз, цвет, вес, объем. Вата, мандарин, шишка, ракушка.
Ход образовательной деятельности:
Сюрпризный момент. Детям показывают шкатулку.
Воспитатель задает детям вопросы, что, по их мнению, находится в шкатулке.
Открываем шкатулку, а она пустая.
Воспитатель: послушайте загадку, ребята и отгадайте, что же находится в шкатулке.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Игровое упражнение «нырнем» (задержка воздуха)
Вывод: мы не можем долго находиться без воздуха.
Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (шарики, надувной матрац, надувной круг для плавания…).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы
Опыт №2. «Движение воздуха»
Заранее сделанные из цветной бумаги веера. Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор, помахать чем либо…).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется
Опыт №3 "Воздух есть везде"
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах лежит вата, давайте рассмотрим ее. Какая вата?
Как вы думаете, есть ли в вате воздух?
Давайте проверим. Опускаем вату в стакан с водой. Что произошло с ватой когда мы опустили ее в воду?
Какой мы делаем вывод?
А теперь возьмите камушек и опустите в стакан с водой. (также опускаем мандарин, шишку, ракушку) Посмотрите внимательно, что происходит?
Какой мы можем сделать вывод?
Правильно. Вокруг всех предметов есть воздух.
Опыт№4 "Воздух не имеет запаха, вкуса"
Воспитатель: Проходим дальше! Воздух имеет запах? Понюхайте воздух? Попробуйте воздух на вкус? Какой у него вкус? (мнения детей). Вдохните воздух через нос. Чем он пахнет? (мнения детей). В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках? (дети определяют и называют). Мы можем сказать, что воздух доносит до нас различные запахи! Дети с помощью воспитателя делают обобщающий вывод: чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №5 "Воздух можно услышать"
Воспитатель: у вас на столе есть воздушный шарик, что можно сделать с ним (надуть)давайте надуем его своим воздухом, теперь попробуйте растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, с таким звуком выходит воздух. Вывод: Воздух можно услышать. Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
(на доске выбирают данные свойства воздуха)"Воздух не имеет запаха и вкуса. Воздух можно услышать.
Опыт №6"Воздух имеет вес"
Воспитатель: Посмотрите, что это за конструкция? Как вы думаете для чего это?
Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.
Воспитатель: Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесила одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом? (лопнет)
Воспитатель: Проткните палочкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.) Выберите подходящую карточку! «Воздух имеет вес» (выбирают на магнитной доске)
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух помогает услышать разные звуки. Да, зеленый.
Вы большие молодцы! И у нас, есть для вас сюрприз. (Дарим мыльные пузыри)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий исследовательский проект "Что интересного можно узнать?"
Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так...

Конспект занятия (старшая, подготовительная группа) Тема: «Право человека на труд»
Цель: познакомить детей о праве взрослых на труд, предусмотренных ТК РФ....

Конспект занятия старшая-подготовительная группа "Викторина по сказкам"
Современным детям родители перестали читать русские народжные сказки. Дети помнят сказки для самых маленьких, таких как "Репка", "Колобок", "Теремок", а сказки для более ...

Конспект ФЭМП Старше-подготовительной группы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМПЦель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игрыЗадачи:Совершенствовать навыки порядкового и обратного счетаУпраж...
Конспект в старшей - подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре. Уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше. Познакомить с другими...

"Важно увидеть, услышать, потрогать - можно узнать таким способом много"(Органы чувств)
Занятие по реализации образовательного проекта "Я человек". Знакомит детей с возможностями человеческого организма....

Конспект для старшей-подготовительной групп «Математическое волшебное путешествие на мыльных пузырях»
laquo;Мaтематическое волшебное путешeствие на мыльных пузырях»Цель: закрепление и обобщение полученных знаний.Задачи:OбOбщить и систематизировать знания по ФЭМП в подготовительной к школе...
