Проект STEAM-технология «Мир насекомых»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект STEAM-технология «Мир насекомых» для детей средней группы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект STEAM-технология
«Мир насекомых»
Тип проекта: информационно
- познавательно
– практический
– исследовательский
– творческий.
Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.
Участники: дети средней группы 4-5 лет, воспитатели, родители.
Актуальность.
В наше время экологическое воспитание дошкольников значимо и необходимо. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дошкольники занимаются открытиями каждый день, познавая мир вокруг. Современное общество желает видеть деятельного человека, испытывающего познавательный интерес ко всему новому, способного самостоятельно делать открытия и выводы, умеющего через креативность и творчество реализовывать свои знания, умения и навыки, делиться ими с другими. В данном случае на помощь приходят современные образовательные технологии, направленные на всестороннее многоуровневое развитие ребенка, как самодостаточной личности, способной не только на принятие информации, но и на ее поиск. Одной из таких технологий, активно реализуемой в нашем ДОУ, является STEAM-технология, создающая условия для развития технических и творческих навыков воспитанников.
Проблема.
Дети в группе увидели жука. Кто-то испугался, кто- пытался его задавить, кто-то жука защищал. У детей возник круг обсуждения: какие насекомые вредные, какие полезные, можно ли их убивать, нужны ли они в природе, а какие, вообще, бывают насекомые. Мы решили прочитать сказку В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Заинтересованность детей миром насекомых и подходящее время года – весна, когда природа пробуждается, позволили нам организовать проект «Путешествие муравьишки».
Главная идея проекта.
Применение STEAM – технологии в образовательном процессе через модули: «Lego – конструирование», «Математическое развитие», «Робототехника», «Дары Фребеля», с целью развития у детей инженерно – технического творчества и интеллектуальных способностей.
Цель проекта:
Создание условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий при изучении жизни насекомых на Земле через применение STEM- технологий.
Задачи проекта:
1. Сформировать представления о жизни насекомых через внедрение STEM- технологии.
2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3. Развивать навыки конструктивной деятельности-направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
4. Развивать логику и алгоритмическое мышление.
5. Формировать основы программирования.
6. Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.
Предполагаемый результат проекта:
1. Сформировано желание детей общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности;
2. Понимание необходимости бережного отношения к природе;
3. Желание получить больше информации о насекомых.
4. Развиты любознательность и познавательная мотивация у детей.
5. Сформированы основы программирования.
6. Сформированы навыки исследовательской деятельности.
Продукт проектной деятельности:
Создание макета «Домики для насекомых»
Этапы реализации проекта:
• 1 этап – Подготовительный (Подготовка цели и задач. Составление плана деятельности. Подбор материала по теме «Путешествие муравьишки» Подбор информации для родителей).
• 2 этап – Основной (Организация деятельности детей, родителей и воспитателя по направлениям проекта).
• 3 этап – Заключительный (Создание уголка «Мир насекомых».).
Ключевые вопросы STEAMS
Технология | Характеристика | Ориентация |
S | Наука | Что и как исследуем? Что и как изучаем? Что и как познаем? |
T | Технология | Какой алгоритм деятельности осваивают дети? |
E | Инжинеринг | Какой продукт (проект) создают дети? |
A | Искусство | Какие художественно- выразительные средства осваивает ребенок? Какие методы творческой реализации выбирают дети? |
M | Математика | Какие элементы математического мышления развиваются у ребенка (геометрическое, пространственное, временное, алгоритмическое, комбинаторика и т. д) |
S | Сделай сам | В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, познавательная, исследовательская, речевая, элементарная инженерно- техническая, коммуникативная и т. д) |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный: Подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций; дидактических и интерактивных игр; подбор игрового материала, оформление мини «STEM-лаборатории» «Изучаем насекомых»
2 этап – Основной этап
S- наука
1. Беседы: «Кто такие насекомые?», «Интересные факты из жизни насекомых», «Насекомые помощники», «Насекомые вредители», «Опасные насекомые», «Необычные насекомые», «Правила поведения в лесу»
2. Сюжетно-ролевые игры: «На пасеке», «В лечебнице у доктора Айболита», «Путешествие на цветочную полянку».
3. Дидактические игры: «Летает, прыгает, ползает», Матрица «Прогулка на луг», «Найди тень», «Опиши, мы угадаем», «Мои друзья».
4. Интерактивные игры: «Четвертый лишний», «Угадай и раскрась».
5. Подвижные игры: «Лети в свой дом», «Маленькие пчелки».
6. Создание мини-библиотеки: книги о насекомых, иллюстрации, наборы открыток.
7. Видеотека: мультфильмы «Как муравьишка домой спешил», «Как ослик хотел стать бабочкой», «Медовый переполох», «Муха-цокотуха»
8. Ознакомление с художественной литературой: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.Крылов «Стрекоза и муравей, К.Чуковский «Муха-цокотуха», В.Суиеев «Кораблик», сказка «Кто, где живет», К.Чуковский «Тараканище»
T- технология
1. Игровая ситуация с использованием робота пчелы Bee-bot «Кто помог муравьишке дойти домой».
2. Викторина с использованием робота пчелы Bee-bot «Самые, самые…»
3. Опытно-экспериментальная деятельность «Студия жужжания», «Муравьина ферма», «Майский гость».
4. Экспериментирование с использованием развивающего пособия «Дары Ф.Фребеля» – «Полет пчелы».
E- инженерия
1. Конструирование с использованием «Lego-Duplo» - «Цветочная поляна».
2. Конструирование с использованием природного материала «Муравейник»
3. Конструирование с использованием даров Фребеля «Пчелиная семья», «Жизненный цикл насекомых».
4. Конструирование из бумаги «Пчелиные соты».
5. Конструирование с использованием WeDo 2.0 «Насекомые опылители»»
А- искусство
1. Рисование по представлению «На лугу»
2. Нетрадиционная техника рисования с использованием воздушно-пузырчатой пленкой «Пчелиные соты»
3. Аппликация на тему «Сказка Муха -Цокотуха» (коллективная работа)
4. Ручной труд «Появление бабочки»
5. Лепка «Жучок-паучок»
6. Пластилинография «Золотая пчелка»
7. Создание мультфильма «Бал жуков»
M- математика
1.Игровая ситуация с использованием роботов пчел Bee-bot «Кто первый доберется до цветка».
2. Закрепление прямого и обратного счета в пределах 6 -«Тараканьи бега».
3. Освоение практического деления целого на части с использованием даров Ф.Фребеля.
4. Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)) с использованием роботов пчел Bee-bot «Паутинка паучка».
5. Умение ориентироваться на листе бумаги «Рисование по точкам», «Рисование по номерам».
6. Решение логических задач: «Раскрась гусеницу», «Судоку «Насекомые»»,
«Логический круг», Кольца Луллия.
Взаимодействие с родителями.
1. Сотворчество детей и родителей в составлении и оформлении в составлении рассказов с детьми о насекомых
2. Консультации «Осторожно клещи», «Правила поведения в лесу».
3 этап - Презентация проекта
Технический паспорт изобретения
Тема | Путешествие муравьишки |
Конструктор | Lego. Lego-duplo. |
Основные структурные компоненты | «Цветочная поляна», «Пчелиные соты», «Муравейник для муравьишки», «Паутинка паучка» |
Главная идея | У детей возникло обсуждение, какие насекомые хорошие, а какие нет, стоит ли их бояться, где насекомые живут. Так возник проект «Путешествие муравьишки» . |
Готовый продукт | Макет «Домики для насекомых» |
Используемая литература
1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение, 2002 г. 2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г. 3. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А.- М.: Линка - Пресс, 2008 г. 4.. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г. 1. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г. 2. Большая энциклопедия природы. - М.: ООО «Мир книги», 2004г. 3. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004 г. 4. Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.: Дрофа, 1996 5. Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. - М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 96с. 6. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009. 7. «Познакомься, это букашки». - М.: «Махаон», 1999. 8. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики» 9. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей. 10. Планета наш дом: Учеб. - хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. - Москва.: Лайда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»
повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»
Внедрение STEAM-технологий в дошкольном образовании заставляют нас переосмысливать свою деятельность, искать новые направления в работе с детьми. Перед воспитателями открываются огромные возможности р...

Проект "Развитие научно-технического творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами STEAM - технологий"
Проект для ДОУ....
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»
В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»
Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»...

Образовательный проект «STEAM – ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» конструктора «Йохокуб» в детском саду
Дети: познакомятся с конструктором йохокуб; будет реализовано задуманное, созданы игровых макетов из конструктора «Йохокуб» и дидактических игр;вместе с родителями и педагогами дошкольники...
