Проект STEAM-технология «Мир насекомых»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Наталья Витальевна

Проект STEAM-технология «Мир насекомых» для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stim.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект STEAM-технология

«Мир насекомых»

Тип проекта: информационно

- познавательно

– практический

– исследовательский

 – творческий.

Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.

Участники: дети средней группы 4-5 лет, воспитатели, родители.

Актуальность.

В наше время экологическое воспитание дошкольников значимо и необходимо. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дошкольники занимаются открытиями каждый день, познавая мир вокруг. Современное общество желает видеть деятельного человека, испытывающего познавательный интерес ко всему новому, способного самостоятельно делать открытия и выводы, умеющего через креативность и творчество реализовывать свои знания, умения и навыки, делиться ими с другими. В данном случае на помощь приходят современные образовательные технологии, направленные на всестороннее многоуровневое развитие ребенка, как самодостаточной личности, способной не только на принятие информации, но и на ее поиск. Одной из таких технологий, активно реализуемой в нашем ДОУ, является STEAM-технология, создающая условия для развития технических и творческих навыков воспитанников.

Проблема.

Дети в группе увидели жука. Кто-то испугался, кто- пытался его задавить, кто-то жука защищал. У детей возник круг обсуждения: какие насекомые вредные, какие полезные, можно ли их убивать, нужны ли они в природе, а какие, вообще, бывают насекомые. Мы решили прочитать сказку В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Заинтересованность детей миром насекомых и подходящее время года – весна, когда природа пробуждается, позволили нам организовать проект «Путешествие муравьишки».

Главная идея проекта.

Применение STEAM – технологии в образовательном процессе через модули: «Lego – конструирование», «Математическое развитие», «Робототехника», «Дары Фребеля», с целью развития у детей инженерно – технического творчества и интеллектуальных способностей.

Цель проекта:

Создание условий для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий при изучении жизни насекомых на Земле через применение STEM- технологий.

Задачи проекта:

1.  Сформировать представления о жизни насекомых через внедрение STEM- технологии.

2.  Формировать навыки исследовательской деятельности.

3. Развивать навыки конструктивной деятельности-направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

4. Развивать логику и алгоритмическое мышление.

5. Формировать основы программирования.

6. Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность.

Предполагаемый результат проекта:

1.     Сформировано желание детей общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности;

2.     Понимание необходимости бережного отношения к природе;

3.     Желание получить больше информации о насекомых.

4.     Развиты любознательность и познавательная мотивация у детей.

5.     Сформированы основы программирования.

6.     Сформированы навыки исследовательской деятельности.

Продукт проектной деятельности:

Создание макета «Домики для насекомых» 

Этапы реализации проекта:

• 1 этап – Подготовительный (Подготовка цели и задач. Составление плана деятельности. Подбор материала по теме «Путешествие муравьишки» Подбор информации для родителей).

• 2 этап – Основной (Организация деятельности детей, родителей и воспитателя по направлениям проекта).

• 3 этап – Заключительный (Создание уголка «Мир насекомых».).

Ключевые вопросы STEAMS

Технология

Характеристика

Ориентация

S

Наука

Что и как исследуем? Что и как изучаем? Что и как познаем?

T

Технология

Какой алгоритм деятельности осваивают дети?

E

Инжинеринг

Какой продукт (проект) создают дети?

A

Искусство

Какие художественно- выразительные средства осваивает ребенок? Какие методы творческой реализации выбирают дети?

M

Математика

Какие элементы математического мышления развиваются у ребенка (геометрическое, пространственное, временное, алгоритмическое, комбинаторика и т. д)

S

Сделай сам

В какой вид активности вовлечены дети (проектная, игровая, познавательная, исследовательская, речевая, элементарная инженерно- техническая, коммуникативная и т. д)

  

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – Подготовительный: Подбор литературы, аудиозаписей, иллюстраций; дидактических и интерактивных игр; подбор игрового материала, оформление мини «STEM-лаборатории» «Изучаем насекомых»

2 этап – Основной этап

S- наука

1.     Беседы: «Кто такие насекомые?», «Интересные факты из жизни насекомых», «Насекомые помощники», «Насекомые вредители», «Опасные насекомые», «Необычные насекомые», «Правила поведения в лесу»

2.     Сюжетно-ролевые игры: «На пасеке», «В лечебнице у доктора Айболита», «Путешествие на цветочную полянку».

3.     Дидактические игры: «Летает, прыгает, ползает», Матрица «Прогулка на луг», «Найди тень», «Опиши, мы угадаем», «Мои друзья».

4.     Интерактивные игры: «Четвертый лишний», «Угадай и раскрась».

5.     Подвижные игры: «Лети в свой дом», «Маленькие пчелки».

6.     Создание мини-библиотеки: книги о насекомых, иллюстрации, наборы открыток.

7.     Видеотека: мультфильмы «Как муравьишка домой спешил», «Как ослик хотел стать бабочкой», «Медовый переполох», «Муха-цокотуха»

8.     Ознакомление с художественной литературой: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.Крылов «Стрекоза и муравей, К.Чуковский «Муха-цокотуха», В.Суиеев «Кораблик», сказка «Кто, где живет», К.Чуковский «Тараканище»

T- технология

1.     Игровая ситуация с использованием робота пчелы Bee-bot «Кто помог муравьишке дойти домой».

2.     Викторина с использованием робота пчелы Bee-bot «Самые, самые…»

3.  Опытно-экспериментальная деятельность «Студия жужжания», «Муравьина ферма», «Майский гость».

4.  Экспериментирование с использованием развивающего пособия «Дары Ф.Фребеля» – «Полет пчелы».

E- инженерия

1.     Конструирование с использованием «Lego-Duplo» - «Цветочная поляна».

2.     Конструирование с использованием природного материала «Муравейник»

3.     Конструирование с использованием даров Фребеля «Пчелиная семья», «Жизненный цикл насекомых».

4.     Конструирование из бумаги «Пчелиные соты».

5.     Конструирование с использованием WeDo 2.0  «Насекомые опылители»» 

 А- искусство  

          1. Рисование по представлению «На лугу»

2.  Нетрадиционная техника рисования с использованием воздушно-пузырчатой пленкой «Пчелиные соты»

3.  Аппликация на тему «Сказка Муха -Цокотуха» (коллективная работа)

4.  Ручной труд «Появление бабочки»

5. Лепка «Жучок-паучок»

6. Пластилинография «Золотая пчелка»

7. Создание мультфильма «Бал жуков»

M- математика

1.Игровая ситуация с использованием роботов пчел Bee-bot «Кто первый  доберется до цветка».

2. Закрепление прямого и обратного счета в пределах 6 -«Тараканьи бега».

3. Освоение практического деления целого на части с использованием даров Ф.Фребеля.

4. Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от...)) с использованием роботов пчел Bee-bot «Паутинка паучка».

5. Умение ориентироваться на листе бумаги «Рисование по точкам», «Рисование по номерам».

6. Решение логических задач: «Раскрась гусеницу», «Судоку «Насекомые»»,

«Логический круг», Кольца Луллия.

Взаимодействие с родителями.

1.     Сотворчество детей и родителей в составлении и оформлении в составлении рассказов с детьми о насекомых

2.     Консультации «Осторожно клещи», «Правила поведения в лесу».

3 этап - Презентация проекта

 

Технический паспорт изобретения

Тема

Путешествие муравьишки

Конструктор

Lego.  Lego-duplo.

Основные структурные компоненты

«Цветочная поляна», «Пчелиные соты», «Муравейник для муравьишки», «Паутинка паучка»

Главная идея

У детей возникло обсуждение, какие насекомые хорошие, а какие нет, стоит ли их бояться, где насекомые живут. Так возник проект «Путешествие муравьишки» .

Готовый продукт

Макет «Домики для насекомых»

 

 

 

Используемая литература

1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М: Просвещение, 2002 г. 2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003 г. 3. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н.А.- М.: Линка - Пресс, 2008 г. 4.. Природа вокруг нас. / сост. М.А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г. 1. Дошкольное образование, №6 (12) / 2006 г. 2. Большая энциклопедия природы. - М.: ООО «Мир книги», 2004г. 3. От осени до лета. / Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004 г. 4. Постников В.Ю. Моя самая первая книжка обо всем. Почемучка. М.: Дрофа, 1996 5. Хоффман Г. «Кто живет на лугу»/ Пер. с нем. Т. П. Панфиловой. - М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. - 96с. 6. Махлин М.Д. / Насекомые.- СПб.: «БКК»,2009. 7. «Познакомься, это букашки». - М.: «Махаон», 1999. 8. «Юный натуралист» 6/2007. Ю. Новиков «Насекомые синоптики» 9. «Все обо всем», популярная энциклопедия для детей. 10. Планета наш дом: Учеб. - хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. - Москва.: Лайда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников посредством steam - технологии»

повышение качества дошкольного образования через развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников и формирование предпосылок основ инженерного мышления детей 5-7 лет....

Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

Внедрение STEAM-технологий в дошкольном образовании заставляют нас переосмысливать свою деятельность, искать новые направления в работе с детьми. Перед воспитателями открываются огромные возможности р...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»

Проект «Внедрение STEAM – технологий в образовательный процесс ДОУ»...

Образовательный проект «STEAM – ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» конструктора «Йохокуб» в детском саду

Дети: познакомятся с конструктором йохокуб; будет реализовано задуманное, созданы игровых макетов из конструктора «Йохокуб» и дидактических игр;вместе с родителями и педагогами дошкольники...