Проект "Удивительный мир насекомых" в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Рязанова Юлия Петровна

во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh.docx142.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад  № 148»

ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»

В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

В ВОЗРАСТЕ 6 - 7 ЛЕТ № 5

Picture background

Воспитатель:

Рязанова Ю.П.

первая  квалификац. категория

        г. Оренбург – 2025  г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Удивительный мир насекомых»

Вид проекта

- краткосрочный (11.08 – 30.08.25г.);

- групповой;

- познавательно – творческий.

Разработчики проекта

Воспитатель Рязанова Юлия Петровна, первая квалификационная

категория

Основные исполнители проекта

-дети,

-родители,

-педагоги.

Цель проекта

расширить представления детей о мире насекомых.

Актуальность проекта

во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Основные задачи проекта

1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять    любознательность и исследовательскую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4.  Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Ожидаемые результаты реализации проекта

- дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнеговида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;

- знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям;

- знать о вреде, которую приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши и др.).

Критерии эффективности проекта

- Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада.

- Комфортное состояние воспитанников и педагогов.

- Повышение активности родителей.

Основные принципы проекта

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

- Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь и доброе отношение к объектам живой природы.

- Принцип наглядности:  широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи.

- Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.

-Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

- Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей.

- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступках, что достигается через переживание и прогнозирование развития ситуации.

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

информации по теме проекта: проведение консультаций,

информационно-справочных буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение и уточнений актуальности проекта и его задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и

иллюстраций о насекомых и их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для подготовки оптов по теме проекта;

материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) и т.п.

2 Проблемный:

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе?

Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме?

Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих

3 этап – Познавательно – исследовательский

Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг по теме

проекта.

Рассматривание схем «строение насекомого».

Наблюдения в природе.

Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых.

Чтение и обсуждение произведений: В. Драгунского «Он

живой и светится», басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и др.

Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муха – Цокотуха» и др.

Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры

– превращения, пальчиковые игры, имитационные гимнастики.

Разучивание с детьми стихов, загадок.

Опытно – экспериментальная деятельность.

4.Заключительный:

Выставка рисунков, поделок

В качестве итога мы предлагаем создать эко-арт различных насекомых.

В приложениях представлен методический материал по теме проекта.

Работа с родителями

Консультации «Первая помощь при укусах насекомых».

Изготовление родителями книжек – малышек «Насекомые».
Оформление выставки «Удивительные насекомые» .

Схема реализации проекта

Образователь-ная область

Совместная деятельность с  детьми

Работа с родителями

Социально – коммуникатив-ное развитие:

Организация выставки насекомых (игрушки).

Сюжетно-ролевая игра «Летом на лугу»

Игра-ситуация «Мы природу ценим, любим, бережем» (Цель: определение правил поведения на отдыхе).

Организация выставки детско-родительского творчества. Рисунки «Бабочки»

Познавательное развитие.

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания,

жизнедеятельности и т.д.);

- Наблюдение за насекомыми на участке детского

сада;

Дидактические игры

1 «Собери насекомое» из многоугольников;

2 «Четвёртый лишний»

3 «Закончи предложение»

(употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

4 «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы)

Беседа: «Насекомые» Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия.

8 Кто, что умеет делать?» Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

9 «На полянке» Цель: Уточнять и расширять словарь по теме.

Подбор атрибутов по теме проекта.

Речевое развитие:

-Чтение сказок и рассказов

Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок,

считалок, пословиц, чистоговорок

-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»;

К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;

В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»;

В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д.

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка

Майя», «Дюймовочка» и т.д.

Словесная игра  «Бывает – не бывает» (понимание логико-

грамматических конструкций).

- Мальчик ловит бабочку.

Бабочка поймала мальчика.

Бабочка ловит девочку.

Девочка поймала бабочку.

Словесная игра  «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, червяк какой? - …

Подбор загадок, стихов по теме проекта.

Пополнение книжного уголка

Физическое развитие:

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и

выполняют движения).

- Физкультминутка «Кузнечики».

- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»

- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Подвижная игра «Бабочки летают»

Рекомендации родителям по разучиванию с детьми народных игр.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Составление вместе с детьми кроссвордов;

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Рисование в технике монотипия «Бабочка»

Аппликация: «Божьи коровки на листике».

Аппликация на тему «Пчелки»;

Конструирование из бросового материала «Божьи

коровки, жучки, паучки»;

Эко-арт: «Насекомые».

Прослушивание музыкальной композиции аудиозаписи Н. Римского- Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»

Консультация для родителей

Результаты работы над проектом.

В результате нашей работы, дети узнали:

  1. Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки
  2. Насекомые опыляют растения.
  3. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
  4. Был сделан вывод из опыта про божью коровку, что это насекомое – хищник.

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым?.

Выводы

  • В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.

По итогам работы было отмечено, что:

  • Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их особенности, потребности.
  • На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
  • Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопросы, что нужно каждому насекомому, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Родители.

  • Родители проявили  интерес к проекту.
  • Родители  участвовали  в совместной творческой деятельности.
  • Родители помогли сделать подборку раскрасок на тему «насекомые».
  • Родители стали активными партнерами в образовательном процессе.

        

ПРИЛОЖЕНИЯ

Беседа «Наши маленькие друзья»

Воспитатель: Муравей, стрекоза, жук, пчела, кузнечик, божья коровка, бабочка, гусеница – как назовём общим словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: А для чего нужны насекомые?

Дети:

- Они опыляют растения и являются кормом для птиц.

Воспитатель:- А в какое время года мы можем увидеть их в природе?

Дети:

- Весной, летом и осенью.

Воспитатель:- А какое из этих насекомых приносит сладкую пользу человеку?

Дети:

- Пчела.

Давайте посмотрим на экран компьютера, изменилось что-нибудь. Смотрите

 лепесток изменил цвет. Молодцы, ребята, справились с первым заданием.

Задание II Дидактическая игра «Сложи картинку»

Воспитатель: А теперь подойдем к столам и посмотрим, что у нас в этих красивых, разноцветных конвертах, нужно сложить насекомое из частей и рассказать, кто у кого получился. (Дети достают из конвертов разрезные картинки и собирают из частей целое)

Воспитатель задает детям вопросы: Кто это? Где живет? Чем питается? И т.п.

Предполагаемые ответы детей:

Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется

оранжевое молочко.

Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.

Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.

Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.

Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.

Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.

Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.

Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Давайте посмотрим на экран компьютера, изменилось что-нибудь. Смотрите лепесток изменил цвет. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.

Физкультминутка: «Видишь, бабочка летает»

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела. (первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч должны закончить его.

Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка…(летает).

Пчёлы летают, а паук…(ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).

Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)

Пчелы из нектара делают… (мед)

У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)

Составление рассказа «Ах, какая бабочка!»

Представьте себе теплый летний день, припекает солнышко, мы, идем гулять в поле. На нем много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым  выходит грусть, печаль. Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Расскажите о понравившейся вам бабочке (какая она…, почему вам понравилась…)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ

Капустная белянка.

Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес к отцу.

- Это превредная бабочка, - сказал отец, - если их разведется много, то пропадет наша капуста!

- Неужели эта бабочка такая жадная? – спрашивает мальчик.

- Не сама бабочка, а ее гусеница, - отвечает отец, - бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы.

Гусеница очень прожорлива. Она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта.

Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике.

К. Ушинский

Лечебница под сосной.

Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.

Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.

По В. Пескову

Муравейник зашевелился.

Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали – это просто куча сора и старой хвои, а не муравейный город: ни одного муравья не было видно.

Теперь снег сошел с кучи, и муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили и лежали на муравейнике липкими черными комьями.

Мы слегка потревожили их палочкой, а они едва могли пошевельнуться. У них не было даже сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой.

Пройдет еще несколько дней, пока они снова примутся за работу.

В. Бианки

Кузнечик – невидимка.

Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? Нет? И я не вижу. Кузнечики очень искусно прячутся. И все–таки мы сейчас поймаем нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве… Так. Теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто–нибудь? Как раз кузнечики и попались! Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь откройте шапочки. Вот и нет кузнечиков! Видите, как они высоко подпрыгнули? А еще кто–нибудь остался? Конечно: маленькие разноцветные жучки и муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу.

Г. Ганейзер

Домашнее животное – пчела. ( сказка )

Однажды Танюша гуляла с бабашкой по саду и увидела маленький домик.

- Бабушка, посмотри, какой маленький домик! И я хочу жить в таком!

Бабушка ответила: «Тише, Танюша! Этот домик называется улей, в нем живут пчелы». Пчела – домашнее животное.

Улей – уютный и надежный дом, за ним ухаживает человек: утепляет, ремонтирует, красит. За это, в благодарность, она угощает его сладким лакомством – медом, который защищает человека от многих болезней.

Пчела неустанно трудится с раннего утра до позднего вечера. Перелетая с цветка на цветок, она собирает сладкую пыльцу. И множество раз приносит ее домой.

Пчела не только угощает всех сладким, полезным медом, но и лечит. Пчела – доктор.

Наши бабушки и дедушки лечат укусами пчел свои спины, руки и ноги.

Ты когда-нибудь пробовал посадить пчелу на ладошку, накрыть ее? Нет? И не советуем!

Пчела очень больно может ужалить.

Маленьким детям их помощь не нужна, пчелка может сделать им больно. Оружие защиты пчелы – жало. Поэтому лучше не дразнить пчел, близко не подходить, и тогда они станут не вашими врагами, а «вкусными» друзьями.

Крапивница и лимонница.

Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я; у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!

- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.

Н. Сладков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.

Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"

ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...