Проект "Удивительный мир насекомых" в подготовительной группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 142.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 148»
ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ»
В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ 6 - 7 ЛЕТ № 5
Воспитатель:
Рязанова Ю.П.
первая квалификац. категория
г. Оренбург – 2025 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Удивительный мир насекомых» |
Вид проекта | - краткосрочный (11.08 – 30.08.25г.); - групповой; - познавательно – творческий. |
Разработчики проекта | Воспитатель Рязанова Юлия Петровна, первая квалификационная категория |
Основные исполнители проекта | -дети, -родители, -педагоги. |
Цель проекта | расширить представления детей о мире насекомых. |
Актуальность проекта | во время прогулки дети наблюдали за насекомыми. В ходе наблюдения, было выявлено, что реакция у детей на насекомых была неоднозначная. Часть детей выражали радость и интерес, другие – пугались, третьи - предлагали уничтожить насекомых. В ходе диалога выяснилось, что знаний дошкольников о насекомых недостаточно. Отсюда возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» |
Основные задачи проекта | 1. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения. 2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами. 3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности. 4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые», знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик); - иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнеговида (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает, плавает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые; - знать о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям; - знать о вреде, которую приносят насекомые людям, животным, растениям (мухи, тараканы, слепни, домашние муравьи, блохи, вши и др.). |
Критерии эффективности проекта | - Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада. - Комфортное состояние воспитанников и педагогов. - Повышение активности родителей. |
Основные принципы проекта | В основу реализации проекта положены следующие принципы: - Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. - Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь и доброе отношение к объектам живой природы. - Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи. - Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста. -Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе. - Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. - Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей. - Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступках, что достигается через переживание и прогнозирование развития ситуации. |
Этапы работы над проектом | 1. Подготовительный информации по теме проекта: проведение консультаций, информационно-справочных буклетов для детей и родителей. - Обсуждение и уточнений актуальности проекта и его задач с воспитателями, детьми, родителями. - Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и иллюстраций о насекомых и их образе жизни. - Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п. - Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для подготовки оптов по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин) и т.п. 2 Проблемный: Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять информацию по теме? Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации: у детей отсутствуют знания о насекомых луга. Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих 3 этап – Познавательно – исследовательский Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг по теме проекта. Рассматривание схем «строение насекомого». Наблюдения в природе. Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых. Чтение и обсуждение произведений: В. Драгунского «Он живой и светится», басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и др. Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муха – Цокотуха» и др. Проведение дидактических игр, сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры, имитационные гимнастики. Разучивание с детьми стихов, загадок. Опытно – экспериментальная деятельность. 4.Заключительный: Выставка рисунков, поделок В качестве итога мы предлагаем создать эко-арт различных насекомых. В приложениях представлен методический материал по теме проекта. |
Работа с родителями | Консультации «Первая помощь при укусах насекомых». Изготовление родителями книжек – малышек «Насекомые». |
Схема реализации проекта
Образователь-ная область | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
Социально – коммуникатив-ное развитие: | Организация выставки насекомых (игрушки). Сюжетно-ролевая игра «Летом на лугу» Игра-ситуация «Мы природу ценим, любим, бережем» (Цель: определение правил поведения на отдыхе). | Организация выставки детско-родительского творчества. Рисунки «Бабочки» |
Познавательное развитие. | - Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.); - Наблюдение за насекомыми на участке детского сада; Дидактические игры 1 «Собери насекомое» из многоугольников; 2 «Четвёртый лишний» 3 «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе) - Муравей сидел около…. - Божья коровка полезла по - Жук спрятался под… - Муха села на… - Гусеница сидела на… - Муха ползла по… 4 «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) Беседа: «Насекомые» Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия. 8 Кто, что умеет делать?» Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей. 9 «На полянке» Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. | Подбор атрибутов по теме проекта. |
Речевое развитие: | -Чтение сказок и рассказов: Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок -Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»; К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; В.Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он живой и светится» и.т.д. - Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка» и т.д. Словесная игра «Бывает – не бывает» (понимание логико- грамматических конструкций). - Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Словесная игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, червяк какой? - … | Подбор загадок, стихов по теме проекта. Пополнение книжного уголка |
Физическое развитие: | - Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения). - Физкультминутка «Кузнечики». - Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…» - Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д. Пальчиковая гимнастика «Гусеница» Подвижная игра «Бабочки летают» | Рекомендации родителям по разучиванию с детьми народных игр. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: Рассматривание иллюстраций к книгам; Составление вместе с детьми кроссвордов; Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»; Рисование в технике монотипия «Бабочка» Аппликация: «Божьи коровки на листике». Аппликация на тему «Пчелки»; Конструирование из бросового материала «Божьи коровки, жучки, паучки»; Эко-арт: «Насекомые». Прослушивание музыкальной композиции аудиозаписи Н. Римского- Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов» | Консультация для родителей |
Результаты работы над проектом.
В результате нашей работы, дети узнали:
- Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки
- Насекомые опыляют растения.
- Насекомые служат пищей для птиц, зверей.
- Был сделан вывод из опыта про божью коровку, что это насекомое – хищник.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым?.
Выводы
- В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено, что:
- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их особенности, потребности.
- На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопросы, что нужно каждому насекомому, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Родители.
- Родители проявили интерес к проекту.
- Родители участвовали в совместной творческой деятельности.
- Родители помогли сделать подборку раскрасок на тему «насекомые».
- Родители стали активными партнерами в образовательном процессе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Беседа «Наши маленькие друзья»
Воспитатель: Муравей, стрекоза, жук, пчела, кузнечик, божья коровка, бабочка, гусеница – как назовём общим словом?
Дети: Насекомые.
Воспитатель: А для чего нужны насекомые?
Дети:
- Они опыляют растения и являются кормом для птиц.
Воспитатель:- А в какое время года мы можем увидеть их в природе?
Дети:
- Весной, летом и осенью.
Воспитатель:- А какое из этих насекомых приносит сладкую пользу человеку?
Дети:
- Пчела.
Давайте посмотрим на экран компьютера, изменилось что-нибудь. Смотрите
лепесток изменил цвет. Молодцы, ребята, справились с первым заданием.
Задание II Дидактическая игра «Сложи картинку»
Воспитатель: А теперь подойдем к столам и посмотрим, что у нас в этих красивых, разноцветных конвертах, нужно сложить насекомое из частей и рассказать, кто у кого получился. (Дети достают из конвертов разрезные картинки и собирают из частей целое)
Воспитатель задает детям вопросы: Кто это? Где живет? Чем питается? И т.п.
Предполагаемые ответы детей:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется
оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.
Давайте посмотрим на экран компьютера, изменилось что-нибудь. Смотрите лепесток изменил цвет. Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.
Физкультминутка: «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. (первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч должны закончить его.
Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка…(летает).
Пчёлы летают, а паук…(ползает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка…(нет).
Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)
Пчелы из нектара делают… (мед)
У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)
Составление рассказа «Ах, какая бабочка!»
Представьте себе теплый летний день, припекает солнышко, мы, идем гулять в поле. На нем много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки, шмели, пчёлы, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат леса. Представьте, что во время вдоха вы вдыхаете в себя свет (добро, всё, что имеет положительный смысл). А теперь сделайте глубокий выдох, с которым выходит грусть, печаль. Посмотрите, какие красивые бабочки летают вокруг вас. Вот одна, другая, третья … Выберите самую красивую и наблюдайте за ней, за её полетом. Интересно, как и где она живет, чем питается? Еще раз вдохните свежий весенний воздух. А теперь посидим в тишине с закрытыми глазами. Расскажите о понравившейся вам бабочке (какая она…, почему вам понравилась…)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ
Капустная белянка.
Мальчик поймал на огороде беленькую бабочку и принес к отцу.
- Это превредная бабочка, - сказал отец, - если их разведется много, то пропадет наша капуста!
- Неужели эта бабочка такая жадная? – спрашивает мальчик.
- Не сама бабочка, а ее гусеница, - отвечает отец, - бабочка эта нанесет крохотных яичек, а из яичек выползут гусеницы.
Гусеница очень прожорлива. Она только и делает, что ест да растет. Когда она вырастет, то сделается куколкой. Куколка не ест, не пьет, лежит без движения, а потом вылетит из нее бабочка, такая же, как вот эта.
Так превращается всякая бабочка из яичка в гусеницу, из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, а бабочка нанесет яичек и замрет где-нибудь на листике.
К. Ушинский
Лечебница под сосной.
Однажды, сидя в укромном уголке леса, я увидел странное зрелище. По муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал лапами муравьиной кучи, и я решил, что дрозд прилетел покормиться, но дрозд и не думал клевать муравьев. Дрозд вытянул в сторону крылья, сидел минут десять. Позже я видел на муравейнике соек, скворца, трясогузку. На муравьиных кучах птицы освобождаются от паразитов.
Муравьи быстро «вычесывают» все, что скопилось под крыльями, и попутно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. Натуралисты подметили: едва ли не половина всех лесных птиц принимает муравьиные ванны.
По В. Пескову
Муравейник зашевелился.
Мы нашли большой муравейник под елью. Сначала мы думали – это просто куча сора и старой хвои, а не муравейный город: ни одного муравья не было видно.
Теперь снег сошел с кучи, и муравьи вылезли погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили и лежали на муравейнике липкими черными комьями.
Мы слегка потревожили их палочкой, а они едва могли пошевельнуться. У них не было даже сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой.
Пройдет еще несколько дней, пока они снова примутся за работу.
В. Бианки
Кузнечик – невидимка.
Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? Нет? И я не вижу. Кузнечики очень искусно прячутся. И все–таки мы сейчас поймаем нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве… Так. Теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто–нибудь? Как раз кузнечики и попались! Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь откройте шапочки. Вот и нет кузнечиков! Видите, как они высоко подпрыгнули? А еще кто–нибудь остался? Конечно: маленькие разноцветные жучки и муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу.
Г. Ганейзер
Домашнее животное – пчела. ( сказка )
Однажды Танюша гуляла с бабашкой по саду и увидела маленький домик.
- Бабушка, посмотри, какой маленький домик! И я хочу жить в таком!
Бабушка ответила: «Тише, Танюша! Этот домик называется улей, в нем живут пчелы». Пчела – домашнее животное.
Улей – уютный и надежный дом, за ним ухаживает человек: утепляет, ремонтирует, красит. За это, в благодарность, она угощает его сладким лакомством – медом, который защищает человека от многих болезней.
Пчела неустанно трудится с раннего утра до позднего вечера. Перелетая с цветка на цветок, она собирает сладкую пыльцу. И множество раз приносит ее домой.
Пчела не только угощает всех сладким, полезным медом, но и лечит. Пчела – доктор.
Наши бабушки и дедушки лечат укусами пчел свои спины, руки и ноги.
Ты когда-нибудь пробовал посадить пчелу на ладошку, накрыть ее? Нет? И не советуем!
Пчела очень больно может ужалить.
Маленьким детям их помощь не нужна, пчелка может сделать им больно. Оружие защиты пчелы – жало. Поэтому лучше не дразнить пчел, близко не подходить, и тогда они станут не вашими врагами, а «вкусными» друзьями.
Крапивница и лимонница.
Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я; у меня на крапиву аппетит – я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять.
Н. Сладков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект итогового мероприятия в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» Воспитателя подготовительной группы; Тарасенко В.В.
Цель: Закрепить у детей представления о произведениях декоративно-прикладного искусства, в частности о русской матрёшке....

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

Перспективный план с родителями подготовительной группы "Солнышко", перспективный план с родителями старшей логопедической группы "Кораблик", родительское собрание в подготовительной к школе группы "Умка"
ЦРодительское собрание в подготовительной группеТема: «Через год – первоклашка»Цель: Обогащение воспитательного опыта, знаний родителей по вопросу готовности ребенка ...

