План работы по самообразованию Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста (2-3 года)».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности всегда был и остается актуален:

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста (2-3 года)».

Цель: повысить уровень педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

Срок работы над темой: 2024 - 2025уч. г.

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом коллег.
  2. Разработать и реализовать перспективный план работы с детьми и родителями по данной теме.
  3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-пространственной среды по данной теме.

Прогнозируемый результат: на основании изученной литературы и опыта коллег по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста», была разработана и реализована работа по данному направлению с родителями, детьми. Она поспособствовала повышению уровня познавательного развития детей: дети проявляют любознательность, инициативность, самостоятельность, проявляют интерес к исследованию окружающего мира. У родителей повысился уровень компетентности по организации детско-родительского опытно-экспериментального взаимодействия. Повысился уровень моей профессиональной компетенции по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

Актуальность. Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром. В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами. Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными, поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. 

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности всегда был и остается актуален:

  1. Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами.
  2. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

        Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема для самообразования - «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

Схема работы по самообразованию:

1 этап – информационно-аналитический;

2 этап – проектировочный;

3 этап – практический;

4 этап - подведение итогов, рефлексия.

1 этап (сентябрь, октябрь)

- Изучение методической литературы по теме творческого развития младших дошкольников;

- изучение опыта коллег по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;

- обобщение материала.

2 этап (октябрь, ноябрь)

 - Разработка перспективных планов работы с детьми, коллегами и родителями.

 - Разработка и реализация плана обогащения развивающей предметно-пространственной среды в помещениях детского сада и на участке по данной теме.

 - Разработка анкетирования, родительского собрания, консультаций, картотеки, мастер-класса, буклетов для родителей.

Для работы с детьми:

- создание картотеки игр-экспериментов для детей раннего возраста;

- подбор и создание демонстрационного и дидактического материала для совместной деятельности с детьми;

- организация в групповом помещении центра экспериментирования для свободного доступа детей (Приложение 2).

Мероприятия с детьми, включенные в данное перспективное планирование, проводятся один-два раза в неделю. Их содержание соответствует возрастным особенностям дошкольников первой младшей группы и направлено на реализацию Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данная деятельность способствует поддержанию детской инициативы, самостоятельности, и предполагает использование деятельностного подхода, в соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.

Для работы с родителями:

- разработка анкетирования, родительского собрания, консультаций, картотеки, мастер-класса, буклетов для родителей.

3 этап (ноябрь – май)

Работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь

1. Беседа, рассматривание, игра «Мыльные пузыри». 

Цель: Знакомство детей с мыльными пузырями.

Задачи: способствовать поднятию эмоционального настроения у детей.

Ход: показать ребятам, как можно играть с пузырями (ловить ладошками, подпрыгивая, дуть на них, чтобы улетали, смотреть).

2. Д/упражнения в течение месяца: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».

Цель: учить детей манипулировать с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в неё руки и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща.

3.Игра-эксперимент «Бутылочки с сюрпризом». 

Цель: Различие слухового внимания.

Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: достаём из коробочки бутылочки с сюрпризом, показываем детям, как можно переворачивать, трясти ими, чтобы издавать звуки. Рассказываем, как звучит – громко – тихо.

4.Игровая ситуация «Расскажем куклам, что будет если…»  или «Рябь на воде». 

Цель: Развитие дыхательного аппарата.

Задачи: вызывать заинтересованность детей к происходящему.

Ход занятия: на стол поставить тазик с водой. Обратить внимание детей на то, что, когда дуешь на водичку, на поверхности появляется рябь.

5.Художественное слово, игра-эксперимент «Сказка о камешке».

Цель: на примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми, познакомить детей со сказкой.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

1. Анкетирование «Как мой ребенок познает мир?»;

2. Консультация для родителей

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста» (Приложение 1).

Декабрь

1.Игровое упражнение «Напоим куклу чаем».
Цель: дать детям представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

2.Игра-эксперимент «Тает льдинка».

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой.

3. Игра-эксперимент «Вода холодная и горячая». 

Цель: Обучение детей определять температуру веществ и предметов.

Задачи: развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая).

4. Игра-эксперимент «Лёгкий - тяжелый». 

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи:

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые.

Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Две сумочки. В одной воздушный шарик или шишки (лёгкая сумочка, а в другой камушки (тяжёлая сумочка).

1. Рекомендовать родителям дома провести с ребенком опыты и эксперименты с водой, познакомить с картотекой игр-экспериментов с водой.

2.Родительское собрание. Тема «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста» (Приложение 3).

Январь

1.Игры с губкой.

Цель: Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.

Задачи:

Познакомить со свойствами губки.

Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Ход занятия: Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать.

2.Рассматривание «Шарики с сюрпризом». 

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Развивать тактильные ощущения.

Вызывать интерес детей к тому, что в разных шариках наполнители различаются.

Ход занятия: В гости пришла собачка с коробочкой, а что в ней лежит, интересно? Достаём шарики, наполненные крупой (греча, рис, пшено, горох) и крахмалом. Изучаем их, трогаем.

3.Рассматривание «Снег. Какой он?». 

Цель: Знакомство со свойствами снега.

Задачи:

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках).

Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: набрать в мисочку снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

1.Буклеты для родителей «Игры-эксперименты с детьми раннего возраста. Воздух и песок».

2.Рекомендовать родителям организовывать с ребенком совместное опытно-экспериментальное взаимодействие (игры-эксперименты с песком и воздухом).

Февраль

1.Считалочка-купалочка.

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово:

Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто.)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а также она переливается, льётся.

2.Игра с пёрышком.

 Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей.

Задачи:

Формировать словарь: части тела.

Побуждать проговаривать совместно с воспитателем слова.

Ход занятия: взять цветное пёрышко и действовать согласно словам:

Смотрите, смотрите, что я принесла!
Оно по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, после вперёд.
По ручке оно до плеча доползает.
И шейку оно очень нежно ласкает,
По ручке другой вниз уползает,
Опять по ладошке тихонько ползёт,
Сначала по кругу, а после в полёт.
Куда полетит? Интересный вопрос.
Перо прилетело на маленький нос!
Потом эти ушки перо гладить хочет
Одно и другое немного щекочет.
Но пёрышку надо теперь отдыхать,
Оно улетает в карман полежать.

Игра «Поймаем воздух»
Цель: дать детям представление о том, что воздух не виден. 

3.Игровая ситуация «Помоем камешки».
Цель: дать детям представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжёлые. 

1.Консультация для родителей «Формы организации экспериментирования с детьми во время прогулок с объектами неживой природы».

2.Рекомендовать родителям во время прогулок отводить время на совместное экспериментирование с объектами неживой природы.

Март

1.Игра-эксперимент «Что в пакете?».

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи:

Учить детей выполнять действия по показу воспитателя.

Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

2.Игра «Найди такую же бутылочку по звуку». 

Цель: Развитие слухового внимания детей.

Задачи:

Учить детей сравнивать звуки и находить похожие.

Вызывать радость и удивление у детей.

Ход занятия: показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.

3.Дидактическая игра «Какой формы камень?».
Цель: дать детям представление о том, что камни имеют разную форму. 

4.Игра-эксперимент «Водопад».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о том, что вода может изменять направление движения.

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово.  

Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

1.Мастер-класс для родителей «Экспериментируем вместе. Веселые и познавательные опыты для детей раннего возраста».

2.Консультации по запросу родителей по теме.

Апрель

1.Игра-эксперимент + художественное слово «Как вода гулять отправилась».

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово.

Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

2. Опыт «Плавает, тонет».

Цель: Закрепление знаний о весе предмета.

Задачи:

Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Способствовать созданию радостного настроения.

Ход занятия: в тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают.

3.«Игры с султанчиками». 

Цель: Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер) .

Создание положительного эмоционального настроения.

Ход занятия: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

4.Игровая ситуация-эксперимент «Найди по звуку». 

Цель: Закрепление названий музыкальных инструментов.

Задачи:

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Создание положительного эмоционального настроения.

Закреплять названия музыкальных инструментов.

Ход занятия: к нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.

5.Игра «Найди пингвинёнка».

Цель: дать детям представление о том, что вода прозрачна.

1. Пригласить родителей к участию в фотовыставке с ребенком на тему «Познаем мир вместе».

2. Привлечь родителей к пополнению центра экспериментирования в группе.

3. Консультации по запросу родителей по теме.

Май

1. Игра-эксперимент «Пенный замок».

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента:

Художественное слово.

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке. 

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

2.Рассматривание, игра «Поиграем с солнечным зайчиком».  

Цель: Развитие понимания причин возникновения солнечных зайчиков.

Задачи:

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются.

Развивать смекалку, любознательность.

Учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.

Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Вызвать чувство радости и удивления.

Ход занятия: посмотрели в окошечко – солнышко светит. Воспитатель: «А что у меня в руках? Зеркальце. Давайте поищем зайчика. Где зайчик? Вот он. Кто подарил его? Солнышко. Поиграем с ним:

Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.

Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

3. Опыт «Ветер по морю гуляет». 

Цель: Закрепление умений выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Учить различать и самим регулировать его силу.

Поднятие эмоционального настроения у детей.

Ход занятия: В тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно – кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте.

4.Игры с песком.

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

Поднимать эмоциональное настроение у детей.

Учить детей пересыпать песочек в разные ёмкости.

Ход занятия: показать детям, как можно пересыпать песочек ложечкой в воронку, вставленную в бутылочку, а потом из бутылочки обратно в коробочку. Побуждать их самих, так делать.

5. Детско-родительская фотовыставка «Познаем мир вместе» (фото совместной опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях).

1. Детско-родительская фотовыставка «Познаем мир вместе» (фото совместной опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях).

2. Рекомендовать родителям во время летнего периода использовать для познавательного развития детей игры-экспериментирования и опыты.

4 этап (май) – подведение итогов, рефлексия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экспериментирование претендует на роль

ведущей деятельности в дошкольном

возрасте, основу которой составляет

познавательная активность…»

Н. Н. Поддьяков

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

 В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Эти действия психологи называются орудийными или предметными,  поскольку предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения определённого результата. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. 

Вопрос о развитии познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности всегда был и остается актуален:

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами.

Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.

Цель моей работы с детьми: развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через опыты и экспериментирование.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику моей работы с детьми раннего возраста.

Создание условий для развития познавательной активности посредством исследовательской деятельности позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.

Мною был разработан комплексный план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования, различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания. Основной формой детской исследовательской деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах:

А у нас в саду дела - эксперименты снова,

Сам волшебник никогда не творил такого!

То растопим снег и лёд, то смешаем краски.

Изменяем вкус воды, как в волшебной сказке!

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.

Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. 

Условия создания оптимальной предметно - развивающей среды:

разнообразие и насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, включение в неё максимального количества предметов взрослого обихода, предоставление свободы исследования («ломания» предметов), резерв свободного места и времени для разворачивания игр, возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению, определение максимального уровня размещения игрушек и материалов согласно росту, универсальность предметно - игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Во время исследовательской деятельности с предметами постепенно формируются умственные (интеллектуальные) действия. 

Чем больше новой информации получает ребенок, тем он быстрее и полноценнее развивается.

В раннем возрасте дети активно стремятся к новым впечатлениям, с интересом включаются в предложенные взрослым игры и эксперименты, подолгу с увлечением экспериментируют сами, подражая взрослому и изобретая новые действия.

Исследовательская деятельность как основной способ познавательной активности в раннем возрасте стимулирует развитие таких личностных качеств как инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Медицинские материалы (мерные ложки и стаканчики и т.д.);
6. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
7. Детские фартуки;
8. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
9. Схемы проведения опытов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Сценарий родительского собрания

Тема: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей раннего возраста».
Форма проведения собрания: семинар-практикум
Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста и ее значении.
Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

1 часть. «Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении малыша была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте малыша.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой — самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

       2 часть. Элементарные опыты:
Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 года).Тема:"Дождик".

Зкспериментирование с гуашью синего цвета.Нетрадиционная техника рисования пальчиками....

Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста (2–3 года) «Красивые цветы для пчелки»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста (2–3 года) «Красивые цветы для пчелки» с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование ладошками)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 года) «Солнышко для птичек»

Участники совместной деятельности: дети 2-3 лет. Культурная практика: рисование. Задачи приоритетной образовательной области: учить передавать изобразительными средствами - цветовым пятном, ...

план работы кружка по развитию мелкой моторики с детьми раннего возраста "Умелые пальчики"

Игры и занятия с детьми по развитию мелкой моторики рук (манипуляции с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика, игры с водой, массаж ладошек и т. д.)...

ЦИКЛОГРАММА планирования образовательной деятельности с детьми раннего возраста (1-2 года) в ходе режимных моментов

Планирование и организация образовательной деятельности  с детьми раннего возраста (1-2 лет) должно быть:направлено на уникальность ребенка, ориентироваться на возрастные потребности в игре,иссле...

Перспективный план конструктивно-модельной деятельности с детьми раннего возраста 2-3 года.

Перспективный план разработан по учебно-методическому пособию Литвинова О.Э....