Краткосрочный проект в средней группе «Будь природе другом»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Костина Дарья Александровна

Педагогический проект по формированию экологического воспитания в средней группе на тему «Будь природе другом!». Данный проект будет интересен и полезен родителям и педагогам детских садов. Он важен в своей реализации, т.к. даёт возможность взаимодействия всех участников педагогического процесса и особенно актуален в наше время, когда экологии нужно уделять особое внимание. Проект даёт детям- новые знания об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта, дает способность ощущать красоту природы, развивает эстетическое чувство. Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание. Уход за растениями и животными помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать. Экологическое воспитание вырабатывает ответственность за сохранение природы; воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту; дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете; предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе; направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kostina_d.a.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Проект «Будь природе другом»

 в средней группе

Выполнил:

Воспитатель

Костина Д.А.

август 2025г.

Аннотация

Педагогический проект по формированию экологического воспитания в средней группе на тему «Будь природе другом!». Данный проект будет интересен и полезен родителям и педагогам детских садов. Он важен в своей реализации, т.к. даёт возможность взаимодействия всех участников педагогического процесса и особенно актуален в наше время, когда экологии нужно уделять особое внимание. Проект даёт детям- новые знания об окружающем мире, происходящих в нем процессов и обитающих рядом с человеком живых организмах способствует развитию интеллекта, дает способность ощущать красоту природы, развивает эстетическое чувство. Наблюдения за природными явлениями, растениями, животными развивают внимание. Уход за растениями и животными помогает воспитать аккуратность и ответственность, отзывчивость и умение сострадать. Экологическое воспитание вырабатывает ответственность за сохранение природы; воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту; дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете; предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе; направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

Характеристика проекта:

Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации: 4 недели

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

 Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:

- осознание ребёнком себя как части природы;

- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;

- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

 - усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);

 - формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.

Цель:

  • Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи:

  • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
  • Закрепить и систематизировать знания детей о животных, растениях, насекомых, птицах.
  • Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе.
  • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Задачи по работе с родителями:

  • Повысить компетентность родителей в вопросе экологического воспитания дошкольников.
  • Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

Основные виды деятельности, методы и формы работы:

Основные виды деятельности:

 -коммуникативная

-игровая

-изобразительная

-познавательно–исследовательская

-восприятие художественной литературы

Методы и приёмы:

Словесный метод:

-чтение художественной литературы;

-беседа;

-объяснение;

Наглядный метод:

-выполнение действий, являющихся заданиями (показ);

-демонстрация картин, иллюстраций;

Игровой метод:

-дидактические игры.

 Практический метод:

- творческие работы детей (рисование, аппликация, лепка);

- прополка огорода совместно с детьми

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформировано бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • У детей сформирован устойчивый интерес к природе.
  • Обогащение словаря детей.
  • Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.
  • Развитие познавательной активности детей.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс ДО.

Дата

В ходе трудовых практик

Работа с родителями

1 неделя

  • Аппликация  «Бабочка»

Цель: познакомить детей с техникой - обрывная аппликация. При помощи этого метода можно великолепно передать фактуру образа. Ребенку просто нужно разорвать бумагу на кусочки и составить из них изображение

  • Наблюдение за стрекозой в естественных условиях обитания.
  • Рассматривание пчелы под микроскопом – систематизировать знания о строение её тела.
  • Чтение художественной литературы: чтение детям сказки «Почему у земли платье зеленое» - продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки.
  • Рассматривание иллюстраций из жизни насекомых.
  • Раскрашивание картинок с изображением насекомых.
  • Д/и «Отгадай, какое растение?» - учить угадывать растение по описанию.
  • Д/и «Собери картинку» - учить выбирать недостающие фрагменты и собирать в целостную картину..

Проинформировать родителей о начале проекта на тему «Эта удивительная природа!», привлечь внимание родителей к актуальности этой темы.

Консультация «Насекомые».

2 неделя

  • Чтение рассказа А.Толстого «Воробей на часах»

Цель:  Обобщить представления детей о птицах.

  • Беседа с детьми о полевых цветах – закреплять знания детей о полевых цветах. Уточнить из каких частей состоит цветок. Почему необходимо беречь цветы, и какую роль играют в природе.
  • Создание гербария «Растения нашего участка» - расширить представления детей о луговых травах растущих на территории нашего участка.
  • Лепка «Ежик» из природного материала - закрепить умение работать в технике пластилинография, учить с помощью семечек передавать образ ежа.
  • Д/и «Что где растёт?» - развитие мышления, сообразительности.
  • Д/и «Живая и неживая природа» - учить различать объекты живой и неживой природы

Совместный поход родителей и детей на огород: беседа о растениях огорода и дикорастущих растений, рассматривание овощей, прополка грядок.

Консультация «Опасные соседи, ядовитые растения»

3 неделя

  • Беседа с детьми: «Цветы на нашей клумбе» - познакомить детей с названиями цветов, рассмотреть цветы, определить отличия и сходства цветов, закрепить строение цветка.
  • Разгадывание загадок по теме «Цветы»  
  • Чтение художественной литературы: Чтение рассказов Н.Усовой «Фиалка», К.Ушинский «Пчелки на разведках»
  • Самостоятельная творческая деятельность детей с различными природных материалов (желуди, листья деревьев, камешки).
  • Экологические игры «Что изменилось?», «Узнай по описанию» - развивать наблюдательность, связную речь. Закрепить знания о растениях.
  • Лепка «Лесовичок» из природного материала – учить лепить по замыслу, соблюдая пропорции, используя природный материал.

Консультация: «Как научить ребенка беречь и любить природу»

4 неделя

  • Сбор урожая с огорода детского сада – формирование у детей представления о росте и развитии растений, а также о процессе выращивания овощей
  • Познавательная беседа на тему «Мир вокруг нас» - обобщить и систематизировать знания о растениях, животных, насекомых, птицах. Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы.
  • Рассматривание иллюстраций с животными: дикими и домашними.
  • Коллективная работа (рисование) «Береза» - развивать интерес к образному восприятию красоты природы и ее передачи в рисунке.

Попросить родителей прислать фото детей со сбора урожая для стенгазеты «Во саду ли, в огороде».

Итог

        Экскурсия по территории детского сада; создание стенгазеты «Во саду ли, в огороде»; создание каждым ребенком букета из листьев и трав для мамы.

Анализ результатов работы

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Посоветовали родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняли, что во время наблюдений расширяются кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях, как блестит снежок. Можно вспомнить стихи о природе. Работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

Проект в старшей группе «Будь природе другом»

Проблема: существует проблема формирования экологического сознания детей.         Актуальность проблемы: планета Земля – наш общий дом и каждый человек, ж...

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Будь природе другом»

Задачи: Учить ориентироваться в растительном и животном мире, устанавливать цепочку взаимосвязи явлений в природе.Подвести к пониманию необходимости охраны окружающей среды.Развивать наблюдательн...