Занятие по окружающему в старшей группы: тематическая беседа «Детям о Сталинградской битве».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: познакомить детей с историческими событиями ВОВ по освобождению Сталинграда от фашистких захватчиков; воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Задачи: Образовательная:
-расширить знания воспитанников о Сталинградской битве, её значении в ходе Великой Отечественной войны;
-пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающая:
-развивать добрые чувства, сострадание,
-развивать словарный запас детей;
-способствовать развитию познавательной активности.
Воспитательная:
-воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к памяти народа, чувство гордости за свою страну, на примере героических поступков людей в военное время;
-сохранять память о подвигах героев Отечества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Конспект интегрированного занятия по окружающему с детьми старшей группы:тематическая беседа «Детям о Сталинградской битве».
Подготовила:
воспитатель
дошкольного отделения
МОУ «СОШ № 24»
Зайцева Екатерина Владимировна
Подольск 2025г.
Цель: познакомить детей с историческими событиями ВОВ по освобождению Сталинграда от фашистких захватчиков; воспитание чувства патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.
Задачи: Образовательная:
-расширить знания воспитанников о Сталинградской битве, её значении в ходе Великой Отечественной войны;
-пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающая:
-развивать добрые чувства, сострадание,
-развивать словарный запас детей;
-способствовать развитию познавательной активности.
Воспитательная:
-воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к памяти народа, чувство гордости за свою страну, на примере героических поступков людей в военное время;
-сохранять память о подвигах героев Отечества.
Оборудование и материалы: книга «Беседы о войне» Е.Ульева; книги из серии Награды Великой Отечественной с рассказами о ВОВ «За мужество», «За стойкость»; тематические плакаты «Сталинградская победа».
Предварительная работа:
-беседа о войне;
-беседа о военных событиях и датах.
1 Мотивационно-ориентировочный этап:
Приветственный момент:
Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.
Солнце красному...
Дети: Привет!
Небу ясному...
Дети: Привет!
Люди взрослые и малыши...
Дети: Вам привет от всей души!
2. Поисковый этап.
Педагог:22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. А что же означает Великая отечественная война?
Дети: Великая отечественная война – это война за свое Отечество (Родину).
Педагог: Война называется Великой, потому что она имела огромные масштабы: вся страна встала на защиту своей Родины.
(Звучит песня «Священная война»)
Одной из важнейших битв Великой отечественной войны принято считать Сталинградскую битву. В этом году 2 февраля (2023 года) наша страна отмечает 80-летие Сталинградской битвы. Кто из вас слышал о городе Сталинград?
3. Практический этап.
Педагог:Сталинград- это большой город, раскинувшийся на правом высоком берегу Волги. Город так был назван в честь руководителя нашего государства – В.И.Сталина. Это был один из крупнейших промышленных городов. В нем проживало свыше 445 тысяч жителей; имелось 126 промышленных предприятий, 125 школ, театры, спортивные сооружения.
В июле 1942 года в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота. Над городом кружились немецкие бомбардировщики. Они сбрасывали с неба тысячи бомб. Город был охвачен пламенем. Так началось наступление на Сталинград.
Как вы думаете, почему гитлеровцы ожесточенно рвались к Сталинграду?(Предположения детей)
Педагог: План Гитлера был следующим: захватить заводы, выпускающие военную продукцию, овладеть крупным промышленным городом, получить выход к Волге. Через Сталинград фашисты хотели попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. А еще подорвать боевой дух наших солдат, завоевав город имени вождя советского народа.
Но взять город с ходу фашистам не удалось. Весь народ понимал, что под Сталинградом решается судьба страны. Все, как один, поднялись на великую битву. Все мужчины уходили на фронт,а женщины и подростки сутками стояли у станков фабрик и заводов, выпуская снаряды, танки.
На улицах появился боевой призыв: «Все для фронта! Все для победы!», «Город не отдадим!», «Ни шагу назад!»
Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона. 25 августа командование Красной Армии объявило город на осадном положении. Жителей города переселили на левый берег Волги.
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля –
Все пылало над Волгой-рекой.
В сентябре 1942 года враги начали штурм Сталинграда.
Датой начала Сталинградской битвы считается 17 июля 1942 года. Сталинградская битва длилась 200 дней. Гитлер же планировал овладеть городом за 2 недели. С 17 июля 1942 года по 2 февраля, в течение 200 героических дней и ночей шли ожесточенные бои. Фашистские бомбардировщики накрыли город «ковром» из бомб. За один день совершалось до 1700 вылетов, не уцелело почти ни одного здания. Казалось, что горели не только здания, а даже сама река, земля. На улицах от пожара стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия. Погибло свыше 40 тысяч мирных жителей.
Самый страшный для города день 23 августа 1942 года, когда фашисты бомбили город две тысячи раз, и разрушили его. Самые ожесточенные бои шли на Мамаевом кургане и у дома Павлова. Бои шли за каждую улицу, каждый дом, каждый этаж. Наши солдаты защищали каждый метр города. Наши бойцы проявили поразительное мужество и самоотверженность, защищая город на Волге. Давайте с вами подумаем и назовем качества, которыми обладали наши солдаты, защищая свою Родину.
Дети: Смелость, мужество, храбрость, силу, стойкость, ловкость, быстроту, меткость.
Педагог: Правильно, ребята. Отважные бойцы Красной Армии бились до последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови. Им было очень тяжело. Противник превосходил нас в численности в 1.5 раза, в количестве танков и самолетов в 2 раза. В тяжелых сражениях погибло много солдат, тысячи были ранены, но стойко стояли наши воины.
Река бушевала под ливнем стальным,
Окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит.
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
- «Ни шагу назад! Ни шагу назад!» (В.Костин)
Сталинградская битва завершилась победой советских войск. Такого поражения враг еще не испытывал с начала Великой отечественной войны. Четвертую часть всех своих сил, действовавших на советско-германском фронте, потерял фашистский блок под Сталинградом:
- Свыше 800 тысяч человек.
- Более 10 тысяч орудий и минометов.
- Около 3 тысяч боевых и транспортных самолетов.
- Свыше 70 тысяч автомашин.
- Полностью лишился 32 дивизий и 3 бригад.
Были сорваны планы вермахта разгромить СССР. В жестоком сражении проявили личный героизм:
- Нанайский охотник, снайпер Максим Пассар, - 272 фашиста.
- Летчик Владимир Землянский повторил подвиг Николая Гастелло,
направив свою горящую машину в скопление вражеских танков.
- Летчик Владимир Каменщиков сбил 12 вражеских самолетов, а сам погиб.
- Летчик Петр Дымченко, прикрывая переправу через Волгу, сразился с 12
фашистскими танками, подбив 4 из них. Погиб в неравном бою.
Особенно хочется сказать о медицинских сестрах. То были большей частью девушки 18 – 20 лет, совсем хрупкие, нежные.
- Наташа Качуевская добровольно пошла на фронт медсестрой. Взорвала
гранату и вместе с ней погибло 10 фашистов.
- Гуля Королева вынесла 100 раненых бойцов с поля боя, уничтожила 15
гитлеровцев, а сама погибла.
- Алексей Ващенко. Это было 5 сентября 1942 года. Шел кровопролитный
бой на правом фланге 272-го стрелкового полка. Гитлеровцы бросили сюда большое количество танков и пехоты. Четвертая рота автоматчиков должна была атаковать врага и перейти в наступление. Но в это время из дзота открыл огонь пулемет. Атака была сорвана. Тогда Алексей Ващенко встал во весь рост и рванулся к вражеской огневой точке и закрыл его своим телом. Это привело врага в замешательство и дало возможность роте перейти в наступление.
- Связист Матвей Путилов. В октябре 1942 года в районе завода
«Баррикады» связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов под огнем противника выполнял задание по восстановлению связи. Получив ранение и превозмогая боль, Путилов дополз до места обрыва провода, он был вторично ранен: вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание и не имея возможности действовать рукой, сержант сжал концы провода зубами, и по его телу прошел ток. Восстановив связь, Путилов умер с зажатыми в зубах концами телефонных проводов.
- Снайпер Анатолий Чехов. Защищал Дом Павлова. Он уничтожил 265
гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. Об Анатолии Чехове создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».
В Сталинграде есть дом, получивший название «Дом Павлова». Много наших солдат пало, защищая этот дом. 58 дней гарнизон сержанта Якова Павлова оборонял дом. Дом так и не сдался врагам, хоть и остались от него одни стены. Этот дом называется по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего его до конца. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма. Дом не стали восстанавливать. Теперь на торце этого здания изображен рельеф воина-защитника, запечатлен один из эпизодов битвы, перечислены имена защитников дома. Дом Павлова хранит память о страшной войне.
В последние месяцы 1942 года особенно ожесточенные бои шли в районе Мамаева кургана (на военных картах – высота 102). 140 дней фашисты пытались овладеть Мамаевым курганом. Гитлеровцы по 10 – 12 раз в день штурмовали его. Склоны Мамаева кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Но на Мамаевом кургане случилось невероятное. Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. Выбить советских солдат из-за насыпи железной дороги, пролегавшей у подножия кургана, оказалось невозможно. До Волги оставалось всего метров 700. Именно их и не смогли пройти фашисты на своем пути к господству над миром.Мамаев курган – место огромных потерь… именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.
Сталинград восстал из пепла и руин. После войны, на месте, где шли самые ожесточенные бои в Сталинграде, на Мамаевом кургане поставили памятник – мемориал. Мамаев курган – один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. Почтить память погибших, возложить цветы на могилы и к памятникам приезжают люди со всех уголков нашей Родины.
После войны Сталинград был переименован в Волгоград.
Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь
И над Волгой стоишь величаво.
Волгоград – наша доблесть и наша любовь.
Волгоград – наша гордость и слава! (В.Костин)
8 мая 1965 года городу Волгоград было присвоено звание «Город – герой».
4. Рефлексивно-оценочный.
Ребята, вам интересно было узнать про город-герой Сталинград?
Какие качества помогли советским воинам отстоять город Сталинград?
Сколько дней длилась Сталинградская битва и чем закончилась?
Последующая работа.
1. Словесная игра «Назови солдата».
2. Дидактическая игра «Кто что делает».
.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)
Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»
Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам
Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: "Прогулка на луг"беседа о цветах, лекарственных растениях. для старшей группы
Продолжать знакомить детей с окружающей средой....

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»
Конспект занятия по окружающему миру старшая группа «Защита окружающей среды от мусора»Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусором...

