Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Осень»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Самородина Ирина Сергеевна

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Осень»

Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме

Задачи:

-Развивать внимание, память

-Улучшать общую моторику и координацию движений

-Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

-Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

-Воспитывать чувство любви к родной природе

-Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie1.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Осень»

Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме

Задачи:

-Развивать внимание, память

-Улучшать общую моторику и координацию движений

-Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

-Воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы

-Воспитывать чувство любви к родной природе

-Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Предварительная работа:

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Заучивание стихов об осени.

Рассматривание пейзажных картин художников.

Составление гербария из осенних листьев и др.

Материалы:

иллюстрации «Времена года», картинки с изображением осенних деревьев, корзинка с овощами и фруктами, план-схема для составления описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин на тему «Осень».

Ход 

Отгадывание загадки про осень

- Ребята предлагаю вам послушать загадку, когда вы отгадаете ее вы сможете узнать тему нашего сегодняшнего занятия.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. ...

(осень)

- Осень – золотая пора.

- Почему так говорят?

- Посмотрите за окошко, какие деревья стоят, какие листики на кустарниках? (дети рассказывают, что они видят)

Дидактическая игра «Что раньше, что позже?»

- Я предлагаю вам игру «Что раньше, что позже?».

- Ответьте пожалуйста на мои вопросы.

- Что было раньше осени?

- А позже?

- Что было раньше лета?

- А раньше весны?

- А позже зимы? (Дети отвечают.)

- Вы отлично справились.

Дидактическая игра «Найди ошибку»

- Теперь новая игра – «Найди ошибку».

(Воспитатель предлагает нескольким детям расставить иллюстрации 4-х сюжетных картин «Времена года» на доске в правильной последовательности и назвать по порядку.) 

- Сколько месяцев в году?

- А сколько осенних месяцев?

- Назовите их. (Ответы детей.)

Пальчиковая гимнастика «Осень» 

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

СС-С все листочки с липы сдул (с-с-с)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Чтение стихотворения «Приметы осени»

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит, наступила ОСЕНЬ.

Беседа по стихотворению

- Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

- Что вам больше всего понравилось в стихотворении?

- А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный...)

- Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?

Физкультминутка «Осенью»

Вокруг закрыли небо тучи,

Начал капать дождь колючий.

Долго дождик будет капать

Разведет повсюду слякоть.

Грязь и лужи на дорогах

Поднимай повыше ноги!

-Как может меняться погода осенью в течении дня?

- Что людям помогает определить погоду?

- А можно ли предугадать погоду без приборов?

- Раньше у людей не было приборов, они научились определять погоду по разным признакам, которые назывались – приметами.

Приметы

- Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

- Гром в сентябре – к теплой осени.

- Облака идут низко – к дождю и холоду.

- Подробнее, расскажите, каким становится день?  (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной?
 (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (
По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно., листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.) (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? 
(Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (
есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? 
(Такие птицы называются перелетными.) 
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. 
(А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми
И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему « Весна».

Конспект по ознакомлению с  окружающим  миром в подготовительной группе на тему « Весна»....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Осень Золотая»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Осень Золотая»...

Краски осени Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Цель: продолжать давать детям представление о смене времен года на земле (Роль солнца).Задачи: закрепить знания детей об осенних месяцах, о периодах осени; расширять знания о приметах осени; познакоми...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Осень Золотая»

Обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках, уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зим...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Весна».

Цель : - Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. -Совершенствовать умение связно и последователь...