Проект для детей старшей группы. Тема: "Волшебный чай"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chay_2021.docx93.18 КБ
Файл foto_otchet_chay.docx772.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №36 «Малышок»

        

Проект для детей старшей группы.

Тема: "Волшебный чай" .

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/12b2/000640b9-ee1b1eb8/640/img0.jpg

                                               

                                          Составитель:

               Столетова Наталья Анатольевна

                                               воспитатель первой

квалификационной категории

                                                   старшей группы «Капелька»

Канск 2021г.

Описание материала: Вашему вниманию предлагаю проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по теме «Волшебный чай». Данный материал может быть полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы. Этот проект поможет познакомить детей с историей появления чая, с его целебными свойствами, воспитать интерес к народной культуре.

Вид проекта: практико-ориентированный, исследовательский. 

Участники проекта: дети, родители , воспитатели

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Актуальность: Рассказывая детям о полезных продуктах, о пропаганде здорового образа жизни, убедилась, что многие дети, употребляя чай ежедневно, почти ничего не знают о нем. Мы пьём чай каждый день. Чай — это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Чаепитие укрепляет дружбу. Церемония чаепития является частью культуры народов. Для многих народов он также необходим и не заменим, как хлеб. Таким образом, возникла идея разработать проект «Волшебный чай!» 

Цель: Знакомство с историей появления чая, с его целебными свойствами. Воспитывать интерес к народной культуре.

Задачи: 
1. Дать представление о том, как выращивают и изготавливают чай.
2. Познакомить детей с самоваром.
3. Познакомить с национальными традициями употребления чая некоторых народов (Китая, России, Англии).
4. Прививать навыки этикета во время чаепития.
5. Развивать творческие способности детей.

Этапы реализации проекта:
• Подготовительный
• Основной
• Заключительный

Проект включает в себя такие образовательные области как: социализацию, труд, коммуникацию, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыку.

1 этап – подготовительный.
1. Постановка цели и задач.
2. Определение методов исследования.

3. Подбор наглядно-иллюстративного материала ( с участием родителей)
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр( с участием родителей)
6. Подбор материала для продуктивной деятельности (с участием родителей)
7. Анкетирование родителей.

2 этап – основной. Проведение комплекса мероприятий по теме: «Волшебный чай».  

Включает в себя: 
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.

3.Рефлексивно-оценочный этап.

Взгляд «назад».

1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

2.Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

3.Когда я выполнял задания, что я чувствовал при этом?

4.Каковы были основные трудности и как я их преодолевал?

5.Замечания и предложения на будущее (себе, одноклассникам, учителю)?

Содержание:
1.
 Просмотр презентаций: «Чай», «Как растёт чай», «Как делают чай», «Чайные церемонии», «Самовары». Мультфильмы: Лунтик «Солёный чай», «Тигрёнок в чайнике», «Пых, пых самовар». 

2. Опыты с чаем: рассматривание разных сортов чая; замачивание чая; рассматриваем, какого цвета стала заварка после заваривания разных сортов чая. 

3.Беседы «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».

4. Чтение художественной литературы: В.Кужелёва «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал»; Д.Хармс «Иван Иваныч Самовар». 

5. Дидактические игры: «Какой чай любят весёлые человечки?»; «Четвёртый лишний»; «Кто, с чем чай пьёт»; «Что можно положить в чай?». 

6. Рисование «Чайный сервиз». «Рисуем чаем». 
8.
Конструирование «Любимая кружка». 
9. Лепка
 «Самовар» Лепка «Чайный сервиз». 
11. Игровое упражнение «Сервируем стол». 
12. Анкетирование детей.

1. Вводно-мотивационный этап.

  • Легенда.

В Китае существует такая легенда. Китайский инператор Шен Наг был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал, пока закипит вода в котле под костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которые оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус, понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в путь, раньше намеченного срока.  С тех пор люди узнали чай.

  • Рассказ об истории возникновения чая.

Сейчас мы с вами поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиция чаепития у разных народов разные.

Китайцы заваривают чай в специальных фарфоровых чашках – чайванях, обязательно с крышкой и глубоким блюдцем.

Японцы пьют чай в специальном чайном домике. Угощает приглашенных чаем мужчина.

В Англии ежедневно выпивается 165 млн. чашек чая. Чай полагается пить с молоком. В 5 вечера англичане рассаживаются в кресла, перед гостями ставят маленький столик. На нем чайник с заваркой, чайник с кипятком, молочник, сахарница и нарезанный ломтиками кекс. За обеденным столом пить чай не полагается.

Американцы любят пить чай со льдом. Более 100 лет назад в Америке проходила важная выставка. Собралось много гостей. Один из них был владелец чайных плантаций в Индии. Его служащие должны были бесплатно раздавать гостям свежезаваренный чай. Стояла жара. И чай никто не брал. Хозяин очень расстроился и приказал бросить в чашку с чаем кусочки льда.

В России чай появился 360 лет назад в виде подарка от монгольского правителя русскому царю. С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами. Кто-то любил пить чай из блюдца. Держали блюдце под донышко и дули на чай, что бы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску. Самым главным на столе был самовар. Его еще называли генералом.

Воспитатель: Мало кто знает, что существует международный день чая, празднуется он 15 декабря.

2. Операционно-содержательный этап.

Опыт№1. увеличительное стекло и чай

Рассмотрите, используя увеличительное стекло, содержимое чайного пакетика и сравните с листовым чаем из пачки. Измельчите листовой чай. Почему такое возможно? Сделайте выводы.

Выводы: Большинство исследуемых чайных пакетиков содержат не размельчённые листья, а чайную пыль и ветки.

Обычно для производства пакетированного чая используют мелколистовой чай или отходы, добавляя ароматизаторы и красители. Не смотря на это, доля потребления в Европе пакетированного чая составляет 77% , а в Англии – 90%.

Опыт№2. холодная и горячая вода

Разделите пополам содержимое чайного пакетика и опустите в стакан с холодной водой и в стакан с горячей. Изменился ли цвет воды? В каком стакане цвет более насыщенный? Сделайте выводы по результатам наблюдений.

Выводы: В горячей воде чай заварился быстрее, чем в холодной.

Натуральный чай в холодной воде практически не заваривается, поэтому появление окраски говорит о наличии искусственных красителей.

Опыт№3. аромат заваренного чая

 «Чувствуете ли вы аромат заваренного чая? Почему?

Выводы: Крепкий чайный раствор поможет придать белой бумаге благородный оттенок и сделать из неё настоящий антикварный пергамент. Слабый чай сделает из белой ткани коричневую, оранжевую или бледно-зелёную.

Опыт№4. «чай как краситель».

Опустите небольшой кусочек белой бумаги в чайный раствор. Что произойдет с бумагой? Как изменится цвет бумаги, если мы будем дольше держать ее в растворе? Как можно ускорить процесс окрашивания? Сделайте вывод.

Выводы: чай окрашивает ткань и бумагу

Выступление

В работе с родителями:
1.Буклеты: «Как правильно заваривать чай»; «Попить чайку - разогнать тоску»; «10 чайных рекомендаций».
2. «Витаминный чайничек» - наглядность в виде информационных файлов «Полезные рецепты» 
3.Оформление фотостенда «Домашние традиции»

3 этап – заключительный.
1.Создание «Коллекция чайных пакетиков».
2.Чаепитие с детьми.
3.Организация выставки для родителей.
4. Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.

Приложение 1

Пословицы

Выпей чайку- забудешь тоску.

Чай пьешь- до ста лет приживешь.

Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?

Чай не пить, так на свете не жить.

С чая лиха не бывает.

Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

«Пьют чай все, умеют пить немногие».

«Вчерашний чай хуже ядовитой змеи».

«С чая лиха не бывает».

«Самовар кипит - уходить не велит».

«Пей чай - удовольствие получай».

“Выпей чайку – забудешь тоску”.

“Чай не пить – на свете не жить”.

“Чай не хмельное – не разберет”.

“Хлебца купить не на что: с горя чаек попиваем”.

“Чаем на Руси еще никто не подавился”.

стихотворение:

Чай горячий, ароматный,

И на вкус такой приятный,

Он недуга исцеляет,

И усталость прогоняет,

Силы свежие дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир,

Славит чудо- эликсир!

Воспитатель:

В чем чудодейственная сила чая? (рассуждения детей)

Воспитатель: В чае много витаминов: 

“А” – важный для зрения.

“B” – полезен для нервной системы, снимает усталость.

“С” – повышает и укрепляет иммунитет; чай для жирной кожи головы;

окрашивание волос чаем.

Репродукции картин.

Бакшеев В.Н. “Житейская проза”;Волосков А.Я. “За чайным столом”;

Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем



Предварительный просмотр:

Фото отчет «Чай»

C:\Users\Пользователь\Desktop\остатки фото 23 года\IMG20230428090112.jpg

F:\старшая 21-22 моя аттестация вся отправленная\папка наташа\папка на флешку сбросила с папки работа\фото тем\чай\чай\IMG_20190215_091257_1CS.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\остатки фото 23 года\IMG20230428093023.jpg

F:\старшая 21-22 моя аттестация вся отправленная\папка наташа\папка на флешку сбросила с папки работа\фото тем\чай\чай\IMG_20190215_093327.jpg

F:\старшая 21-22 моя аттестация вся отправленная\папка наташа\папка на флешку сбросила с папки работа\фото тем\чай\чай\IMG_20190215_100759.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"

Конспект НОД  по художественному творчеству для детей старшей группы Тема: "Волшебный аквариум"...

Проект по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе. Тема: «Волшебная сила магнита».

Цель: Познакомиться с магнитом, его свойствами и использованием в медицине, технике, быту и в группе.Данная цель реализуется через решение следующих задач:Учиться выдвигать гипотезы,  делать умоз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевой деятельности для детей старшей группы Тема: «Волшебные сказки»

Благодаря данному материалу можно уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках, совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам,...

Проект в старшей группе тема: «Волшебные палочки Х.Кюизенера» (краткосрочный)

Проект  в старшей группе тема: «Волшебные палочки Х.Кюизенера»  (краткосрочный)...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы . Тема: «Волшебная капелька». Технология исследовательской деятельности.

В конспекте представлены цель, задачи и ход непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы на тему "Волшебная капелька" с использованием технологии исследовательской деятельно...

Конспект открытого занятия по нетрадиционной технике рисования для детей старшей группы Тема: «Волшебный мир природы»

Цель: продолжать формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.Программные задачи:Развивающие:Развивать у детей интерес к живописиРазвивать творческую индивидуальность, память.Развиват...