Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Как появился календарь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательной деятельности
Задачи:
- формировать у детей представлений о календаре и его значение;
- познакомить детей с разными видами календарей;
- закрепить знания о праздничных днях календаря;
- уточнить у детей знания о днях недели, временах года, месяцах;
- активизировать словарь: отрывной, настенный, перекидной, магнитный, карманный календари.
- воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.
Материал и оборудование: картинки календарей разного вида, мяч.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Как появился календарь»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательной деятельности
Задачи:
- формировать у детей представлений о календаре и его значение;
- познакомить детей с разными видами календарей;
- закрепить знания о праздничных днях календаря;
- уточнить у детей знания о днях недели, временах года, месяцах;
- активизировать словарь: отрывной, настенный, перекидной, магнитный, карманный календари.
- воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.
Материал и оборудование: картинки календарей разного вида, мяч.
Ход
- Вводная часть
-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? (Да)
- А прислала его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)
-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят.
Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)
- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!
Каждый день он роняет листок,
А как год пройдёт –
Последний лист отпадёт.
Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?
- Основная часть
Что помогает нам и всем людям отсчитывать время? Кто, вспомнит? (Часы)
- А зачем нам нужно знать и следить за временем? (ответы детей)
А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари) .
-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.
Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие они бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.
Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.
-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)
-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!
Итак, зачем нам нужен календарь?
С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.
Вос-ль: Назовите осенние месяца.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Вос-ль: Назовите зимние месяца.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Вос-ль: Назовите весенние месяца.
Дети: Март, апрель, май.
Вос-ль: Назовите летние месяца.
Дети: Июнь, июль, август.
Вос-ль: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для того или иного месяца и времени года. Назовите, какие вы знаете времена года.
Дети: Осень, зима, весна, лето.
Поиграем в игру «Назови дни недели».
Вос-ль: «День недели называй – мяч соседу передавай».
Вос-ль: И так, в каждом календаре есть месяц, год, дни недели, числа. Одни числа обозначены чёрным цветом, а другие красным цветом. Как называются дни обозначенные чёрным цветом?
Дети: Чёрным цветом обозначены рабочие дни.
Вос-ль: Как называются дни обозначенные красным цветом?
Дети: Красным цветом обозначены выходные и праздничные дни.
Вос-ль: Правильно, молодцы. Пожалуйста, пройдите, сядьте на стульчики. И мы с вами вспомним праздничные дни календаря. Но для начала скажите,
ребята, с какого времени года и месяца начинается новый календарь?
Дети: С зимы с января месяца.
Вос-ль: Совершенно верно. Открываем календарь – начинается январь.
Декабрь заканчивает год, а январь начинает. 1 января мы отмечаем первый праздник по календарю. Как он называется?
Дети: Новый год.
Вос-ль: Что это за праздник?
Дети: Это когда приходит Дед Мороз, приносит подарки, ставим ёлку.
Вос-ль: А какой праздник мы отмечаем 7 января?
Дети: 7 января мы отмечаем Рождество.
Вос-ль: Что это за праздник?
Дети: Рождество – это день рождения Иисуса Христа. Этот праздник православный, светлый, семейный. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.
Вос-ль: Назовите праздник, который мы отмечаем в феврале месяце.
Дети: В феврале мы отмечаем День защитника Отечества.
Вос-ль: Кого мы поздравляем в этот день? Почему?
Дети: Мы поздравляем пап, дедушек, потому что они служили в армии, защищали нашу Родину.
Вос-ль: А кого мы поздравляем в марте? Что это за праздник?
Дети: Мы поздравляем мам, бабушек, всех женщин. Это праздник 8 Марта - Международный женский день.
Вос-ль: Ребята, а какие ещё праздники календаря вы знаете? Назовите.
Дети: Пасха (12 апреля), 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы (70-летие Победы), 12 июня – День России, 4 ноября - День народного единства в России.
Вос-ль: Но есть и праздники, которые в календаре не отмечены красным цветом, но их тоже отмечают. Один из них особенный праздник 1 июня – Международный день защиты детей. Профессиональные праздники: День воспитателя, День Учителя, День полиции, День работников почты, связи, день писателя и многие другие. А также отмечают очень интересные праздники такие как, День космонавтики, День птиц, Пробуждение медведя, День театра, книги, День весеннего равноденствия.
История появления календаря.
-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.
Дидактическая игра «Когда это бывает? »
- Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).
Дети отгадывают –календарь.
Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.
- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году? (12)
-Помог нам в этом календарь сосчитать? (Да)
- Сколько дней до выходных?
- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)
- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – сюрпризы, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!
- Ребята, сколько интересного вы сегодня узнали, рассказали о календаре и о том, как важен он для нас.
- Заключительная часть
- Про что мы сегодня с вами разговаривали?
- Какие бывают виды календарей. (Отрывной, перекидной, настенный, карманный).
- Для чего нужен календарь? (Чтобы знать какой день недели, какой месяц, какое число, время года, какой год).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру на тему "Поможем кукле Кате убрать комнату"
Конспект для аттестации на соответствие занимаемой должности по окружающему миру во второй младшей группе...
План- конспект занятия по окружающему миру на тему: " Солнышко- колоколнышко"
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисовании в нетрадиционной техники " принт"....
План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "Уж верба вся пушистая".
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Внимание ,дети!"
В данном материале представлен конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Внимание, дети", в котором в доступной для дошкольников форме рассказывается о правилах дор...

Конспект занятия по окружающему миру по теме: Транспорт.
Программное содержание: Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); профессиях людей, которые работают на транспорте. Упражнять в согласовании существит...
Конспект занятия по окружающему миру на тему "В мире животных" в средней группе
Конспект занятия про жавотных холодных и жарких стран....

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.
Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...
