Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Как появился календарь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Давыдова Юлия Алексеевна

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательной деятельности

Задачи:

- формировать у детей представлений о календаре и его значение;

- познакомить детей с разными видами календарей;

- закрепить знания о праздничных днях календаря;

- уточнить у детей  знания о днях недели, временах года, месяцах;

- активизировать словарь:  отрывной, настенный, перекидной, магнитный, карманный календари.

- воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.

Материал и оборудование:  картинки календарей разного вида, мяч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_kak_poyavilsya_kalendar.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Как появился календарь»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе организации познавательной деятельности

Задачи:

- формировать у детей представлений о календаре и его значение;

- познакомить детей с разными видами календарей;

- закрепить знания о праздничных днях календаря;

- уточнить у детей  знания о днях недели, временах года, месяцах;

- активизировать словарь:  отрывной, настенный, перекидной, магнитный, карманный календари.

- воспитывать желание использовать календарь в повседневной жизни.

Материал и оборудование:  картинки календарей разного вида, мяч.

Ход

  1. Вводная часть

-Дети, я сегодня пришла в детский сад и нашла под дверью письмо. Но одна я не стала его читать и решила дождаться вас. А вы хотите узнать, кто его прислал? (Да)

- А прислала его нам девочка Настенька. Кто вспомнит, в какой сказке живёт девочка с таким именем? (12 месяцев)

-Послушайте загадку, которую нам прислала Настенька:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Кто это, о каких братьях идёт речь? (Месяцы)

- Хорошо, молодцы! Ой, а здесь ещё одна загадка, слушайте внимательно! Если вы отгадаете, то получите сюрприз от Настеньки!

Каждый день он роняет листок,

А как год пройдёт –

Последний лист отпадёт.

Что это? Да, сложная загадка, хитрая наша Настенька, не хочет так просто дарить подарки, а хочет она, чтобы вы подумали, вспомнили и узнали что-то новое! А вы хотите много знать? А получить сюрприз?

  1. Основная часть

Что помогает нам и всем людям отсчитывать время? Кто, вспомнит? (Часы)

- А зачем нам нужно знать и следить за временем? (ответы детей)

А сегодня, мы ещё познакомимся с одним предметом, который тоже помогает нам отсчитывать время. Что это? (показываю календари) .

-Сегодня я расскажу вам, как появился календарь, какие они бывают.

Календарь – это перечень дней года. В году очень много дней. Посмотрите, какие они бывают разные. Вот этот – отрывной календарь, вот какой он толстый, каждый листок – день года. Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Какой идёт сейчас месяц? Какие месяца вы знаете? Назовите их.

Рассматриваем другие календари – перекидной, карманный, настенный, настольный, отмечаем их яркость и схожесть друг с другом.

-Дети, подумайте, зачем людям нужен календарь? В чём он помогает людям? (дети – знать какой месяц, день, год)

-Да, а ещё они указывают на время года. Мы можем сосчитать с помощью календаря, сколько дней осталось до Нового года, до выходных, сколько месяцев до лета. Вот- здорово!

Итак, зачем нам нужен календарь?

С помощью календаря люди могут планировать своё время, свою жизнь.

Вос-ль: Назовите осенние  месяца.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вос-ль: Назовите зимние месяца.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Вос-ль: Назовите весенние месяца.

Дети: Март, апрель, май.

Вос-ль: Назовите летние месяца.

Дети: Июнь, июль, август.

Вос-ль: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для того или иного  месяца и времени года. Назовите,  какие вы знаете времена года.

Дети: Осень, зима, весна, лето.

Поиграем в игру «Назови дни недели».

Вос-ль: «День недели называй – мяч соседу передавай».

Вос-ль: И так, в  каждом календаре есть месяц, год, дни недели, числа. Одни числа обозначены чёрным цветом, а другие красным цветом. Как называются дни обозначенные чёрным цветом?

Дети: Чёрным цветом обозначены рабочие дни.

Вос-ль: Как называются дни обозначенные красным  цветом?

Дети: Красным цветом обозначены выходные и праздничные  дни.

Вос-ль: Правильно, молодцы. Пожалуйста, пройдите,  сядьте на стульчики. И мы с вами вспомним   праздничные  дни календаря. Но для начала скажите,

ребята, с какого времени года и месяца начинается новый календарь?

Дети:  С зимы с января месяца.

Вос-ль: Совершенно верно.  Открываем календарь – начинается январь.

Декабрь заканчивает год, а январь начинает. 1 января мы отмечаем первый праздник по календарю. Как он называется?

Дети: Новый год.

Вос-ль: Что это за праздник?

Дети: Это когда приходит Дед Мороз, приносит подарки, ставим ёлку.

Вос-ль: А какой праздник мы отмечаем 7 января?

Дети:  7 января мы отмечаем Рождество.

Вос-ль: Что это за праздник?

Дети: Рождество – это день рождения Иисуса Христа. Этот праздник православный, светлый, семейный. Это особая ночь примирения, когда желают друг другу добра.

Вос-ль: Назовите праздник,  который мы отмечаем в феврале  месяце.

Дети: В феврале мы отмечаем День защитника Отечества.

Вос-ль:  Кого мы поздравляем в этот день? Почему?

Дети: Мы поздравляем пап, дедушек, потому что они служили в армии, защищали нашу Родину.

Вос-ль: А кого мы поздравляем в марте? Что это за праздник?

Дети:  Мы поздравляем мам, бабушек, всех женщин. Это праздник 8 Марта -  Международный женский день.

Вос-ль: Ребята, а какие ещё праздники календаря вы знаете? Назовите.

Дети: Пасха (12 апреля), 1 мая – Праздник весны и труда,  9 мая – День Победы (70-летие Победы),  12 июня – День России,  4 ноября - День народного единства в России.

Вос-ль: Но  есть и праздники, которые в календаре не отмечены красным цветом, но их тоже отмечают. Один из них особенный праздник 1 июня – Международный день защиты детей.  Профессиональные праздники: День воспитателя, День Учителя, День полиции, День работников почты, связи, день писателя  и многие другие. А также отмечают очень интересные праздники такие как,  День космонавтики, День птиц, Пробуждение медведя, День театра, книги, День весеннего равноденствия.

История появления календаря.

-Дети, а были времена, когда у людей не было календаря. Свою жизнь, время, люди рассчитывали по солнцу, звёздам и луне. Наш календарь появился очень давно. Его родина – Древний Египет. (показ на карте). Египтянам обязательно надо было знать, когда начнёт разливаться река Нил. К этому дню люди чинили плотины, которые задерживали воду на полях. Ведь если этого не сделать, то погибнет весь урожай в знойное африканское лето. Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом появляется на небе яркая звезда Сириус. Именно в этот день начинается разлив Нила. Люди заметили, что от одного появления звезды до другого проходит 365 дней (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей, по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней разделили и добавили к этим частям. Так появился первый календарь.

Дидактическая игра «Когда это бывает? »

- Хорошо, молодцы. Вы были внимательны, поэтому верно назвали признаки. Ой, да мы же совсем забыли про загадку. (Читаю повторно последнюю загадку).

Дети отгадывают –календарь.

Верно, мы сегодня узнали много нового интересного о календаре и поэтому отгадали загадку.

- Давайте посчитаем, с помощью календаря, сколько месяцев в году? (12)

-Помог нам в этом календарь сосчитать? (Да)

- Сколько дней до выходных?

- Назовите, сколько времён года вы знаете? Что помогло вам ответить на мои вопросы? (календарь)

- Ребята, а у нас в конверте есть ещё – сюрпризы, от Настеньки! Ей, очень радостно, что вы отгадали загадку, узнали много нового и интересного!

- Ребята, сколько  интересного вы сегодня  узнали,  рассказали о календаре и о том,  как важен он для нас.

  1. Заключительная часть

- Про что мы сегодня с вами разговаривали?

- Какие бывают виды календарей. (Отрывной, перекидной, настенный, карманный).

- Для чего нужен календарь? (Чтобы знать какой день недели, какой месяц, какое число, время года, какой год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру на тему "Поможем кукле Кате убрать комнату"

Конспект для аттестации на соответствие занимаемой должности по окружающему миру во второй младшей группе...

План- конспект занятия по окружающему миру на тему: " Солнышко- колоколнышко"

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисовании в нетрадиционной техники " принт"....

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "Уж верба вся пушистая".

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Внимание ,дети!"

В данном материале представлен конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группе на тему: "Внимание, дети", в котором в доступной для дошкольников форме рассказывается о правилах дор...

Конспект занятия по окружающему миру по теме: Транспорт.

Программное содержание: Уточнять и закреплять знания де­тей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подзем­ный); профессиях людей, которые работают на транспорте. Упражнять в согласовании существит...

Конспект занятия по окружающему миру на тему "В мире животных" в средней группе

Конспект занятия про жавотных холодных и жарких стран....

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Путешествие во Францию» для подготовительной группы. Занятие проводится с использованием интерактивной доски и презентации. Дополнительно используются звуковые эффекты.

Цель: это формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора. Задачи: Обучающая: познакомить детей с Францией и элементами её культуры. Учить понимать значение слов &laq...