Проект для детей старшей группы на тему: «Заповедные места Мордовии»
проект по окружающему миру (старшая группа)

МДОУ «Детский сад №103»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект для детей старшей группы на тему:

«Заповедные места Мордовии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Подготовила : воспитатель

                                                                    Травова С.В.

 

 

 

 

 

                                        Саранск 2024 г.

Краткая аннотация проекта. «Заповедные места Мордовия»: творческий инновационный проект. Основная идея проекта – организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию, ознакомление с заповедными местами республики Мордовии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Методический паспорт проекта………………………………………………….7 Характеристика проекта………………………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………….13

Приложение 1 Содержание этапа реализации проекта……………………14

Приложение 2 Перспективный план………………………………………...…47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Разработанный проект позволяет реализовать задачи воспитания положительных привычек поведения через педагогику сотрудничества: родители–дети–педагоги, обогащения личного опыта детей гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе местной сибирской культуры, развития познавательной активности детей через опытно–экспериментальную деятельность с объектами живой и неживой природы. Изложение проектного материала, структура, содержание соответствует современным научно–педагогическим требованиям, так же указываются отличительные особенности от уже существующих проектов подобного направления включающих региональный компонент. Используя в своей работе с детьми проект «Заповедные места Мордовии», была выявлена высокая результативность деятельности по реализации проекта, а именно положительная динамика в развитии воспитанников.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Поэтому детей и называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по–своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, поведения в природе, вовлекать их в поисковую деятельность. Отсюда и возникла идея проекта по ознакомлению с заповедниками родного края по теме «Заповедные места Мордовии».

Проект позволит сформировать у детей представления о Мордовии, как заповедном крае, будет способствовать развитию самостоятельности, инициативности, любознательности, творческого воображения, умения планировать поисково–исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

Также хочется отметить, что содержание этнографического образования в программах ДОУ практически не отражено. Поэтому проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений о родном крае, его особенностях, в том числе жизни и культуре жителей Мордовии, является актуальной. Решением данной проблемы является создание системы работы. А использование с дошкольниками метода проектной деятельности оживляет педагогический процесс.

Посредством экологического образования дошкольников и использования метода проектной деятельности решается задача ознакомления детей и с заповедным достоянием Республики Мордовия, с традициями и культурой коренных жителей. Этнопедагогика предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народов той местности, где он живет. В процессе ознакомления с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством народов мордвы, народными играми, дошкольники знакомятся с природой и особенностями Родного Края, с отношением коренных народов к сохранению природных ресурсов Республики Мордовия.

 

 

Проект состоит из трѐх этапов:

1. Подготовительный этап – разработка компонентов проекта, определение перспективы дальнейшей работы.

2. Практический этап – разработка планирования практической деятельности с детьми, подготовка методической базы для реализации проекта, организация просветительской деятельности.

3. Заключительный этап – организация практической деятельности в рамках проектной. Презентация педагогической и детской проектной деятельности.

4. Презентация и оценка результатов, распространение лучшего педагогического опыта.

Кроме того, проект «Заповедные места Мордовии» содержит в себе большую познавательную ценность и эмоциональную выразительность, а также, учитывая его доступность, может быть использован как фактор экологического воспитания и образования не только для воспитанников МДОУ, но и для детей других образовательных учреждений. Это может быть достигнуто через многообразие форм работы по проекту, их творческой и познавательной ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический паспорт проекта

 

Данный проект предназначен для осуществления воспитанниками группы совместной игровой поисково–познавательной деятельности по экологическому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса (родители, воспитанники, педагоги дополнительного образования МБДОУ, социальные партнеры). Тема проекта отражает региональные, климатические и национально–культурные особенности Республики Мордовия.

Цель проекта: формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики через знакомство с заповедным фондом Мордовии.

Задачи:

– формирование первоначальных знаний о заповеднике, как особо охраняемой территории, многообразии природоохранных комплексов;

– развитие желания больше узнать о заповедных животных и растениях, ореоле их существования;

 – воспитание ответственного, бережного отношения к природе, желания принять посильное участие в ее охране и защите;

– развитие умения видеть красоту окружающего мира природы, разнообразия его красок и форм;

– формирование навыков рационального природопользования;

– активизация деятельности родителей в экологическом воспитании детей.

Принципы:

  1. Принцип региональности предполагает учет регионального компонента: природных и социально–экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной региона, национальных и культурных традиций.

  2. Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе: отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей. Важно обеспечить ориентировку ребенка в окружающем мире, развить его познавательные способности, сформировать знания о живом организме, его самоценности, неповторимости.

  3. Принцип научности в отборе содержания знаний и научных понятий (растения и животные–живые существа; живое – неживое; рост и развитие).

  4. Принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний.

  5. Принцип интеграции (учет характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах).

  6. Принцип доступности (отбор содержания знаний о природе должен производиться в соответствии с познавательными возможностями детей дошкольного возраста).

  7. Принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний (постепенное усложнение программного материала).

Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет.

Время работы над проектом: 2 месяца.

Материальнотехническое и учебнометодическое оснащение: научно–методическая литература, доступ в Интернет, фотоаппарат, видеоаппаратура, принтер, мультимедийное оборудование, информационные стенды.

Мотивация к познанию, работе: индивидуальные детско–родительские проекты, экологические мероприятия, организация продуктивной творческой деятельности.

Формы и методы взаимодействия по проекту: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории МБДОУ, массовые природоохранные праздники; экологические акции, ролевые игры, работы на участке. К групповым – игры–занятия по изучению природы, проектная деятельность. Индивидуальные формы предполагают проектную и продуктивную детскую деятельность.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети узнают, что такое заповедные места, заповедники.

  2. Расширят знания о животных и растениях заповедника, познакомятся со средой их обитания.

  3. Ребята будут бережно относиться к природе и стремиться принять посильное участие в ее охране и защите.

  4. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

  5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи.

  6. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы.

  7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Вид деятельности: игровой, исследовательский, творческий.

Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).

Характер контактов: внешние и внутренние контакты.

Количество участников: групповая и индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

Характеристика этапов проекта

 

1этап. Подготовительный. Определяются направления деятельности проекта, формируется его нормативная основа. Разрабатывается план проекта, определяются основная цель и задачи проекта.

Срок – 1 неделя.

2 этап. Разработка проекта. Ведется работа по планированию практической деятельности с детьми, подготавливается методическая база для реализации проекта, организуется просветительская деятельность.

Срок – 1 неделя.

3 этап. Реализации проекта. Организация практической деятельности в рамках проекта на основе тематического планирования.

Срок – 5 недель.

Формы организации работы:

• Беседы

• Проведение НОД

• Экскурсии

• Изготовление поделок из природного материала

• Экологические викторины

• Экологические игры

• Практические работы, опыты

• Оформление экологических уголков.

  1. Беседы:

– «Заповедные места Мордовии»

– Вода это жизнь.

– Дикие животные.

– Знакомство с Красной книгой Мордовии.

2. НОД:

 

 

  1. «Знакомство с птицами»

  2. «Знакомство с представителями животного мира».

  3. «Знакомство с растительным миром».

  4. «Птицы в лесу».

3.Наблюдения за растениями, деревьями, травами, цветами насекомыми и др. на нашем участке.

4.Рассматривание картин:  картин художников, изображающих животный и растительный мир.

5. Прослушивание песни Равель М. «Игра воды». Звуки окружающего мира: «Шум в лесу» (звуки леса); « Шум моря»; «Звуки природы»; «Голоса птиц».

6.Загадки о животных.

7. Продуктивная деятельность:

– Ручной труд. Тема «Птицы в лесу».

– Лепка «Лепка ландыша».

8.Физкультминутка:

Физкультминутка «Аленький цветочек», «Раз, два, три, четыре, пять», «Синичка», пальчиковая гимнастика «Маленькие птички».

9. Дидактические игры:  «Съедобное–несъедобное», «Угадай животное», «Кто, где живет», игра с силуэтами, «Найди лист», «Чьи следы?»

10.Подвижные игры: «Журавли–журавли», «Совушка».

11. Развлечения:

– Викторина «Знатоки природы».

12. Рассматривание:

– Иллюстраций, энциклопедий: «Вода это жизнь» «Мир украшает деревья, цветы, помни, беречь их всегда должен ты», «В лесу шуметь не нужно, дружи с природой дружно», «Наедине с природой», «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни», «Береги добрый лес, он источник всех чудес».

– Книга «Красная книга Мордовии».

– Альбомов с разнообразием животного, растительного мира.

18. Продукт проектной деятельности:

– поделки цветка из пластилина;

– поделки птиц из салфеток.

4 этап. Итоговый. Презентация педагогической и детской проектной деятельности, оценка результатов, распространение лучшего опыта в педагогическом сообществе. Презентация и оценка результатов проекта организуется в форме заключительных мероприятий работы. Воспитанники старшего дошкольного возраста при участии младших дошкольников презентуют индивидуальную проектную деятельность, представляют результаты своей работы (рисунки, самодельные книжки, агитационные плакаты, мультимедийные презентации с подтверждающими материалами практической деятельности детей и взрослых) по формированию нравственного отношения к природе, экологической культуры и мировоззрения. Все материалы рассматриваются педагогическим советом и выносится решение о дальнейшем обобщении опыта на разных уровнях. Репортаж о лучшем опыте проекта размещается на сайте дошкольного учреждения.

Срок – 1 неделя.

Вывод. Внедрение в работу проекта «Заповедные места Мордовии» позволит сформировать начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе региона, в котором он проживает, накапливает представления о разных формах жизни и охраны природы. Данный проект возможно транслировать и воспроизвести на той территории нашей страны, где созданы природоохранные объекты, так как экологические проблемы существуют повсюду, нужно лишь учитывать территориальные, климатические и демографические особенности региона, на котором будет осуществляется данный проект.

 

Литература:

  1. Голицина Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников», Москва, Мозайка – Синтез, 2006 г.

  2. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Мозайка–Синтез, Москва, 2009 г.

  3. Детская энциклопедия, пер. с англ. Кржева Е. П., , «Росмен», 1994 г.

  4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников, Сфера, Москва 2013 г.

  5. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Мозайка–Синтез, Москва, 2012 г.

  6. Красная книга Республики Мордовия / сост. В. И. Астрадамов. – Саранск: Мордов. кн. изд–во, 2005.

  7. Материал флоры и фауны Республики Мордовия: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.

  8. Мир и человек. Географический атлас. Составлен ФГУП «Производственное картосоставительное объединение «Картография» в 1985г. Исправлен и подготовлен к печати ООО «ДИ ЭМ БИ» в 2010г.

  9. Николаева С. Н. Юный эколог, Мозайка – Синтез,2010г.

  10. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4–7 лет с окружающим миром», Мозайка – Синтез. Москва, 2013г.

  11. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду», Москва–Синтез, 2009г.

  12. Энциклопедия животных, перевод с англ. М. Авдониной, изд. Эксмо, 2007 г. 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_ds_zapovednye_zony_mordovii.docx81.74 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №103»

Проект для детей старшей группы на тему:

«Заповедные места Мордовии»

                                                                    Подготовила : воспитатель

                                                                    Травова С.В.

                                        Саранск 2024 г.

Краткая аннотация проекта. «Заповедные места Мордовия»: творческий инновационный проект. Основная идея проекта – организация разных видов деятельности, направленных на формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики, опирающейся на соответствующую мотивацию, ознакомление с заповедными местами республики Мордовии.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Методический паспорт проекта………………………………………………….7 Характеристика проекта………………………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………….13

Приложение 1 Содержание этапа реализации проекта……………………14

Приложение 2 Перспективный план………………………………………...…47

Пояснительная записка

Разработанный проект позволяет реализовать задачи воспитания положительных привычек поведения через педагогику сотрудничества: родители–дети–педагоги, обогащения личного опыта детей гуманного взаимодействия с природой на примере гармоничного существования человека в природе местной сибирской культуры, развития познавательной активности детей через опытно–экспериментальную деятельность с объектами живой и неживой природы. Изложение проектного материала, структура, содержание соответствует современным научно–педагогическим требованиям, так же указываются отличительные особенности от уже существующих проектов подобного направления включающих региональный компонент. Используя в своей работе с детьми проект «Заповедные места Мордовии», была выявлена высокая результативность деятельности по реализации проекта, а именно положительная динамика в развитии воспитанников.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Поэтому детей и называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств и активную позицию в этом вопросе должны знать педагоги и родители.

Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по–своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, рисунках и т.д. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря притягательности процесса познания. Мы должны не только обучать дошкольников, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать нормами культуры, поведения в природе, вовлекать их в поисковую деятельность. Отсюда и возникла идея проекта по ознакомлению с заповедниками родного края по теме «Заповедные места Мордовии».

Проект позволит сформировать у детей представления о Мордовии, как заповедном крае, будет способствовать развитию самостоятельности, инициативности, любознательности, творческого воображения, умения планировать поисково–исследовательскую деятельность. Эти качества в настоящее время являются чрезвычайно важными для успешного обучения детей в школе.

Также хочется отметить, что содержание этнографического образования в программах ДОУ практически не отражено. Поэтому проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений о родном крае, его особенностях, в том числе жизни и культуре жителей Мордовии, является актуальной. Решением данной проблемы является создание системы работы. А использование с дошкольниками метода проектной деятельности оживляет педагогический процесс.

Посредством экологического образования дошкольников и использования метода проектной деятельности решается задача ознакомления детей и с заповедным достоянием Республики Мордовия, с традициями и культурой коренных жителей. Этнопедагогика предполагает обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народов той местности, где он живет. В процессе ознакомления с литературой, художественным творчеством, музыкой, изобразительным искусством народов мордвы, народными играми, дошкольники знакомятся с природой и особенностями Родного Края, с отношением коренных народов к сохранению природных ресурсов Республики Мордовия.

Проект состоит из трѐх этапов: 

1. Подготовительный этап – разработка компонентов проекта, определение перспективы дальнейшей работы.

2. Практический этап – разработка планирования практической деятельности с детьми, подготовка методической базы для реализации проекта, организация просветительской деятельности.

3. Заключительный этап – организация практической деятельности в рамках проектной. Презентация педагогической и детской проектной деятельности.

4. Презентация и оценка результатов, распространение лучшего педагогического опыта.

Кроме того, проект «Заповедные места Мордовии» содержит в себе большую познавательную ценность и эмоциональную выразительность, а также, учитывая его доступность, может быть использован как фактор экологического воспитания и образования не только для воспитанников МДОУ, но и для детей других образовательных учреждений. Это может быть достигнуто через многообразие форм работы по проекту, их творческой и познавательной ценности.

Методический паспорт проекта

Данный проект предназначен для осуществления воспитанниками группы совместной игровой поисково–познавательной деятельности по экологическому воспитанию со всеми участниками образовательного процесса (родители, воспитанники, педагоги дополнительного образования МБДОУ, социальные партнеры). Тема проекта отражает региональные, климатические и национально–культурные особенности Республики Мордовия.

Цель проекта: формирование нравственного отношения к природе, высокого уровня экологической культуры подрастающего поколения в освоении экологической этики через знакомство с заповедным фондом Мордовии.

Задачи:

– формирование первоначальных знаний о заповеднике, как особо охраняемой территории, многообразии природоохранных комплексов;

– развитие желания больше узнать о заповедных животных и растениях, ореоле их существования;

 – воспитание ответственного, бережного отношения к природе, желания принять посильное участие в ее охране и защите;

– развитие умения видеть красоту окружающего мира природы, разнообразия его красок и форм;

– формирование навыков рационального природопользования;

– активизация деятельности родителей в экологическом воспитании детей.

Принципы: 

  1. Принцип региональности предполагает учет регионального компонента: природных и социально–экономических условий, использование в содержании экологического образования информации, характерной региона, национальных и культурных традиций.
  2. Принцип развивающего и воспитывающего характера о природе: отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей. Важно обеспечить ориентировку ребенка в окружающем мире, развить его познавательные способности, сформировать знания о живом организме, его самоценности, неповторимости.
  3. Принцип научности в отборе содержания знаний и научных понятий (растения и животные–живые существа; живое – неживое; рост и развитие).
  4. Принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний.
  5. Принцип интеграции (учет характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах).
  6. Принцип доступности (отбор содержания знаний о природе должен производиться в соответствии с познавательными возможностями детей дошкольного возраста).
  7. Принцип концентричности в подаче и усвоении природоведческих знаний (постепенное усложнение программного материала).

Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет.

Время работы над проектом: 2 месяца.

Материально–техническое и учебно–методическое оснащение: научно–методическая литература, доступ в Интернет, фотоаппарат, видеоаппаратура, принтер, мультимедийное оборудование, информационные стенды.

Мотивация к познанию, работе: индивидуальные детско–родительские проекты, экологические мероприятия, организация продуктивной творческой деятельности.

 Формы и методы взаимодействия по проекту: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории МБДОУ, массовые природоохранные праздники; экологические акции, ролевые игры, работы на участке. К групповым – игры–занятия по изучению природы, проектная деятельность. Индивидуальные формы предполагают проектную и продуктивную детскую деятельность.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети узнают, что такое заповедные места, заповедники.
  2. Расширят знания о животных и растениях заповедника, познакомятся со средой их обитания.
  3. Ребята будут бережно относиться к природе и стремиться принять посильное участие в ее охране и защите.
  4. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
  5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно–следственные связи.
  6. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы.
  7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Вид деятельности: игровой, исследовательский, творческий.

Характер координации проекта: непосредственный (гибкий).

Характер контактов: внешние и внутренние контакты.

Количество участников: групповая и индивидуальная работа.

Характеристика этапов проекта

1этап. Подготовительный. Определяются направления деятельности проекта, формируется его нормативная основа. Разрабатывается план проекта, определяются основная цель и задачи проекта.

Срок – 1 неделя.

2 этап. Разработка проекта. Ведется работа по планированию практической деятельности с детьми, подготавливается методическая база для реализации проекта, организуется просветительская деятельность.

Срок – 1 неделя.

3 этап. Реализации проекта. Организация практической деятельности в рамках проекта на основе тематического планирования.

Срок – 5 недель.

Формы организации работы:

• Беседы

• Проведение НОД

• Экскурсии

• Изготовление поделок из природного материала

• Экологические викторины

• Экологические игры

• Практические работы, опыты

• Оформление экологических уголков.

  1. Беседы:

– «Заповедные места Мордовии»

– Вода это жизнь.

– Дикие животные.

– Знакомство с Красной книгой Мордовии.

2. НОД:

  1. «Знакомство с птицами»
  2. «Знакомство с представителями животного мира».
  3. «Знакомство с растительным миром».
  4. «Птицы в лесу».

3.Наблюдения за растениями, деревьями, травами, цветами насекомыми и др. на нашем участке.

4.Рассматривание картин:  картин художников, изображающих животный и растительный мир.

5. Прослушивание песни Равель М. «Игра воды». Звуки окружающего мира: «Шум в лесу» (звуки леса); « Шум моря»; «Звуки природы»; «Голоса птиц».

6.Загадки о животных.

7. Продуктивная деятельность:

– Ручной труд. Тема «Птицы в лесу».

– Лепка «Лепка ландыша».

8.Физкультминутка: 

Физкультминутка  «Аленький цветочек», «Раз, два, три, четыре, пять», «Синичка», пальчиковая гимнастика «Маленькие птички».

9. Дидактические игры:  «Съедобное–несъедобное», «Угадай животное», «Кто, где живет», игра с силуэтами, «Найди лист», «Чьи следы?»

10.Подвижные игры: «Журавли–журавли», «Совушка».

11. Развлечения:

– Викторина «Знатоки природы».

12. Рассматривание:

– Иллюстраций, энциклопедий: «Вода это жизнь» «Мир украшает деревья, цветы, помни, беречь их всегда должен ты», «В лесу шуметь не нужно, дружи с природой дружно», «Наедине с природой», «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни», «Береги добрый лес, он источник всех чудес».

– Книга «Красная книга Мордовии».

– Альбомов с разнообразием животного, растительного мира.

18. Продукт проектной деятельности:

– поделки цветка из пластилина;

– поделки птиц из салфеток.

4 этап. Итоговый. Презентация педагогической и детской проектной деятельности, оценка результатов, распространение лучшего опыта в педагогическом сообществе. Презентация и оценка результатов проекта организуется в форме заключительных мероприятий работы. Воспитанники старшего дошкольного возраста при участии младших дошкольников презентуют индивидуальную проектную деятельность, представляют результаты своей работы (рисунки, самодельные книжки, агитационные плакаты, мультимедийные презентации с подтверждающими материалами практической деятельности детей и взрослых) по формированию нравственного отношения к природе, экологической культуры и мировоззрения. Все материалы рассматриваются педагогическим советом и выносится решение о дальнейшем обобщении опыта на разных уровнях. Репортаж о лучшем опыте проекта размещается на сайте дошкольного учреждения.

Срок – 1 неделя.

Вывод. Внедрение в работу проекта «Заповедные места Мордовии» позволит сформировать начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе региона, в котором он проживает, накапливает представления о разных формах жизни и охраны природы. Данный проект возможно транслировать и воспроизвести на той территории нашей страны, где созданы природоохранные объекты, так как экологические проблемы существуют повсюду, нужно лишь учитывать территориальные, климатические и демографические особенности региона, на котором будет осуществляется данный проект.

Литература: 

  1. Голицина Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников», Москва, Мозайка – Синтез, 2006 г.
  2. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности», Мозайка–Синтез, Москва, 2009 г.
  3. Детская энциклопедия, пер. с англ. Кржева Е. П., , «Росмен», 1994 г.
  4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» опыты и эксперименты для дошкольников, Сфера, Москва 2013 г.
  5. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», Мозайка–Синтез, Москва, 2012 г.
  6. Красная книга Республики Мордовия / сост. В. И. Астрадамов.  Саранск: Мордов. кн. изд–во, 2005.
  7. Материал флоры и фауны Республики Мордовия: иллюстрации, макеты, коллекции, проспекты, гербарии.
  8. Мир и человек. Географический атлас. Составлен ФГУП «Производственное картосоставительное объединение «Картография» в 1985г. Исправлен и подготовлен к печати ООО «ДИ ЭМ БИ» в 2010г.
  9. Николаева С. Н. Юный эколог, Мозайка – Синтез,2010г.
  10. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4–7 лет с окружающим миром», Мозайка – Синтез. Москва, 2013г.
  11. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду», Москва–Синтез, 2009г.
  12. Энциклопедия животных, перевод с англ. М. Авдониной, изд. Эксмо, 2007 г. 

Приложение 1

Содержание этапа реализации проекта

  1. Беседа «Заповедные места Мордовии».

Цель: познакомить детей с заповедником Мордовии.

– Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.

– Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда–то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. 

– Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?

Исчезающие – это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.

– Для этого в нашей стране созданы заповедники. 

– А кто–нибудь знает, что такое заповедники?

– Заповедники – это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства. 

– Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?

Главная задача заповедников – сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. 

– Скажите, как называется профессия людей, которые работают в заповедниках?

– А чем именно он занимается? (Охраняет, ведёт учёт численности, борется с браконьерами, подкармливает животных и птиц).

– Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.

– Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?

– Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

 – Ребята, у нас в Мордовии тоже есть заповедник Мордовский государственный природный заповедник имени Петра Гермогеновича Смидовича. Заповедник, расположенный в Темниковском районе Республики Мордовия, на правом берегу реки Мокша.

Заповедник создан 5 марта 1936 года. Назван в честь Петра Гермогеновича Смидовича, уделявшего много внимания вопросам охраны природы в стране.

Большую часть заповедника занимают леса.

– Как вы думаете, какие деревья растут в лесу?

– В них растут такие деревья как ельосиналипа, дуб и другие.

– В заповеднике также растут многие растение. Как вы думаете какие растения растут?

– А еще есть Мордовский национальный парк «Смольный» (Ичалковский район), заказники, памятники природы. Есть заказник на территории Ардатовского района.

– А какие рыбы плавают в реках?

– А какие животные живут в заповеднике Мордовии?

2. Беседа «Вода это жизнь».

Цель: познакомить детей со значением воды на Земле.

– Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о воде: самой обыкновенной, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. (Показываю детям глобус)

– Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Синим, голубым...)

– Кто из вас может показать все, что выделено этим цветом? (Это – реки, озера)

– Вы обратили внимание на то, что на Земном шаре воды больше, чем суши? – А вот это океаны и моря. 

– А главное вода в них не такая как в реках.

– В реках, озерах – вода… (Пресная)

– А в морях, океанах – вода… (Соленая)

– Посмотрите, на глобусе еще есть участки белого цвета.

– Как вы думаете, это тоже вода или нет? Кто как думает?

Вывод воспитателя. Это, ребята, тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают.

– Что происходит со льдом? (Тает, превращается в воду)

– Значит лед – это тоже вода. Но лед – твердый. Значит вода может быть твердой!

– А еще какое состояние воды вы знаете? Мы ведь с вами знаем, что вода может быть твердой, жидкой и паром.

– Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?

Детям показывается 3–х литровая банку с водой

Воспитатель. Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть на глобусе – реки, моря, океаны, болота.

Отливается стакан воды из банки

– Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.

Набирается чайная ложка из стакана воды

– Это вода, которую может использовать человек: стирать, умываться, мыть посуду...

Набирается из ложки вода в пипетку и капаю одну каплю на блюдце

– И только эту каплю мы употребляем в пищу. (Пьем, варим еду...)

– Так кто мне из вас ответит, мало или много чистой воды на нашей планете Земля?

Вывод воспитателя. Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее  надо беречь.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, кому нужна чистая вода?

– Для чего нужна чистая вода?

– Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена?

– Ребята, а какие меры надо принимать для того, чтобы из рек, озер, к нам в водопровод шла чистая вода?

– Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? (Высказывания детей)

– Кто из ваших родителей очищает питьевую воду из крана фильтром? Зачем они это делают?

– Моя семья тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтром «Барьер».

Воспитатель. Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.

– Воду очищают на специальных водоочистительных станциях с помощью сложных фильтров, и только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп и компот.

– Такую отфильтрованную воду, очищенную от грязи, можно пить, как вы думаете? (Ответы детей)

Вывод воспитателя. Да ребята, нельзя пить воду прямо из–под крана. В ней еще могут остаться микробы. Уничтожить эти микробы, может только высокая температура, поэтому воду надо нагревать, прокипятить. И только после этого ее можно пить.

Таким образом, вода – это жизнь, в ней нуждаются все: растения, животные и человек.

  1. Беседа «Дикие животные».

Цель: познакомить детей с животными, обитающими в заповедных местах Мордовии, помочь детям запомнить признаки, характеризующие диких животных; закрепить новые сведения, используя картины о животных.

Воспитатель демонстрирует сюжетные картины с изображениями диких животных.

 – Что это за звери?

– Как их по–другому можно назвать (дикие животные)?

– Почему их называют «дикие»?

– Называет признаки, характеризующие всех без исключения диких животных.

Воспитатель показывает фото  ежей и белок.

– Где и как живут эти звери?

– Как они приспособились к условиям жизни?

– Присмотритесь к окраске этих животных. (Ежи и ежата — серо–коричневые, почти сливаются с землей, травой, опавшими листьями. Белка — ярко–рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен и елей. Тем более что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из–за него.)

– Рассмотрите внешний вид ежей и белок, соотнесите его с их образом жизни. (Ежи — ночные хищники. У них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Едят червяков, жуков, улиток, мышей. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у них на теле — иголки, защита от врагов. Белки — крохотные существа с огромными пушистыми хвостами, которые помогают им «перелетать» с дерева на дерево. На ногах — острые коготки, ими легко цепляться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. На земле белка беспомощна, хотя довольно быстро бегает. При любой опасности молниеносно «взлетает» на дерево.)

– Как животные приспосабливаются к условиям жизни? (Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют. Белка делает на зиму запасы. К морозной зиме устраивает гнездо низко на дереве, а перед теплой зимой — высоко. Белки даже в неволе делают себе запасы к зиме.)

Педагог еще раз повторяет признаки, характерные для диких животных. Спрашивает, не хочет ли кто–нибудь узнать что–то еще о ежах и белках.

– Молодцы!

4. Беседа «Знакомство с Красной книгой Мордовии».

Цель: познакомить с редкими и исчезающими видами растений и животных Мордовии.

– Ребята, из–за человека многие растения и животные погибают и даже навсегда исчезают. Человек рвет  растения в большом количестве, убивает животных и поэтому их становится все меньше. Поэтому люди придумали Красную книгу.

О чем говорит красный цвет?

– Это сигнал опасности.

– В Красную книгу занесены редкие и исчезающие животные и растения.

– У нас тоже есть Красная книга Мордовии?  (демонстрируется Красная книга Мордовии), она была создана в 2005 году.

– Как вы думаете, какие животные в неё занесены? (дети называют нескольких представителей). Далее идет демонстрация иллюстрированных страниц этой книги.

Растения: венерин башмачок настоящий, надбородник безлистный, пыльцеголовник красный, ковыль перистый, ковыль красивейший, тимьян клоповый, рябчик русский и другие;

Насекомые: стрекоза дозорщик–император, бабочки аполлон и мнемозина, жук–восковик;

Животные: быстрянка, беркут, сапсан, дрофа, выхухоль, зубр и другие.

– Давайте вспомним экологические правила, которые помогут нам сохранить удивительный мир животных.

1. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

2. Не разоряй муравейники.

3. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

4. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

5. Нельзя давить насекомых, т. к. они приносят пользу.

6. Не трогай птиц и насекомых!

7. Охраняй животных в заповедниках и заказниках.

– А какие вы ещё знаете правила?

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься около гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи, иначе птицы–родители могут насовсем покинуть гнездо.

3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

2. НОД:

1. Тема: «Знакомство с птицами».

Цель: формирование общих представлений о птицах, обитающих в заповеднике им. П. Г. Смидовича.

Программные задачи:

  1. познакомить с птицами, обитающими на территории заповедника
  2. изучить строение тела птиц;
  3. продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;
  4. развивать речь детей.

Материалы и оборудование: фотографии заповедника им.                               П. Г. Смидовича, фотографии  птиц, живущих в заповеднике; рисунки с разным кормом.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами пойдем в заповедник им. П. Г. Смидовича. Скажите, кто–нибудь был в этом парке с родителями?

– А что там есть?

– Хорошо.

– А как нужно себя вести в заповеднике?

– Представим с вами, что мы оказались в заповеднике.

2. Основная часть.

1) Знакомство с птицами.

– Ребята, давайте посмотрим, а что эта за птица к нам прилетела?

(Предъявляется фото лебедь–кликуна)

– Давайте рассмотрим эту птицу.

– Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

– Что есть на голове?

– Есть ли уши? (Есть, только они не видны из–за перьев. Наружных ушей нет.)

– Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

– Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

– Опишите крылья.

– Рассмотрите и опишите ноги:

– Рассмотрите и опишите хвост.

–  Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

– Как они окрашены?

– Как такая окраска помогает птице выжить? 

– Молодцы.

– А как вы думаете, какие еще птицы живут в заповеднике?

– Давайте рассмотрим еще фото этих птиц (предъявляются фото полевого луня, орла–карлика, серого журавля).

Воспитатель показывает фотографии птиц, а дети называют.

– Молодцы!

2. Игра «Съедобное–несъедобное».

– Ребята, а как вы думаете, чем питаются птицы?

– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобное–несъедобное».

– Я вам буду показывать картинки, а вы мне говорить едят это птицы или нет.  

3. Посещение заповедника.

– Воспитатель показывает фотографию орла–карлика.

– Ребята, как вы думаете, что это за птица?

– Как вы думаете где она живет?

– Расскажите, какая это птица по фотографии.

– А что он ест?

– Молодцы!

Аналогичное знакомство проводится с серым журавлем.

  1. Игра «Журавли–журавли».

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой». Дети быстро, не от–пуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. «Журавли–журавли, извивайтесь, как змея!» – вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше «Змея, заворачивайся в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

  1.  Беседа об охране птиц.

– Ребята, а как вы думаете, нужно заботиться о птицах в парке?

– А для чего?

– А как можно заботиться о птицах? (строить домики, кормить птиц).

– Как надо себя вести с птицами? (не пугать, не бегать на них, не брать яйца и т.д.).

– Молодцы!

6. Заключительная часть.

– Наша экскурсия по парку закончилась.

– Что нового вы узнали?

– Молодцы!

  1. Тема: «Знакомство с представителями животного мира».

Цель: продолжать формировать общее представление о животных, обитающих в заповеднике им. П. Г. Смидовича.

Программные задачи:

  1. познакомить с животными, обитающими в заповеднике                                  им. П. Г. Смидовича;
  2. учить соотносить животных с местом их обитания;
  3. уточнить представления детей об образе жизни диких зверей;
  4. развивать память детей;
  5. воспитывать уважительное, бережное  отношение к животным.

Материалы и оборудование: фотографии заповедника им.                                П. Г. Смидовича, фотографии  животных, живущих в зоопарке; плакат с  местом обитания животных и самих животных, загадки про животных, шапочки и маски животных.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с заповедником им. П. Г. Смидовича.  Кого еще можно увидеть в заповеднике?

– Правильно, можно еще увидеть животных.

– Сегодня мы с вами познакомимся с разными животными.

– Ребята, давайте вспомним, как нужно себя вести в заповеднике?

– Представим с вами, что мы оказались в заповеднике.

2. Основная часть.

1) Игра  «Угадай животное».

– У каждого животного есть свои повадки и привычки, свой голос. Вы хотели бы попробовать себя в роли животных? Побудем немножко артистами.

 – У каждого животного есть свой домик.

Под веселую музыку, дети по желанию разбирают шапочки и маски понравившихся животных, одевают их.

– А теперь сделаем из обручей домики для зверей.

Воспитатель раскладывает несколько обручей на ковре. Дети садятся на стульчики.

– Я буду вам загадывать загадки. Кто отгадает, сразу выходит и садится в свой домик.

Может белым, бурым быть,

И его нам лучше уж не злить.

Сильный очень и большой,

И всегда–всегда он злой.

В мультике мы Вини–пухом называли,

Но какой большой тогда не знали.

Мы загадку отгадаем,

Все ответ вдруг называем

Д. Медведь.

Под музыку выходят медвежата и садятся в свои домики.

В. Ребята, а какие мишки, где они живут, чем питаются?

Д. Ответы детей

В. Молодцы!

В. Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый краса

А зовут ее

Д. Лиса

Дети выходят под музыку и садятся в домики для лисичек.

В. Ребята, а какие лисички, где живут, чем питаются?

Ответы детей.

В. Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай–ка,

Кто же это?

Д. Зайка

Зайчики выходят под музыку и садятся в свои домики.

В. Какие зайчата. Где живут. Чем питаются?

Ответы детей.

В. Серый зверь. Спасайтесь

Он зубами щелк, щелк

На охоту вышел ….

Д. Волк

Под музыку выходят волчата. И садятся в свои домики.

В. Дети, какой волк, где живет, чем питается?

Ответы детей.

В. Ребята, все наши звери сидят по своим домикам. А вы ребята любите животных?

2. Игра «Кто, где живет».

– А сейчас мы с вами поиграем в игру.

– Перед вами плакат с разными местами, где могут жить животные. Нужно правильно расположить животных на те места, где они живут.

– Давайте посмотрим и расскажем, какие животные, где живут.

Детям предъявляются фото лисы, бобра, лося.

– Ребята, что мы можем сказать о животных?

3. Беседа «Как нужно охранять животных».

– Ребята, а как вы думаете, нужно ли охранять животных?

– Почему?

– Как человек охраняет редких животных? (создаются зоопарки, национальные парки, заповедники, заносятся в Красную книгу, запрещается на них охотиться).

– Молодцы!

3. Заключительная часть.

– Ребята, вот наша экскурсия в заповедник завершилась.

– Что вам понравилось?

– Как вы будете относится к животным?

3.Тема: «Знакомство с растительным миром».

Цель: познакомить детей с растениями, растущими на территории заповедника им. П. Г. Смидовича.

Программные задачи:

  1. уточнить и систематизировать представления детей о редких растениях, растущих в заповеднике им. П. Г. Смидовича;
  2. закреплять умения детей различать деревья по силуэтам;
  3. закрепить правила поведения в заповеднике;
  4. развивать логическое мышление детей;
  5. воспитание бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование: фотографии заповедника им.                              П. Г. Смидовича, фотографии растений; картина с поляной в парке, загадки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

– Ребята, отгадайте загадку:

Летом одет, зимой раздет.

Шумит – шевелится, а с места не сдвинется.

– Это заповедник.

– Какие растения у нас растут  в заповеднике им. П. Г. Смидовича?

– Что вы еще видели кроме растений и животных в парке?

– Сегодня мы с вами отправимся в заповедник.

– Как нужно себя вести в заповеднике?

2. Основная часть.

1. Беседа о деревьях.

– Ребята, назовите, какие лиственные деревья растут в нашем заповеднике? (дуб, береза, клен, рябина, осина).  А ель и сосна – это, какие деревья? (хвойные).

Воспитатель предъявляет фотографии с деревьями.

–  Давайте сосчитаем их. Может ли в настоящем лесу, расти столько деревьев? А сколько их в лесу? Какие они по величине? (толстые и тонкие, большие и маленькие, высокие и низкие). В заповеднике есть полянка. Я вам буду загадывать загадки о деревьях, а вы их отгадывать и располагать силуэты деревьев на поляне там, где я скажу. 

Воспитатель вешает картину с поляной в заповеднике.

2. Игра с силуэтами.

Стоит красавица на поляне, 

В белом сарафане,

В зеленом полушалке (береза) – расположите ее в левом верхнем углу.

Никто не пугает, а вся дрожит (осина) – поместите  ее в нижнем правом углу.

Этой бабке сто лет, горба у нее нет, 

Высоконько торчит, далеконько глядит.

Придет смерть за старушкой – станет бабка избушкой (сосна) – посадите сосну в середине нашего леса. 

Почему в загадке говорится, что она «высоко торчит, далеко глядит?» (верно, это самое высокое дерево в лесу). На каком этаже она живет? (на последнем, самом высоком).

Я из крошки бочки вылез,

Корешки пустил и вылез,

Стал высок и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок, –

Ничего, что плод мой мелок (дуб) – посадите дуб в правом верхнем углу.

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы (рябина) – посадите рябину в левом нижнем углу 

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ель) – посадите ее внизу полянки

И еще одно дерево мы посадим на полянке, рядом с сосной, листья этого дерева похожи на раскрытую ладошку (клен).

Вот и выросли в нашем лесу деревья – рассматривают панно

Воспитатель: Послушайте еще одну загадку:

Без рук, без ног по полю рыщет,

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле траву приклоняет. (ветер)

– Засвистел ветер у–у–у–у–у (вместе с детьми, загудел с–с–с–с, все громче и сильнее, сорвал листья и разнес их по всему лесу.

– Как называется явление в природе, когда листья опадают?

3. Игра «Найди лист».

– Посмотрите сколько листьев лежит на земле, какой прошел листопад. Надо эти листья собрать. Сейчас каждый из вас соберет листочки того дерева, плоды которого нарисованы у вас на медальках.

(дети собирают и пересчитывают листья)

Воспитатель: Сколько собрал Витя? Таня? Лена? А теперь сделайте из листьев гирлянду, но так, чтобы в середине был самый большой лист (дети выполняют задание, а затем рассказывают и проверяют, верно, ли оно выполнено)

4.Физкультминутка  «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый–алый, 

Яркий, пламенный, будто заря, 

Самый солнечный и небывалый, 

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом 

Вспыхнет свежий, как ветра глоток, 

Самый сказочный и небывалый, 

Самый волшебный цветок. 

Самый сказочный и небывалый, 

Самый волшебный цветок.

Аппликация с элементами рисования

Пригласить детей в мастерскую

Дидактическая игра «Четвертый лишний

5. Загадки про растения.

Воспитатель: Ребята, а что растет на самом нижнем этаже нашего заповедника? (травы, цветы).

– Давайте вспомним их, отгадав загадки:

Не огонь, а жжется,

В руки не дается.

Выросла под ивой, а зовут…(крапивой)

                Эй, звоночки, синий цвет –

                С язычком, а звону нет? (колокольчик)

Весь в пыли, хоть сил немного, у дороги он торчит,

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид  (подорожник)

                  Выпускает он листы,

                  Широченной широты,

                  Держатся на стеблях крепких

                  Сто плодов шершавых, цепких.

                  Если их не обойдешь, на себе их все найдешь  (репей)

Травка та растет на склонах

И на холмиках зеленых,

Запах крепок и душист,

А ее зеленый лист, нам идет на чай,

Что за травка, отвечай!  (душица)

                   Даже ночью муравьишка

                   Не пропустит свой домишко:

                   Путь – дорожку до зари

                   Освещают фонари.

                   На больших стеблях подряд

                   Лампы белые висят   (ландыш)

Воспитатель: Знаете, ребята, что  растения – это зеленая аптека. Многие растения лечат лесных зверей и людей. Звери знают лечебные травки и сами находят их. Помогают лечебные травки и людям. Из ландыша делают лекарство для тех, у кого болит сердце; подорожник – раны заживляет; мать и мачеха – заваривается в чае и пьется от кашля, такое же действие у душицы, зверобоя. 

– Ребята, как нужно относится к растениям?

– А почему?

3.Заключительная часть.

– Ребята, а сейчас нам пора возвращаться из заповедника в группу.

– Какие деревья растут в заповеднике?

– А какие еще растения можно встретить?

– Молодцы!

  1. Рассматривание картин:  картин художников, изображающих подводный мир картин подводный мир.
  2.  Прослушивание песни Равель М. «Игра воды». Звуки окружающего мира: «Шум в лесу» (звуки леса); « Шум моря»; «Звуки природы»; «Голоса птиц».
  3.  Загадки о животных:

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки? (Ежик)

 

Посмотрите на меня,

Разве не красавец?

Спинка — пятнистая,

Рога — ветвистые. (Пятнистый олень)

Кто в берлогу спать ложится —

Волк, медведь или лисица? (Медведь)

 

Кто пчелиный любит мед,

Лапу кто зимой сосет? (Медведь)

 

Я — лесной исполин,

Брожу меж сосен и осин.

Если голову закину,

То достану гроздь рябины. (Лось)

 

Люблю я под дубами

Кормиться желудями,

Хоть я родственник свиней,

Я выносливей, сильней.

Смелость, ловкость мне дана.

Узнаёте ... (кабана)?

 

Угадай, кто я такая?

Хоть и мышка, но летаю.

Когда ночь кругом и тишь,

Когда ты в кроватке спишь,

Покружиться я люблю,

Мошек в темноте ловлю. (Летучая мышь)

 

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней. (Лиса)

 

Мы ребята хваткие,

Себе построим хатки мы.

Спилим ивы и осины

И соорудим плотины. (Бобры)

 

Есть у нас такой обычай:

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки.

Кто мы — лисы или волки? (Волки)

 

Он и сильный, он и быстрый,

У него рога ветвисты.

Средь заснеженных болот

Он лишайник вкусный рвет. (Олень)

 

10. Продуктивная деятельность:

Тема «Птицы в лесу».

Цель: развитие художественно–эстетического восприятия у детей.

Задачи:

1. Научить детей работать с трафаретом, упражнять в силуэтном вырезывании.

2. Развивать творческую фантазию.

3. Воспитывать аккуратность.

Материалы: цветная бумага, трафареты птиц, дерево из фольги, салфетки цветные (красные, желтые), ножницы, клей.

Предварительная работа: беседы, рассматривание фотографий птиц, обитающие в лесу.

Ход НОД

Проблемная ситуация 

Воспитатель: Ребята, скоро наступит весна. А как вы думаете? ПО каким признакам мы узнаем о наступлении весны?

Дети: тает снег, прилетают птицы.

Воспитатель: А какие птицы к нам прилетают весной?

Дети: грачи, жаворонки, стрижи, ласточки, скворцы!

Воспитатель: А чтобы весна наступила быстрее, давайте сделаем сами птиц, и они к нам прилетят и прогонят зиму. И принесут с собой весну.

Воспитатель: конечно, на веточках мы поместим птиц, которые прилетают к нам весной.

Дети рассматривают образец скворца. Воспитатель помещает на магнитной доске схему (порядок выполнения работы)

Воспитатель: посмотрите, ребята на схему и вспомните правила работы с трафаретом: нужно держать трафарет, не передвигая его, обводить два силуэта птиц (одна птица смотрит вправо, вторая влево), а чтобы у нас все получилось аккуратно, мы сделаем гимнастику для пальчиков, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички»

Маленькие птички

Птички невелички

По лесу летают

Семена собирают

Вот буйный ветер налетел

Птичек унести хотел

Птички спрятались в дупло

Там и сухо и тепло 

(дети выполняют действия в соответствии со словами)

Воспитатель: выберите бумагу по цвету, подумайте, какую птичку вы желаете сделать. Сделаем грудку для птицы, выберите салфетку и сделаем комочек, сильно сжимаем, получается шар.

«Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий»

Дети повторяют слова за воспитателем, катают шар из салфетки.

Воспитатель: А теперь еще раз внимательно посмотрите на схему и приступайте к изготовлению птицы. 

Звучит спокойная музыка. Воспитатель помогает детям, поправляет.
Воспитатель: 
Ребята, ваши глаза наверно устали, нужно им немного отдохнуть, посмотрите.

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Воспитатель: Какая шустрая, смелая у меня птичка, она приглашает вас еще и поиграть.

Физкультминутка

«Я шустрая птичка, зовут меня синичка

Мне на месте не сидится

Прыг, скок, прыг, скок

Завертелась как волчок

Полетела, полетела

На заборик быстро села»

Воспитатель: Отдохнули, давайте закончим свои работы и поместим птиц на наше дерево.

Дети помогают друг другу доделать птиц, и по окончании работы рассаживаю птиц на березовую ветку.

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько птиц оказалось на дереве.

Дети: десять.

Воспитатель: Посчитайте, сколько скворцов. Дети считают.

Рефлексия: Дети смотрят, любуются на птиц, и осуществляется выставка работ в уголке для родителей.

Тема «Лепка ландыша».

Цель: учить детей лепить ландыш из пластилина, передавать его характерные признаки.

Программные задачи:

  1. Учить детей лепить цветок из пластилина, передавать его характерные признаки: вогнутые края лепестков.
  2. Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев. Использовать стеку для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках.
  3. Развивать связную и выразительную речь.
  4. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
  5. Воспитывать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим.
  6. Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
  7. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, доводить начатое до конца.

Предварительная работа: беседа о растениях, рассматривание фотографий.

Методические приемы:  рассматривание цветка; художественное слово, вопросы, беседа; работа детей по объяснению воспитателя; пальчиковая гимнастика; рассматривание и анализ, итог.

Материал к занятию:  цветок засушенный цветок; воздушный шарик с письмом; цветной картон, пластилин 7–ми цветов, салфетки, стеки, дощечки на каждого ребёнка, образец.

Ход занятия:

Дети с воспитателем входят в группу.

Воспитатель:

Придумано кем–то

Просто и мудро.

При встречи здороваются: «Доброе утро»!

Доброе утро и солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети идут к гостям и, протягивая к ним ладошки, здороваются

Воспитатель: У гостей ладошки теплые? (ответы детей)

Да, наши гости добрые и поделились своим теплом с вами, ребята у каждого из нас есть своя дорога «Добра». А куда ведёт вас ваша дорога «Добра»? (Ответы детей…) Моя дорога «Добра» ведёт меня каждый день к вам в детский сад. По этой дороге я нашла вот такой шарик. А шарик не простой, он с письмом. (Отвязывает письмо и читает его)

Воспитатель: Для нас здесь задание «Доскажи словечко» Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

· Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

· Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

· Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

· Если друг попал в беду,…(помоги ему)

· Решай споры словами, …(а не кулаками)

Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Воспитатель: Сегодня я приготовила вам сюрприз! Хотите узнать какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку и открывает цветок ландыш) Ну надо же! Кто догадался что это за цветок?

Воспитатель: Сейчас проверим! Здесь на полу разбросаны лепестки, а на них буквы. Давайте их соберем и посмотрим, какое слово получиться (ландыш).

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Пересчитать пальчики и сжать в кулак. Поменять руки.

– А где растут ландыши? Когда они начинают цвести?

– Ребята, ландыш – редкое растение, поэтому, его нельзя рвать.

– А как нужно обращаться с цветами в весеннем лесу?

Воспитатель:  Давайте слепим для неё такой замечательный цветок!

Дети: Дети садятся за столы.

Воспитатель: Давайте мы с вами с помощью пластилина изготовим красивый цветок. Из каких частей он состоит? (цветок, стебель, листочки). Что надо сделать, чтобы получить сам цветок? какой прием используем? (Отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем в шарики). Прикрепляем её к картону.

Что еще не хватает, для того чтобы наш цветочек был похож на настоящий? Какой формы листья? (Длинные, тонкие). Как мы будем их лепить? (Скатаем прямыми движениями рук тонкий длинный листок, для того чтобы он стал плоским, сплющим его) Сейчас нам остается только закрепить листочки на веточках.

– А нам еще, что то не хватает? Что? Правильно, стебель. Как мы будем его лепить? (скатаем прямыми движениями рук тонкую длинную «колбаску», расплющим и приклеим к картону).

Подведение итогов:

Воспитатель: Теперь и мы с вами можем порадовать наших мам, подарив им сделанный своими руками весенний цветок. Молодцы!

Показ выполненной работы гостям. Рассматривание цветов, выставка детских работ.

  1. Физкультминутка: 

Физкультминутка  «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый–алый, 

Яркий, пламенный, будто заря, 

Самый солнечный и небывалый, 

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом 

Вспыхнет свежий, как ветра глоток, 

Самый сказочный и небывалый, 

Самый волшебный цветок. 

Самый сказочный и небывалый, 

Самый волшебный цветок.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Пересчитать пальчики и сжать в кулак. Поменять руки.

Физкультминутка:

«Я шустрая птичка, зовут меня синичка

Мне на месте не сидится

Прыг, скок, прыг, скок

Завертелась как волчок

Полетела, полетела

На заборик быстро села»

Пальчиковая гимнастика «Маленькие птички»

Маленькие птички

Птички невелички

По лесу летают

Семена собирают

Вот буйный ветер налетел

Птичек унести хотел

Птички спрятались в дупло

Там и сухо и тепло 

(дети выполняют действия в соответствии со словами)

  1.  Дидактические игры:  «Съедобное–несъедобное», «Угадай животное», «Кто, где живет», игра с силуэтами, «Найди лист», «Чьи следы?»
  2.  Подвижные игры: «Журавли–журавли», «Совушка».

12. Развлечения:

Викторина «Знатоки природы».

Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников.

Задачи:  расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе;    развивать речь, внимание, умение анализировать содержание  вопросов и загадок и    давать полный содержательный ответ на них.

Ход  викторины

Ведущая: Ребята, вы знаете, что для проведения викторины нам потребуется справедливое    жюри: я предлагаю выбрать  Старичка–лесовичка.  За каждый правильный ответ  он  будут давать  карточку с изображением  ягодку  (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие по лесу.

 Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь – мы свои!                    ( С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии   «Деревья – наши друзья»

Ведущая: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:

Вопросы викторины:

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

 

Прямо в небо рвутся, ввысь;           Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись:            Дивным дерево то станет:      

Не березы, не осинки,                      Листья–звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки.           Золотые, жаркие. (клен)

                             (ели)                                                                                                                                

  

Не береза, не сосна                        Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она.                        Настанет весна – потечёт слеза.

 Но лишь ветер пробежит                                                             (берёза) 

 Вся листва на ней дрожит. (осина)            

 

Весной зеленела, летом загорела,                      Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела.                       Шелестит листвой зелёной.

 (рябина)                                                                  Погляди, среди ветвей,

                                                                                 Сколько спеет желудей.  (дуб)

Ведущая: А теперь, ребята,  я предлагаю вам поиграть в игру. «С какого дерева листочек?»

 Каждый  ребенок  вытаскивает из «Волшебного мешочка»  листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (ягодки).

Ведущая: Молодцы, ребята, вы знаете не только  названия деревьев  нашего леса, но и знаете, как надо вести себя в лесу. Количество  «ягод»  – увеличилось, отправляем их  в корзинку и отправляемся  дальше.

2 остановка –  «В гостях у птиц».

Ведущая:    Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

– Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще   всего мы слышим их пение. Отгадайте,   какая  птица поёт, за правильный ответ – 1 очко (ягодка):   прослушивание  записи  пения птиц  (Ответы детей: кукушка, дятел, соловей, филин и др.)

Вопросы викторины:

—  Какие бывают птицы?  ( Перелётные и зимующие).

—  Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)

—  Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)

—  А как вы, ребята, можете помочь птицам  зимой? (ответы детей)

 Непоседа пёстрая,                                                Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,                                          Её на месте не сидится,

Птица говорливая,                                                 Это бойкая …(синица)

Самая болтливая. (сорока)

 

Чернокрылый, красногрудый,                              На одной ноге стоит,

И зимой найдёт приют,                                         В воду пристально глядит.

Не боится он простуды                                        Тычет клювом наугад –

С первым снегом тут как тут.                               Ищет в речке лягушат 

                                        (снегирь)                                               (цапля)

   Спереди шильце, сзади – вильце,              Угадайте, что за птица,

Сверху – чёрное суконце,                            Света яркого боится,

Снизу –  белое полотенце.                           Клюв – крючком, глаза – пятачком

              ( ласточка)                                      Ушастая голова, это …(сова)

 

Ведущая:   А  сейчас, чтобы вы, ребята, немного отдохнули,   давайте поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка».

В уголке площадки – обруч.  Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети – это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» – мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» – дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка  ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два–три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Ведущая: Ребята, вы – молодцы, можете узнать птиц по голосу, за правильные ответы получайте ягодки–очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.

3  остановка –  «Звериное царство»

Ведущая:  Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё – отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка,                                      На спине его иголки,           

На пеньке ты как игрушка.                                      Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал...                                          Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                                      Потому что это…(ёж)

 

Я хозяин леса строгий,                          Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге.            Пасётся весь день, кто это?.....(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.                                    Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь,                                            По деревьям прыг да скок.                                  

Кто же я, скажи?.....(медведь)                                                              (белка)

                                                                  Разбойник он серый, нет ему веры.

                                                                   Всё клыками щёлк, кто же это?....

                                                                                                                 (волк)

У  кого из всех зверей                                              

Хвост пушистей и длинней? (лиса)

Вопросы викторины:

— Как заяц готовится к зиме?

—  Где живёт белка?

— У какого дикого животного есть рога и копыта?

—  Что такое «Красная книга»?

Ведущая:  Ребята, кто же прячется от нас  в лесной глуши. Узнать нам поможет игра «Чьи следы?»

Дети по очереди  из «Волшебного мешочка»  вытягивают   карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат.  За правильные ответы начисляются ягодки–очки. (Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Ведущая:  Но вот, ребята,  и подошло к концу наше путешествие. Кого же  вы сегодня  встретили  в нашем путешествии. (ответы детей)

Ведущая: А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? (ответы  детей)

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели,

Зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон

И голос птичий

Охраняет — кто?..

Дети:  Лесничий.

Ведущая:  Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.

В чём заключается работа лесника? (ответы детей)

Подведение итогов

Ведущая:   Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги.  Старичок–лесовичок  готов подвести итоги нашей викторины. (Подсчет ягод–очков).

Ведущая:   Давайте положим все «ягодки»  в коробочку, закроем её и я произнесу  волшебные слова, которые мне сказал  Старичок–лесовичок,  а вы слушайте внимательно:

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,  Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята,  за богатырь?  (ЛЕС)

После  волшебных слов открываем коробочку  и смотрим,  какой же подарок – сюрприз  для вас приготовили ЛЕС и ЛЕСНИЧИЙ. (открываем  коробку – «ягоды–очки» превратились в БАНОЧКУ МАЛИНОВОГО ВАРЕНИЯ).

 Ведущая:   Вот так подарок – все наши ягоды превратились в варенье. Спасибо тебе, ЛЕС, за такое угощение.

                      Бесценна российского леса краса,

                            Зелёное золото наши леса.

                            Богатство лесов охраняй, карауль,

                            Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!

                            Дерево, трава, цветок и птица

                            Не всегда умеют защититься.

                            Если будут уничтожены они,

                            На планете мы останемся одни.   (В. Берестов)

13. Рассматривание:

— Иллюстраций, энциклопедий: «Вода это жизнь» «Мир украшает деревья, цветы, помни, беречь их всегда должен ты», «В лесу шуметь не нужно, дружи с природой дружно», «Наедине с природой», «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни», «Береги добрый лес, он источник всех чудес»,

— Книга «Красная книга Мордовии».

— Альбомов с разнообразием животного, растительного мира.

14. Продукт проектной деятельности:

— поделки цветка из пластилина;

— поделки птиц из салфеток.

Приложение 2

Перспективный план

Март

Беседа «Вода это жизнь».

Прослушивание песни Равель М. «Игра воды».

Беседа «Заповедные места Мордовии»

Прослушивание звуков окружающего мира: «Шум в лесу» (звуки леса).

Рассматривание картин:  картин художников, изображающих животный и растительный мир.

НОД  «Знакомство с растительным миром».

НОД. Лепка «Лепка ландыша».

Апрель

Беседа «Знакомство с Красной книгой Мордовии».

Беседа «Дикие животные».

НОД  «Знакомство с птицами»

НОД «Знакомство с представителями животного мира».

Наблюдения за растениями, деревьями.

Рассматривание картин:  картин художников, изображающих животный и растительный мир.

Прослушивание «Шум моря»; «Звуки природы»; «Голоса птиц».

Загадки о животных.

НОД.  Продуктивная деятельность. Ручной труд. Тема «Птицы в лесу».

Подвижные игры: «Журавли–журавли», «Совушка».

Дидактические игры:  «Съедобное–несъедобное», «Угадай животное», «Кто, где живет», игра с силуэтами, «Найди лист», «Чьи следы?»

Развлечение. Викторина «Знатоки природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ »

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культур...

Краткосрочный проект для детей старшей группы «Матрёшка» Проект "Белоствольная красавица"

Мотив:Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как вз...

Проект для детей старшей группы "Развитие детского изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста".

Развитие детского изобразительного творчестваи расширение диапазона творческих проявлений дошкольников"....

Проект информационный в старшей группе компенсирующей направленности «Историческое место –это гордость всей страны»

Памятники – это не только архитектурные сооружения со своей композиционной особенностью, но это, прежде всего, история. Каждый народ желает оставить своим будущим потомкам что–то в наследи...

Календарно - тематическое планирование на летний период в старшей группе на тему "Заповедная неделя. Самарская Лука"

Проект " Заповедная неделя. самарская Лука" - это  рекомендованный материал образовательной деятельности в рамках одной недели с детьми старшего дошкольного возраста - летний оздоровите...