"Прогулки в сентябре"
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Картотека прогулок на сентябрь месяц для старшего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь.
Карточка №1.
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
- учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
— формировать представление об осенних месяцах.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
- Какое сейчас время года?
- Как вы догадались, что осень?
- Перечислите характерные признаки осени.
- Почему осенью стало холоднее?
- Что делает человек осенью?
♦ Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.
Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели:
— учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы;
— воспитывать экологическую культуру.
Подвижные игры
«Третий лишний». Цели:
- учить соблюдать правила игры;
- развивать ловкость и быстроту бега.
- «Совушка».
Цели:
- учить ориентироваться в пространстве;
- развивать интерес к игре.
Подвижные игры
«Кто самый меткий?».
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
Индивидуальная работа
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Карточка №2.
Наблюдение за крапивой.
Цели:
- развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Красиво выглядит крапива, А поступает некрасиво: Чем к ней нежнее прикасаются, Тем хитрая больней кусается.
О каком растении говорят? (О крапиве.) Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Давно русские врачи писали: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам — она раны вычистит и заживит». В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, а также она хорошо останавливает кровь. Из нее делают бумагу, мешковину и веревки. Дело в том, что в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Крапива — многолетнее травянистое растение; распространено по всей территории нашей страны. Растет вдоль дорог, в тенистых и влажных лесах. Собирают листья в июне — августе.
Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности.
Трудовая деятельность
Работа на экологической тропе: уборка мусора возле водоема. Цели:
- приучать к чистоте и порядку;
вызывать желание трудиться в коллективе.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания).
Прыжки на двух ногах до флажка и обратно.
Подвижные игры
«Кто самый меткий?».
Цель: развивать самостоятельность, смекалку, смелость. «Чье звено скорее соберется?».
Цель: учить бегать на скорость.
Карточка №3.
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цели:
- расширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначении;
- формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.
Ход наблюдения
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит автобус?
- Что находится внутри автобуса?
- Для чего нужны поручни?
- Какие автобусы ездят по нашему городу?
- Как едет автобус?
Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.
На остановке столпотворенье:
Люди автобуса ждут с нетерпеньем,
Надо народу успеть на работу —
Всем поместиться в автобус охота.
Только обидно,
Что в транспорт бензиновый,
Все не войдут: он, увы, не резиновый!
Трудовая деятельность
Коллективная работа на огороде по уборке мусора. Цель: формировать навыки коллективного труда.
Подвижные игры
«Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели:
- учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
- развивать быстроту и реакцию;
— воспитывать смелость.
Индивидуальная работа
Развитие прыжков.
Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
Карточка №4.
Наблюдение за пауком.
Цели:
— расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях;
— формировать реалистические представления о природе.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец. (Паук.)
На кусты туман набросил Золотистые шелка, на опушке, возле сосен, слышу прялку паука. Он без устали и рьяно Нить прядет, сплетая сеть, чтоб над стеблями бурьяна вместе с ветром пролететь.
- Как выглядит паук?
- Как он передвигается?
- Где живет и чем питается?
- Как паук ловит насекомых?
- Есть ли враги у паука?
- Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?
♦ Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?
♦ Где зимуют пауки?
двух ногах, стоя к ней лицом и боком Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.
Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине — жди сухих солнечных дней.
Трудовая деятельность
Сбор семян.
Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
Подвижные игры
«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на).
Карточка №5.
Наблюдение за одуванчиком.
Цели:
- продолжать знакомство с лекарственным растением — одуванчиком;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- пополнить свой фитобар сбором лекарственных трав.
Ход наблюдения
«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке— одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит — одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).
«Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время — одуванчик раскрывается в 5—6 часов утра, а к 2—3 часам дня уже гаснут желтые огоньки» (Д. Зуев).
- К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.
Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение — до трех тысяч!
Ярко-желтый одуванчик! Ты зачем сменил кафтанчик? Был красивым, молодым, стал, как дедушка, седым!
Воспитатель задает детям вопросы.
- Как выглядит одуванчик?
- Как распространяются его семена? Правила поведения на природе
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и в строго указанные сроки.
Трудовая деятельность
Сбор лекарственных растений.
Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.
Подвижные игры
«Совушка».
Цель: учить действовать по сигналу. «У оленя дом большой».
Цель: закреплять умение соотносить движения с текстом.
Индивидуальная работа
«Смелые ребята».
Цели:
- упражнять в быстром беге;
- развивать ловкость.
Карточка №6.
Наблюдение за муравьем.
Цели:
— расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;
— вызывать интерес к окружающему миру.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Он — работник настоящий,
Очень-очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Сладко пахнут сосновой смолой Разогретые темные пни. Из иголочек высохшей хвои строят терем лесной муравьи. Расторопно, с рабочей сноровкой ставят балки и бревна кладут. Дело спорится бойко и ловко, будут в доме тепло и уют! Будут в тереме малые дети мирно спать под напевы дождей. Для того и встает на рассвете Работящий лесной муравей.
- Как выглядят муравьи?
- Как они передвигаются?
- Чем питаются?
- Как называется муравьиный дом?
- Из чего муравьи строят свой дом?
- Какие враги есть у муравьев?
Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
♦ Как готовятся муравьи к зиме?
Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Муравьи — хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.
Трудовая деятельность
Сбор урожая кабачков на огороде.
Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доставлять радость от собранного урожая не только себе, но и другим детям.
Подвижные игры
«Один — двое», «Пройди бесшумно».
Цель: учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений (использовать ходьбу как средство воспитания у детей выносливости).
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: воспитывать выносливость.
Карточка №7.
Наблюдение за мать-и-мачехой.
Цели:
- продолжать знакомство с лекарственными растениями;
- пополнять свой фитобар сбором лекарственных трав;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку. Он и мачеха, и мать.
Как цветочек этот звать? (Мать-и-мачеха.)
Есть у цветов мать-и-мачехи интересная особенность: они открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь — берегут капельку сладкого и драгоценного нектара. Когда цветочек мать-и-мачехи отцветает, он превращается в белую пушистую шапочку. Природа снабдила каждое семечко маленькой воздушной пушинкой — парашютиком, — которая помогает ему улететь подальше от материнского растения. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает.
Собирают листья в июне, июле. Настой листьев мать-и-мачехи применяется как отхаркивающее средство.
Трудовая деятельность
Сбор лекарственных растений.
Цель: пополнить фитобар детского сада.
Подвижная игра
«Каких листьев больше?».
Цель: развивать быстроту бега, мышление, ловкость.
Индивидуальная работа
«Прыгни дальше».
Цель: учить прыгать в длину с разбега.
Карточка №8.
Наблюдение за кошкой.
Цели:
- закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;
- воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка.)
Рыжий кот осенними
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
Тихо притаился
Он в траве густой
И с кустами слился
Шубкой золотой.
- Почему кошка — домашнее животное?
- Как выглядит домашняя кошка?
- Чем питаются кошки?
- Как называются детеныши кошки?
- Какие породы кошек вы знаете?
- Какую пользу людям приносят кошки?
- Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
- Докажите, что кошка — хищное животное.
- Сравните способности и характеры собак и кошек.
♦ Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?
Трудовая деятельность
Сбор урожая на огороде.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.
Подвижные игры
«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки». Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Карточка №9
Наблюдение за трудом взрослого на огороде.
Цели:
- активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям;
- побуждать принимать активное участие в сборе урожая.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Летом в огороде — Свежие, зеленые, А зимой в бочке — Крепкие, соленые. (Огурец.)
Он никого и никогда не обижал на свете. Так что же плачут от него и взрослые и дети? (Лук.)
♦ Какие овощи растут на нашем огороде?
♦ Какую работу вы выполняли вместе с воспитателями на огороде?
♦ Что делают взрослые на огороде?
Трудовая деятельность
Сбор ранних семян в цветнике; заготовка и сушка листьев Растений (для аппликаций, зимних букетов, гербария).
Цели:
- учить аккуратно собирать семена в бумажные пакеты;
- воспитывать настойчивость, экологическую культуру.
Подвижная игра
«Горелки».
Цель: закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение отстукивать мяч об пол двумя руками.
Карточка 10
Наблюдение за изменениями в одежде людей
Цели:
- продолжать формировать умения
- устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе;
- продолжать знакомить с многообразием явлений природы.
Ход наблюдения
Воспитатель проводит беседу
- Какое время года?
- Какая погода осенью?
- Расскажите, какую одежду мы носим осенью и почему?
- Какая есть одежда? (осенняя, зимняя, летняя)
- Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?
- Почему осенью ты не носишь шубу?
Загадки:
Если дождик - мы не тужим, бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)
Сижу верхом, не ведая на ком. (Шапка)
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф).
Разошлись мальчики в темные чуланчики,
Каждый пальчик - в свой чуланчик. (Перчатки)
Трудовая деятельность
Коллективная работа на огороде, сбор урожая.
Цель: - формировать навыки коллективного труда.
Подвижные игры
«Мяч водящему».
Цели: - учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил;
- развивать быстроту и реакцию;
- воспитывать смелость.
Индивидуальная работа
Развитие прыжков.
Цель: закреплять умение прыгать на одной ноге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
прогулки на сентябрь 1неделя
прогулки на 1неделю сентября в первую и вторую половину дня...
прогулки 3неделя сентября
прогулки на сентябрь разработанные на материалах сайта и собственных наработок...
прогулка 4неделя сентября
прогулки в первую и вторую половину дня...

"Сентиментальная прогулка по сентябрю".
Материал содержит размышления автора о судьбах инноваций и о своей судьбе в контексте происходящих в образовании инноваций....

прогулки на сентябрь. 5 компонентов.
прогулки в таблице, разработанные мной,будут полезны всем воспитателям....

перспективное планирование прогулки на сентябрь в подготовительной группе разработала воспитатель Блашенкова Елена Юрьевна
перспективное планирование прогулки поможет воспитателям планировать свою работу с детьми...

