Конспект занятия по познанию №2 в подготовительной к школе группе Тема: «Береги природу!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познанию

в подготовительной к школе группе «Береги природу!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_beregi_prirodu.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познанию №2

в подготовительной к школе группе

Тема: «Береги природу!»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская, двигательная.

Цель: формировать знания детей о профессии людей, занимающихся охраной природы.

Программное содержание: познакомить детей с профессиями людей, занимающихся охраной природы, формировать представление ребят о природе как о едином целом, закреплять знания детей о правилах поведения на природе.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки (птенцы в гнезде, корова ест сено, собака гуляет на поводке, маленький ребёнок ест за столом, мама убирается, лес); картинки о работе лесника, инспектора рыбнадзора; карточки для игры «Стоп»; раздаточный – пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемый результат: сформированы знания детей о профессии людей,  занимающихся охраной природы.

Структура занятия.

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

27 мин

1.

Работа в пособии

«Кто о ком заботится?»

4 мин

2.

Беседа

Лесник

4 мин

3.

Беседа

Эколог

5 мин

4.

Беседа

Инспекторы рыбнадзора

5 мин

5.

Физкультминутка

«Стоп»

3 мин

6.

Работа в пособии

«Зачеркни картинку»

3 мин

7.

Работа в пособии

«Кому помогают доктор и дети»

3мин

III

Заключительная часть

Итог занятия

2 мин

 Длительность занятия 30 минут.

Ход занятия

I. Вводная часть

- Ребята, сегодня мы собрались в зале для того, чтобы совершить путешествие в удивительный мир природы.

Посмотри, мой юный друг,

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы росы умывают.

Речка, лес, цветы, поля —

Сердцу милая земля.

Нам в любое время года

Красоту дарит природа

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

По М. Семкиной

II. Основная часть

  1. Работа в пособии  (задание 1) 

- Ребята, скажите, пожалуйста, что значит слово «забота».  (Это когда кто-то кому-то помогает делать то, что другой не может.)

- А как вы думаете, всем нужно, чтобы о них заботились, или кто-то может всё делать сам? (Взрослые могут делать всё сами.)

- Поиграем в игру. Я буду показывать картинки, а вы говорите, кто о ком заботится. (Взрослая птица кормит птенцов, хозяин заготавливает сено, хозяин выгуливает собаку, мама кормит малыша, папа и дети помогают маме убираться).

- Вот видите и взрослым нужна помощь. А теперь я вам покажу вот эту картинку. (Воспитатель показывает картинку с изображением леса.) Кто заботится о лесе?  (Птицы едят вредных насекомых.)

- Но в лесу и звери живут. Кто о них заботится? (Взрослые животные кормят и учат малышей.)

- Но мы говорили, что и о взрослых тоже надо заботиться. (Человек подкармливает лосей и других травоядных.)

- А о волках, например, никто не заботится? О лисах, о других хищниках?

Перед детьми возникает затруднение – они не знают, надо ли заботиться о хищниках.

- А обо всей природе кто будет заботиться? Не только о лесе, но и о реках, морях, степях, тундре, Северном полюсе? Или не надо заботиться – всё и так хорошо?

Решение могут предложить сами дети, а может подсказать воспитатель.

- Представьте себе, что в лесу нет ни волков, ни лисиц, ни других хищников. Что тогда будет? (Никто не будет ловить лосей, зайцев и других зверей.)

- Правильно. А мы с вами знаем, что хищники в основном нападают на больных и слабых животных. Если хищников не будет, то больные животные будут заражать здоровых, и все травоядные тоже погибнут. Значит, хищники нужны в лесу. А кто может заботиться о них? (Человек.)

Дети рисуют ответ в пустом прямоугольнике.

- Как называется профессия, когда человек заботится о лесе?

2. Беседа о профессии лесника

- Эта профессия называется лесник. Лесник обеспечивает сохранение леса, поддерживает в хорошем состоянии переданные под охрану места для туристов; задерживает браконьеров и доставляет их в полицию, забирает у них убитых животных и оружие, транспорт; принимает необходимые меры к тушению лесных пожаров; наблюдает за состояние природы и ведёт природный календарь, проверяет сообщения о происходящих изменениях: возникновении очагов вредителей и болезней леса. Лесник участвует в регулировании численности животных; проводит разъяснительную работу среди людей по правилам поведения в лесу и пожарной безопасности.

- В лесу под охрану берутся деревья, отличающиеся необыкновенными размерами (высотой, толщиной и т.п.) или особенной красотой – сросшиеся в несколько местах деревья, а также имеющие любопытную изогнутую форму, наросты или состоящие из нескольких (четырех и более) стволов, растущих из одного корня. В категорию редких входит и растения экзотических пород, привезённых из другой местности. Люди охраняют такие места и называют их памятниками природы.

- Но человек охраняет не только леса. Современному человеку нужно беречь всю природу, уметь разбираться в её законах и правилах. Это условие его выживания. Чтобы сохранить участки природы, в них запрещают хозяйственную деятельность. Такие территории называют заповедниками, если их главная цель лишь сохранить природу, или национальными парками, если они служат и для туристов, чтобы показать людям красоту природы. Но есть и небольшие, местные памятники природы и заказники, где растут растения, плавают, летают и бегают животные, которым трудно приходится в других, незащищённых местах. К сожалению, и в местах защищённых им не всегда живётся хорошо. Мусор, вытоптанные поля, срубленные деревья – далеко не самое страшное, что может случиться. Что же делать?

3. Беседа о профессии эколога

- Каждый человек может помочь делу охраны природы. Добровольные помощники друзей природы – экологи обычно объединяются в группы. Как вы думаете, какие предметы экологи берут с собой в поход? (Карту, компас, бинокль.)

- Люди оберегают и водоёмы. Многие родники могут быть засыпаны мусором. Экологи отыскивают их и определяют, что нужно сделать для их возрождения. Они собирают мусор и отвозят на свалку. Чтобы к их источнику было удобно подойти, обкладывают его мытыми крупными камнями. У спуска к источнику устанавливают табличку с его названием, указывая на ней фамилию людей, взявших над ними шефство.

- Помощи ждут не только родники, но и реки, и озёра. Чтобы возродить в реке жизнь, нужно сделать на её дне через каждые 100-200м завалы из камней. На них будут селиться водоросли и моллюски, которые станут очищать воду. Рядом начнут прятаться мальки рыб. Вода, преодолевая такой искусственный перекат, переливается и журчит. Это ей на пользу: сама вода, накатываясь на камни, насыщается кислородом. Преграды, заставляющие воду переливаться через них, такие же целители воды, как кислородная подушка для тяжелобольного. Для завалов на дно реки укладывают камни, преимущественно ноздреватые и шершавые, размером в несколько десятков сантиметров. Их можно навалить один на один или же опустить на дно несколько сеток с камнями по 20-50 кг каждая. Как показывает опыт, каменные завалы не только способствуют очищению воды, но и  увеличивают рыбные богатства реки. Особенное внимание люди уделяют водоохранным зонам. От них во многом зависит жизнь реки. Ширина водоохраной зоны может быть разной – от 20 до 100 м в зависимости от длины реки.

- В водоохранных зонах запрещаются распашка берегов и выращивание сельскохозяйственных культур, таких, например, как сахарная свёкла, кукуруза и другие; хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений. Запрещены выпас скота, добыча полезных ископаемых открытым способом. Нельзя в этих местах организовывать свалки мусора, строить базы отдыха, разбивать палатки. В водоохранные зоны запрещены заезд и стоянка автомобилей. Здесь нельзя выкорчёвывать кустарники и деревья. Как вы думаете почему? (Чтобы не загрязнять воду.)

- Совершенно верно. Но опасность для обитателей водоёмов представляют такие орудия рыболовства, как сети из лески, которые часто бросают в водоёме. Например, выхухоль может находиться под водой в течение нескольких минут, потом ему необходимо подняться к поверхности воды и подышать воздухом. Не заметив сеть, он запутывается в ней и умирает через 5-8 минут. Если размер ячеи обычной сети не меньше 4,5 см, у выхухоля есть шанс освободиться, но, попав в сеть из лески, он запутается и погибнет. Водоплавающие птицы, запутавшись в сети, гибнут от хищников или от голода.

- Сети нельзя продавать и использовать без специальных разрешительных документов. Однако на рынке рыболовных товаров широко распространены дешёвые лесочные сети. Рыбаки не дорожат ими – при разрыве или потере такой сети убытки небольшие, чего не скажешь об ущербе, нанесенном животным водоёма. Разве спрячешься от поставленных или брошенных сетей?!

4. Беседа о профессии инспектора рыбнадзора

- Кто же охраняет водных обитателей и следит за порядком на водоёмах?  

- Этим занимаются инспекторы рыбнадзора. Так же, как и лесники, они  следят за соблюдением правил рыбалки, задерживают нарушителей, штрафуют их или доставляют в полицию.

- Помогаете ли вы своим родителям убираться дома?  Что собирается после уборки? (да, мы помогаем убираться, собираем и выносим мусор.)

- Молодцы. Но людей много, в результате около городов и сёл образуется много мусора. Поэтому особое внимание необходимо уделять свалкам мусора. Сколько ещё источников загрязнения не учтено! В основном это небольшие сельскохозяйственные фермы, склады удобрений и ядохимикатов, консервные цеха, свалки мусора, гаражи, места стихийной мойки автомашин. И здесь непочатый фронт работ для небезразличного к судьбе природы человека.

- Основные правила содержания свалок следующие. Места свалок должны быть согласованны со специальными службами, охраняющими природу, и разрешены местными органами власти. Территория, выбранная под свалку, не должна затапливаться во время паводков и располагаться на местности выше родников, колодцев, источников рек и других водоёмов. На свалках нельзя складировать ядовитые и другие вредные вещества. Если эти правила нарушены – бейте тревогу. На местах отдыха людей в лесу или на берегу водоёма можно поставить табличку вот с такими стихами:

Ёж пыхтит и морщится:

Что я вам, уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте чистоту!

- Лесники и инспектора рыбнадзора заботятся о лесах и водоёмах. А как мы им можем помочь? Например, как вести себя в лесу, чтобы сохранить его? (Надо вести себя тихо, чтобы не напугать птиц и зверей. Не разрушать муравейники, не ломать ветки деревьев. Это и будет наша помощь лесу.)

- А цветы в лесу рвать можно? (Конечно, ведь они красивые.)

- Но ведь если каждый житель города сорвёт в парке или природном лесу по красивому цветочку, их там не останется. (Тогда лучше не трогать цветы в парках, не собирать их, ведь всё равно они очень быстро завянут.)

- А можем мы заботиться о природе в своей квартире? (Наверное, нет.)

- Как вы думаете, откуда в городе вода, которая льётся из крана? (Из водоёмов.)

- Значит, если мы будем бережно относиться к воде, льющейсяся из крана, то мы сохраним водоёмы. Таким образом, заботиться о природе можно даже в своей квартире.

5. Физкультминутка. Игра «Стоп»

 Дети под музыку двигаются. По сигналу воспитателя «стоп» они принимают позу (нарисованную на карточке), изображающую правило поведения в природе.

- Давайте поиграем и покажем картинки с предупреждающих табличек. Что на них изображено? (Правила поведения на природе: уборка мусора, тушение костра, подкормка животных.)

6. Работа в пособии (задание 2)

- Рассмотрите внимательно картинки. Здесь показано то, как люди ведут себя около водоёмов. Все ли из них соблюдают правила поведения на природе?

- Зачеркните ту картинку, где люди ведут себя неправильно.

- Какие правила поведения у водоёма у нас получились?

- А какие правила поведения на природе вы ещё знаете?

7. Работа в пособии (задание 3)

- Рассмотрите рисунок и скажите, кому помогают доктор Айболит, Таня и Ваня.

- А как это всё можно назвать одним словом? (Лес, природа.)

III. Заключительная часть

Итог занятия

- Можете ли вы теперь рассказать, кто и как заботится о природе? (Люди.)

- Как называются профессии людей, которые помогают охранять природу? (Экологи, лесники, инспектора рыбнадзора.)

- А что можете вы делать, чтобы помочь природе? (Убирать мусор, не ломать деревья, не рвать цветы, не бросать ничего в воду и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.Тема: «Остров на море лежит

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.   Тема: «Остров на море лежит             Град на острове стоит…» З...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе. Тема: "Волшебная иголочка"

Предлагаю пример конспекта занятия по обучению детей шитью с использованием картонного шаблона. На занятии используют схемы по технике безопасности и трудового процесса как средства для развития речи ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группе Тема: «Береги природу!»

Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группеТема: «Береги природу!» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Эколята – защитники природы»

Цель:  сформировать у детей основы экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе,  формировать желание знать правила поведения в лесу и ...

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группе " Эколята -защитники природы"

В конспекте интегрировано несколько видов деятельности. Умения и навыки , полученные на занятии, дети легко могут перенести в другие виды деятельности....

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группе " Эколята -защитники природы"

В конспекте интегрировано несколько видов деятельности. Умения и навыки , полученные на занятии, дети легко могут перенести в другие виды деятельности....