Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Металл и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конева Елена Николаевна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием технологии развивающего обучения, ТРИЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

«Металл и его свойства»

Составила:

Конева Е. Н., воспитатель

Тема: Металл и его свойства.

Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.

Образовательная область. Познавательное развитие.

Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.

Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.

Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Форма организации: группа воспитанников

Уровень подготовленности детей:

  • Имеют элементарные представления о металле;
  • Обладают навыками целеполагания;
  • Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.

Цель. Знакомство детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук.

3. Закрепить правила обращения с горячими предметами.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Упражнять детей в отгадывании загадок.

3. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

4. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.

5. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы сверстников.

2. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей, умение выслушивать друг друга.

Ресурсное обеспечение:

Программно-методическое:

•        Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.

•        Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;

•        Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.:

•        Дыбина О. В., Рахманова Н. П.. Щетинина В. В. Неизведанное рядом:  опыты и эксперименты для дошкольников.  – М.: ТЦ Сфера, 2010.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Демонстрационный материал:  картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д.), металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.), изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).

Раздаточный материал:

Словарная работа.

Обогащение словаря: теплопроводность, магнетизм

Активизация словаря: звук

Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Предварительная работа:

  • экспериментирование по выявлению свойств металла;
  • игры с металлическими игрушками (машинки, конструктор);
  • игры и опыты с магнитами.

Педагогические эффекты:

  • расширятся знания детей о металле и его свойствах;
  • дети научатся работать в парах, группе;
  • закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.

Структура занятия

Вводная часть.

  • Эмоциональное вхождение в занятие: сюрпризный момент – конверт с заданиями от Фиксиков;
  • Загадывание загадок.

Основная часть.

  • Разгадывание загадок
  • Рассказ металлах от Маси и Папуса
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Игровая деятельность
  • Физминутка

Заключительная часть

  • Рефлексия в форме игры
  • Подведение итогов занятия

Ход занятия.

Сюрпризный момент.

До прихода детей организую выставку «Мир металла» (изображения предметов из металла) и кладу рядом большой конверт с заданиями от Фиксиков с их изображением и письменным обращением к детям.

Воспитатель: Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт). Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? (Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена). 

Читает письмо-обращение к детям:

"Здравствуйте, ребятишки старшей группы детского сада "Радуга Детства». Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – роботы Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"

Воспитатель: Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.

(Ложка)

Бьют Ермилку

По затылку,

А он не плачет,

Только ножку прячет.

Бьют парнишку по фуражке,

Чтоб пожил он в деревяшке.

(Гвоздь)

Полежит он без вниманья

Целый день в твоем кармане.

Без него домой придешь -

В дом не попадешь.

(Ключ от замка)

Идет пароход —

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Всех на свете обшивает

Что сошьет - не надевает.

(Игла)

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик.

(Ножницы)

У него большой живот,

А совсем не бегемот.

Хобот—нос приподнял он,

Но, однако же, не слон.

И пыхтит он через нос

На плите как паровоз.

(Чайник)

Воспитатель: Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла). Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические). Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).

Рассказ о металлах от Маси и Папуса:

        Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал «металл». Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.

Опытно-экспериментальная деятельность

  • Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
  • Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
  • Определение веса: детям предлагается взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.
  • Звук металла: детям предлагается выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.
  • Ржавчина: предлагается рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой? Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.

Дети дают ответы, которые дополняются, обобщаются воспитателем: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.

Музыкальная физминутка    «Фиксики — помогатор»

 

Игровая деятельность

Игра «Отгадай, чей звук».

- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит: металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).

Игра «Определи на ощупь».

- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).

Игра «Кто больше».

- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).

Рефлексия.

Воспитатель: Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.). Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью), с помощью какого свойства металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом), что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).

Игра «Правда – неправда»

Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо:

- Не нагревается на солнце.

- В воде не тонет.

- На огне нагревается!

- Тонет в воде!

- Намагничивает деревянные предметы.

- Под воздействием влаги ржавеют.

- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).

- Блестящие!

- Металлы звонкие!

Воспитатель: Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня, после сна напишем и нарисуем им! Согласны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе

Технологическая карта занятия по познавательному развитию «Земля – наш общий дом» в старшей группе...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию для средней группы "Воздушные шары"

Целью данной работы является: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о резине...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию "В магазине подарков (знакомство с профессией продавца)"

Занятие в форме путешествия в торговый центр, в ходе которого дети попадают в разные отделы и знакомятся с их названиями и товарами. Кроме этого, происходит закрепление правил поведения покупателя в м...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию на тему: "Волшебные свойства воды"

Ознакомление детей со свойствам воды через экспериментальную деятельности....

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»

Технологическая карта занятия  по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию  детей старшего дошкольного возраста ...